«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста по-средством включения в опытно-экспериментальную деятельность»
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В статье приведен опыт использования цифрового микроскопа EVA в работе подготовительной к школе группы с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 433.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность» |
Сообщение из опыта работы |
Утверждаю:
Заведующий МДОУ «Детский сад
Комбинированного вида №221 «Росинка»
______________________ Т. П. Курицына
Воспитатель высшей квалификационной категории: Копьева Г. И. 2024 г. |
С самого раннего возраста ребёнок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме опытно-экспериментальной деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления и развитие познавательного интереса.
Классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
Для этих целей в нашей группе оборудован уголок экспериментирования.
В уголке экспериментальной деятельности выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
- место для хранения приборов;
- место для хранения оборудования;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для полочки «Умных книг».
Для ведения фиксации детского экспериментирования хранятся:
- дневники;
- картотека опытов;
- схемы проведения опытов;
- карточки подсказки.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения;
- мобильность.
В нашем распоряжении имеются обычные оптические микроскопы фирмы ЛЕВЕНГУК, а среди инновационного оборудования, которое позволило расширить возможности традиционного средства обучения, особое место занимает цифровой микроскоп. Привычное средство с новыми возможностями. Цифровой микроскоп – это разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода изображения на экран.
Существуют определенные преимущества в использование того и другого микроскопов. Так, цифровой микроскоп EVA обеспечивает:
- 3 диапазона главных оптических увеличений 50х-100х, 100х -200х, 200х-400х.
- возможность передачи в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцессов, его хранения, отображения на экране, распечатка;
- главный корпус микроскопа Eva можно отделить от основания и использовать в качестве переносного микроскопа, это даёт возможность более качественно и интересно проводить опытно-исследовательскую деятельность;
-возможность изучать объект не одному ребенку, а группе детей одновременно;
- изучать объект в динамике, то есть проводить видеосъемку для отображения промежуточных стадий превращений (например: процесс прорастания семян);
-создавать видеофильмы, фотоальбомы по изучаемой лексической теме.
Но в тоже время не будем забывать, что дети по своей природе естествоиспытатели, стремящиеся постигнуть тайны мироздания, поэтому актуальным остаётся и обычный световой микроскоп, так как для детей вся суть микроскопа именно в том, что бы заглянуть в окуляр, самостоятельно вглядеться одним глазом в неведомый и удивительный окружающий мир.
Мы выделили лексические темы, в рамках которых применение цифрового микроскопа наиболее интересно и целесообразно.
№ | Тема | Материал для исследований |
1. | Луговые и комнатные растения | Части растения: цветы, плоды и т.д. |
2. | Фрукты и овощи | Кожура, семена, мякоть, листья и т.д. |
3. | Деревья | Листья, цветы, плоды, кора, древесина и т.д. |
4. | Продукты питания | Кристаллы соли, сахарного песка, горошины перца и т. д. |
5. | Моё тело | Кожа, волосы, ногти и т.д. |
6. | Одежда, обувь | Различные виды тканей и материалов. |
7. | Дикие и домашние животные | Шерстинки, мех и т.д. |
8. | Птицы | Перья. |
9. | Насекомые | Различные виды насекомых, части тела насекомого |
10 | Рыбы | Живые рыбки в аквариуме, части тела рыбы, чешуя |
11. | Профессии и инструменты | Различные виды материалов: дерево, железо и т.д. |
Дети имеют возможность самостоятельно рассмотреть образцы препаратов с помощью микроскопа, а также увидеть картинку на экране, выведенную с помощью цифрового микроскопа.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому у нас нет четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром.
У детей появилась большая заинтересованность в опытно-экспериментальной деятельности, они с нетерпением ждут новых открытий и ещё одну возможность заглянуть в тайны микромира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Лэпбук– как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация была разработана с целью ознакомления родителей с иновационной педогигической технологией Лэпбук, как средство обучения....
Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В данной работе описывается реализация педагогического проекта "Белая березка"....
"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...
презентация "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Эта презентация поможет логопедам и воспитателям разобраться в том как самомтоятельно сделать интерактивную папку для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Лэпбук - это современное средство д...
Лепбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно зан...
"Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука....
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель: 1. Изучение нов...