Проект "Родной край - люби и знай"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В настоящее время дети мало знают своём о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.
Сегодня очень важно изучать историю малой Родины. Малая Родина – это не просто географическое место на карте. Сами по себе ни любовь к Родине, ни ответственность за судьбу родного края возникнуть не могут. Они воспитываются годами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого-краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Проект "Родной край - люби и знай"
Паспорт проекта
Вид проекта: Познавательно-творческий
Руководитель проекта: Воспитатель подготовительной к школе группы Сысоева В.И.
Состав проектной группы: Воспитатели, родители, воспитанники старшей и подготовительной к школе группы
Образовательная область: Познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Возраст участников проекта: 6-7 лет.
Вид проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: 01.09.2023 - 31.05. 2024
При проведении мониторинга
В настоящее время дети мало знают своём о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.
Сегодня очень важно изучать историю малой Родины. Малая Родина – это не просто географическое место на карте. Сами по себе ни любовь к Родине, ни ответственность за судьбу родного края возникнуть не могут. Они воспитываются годами.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.
Константин Симонов
Отрывок из стихотворения «Родина»
Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал”
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы патриотического воспитания.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В связи с вышеизложенным мы поставили цель:
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, расширение знаний и представлений о родном крае, развитие национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть
- Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
- Познакомить детей с природой родного поселка, с разнообразием флоры и фауны.
- Познакомить детей с историей посёлка Репино и её символами (герб, флаг, гимн);
- Познакомить детей с жизнью и деятельностью известных и знаменитых людей посёлка Репино.
Развивающие:
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю;
- Воспитывать гордость за соотечественников, достигших успехов в разных областях деятельности.
- Воспитывать уважения к труду;
Организационный этап.
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Изучение методической литературы для реализации проекта.
- Подбор наглядно-дидактического материала.
- Создание предметно-развивающей среды.
Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение различных видов деятельности детей в комплексе:
- в образовательной деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников)
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий)
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)
Одним из условий успешной реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является сотрудничество с родителями воспитанников.
В ходе родительских собраний, консультаций, бесед мы рассказывали родителям о важности приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края. Родители принимали активное участие в создании предметно-развивающей среды, оснащении и оборудовании уголков краеведения в группах, оборудованием клумб на территории детского сада, активно участвовали в организации тематических прогулок и экскурсий
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса.
Во всех видах деятельности мы чередовали обязательные общие темы с региональными.
У нас в Репино самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.
В группе создана необходимая предметно – развивающая среда по экологическому воспитанию детей: экологическая лаборатория, уголок природы, оформлены альбомы, буклеты «Репино –наш общий дом», «Фауна Репино», «Флора Репино», и другие, имеется много художественной литературы по экологии, на участке детского сада: экологическая тропа, уголок леса, сада, клумбы.
Планируемый результат: Обогащенные знания детей об истории и красоте родного края; о людях, живших в посёлке и их творчестве, прославивших посёлок Репино. Сформировано чувство гражданственности, гордости за свою малую Родину.
Формы работы
- Образовательная деятельность;
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- Составление творческих рассказов.
- Составление описательных рассказов о достопримечательностях посёлка.
- Разучивание стихов и песен о Родине, о посёлке, знакомство с пословицами и поговорками о Родине.
- Художественно-творческая деятельность;
- Организация выставок и творческих работ;
- Слушание музыки;
- Праздники и досуги;
- Ознакомление детей с природой в повседневной жизни;
- Экскурсии с родителями
- Наблюдения.
- Труд в природе;
- Работа с родителями
«Родной посёлок Репино»
- История посёлка Репино
- Гимн, герб, флаг
- Достопримечательности посёлка
«Известные и знаменитые люди посёлка Репино»
- Илья Ефимович Репин - великий русский художник
- Корней Иванович Чуковский - знаменитый детский писатель
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович - великий советский композитор
Вениами́н Ефи́мович Ба́снер - Советский и российский композитор
«Природа посёлка Репино»
- Деревья нашего посёлка
- Животные нашего посёлка
- Птицы нашего посёлка
- Обитатели финского залива
- Нерпы
Для проведения исследовательской работы была проведена беседа с детьми по наиболее важным аспектам патриотического воспитания, с целью выявить уровень знаний о семье, родном посёлке, стране, символике, национальных праздниках.
Проведена предварительная использованием бесед с показом картин, иллюстраций, фотоальбомов, чтение художественных произведений. Для выбора и проведения обследования мы изучили соответствующую литературу: Программу по патриотическому воспитанию дошкольников Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живём в России», методические пособия Л.А. Кондрыкинской «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду», Т.В. Смирновой,
Т.Ю. Филипповой «Дошкольникам о Москве и родной стране».
Для изучения исходного уровня патриотического воспитания старших
дошкольников нами была выбрана методика по выявлению уровня знаний о
родном посёлке (авторы Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова) [15].
Анализ ответов детей позволил нам сделать вывод об уровне знаний
детей о родном посёлке.
«Родной посёлок Репино»
Рассказ воспитателя «Мой родной посёлок» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям).
Рассказ воспитателя о достопримечательностях посёлка.
Виртуальная экскурсия по посёлку
Рассматривание фотографий о родном посёлке.
Рассматривание карты посёлка
Рассматривание схем улиц.
История переименования посёлка
Беседа о флаге, гербе Репино,
Прослушивание гимна Репино
Рисование герба Репино
Изготовление познавательных альбомов.
Рисование на тему «Посёлок, в котором я живу».
Разучивание стихов и песен о Репино.
