Познавательно-исследовательский проект в старшей группе с ТНР «Мой край родной»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Копьева Галина Ивановна

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Знакомство детей с малой родиной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_kray_rodnoy_23-24.docx713.54 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  №221  «РОСИНКА»

«Мой край родной»

Познавательно-исследовательский проект                                          в старшей группе с ТНР

Воспитатели высшей квалификационной категории: Копьева Г. И., Булатецкая Ю. А.

2023-2024 уч. год

C:\Users\мм\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2024-04-03-13-41-51.jpg

 


ПАСПОРТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 

Название проекта

Мой край родной

Основная идея проекта

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

        Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.

Знакомство детей с малой родиной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве,  остаются в памяти человека на всю жизнь.

Члены авторского коллектива

Воспитатели старшей группы с ТНР «Светлячок»: Копьева Г. И., Булатецкая Ю. А., учитель-логопед Калихман О. Ю.

Вид
проекта

познавательный

Взаимодействие с педагогическим коллективом (основные формы участия педагогов в проекте)

Активная методическая работа,  интеграция деятельности по формированию патриотизма.

Взаимодействие с воспитанниками (основные формы участия воспитанников в проекте)

Специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка, самостоятельная детская деятельность.

Взаимодействие с родителями (основные формы участия родителей в проекте)

Оказание консультативной помощи.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Обоснование необходимости проекта

Актуальность проекта определяется стремлением расширить знания детей о  природе,  истории, культуре нашей малой Родины.

  1. Основные цели и задачи проекта

Цель:

Создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному городу через организацию проектной деятельности с детьми и родителями.

Задачи:

  • дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности;
  • расширить знания детей о флоре и фауне города;
  • воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
  • организовать работу с родителями по привлечению их с ознакомлением детей с достопримечательностями города, историей и культурой родного города, его природой;  
  • развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
  1. Основные целевые группы, на которые направлен проект:

Воспитанники 1 старшей группы с ТНР «Светлячок».

Педагоги: воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Родители воспитанников.

  1. Механизм и календарный план реализации проекта (основные этапы и сроки реализации проекта)

Срок реализации проекта: краткосрочный (1.04.2024 г. –1.05 2024 г.)

Этапы проекта

 I этап

 - Формулирование целей и задач проекта;

 - Изучение литературы по теме проекта;

 - Анализ предметной среды группы.

II этап

- Практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых;

- Проведение бесед, рассматривание и чтение книг о родном городе, проведение дидактических игр, сюжетно-ролевых игр по расширению представлений о родном крае. Консультации для родителей;

- Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, журналов.

 III этап – итог

- Презентация проекта «Мой край родной». Проведение игры-викторины «Я живу в Саратове».

  1. План-график работ

Виды деятельности

Формы
работы

Тема, цель, содержание

Ответственные

Игровая

  • Игры с правилами
  • С/Р игры
  • Дидактические

  • Словесные

«Золотые ворота», «Колечко», «Дядюшка Трифон», «Горшки», «Горелки»

«Туристическое бюро»

«Прогулка по городу», «Лото Саратов», «Сложи картинку», «Проложи маршрут»

«Где я был не скажу, лишь об этом расскажу», «Волшебный микрофон»

Воспитатели

Муз. руководитель

Коммуникативная

  • Беседы

«Я в Саратове родился», «Достопримечательности нашего города», «Знаменитые люди нашего края»

Воспитатели

Логопед

Познавательно-исследовательская

  • Просмотр презентаций
  • Просмотр мультфильма

«Саратов», «Животный мир нашего края»,

«Мы живем в России»

Воспитатели

Воспитатели

Изобразительная

  • Аппликация
  • Лепка
  • Рисование
  • Раскрашивание
  • Рассматривание

«Моя улица»

«Саратовская игрушка»

«Салют над городом»

Раскраска «Раскрась любимый город»

В. Борисов -Мусатов «Водоем», П. Кузнецов «Вечер в степи», П. Уткин «Вечер на Волге»

Воспитатели

Музыкальная

  • Слушание

  • Разучивание песни

Гимн Саратова

Звон колоколов

«Я, я, я в Саратове живу…»

Воспитатели

Муз. руководитель

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Чтение

В. Шатько «Саратовские сказки»

Небылицы, дразнилки, потешки

Воспитатели

Логопед

Ожидаемые результаты проекта:

  • расширение и активизация знаний у детей о родном городе, его природе;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей;
  •  пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю;
  • заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.

Достигнутые результаты

Благодаря целенаправленной работе, у дошкольников расширились представления о родном городе, его достопримечательностях и трудовых буднях жителей города Саратов. У детей и родителей повысился интерес к благоустройству родного детского сада, города, к месту, где ребёнок родился и живет. История нашего города уходит в далёкое прошлое, и очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Материалы к проекту:

1. Паспорт проекта «Мой край родной».

2. Приложение:

•        Электронная презентация «Саратов – мой город родной» (знакомство детей с достопримечательностями родного города).

•        Картотека дидактических игр.

•        Рисование: «Шарики ко дню города», «Ночной город».

•        Аппликация: «Моя улица».

•        Консультация для родителей «Как знакомить детей дошкольного возраста с историей родного края».

•        Фотовыставка  «Мой любимый уголок Саратова».

Используемая литература:

  1. Н.Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  2. Гришаева Н.П., Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет : система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 320 с. — (Тропинки).
  3. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом
  4. Саратов. Раскрась любимый город.- Саратов: «Издательский дом «Волга», 2016.
  5. Максимов Е. К. Имя твоей улицы - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986.
  6. Максимов Е. К., Валеев В. Саратов на старых открытках - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Как живёшь, мой край родной?»

Занятие по экологическому воспитанию для детей старшей группы детского сада. Цель занятия - закрепить знания детей о природе родного края, о пользе, которую приносит живая природа людям. Подвести к по...

План-конспект познавательной деятельности в старшей группе №9 на тему:"Край родной, навек любимый."

Программное содержание: Формировать патриотические чувства, гордость за родной город, познакомить с историей города Энгельса. Продолжать знакомить детей с культурой России, приобщать к истокам народно...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе Тема: «Зимующие птицы нашего края»

Цель проекта: Формирование экологической культуры детей через привитие любви к птицам. Задачи:Образовательные:Закреплять знания о  зимующих птицах.Расширять знания об условиях жизни в зимний...

Непрерывная образовательная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Путешествуем по родному краю" (по карте Омской области)

НОД по познавательно-исследовательской деятельности построено в виде путешествия, где дети закрепляют знания о животном и растительном мире Омской области....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Безопасность на воде (Речка, реченька, река родного края Мокша, Сура)"

Программное содержание: Расширять представление об окружающем мир. Реки и их характерные признаки, возникновение рек. Познакомить с крупными реками Мордовии: Сура, Мокша, Инсар. Учить составлять по па...