ПРОЕКТ «Тайны Галактики»
проект по окружающему миру

Жердева Инна Александровна

Космос…. Есть что-то мистическое в нем. Неизведанное. Неразгаданное…

Как же поддержать интерес ребенка к неизведанному? Для решения этого вопроса мы обратились к музейной педагогике, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №19

имени героя социалистического труда А. С. Федотовой города Новокуйбышевск городского округа Новокуйбышевск Самарской области,

структурное подразделение «Детский сад «Аист»

ПРОЕКТ

«Тайны Галактики»

ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

Пояснительная записка

Космос…. Есть что-то мистическое в нем. Неизведанное. Неразгаданное…

Неудивительно, что и тысячелетиями космическое пространство манит людей своей холодной и загадочной красотой. А вы попробуйте понаблюдать за звездным небом, это ведь завораживающее зрелище. Сразу возникает вопрос: сколько же звезд на небе? А их и правда много…. А что там дальше в глубинах космоса…

Как же поддержать интерес ребенка к неизведанному? Для решения этого вопроса мы обратились к музейной педагогике, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Мы решились создать музейную экспозицию «Тайны Галактики».

Обсуждая содержательное наполнение нашей музейной экспозиции, мы в первую очередь ориентировались на задачи, реализуемые в ДОО образовательной программой, на интересы дошкольников к данной теме, учитывали требования ФГОС ДО к развивающей среде и принципы создания музейной экспозиции.

Паспорт проекта:

Направление социального проекта: создание условий для совместной познавательной деятельности детей по развитию естественно - научных представлений об окружающем мире.

База проекта: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №19 имени героя социалистического труда А. С. Федотовой города Новокуйбышевск городского округа Новокуйбышевск Самарской области, структурное подразделение «Детский сад «Аист»

Тип проекта: творческий, информационно – познавательный

Целевая аудитория: дети ДОО, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: среднесрочный

Цель проекта: создание условий для совместной познавательной деятельности детей, педагогов и родителей, а также по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (космосе).

Задачи:

-оформление интерьера музейной экспозиции  «Тайны Галактики» в соответствии с тематикой и стилистикой;

-разработка и внедрение программно – методического обеспечения «Тайны Галактики». Сформировать и закрепить первые представления о вселенной; о планетах солнечной системы, их особенностях расположения относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях;

-организация регулярной работы музейной экспозиции;

-обобщение и распространение опыта работы.

Описание деятельности:

I Создание рабочей группы для обсуждения и реализации проекта:

1-е заседание «Организационное» - обсуждение проекта, выбор темы музейной экспозиции, определение места размещения и выбор дизайна оформления музейной экспозиции;

2-е заседание - обсуждение и корректировка дальнейшего плана работы;

3-е заседание - подготовка к открытию музейной экспозиции;

4-е заседание «Итоговое» -подведение итогов деятельности и внесение коррективов в работу музейной экспозиции «Тайна Галактики», планирование дальнейшей работы.

II Выполнение оформительских работ.  Контроль за ходом деятельности.

Насыщение (подбор) музейной экспозиции экспонатами.

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания музейной экспозиции в ДОО.

1. Планеты солнечной системы

        В экспозиции музея представлены планеты и звезда (Солнце) солнечной системы.

        Планеты и звезда представлены в виде объемного 3D макета, выполнены педагогами в комбинированных техниках: папье-маше, пластилинография, моделирование из бросового материала. Отдельные элементы макета отличаются по размерам, форме и цвету.  

        Данный макет солнечной системы служит  наглядным пособием для детей. Воспитанники могут рассмотреть планеты со всех сторон, получить представления о соотношении размеров отдельных объектов по сравнению с другими.

        Так же солнечная система представлена в виде настольного макета,  при помощи которого воспитанники получают представления о траектории движения планет вокруг Солнца (орбите).

2. Другие объекты солнечной системы.

        Помимо планет и звезды, представлены объемные 3D модели и иллюстрации других объектов солнечной системы: комет, астероидов, метеоритов.

