Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «В гости осень к нам идет»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе                     на тему  «В гости осень к нам идет»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе                     на тему  «В гости осень к нам идет»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в природе; продолжать учить различать некоторые деревья; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.

Задачи:
Познавательное развитие

  • Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
  • Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
  • Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.
  • Развивать внимание, память;
  • Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.  

Социально коммуникативное развитие

  • Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
  • Воспитывать чувство любви к родной природе;
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе;
  • Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
  • Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Речевое развитие

  • Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
  • Закреплять умение отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов.
  • Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

Художественно эстетическое развитие

  • Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус прослушивая произведение П.И.Чайковского

Физическое развитие

  • Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Оборудование: аудиозапись П.И.Чайковского «Осень», магнитные буквы, иллюстрации осени, листочки, мяч.

ХОД  НОД.

Организационный момент.   Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень».

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья (показываю на детей).

Мы сейчас пойдем направо (идут вправо),

А теперь пойдем налево (идут налево),

В центре круга соберемся (идут в круг),

И на место все вернемся (возвращаются назад).

Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу),

И опять играть начнем (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Ребята отгадайте загадки

1. Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (Осень)

2. Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали… (Урожай)

3. Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

 

4. Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

5. В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Посмотрите на картину. Итак, о чем наш сегодняшний разговор? (Золотая осень.)

Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разной. Какая бывает осень? ( Ранняя, поздняя, золотая, и др).

- Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай).

Воспитатель: А сколько месяцев длится осень?

Назовите осенние месяцы ( Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Давайте произнесем название первого осеннего месяца. (Сентябрь)

Кокой звук слышится первым в этом слове? Найдите букву "С" и прикрепи ее на доску.

Произнесите название второго осеннего месяца. (Октябрь) Какой звук слышится первым в этом слове? Найдите букву "О" и прикрепи ее на доску. Давайте произнесем название третьего осеннего месяца (Ноябрь). Какой звук слышится первым в этом слове? Найдите букву "Н" и прикрепите на доску.

Посмотрите внимательно и попробуйте прочитать слово, которое у нас получилось. Скажите пожалуйста, что это за слово? (СОН) Правильно к концу ноября вся природа как будто погрузится в сон, и будет отдыхать. Как изменятся наши деревья? Что такое листопад?

Воспитатель: Авы знаете, как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Игра «Осенние слова».

-  Ребята, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).

-  Отлично!  Хочется похвалить, что говорили четко, внятно.

- Как готовятся к зиме звери?  (Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние.  У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище).

-  Какие работы у людей  в  сентябре  в саду и в поле?  (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают).

- Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь. Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?  (Листопадом).

-  А почему у деревьев опадают листочки?  (Мало солнца, стало холодно).

-  А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?  (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).

Физминутка «Мы – листики осенние»

Воспитатель: Давайте представим, что мы превратились в листики и ветер кружит листья .

 

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. ( Листья собирают в букет и вновь ставятся в вазу).

 

Игра «Подбери действие».

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

- Давайте мы встанем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

(Я кидаю вам по очереди мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

За осенью идёт… (Зима)

А после зимы... (Весна)

После весны идёт... (Лето)

А за летом наступает…(Осень)

Воспитатель: Потом всё повторяется в природе.

Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

(после игры дети садятся на стулья)

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.


Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Рефлексия:

Воспитатель: Вы ребята сегодня большие молодцы. Мне очень понравилось с вами сегодня играть. Давайте себя погладим по голове и скажем: « Я сегодня молодец!»

- О каком времени года мы сегодня говорили?                                                                          - Что вам понравилось больше всего?                                                                                         - Какое задание вызвало у вас затруднения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: В гостях у бабушки.

Программное содержание: Учить детей отвечать полным предложением на вопросы воспитателя; закрепить умение пересказывать художественное произведение; активизировать словарь; развивать связную речь дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»

Программное содержание:Закреплять с детьми названия геометрических фигур.Продолжать учить определять размеры геометрических фигур (большой-маленький, толстый-тонкий, узкий-широкий).Повторить сче...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»

Программное содержание:Закреплять с детьми названия геометрических фигур.Продолжать учить определять размеры геометрических фигур (большой-маленький, толстый-тонкий, узкий-широкий).Повторить сче...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»

Программное содержание: 1.Познакомить детей с новым видом загадок - загадками-метафорами.2.Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах загадок.3.Закреплять знания детей об особенност...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «В гости фокусника ждали»

Цель: Совершенствование грамматически правильной речи у дошкольников в процессе проблемно-поисковой деятельности. Задачи:Образовательные:    -Упражнять детей в умении выделять предлоги ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие в осень».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «Путешествие в осень».Цель:1) Помочь детям увидеть многоцветие осени; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.Задачи:...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Сравнение лета и осени».

Цель: развитие операций сравнительного анализа; обогащение и уточнение словаря по теме: «Времена года»...