«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста по-средством включения в опытно-экспериментальную деятельность»
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Копьева Галина Ивановна

В статье приведен опыт использования цифрового микроскопа EVA в работе подготовительной к школе группы с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx433.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного      возраста посредством включения в опытно-экспериментальную  деятельность»

 Сообщение из опыта работы

Утверждаю:

Заведующий МДОУ «Детский сад

Комбинированного вида №221 «Росинка»

______________________ Т. П. Курицына

Воспитатель высшей квалификационной категории: Копьева Г. И.

2024 г.

 


С самого раннего возраста ребёнок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме опытно-экспериментальной  деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления и развитие познавательного интереса.  

Классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Для этих целей в нашей группе оборудован уголок экспериментирования.

C:\Users\мм\Desktop\Фото экперимент\20170209_151737.jpg

В уголке экспериментальной деятельности  выделены:

  1. место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
  2. место для хранения приборов;
  3. место для хранения оборудования;
  4. место для хранения материалов (природного, "бросового");
  5. место для полочки «Умных книг».

Для ведения фиксации детского экспериментирования хранятся:

  • дневники;
  • картотека опытов;
  • схемы проведения опытов;
  • карточки подсказки.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

-     безопасность для жизни и здоровья детей;

-     достаточность;

-     доступность расположения;

-     мобильность.

В нашем распоряжении имеются обычные оптические  микроскопы фирмы ЛЕВЕНГУК,  а среди инновационного оборудования, которое позволило расширить возможности традиционного средства обучения, особое место занимает цифровой микроскоп. Привычное средство с новыми возможностями. Цифровой микроскоп – это разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода изображения на экран.

        

Существуют определенные преимущества в использование того и другого микроскопов. Так, цифровой микроскоп EVA обеспечивает:

-  3 диапазона главных оптических увеличений 50х-100х, 100х -200х, 200х-400х.

- возможность передачи в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцессов, его хранения, отображения на экране, распечатка;

- главный корпус микроскопа Eva можно отделить от основания и использовать в качестве переносного микроскопа, это даёт возможность более качественно и интересно проводить опытно-исследовательскую деятельность;

-возможность изучать объект не одному ребенку, а группе детей одновременно;

- изучать объект в динамике, то есть проводить видеосъемку для отображения промежуточных стадий превращений (например: процесс прорастания семян);

-создавать видеофильмы, фотоальбомы по изучаемой лексической теме.

Но в тоже время не будем забывать, что дети по своей природе естествоиспытатели, стремящиеся постигнуть тайны мироздания, поэтому актуальным остаётся и  обычный световой микроскоп, так как для детей вся суть микроскопа именно в том, что бы заглянуть  в окуляр,  самостоятельно вглядеться одним глазом в неведомый и удивительный окружающий мир.

Мы выделили  лексические темы, в рамках которых применение цифрового микроскопа наиболее интересно и целесообразно.

Тема

Материал для исследований

1.

Луговые и комнатные растения

Части растения: цветы, плоды и т.д.

2.

Фрукты и овощи

Кожура, семена, мякоть, листья и т.д.

3.

Деревья

Листья, цветы, плоды, кора, древесина и т.д.

4.

Продукты питания

Кристаллы соли, сахарного песка, горошины перца и т. д.

5.

Моё тело

Кожа, волосы, ногти и т.д.

6.

Одежда, обувь

Различные виды тканей и материалов.

7.

Дикие и домашние животные

Шерстинки, мех и т.д.

8.

Птицы

Перья.

9.

Насекомые

Различные виды насекомых, части тела насекомого

10

Рыбы

Живые рыбки в аквариуме, части тела рыбы, чешуя

11.

Профессии и инструменты

Различные виды материалов: дерево, железо и т.д.

Дети имеют возможность самостоятельно рассмотреть образцы препаратов с помощью микроскопа, а также увидеть картинку на экране, выведенную с помощью цифрового микроскопа.

C:\Users\мм\Documents\Digital Viewer\Single Shots\S20161118_0018.jpg        C:\Users\мм\Documents\Digital Viewer\Single Shots\S20161118_0005.jpg        C:\Users\мм\Documents\Digital Viewer\Single Shots\S20161117_0007.jpg        

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому у нас нет четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром.

У детей появилась большая заинтересованность в опытно-экспериментальной деятельности, они с нетерпением ждут новых открытий и ещё одну возможность заглянуть в тайны микромира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Лэпбук– как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация была разработана с целью ознакомления родителей с иновационной педогигической технологией Лэпбук, как средство обучения....

Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе описывается реализация педагогического проекта "Белая березка"....

"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...

презентация "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Эта презентация поможет логопедам и воспитателям разобраться в том как самомтоятельно сделать интерактивную папку для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Лэпбук - это современное средство д...

Лепбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно зан...

"Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука....

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...