        Данные экспонаты выполнены в разных техниках как детьми самостоятельно, так и в совместной деятельности ребенка с родителями. Разнообразие техник показывает заинтересованность и творческий подход к выполнению работ.

        На иллюстрациях объектов показаны: разнообразные виды астероидов, комет, метеоритов; продемонстрирована структура строения данных объектов; представлены разнообразные структуры движения (траектории полета комет, движение астероидов и их нахождение в солнечной системе, кратеры от падения метеоритов).

        Данный материал позволяет воспитанникам получить наиболее полные представления о данных объектах солнечной системы.

3. Карта созвездий.

        На экспозиции представлен один из наиболее зрелищных экспонатов – карта созвездий. Карта созвездий — изображение звёздного неба или его части, показывающее расположение  на ней звёзд.

        Данная карта выполнена на тканевом панно с подключением светодиодов, что несомненно привлекает внимание детей и повышает познавательный интерес.

        В процессе экскурсии дети получают первичные представления о небе, закономерностях расположений звезд, представления о понятии «созвездия».

4. Телескоп.

        Телескоп — прибор, с помощью которого можно наблюдать отдалённые объекты. Данный прибор так же представлен в экспозиции музея. Телескоп полностью функциональный и дети могут попрактиковаться взаимодействуя с ним.

        Данный прибор поможет им подкрепить теоретические знания наглядным – «живым» материалом. Конечно, в дневное время мало что удастся рассмотреть, но получить и закрепить знания о работе данного аппарата и его устройстве вполне реально.

5. Фотовыставка.

        Фотовыставка является неотъемлемой частью любой музейной экспозиции. На фотографиях дети смогут увидеть реальные космические аппараты, планеты солнечной системы, различные космические объекты и явления, ознакомиться с реально существующими космическими шаттлами и ракетами, увидеть международную космическую станцию (МКС).

Фото способно передать всю естественность и достоверность конкретного объекта.

6. Арт-выставка «Космические фантазии»

        На арт-выставке представлены разнообразные макеты, модели, поделки и рисунки, выполненные воспитанниками и взрослыми в различных техниках. Среди экспонатов можно увидеть космический шаттл (выполненный из конструктора LEGO), макет космической ракеты. Данные экспонаты и рисунки способны заинтересовать как детей, так и взрослых, побудить к творческой деятельности; формирует развитие творческих и познавательных способностей и служат замечательным наглядным материалом.

        Большой интерес для детей  в музейной экспозиции представляет объект «Панорама поверхности Луны». Она представлена для визуального рассматривания поверхности, а так же для исследовательской деятельности детей.

7.Библиотека.

        На экспозиции представлены разнообразные книги и энциклопедии, позволяющие воспитанникам погрузиться в удивительный мир космоса, рассмотреть красочные иллюстрации, прослушать множество занимательных историй, а кому-то и самостоятельно прочесть о чудесах космического пространства.

        Перечень представленной литературы:

  • Булычев К. «Девочка с Земли»
  • Гиваргизов А. «Космонавты»
  • Дубкова С. «Сказки звездного неба»
  • Сапгир Г. В. «Звёздная карусель»
  • Сергеев К. «Буравчик выходит на орбиту. Приключения в Музее космонавтики»
  • Серия книг Стивена и Люси Хогинг про Джорджа «Джордж и тайны Вселенной»
  • Жилинская А. (ред.) «Большая энциклопедия космоса»
  • Жилинская А. (ред.) «Планеты»
  • Зигуненко С.Н., Мещерякова А.А., Собе-Панек М.В. «О Земле и Космосе»
  • Серия книг Елены Качур про Чевостика «Планета Земля»
  • «Увлекательная астрономия»
  • Кошевар Д., Филиппова М., Ликсо В. «Большая книга о Вселенной
  • и полетах в космос»
  • Левитан Е.П. «Звездные сказки. Моя первая книжка по астрономии»
  • Левитан Е.П. «Путешествия по Вселенной. Моя первая книга»
  • Ликсо В. В. «Вселенная и полеты в космос»
  • Ликсо В.В. «Вселенная»
  • Неволина Е.А. «В космосе»
  • Рут М. А. «Космос»
  • Талер М.В., Ликсо В.В. «3000 картинок. Космос и Земля, которые можно рассматривать целый год»
  • Талалаева Е. (отв. ред.) «Большая книга о космосе»
  • Ульева Е. «100 удивительных фактов о космосе»
  • Хомич Е.О. «Космос»
  • Элькин Г. Н. «Детям о космосе и космонавтах»
  • Альтер А., Ривз Х. «Удивительное Солнце»
  • Браун К., Би Д. «Что скрывает космическая станция?»
  • Гарлик М. «Иллюстрированный атлас. Вселенная»
  • Петтман К. «Космос. Визуальная энциклопедия»
  • Рей Х. А. «Как найти созвездия»
  • Рейд С. «Космонавты»
  • Хизер А. «Космос»
  • Кэтрин Д. Хьюз «Космос. Моя первая энциклопедия»
  • Филип К. «Космос»
  • Белогоров А. «Юрий Гагарин»
  • Усачев Ю. «Один день в космосе»

Информационное сопровождение проекта:

Разработка и размещение информационного видеоролика на сайте ДОО виртуальной экскурсии в музейной экспозиции «Тайны Галактики». Виртуальное путешествие  ребят сопровождают девочка Ксюша и её друг медвежонок Умка. Девочка знакомит Умку с объектами музейной  экспозиции.

В процессе организации музейной экспозиции предполагаются следующие формы работы : занятия-экскурсии, игры,  экскурсии для родителей , исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

Несмотря на узкую направленность, нам удалось воплотить принцип содержательной насыщенности. Здесь наши воспитанники могут познакомиться с такими темами как: "Что такое космос?", "Семья планет", "Солнце - источник тепла", "Созвездия", "Времена года".

 При создании экспозиции старались максимально соблюсти принцип научности: представленные экспонаты достоверно отражают тематику, способствуют пониманию детьми различных сложных явлений, формируют у них реалистические представления о сложной для понимания детей и далекой от повседневности темы.

Удалось воплотить и принцип доступности: расположение музейной экспозиции позволяет посещать его в любое удобное время - наша экспозиция открыта всегда и для всех . "Экскурсоводами" могут быть не только педагоги, но и родители (посетив музей со своим ребёнком в вечернее или утреннее время), а также сами дети, проведя экскурсию для своих сверстников или пап и мам.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение уровня знаний детей о космосе, истории космонавтики, о вселенной;

Обогащение (насыщение) развивающей предметно – пространственной среды;

Налаженное взаимодействие педагогов, родителей и детей

Дальнейшее развитие проекта:

Музейная экспозиция «Тайны Галактики», созданный руками педагогов, воспитанников и их родителей, станет интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволит воспитывать в дошкольниках чувство патриотизма, гордости за общее дело, свой детский сад, семью, Родину.

 Встреча с музеем в рамках деятельности ДОО станет радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Данный проект может быть полезен всем дошкольным образовательным учреждениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тайны леса"

Карта проекта; краткре содержание проекта (зтапы проекта); паутинка проекта...

Проект "Тайны леса"

Карта проекта, содержание проекта (этапы проекта), паутинка проекта...

Презентация "Тайны Галактики"

"В космосе нет времен года: нет зимы и лета, нет весны и осени. Нет здесь какого-то конкретного вечера или утра, а есть только космос и более ничего."  Рей Бредбери...

Проект "Тайны галактики"

"В космосе нет времен года: нет зимы и лета, нет весны и осени. Нет здесь какого-то конкретного вечера или утра, а есть только космос и более ничего."Рей Бредбери...

проект "Тайные чернила"Проект

Проект "Тайные чернила" был разработан совместно своспитанницей средней группы Городиловой П. и представлен на конкурсе "Я экспериментатор"...

Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....

Исследовательский проект «Мир Галактики»

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников, а так же способствует развитию у ребенка...