Викторина «Что ты знаешь о природе посёлка
Оформление альбомов о посёлке.
Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь»
Рассказы детей о родном крае.
Викторина "Родной край - люби и знай"
Родители вместе с детьми с интересом участвовали в создании выставки «Герб семьи». Все с гордостью рассказывали о своих семьях, о семейных увлечениях, о том, что больше всего ценят в их семье.
«Известные и знаменитые люди посёлка Репино»
- Илья Ефимович Репин - великий русский художник
- Беседа о профессии художника.
- НОД «Великий русский художник Илья Ефимович Репин».
- Рассматривание репродукций картин И. Е. Репина.
- Игра-путешествие «О чём расскажет старая картина».
- Дидактические игры: «Подбери палитру к картине», «Собери картину из частей», «Реставраторы»
- Видео-экскурсия в музей И. Е. Репина «Пенаты»
- Видео-экскурсия в русский музей,
- Составление детьми творческих рассказов «История одной картины».
- Сюжетно-ролевая игра «Музей».
- Чтение стихов о Родине, родном крае.
- Рассматривание фотографий, иллюстраций.
- Викторина «Родной свой край люби и знай»
- Рисование по картинам И.Е.Ренина
- Интерактивная выставка «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь»
- Корней Иванович Чуковский - знаменитый детский писатель
- Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского
- Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского
- Создание аудиобиблиотеки со сказками и стихотворениями К.И.Чуковского.
- Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо-дерево». Чтение и прослушивание стихотворений К.И. Чуковского
- Просмотр мультфильмов по произведениям К.И.Чуковского: «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино горе» «Телефон», «Айболит» и др.
- Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского
- Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»).
- Оформление выставки детских рисунков «Сказки дедушки Корнея».
- Театрализованное представление «Муха-цокотуха
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович - великий советский композитор
- Познакомить детей с жизнью и творчеством Д.Д. Шостаковича
- Факты о главном произведении Шостаковича – Симфонии № 7
- Прослушивание произведений Д.Д.Шостаковича
- Коттедж № 20 – жизнь композитора в Репино
Вениамин Ефимович Баснер - Советский и российский композитор
- Познакомить детей с жизнью и творчеством Вениамина Ефимовича Баснера
- Детство и становление композитора
- Творчество В. Баснера
- Фильмография творчества В.Е. Баснера
- История написания музыки к фильму «На безымянной высоте»
- История написания музыки к песне «С чего начинается Родина»
«Природа посёлка Репино»
Цикл занятий
- Ежедневные сезонные наблюдения в природе.
- Беседа на тему: Что такое природа
- Беседа на тему: «Лес — наше богатство»
- «Осень в лесу»
- Рассматривание картин И, Е, Репина
- Беседа о хвойных и лиственных деревьях
- Целевые прогулки:
— В осенний лес ( родители с детьми) - Беседы на тему:—Как вести себя в лесу
- Разучивание стихов и загадок о деревья
- Дидактические игры
- -«Назови дерево»,
- -«Угадай с какого дерева листочек
- Зарисовки осеннего леса
- Рисование: «Осень в лесу»
- «Лес в разное время года
- КВН на тему: «Лес осенью»
- Аппликация на тему: «Ветка с осенними листьями
- Опыты с листьями: «Почему листья желтеют?»
- Праздник на тему: «Я люблю свой край родной»
- Сочини сказку на тему: «Как я подружилась с лесом.
- Сбор осенних листьев
- — И. Бунин «Листопад», «Лес, точно терем расписной»
— А. Пушкин «Унылая пора»
- — Э. Блайтон «Что такое лес?»
- Дидактические игры
- — «Станем мы деревьями»
— «Закачалось деревцо»
- Коллективная работа «Осень разноцветная
- Наблюдение за цветами на клумбе
- Проведение игры: «Что? Где? Когда?» на тему: «Лес»
- Беседа о диких животных — «Кто живет в нашем в лесу»
- Зарисовки животных
- Наблюдение за белочкой
- Как звери готовятся к зиме
- «Цепочки в лесу»
- Конструирование из бросового материала
- Конструирование из природного материала «Звери в лесу»
- Наблюдение за птицами нашего посёлка
- Дидактическая игра «Птицы нашего края»
- Взаимодействие с семьёй «Изготовление кормушек совместно с детьми.
- Обитатели финского залива
- Рисование «Рыбы»
- Оригами «Рыбка»
- Нерпы- просматривание видео о спасении и жизни нерп.
Заключение
В начале своей работы мы поставили цель - изучить историю своего родного поселка Репино, изучить его достопримечательности, рассказать детям о его прошлом и настоящем.
Работая над проектом, мы пришли к выводу, что просто любить свою Родину, созерцая ее красоты, недостаточно, нужно знать историю своей малой Родины. Проделанная работа помогает воссоздать целостную картину возникновения поселка, его названия. Данная работа заставила нас задуматься о том, как важно передавать свои знания о родном уголке будущим поколениям. Изучив историю своего поселка, являющегося маленькой частицей нашей необъятной Родины, мы сделали большой шаг в изучении большой страны в целом.
Жить в родном посёлке и не знать его историю нельзя. Знание истории родного места, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь к тому месту, где ты родился или где ты живёшь. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Изучив историю своего поселка, являющегося маленькой частицей нашей необъятной Родины, мы сделали большой шаг в изучении большой страны в целом.
Мы очень надеемся, что проведенная работа поможет детям и в дальнейшем испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения, получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но стали активными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".
Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина" поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...
конспект "Родной свой край люби и знай"
В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....
Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...
познавательное занятие "Свой край люби и знай"
Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....