Методический комплект педагогических наблюдений с детьми подготовительной к школе группе в условиях эколого-образовательного комплекса
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
Наблюдений с детьми подготовительной к школе группе в условиях эколого-образовательного комплекса "Природа Сибири"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_paket_pedagogicheskih_nablyudeniy_priroda_sibiri.docx | 454.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический комплект педагогических наблюдений с детьми подготовительной к школе группе в условиях эколого-образовательного комплекса
«Природа Сибири»
Лобова Наталья Вячеславовна
воспитатель, МБДОУ№ 12
Дошкольное образование
Лето
Место проведения: локация «Смешанный лес»
Тема: «Как узнать насекомое среди других животных»
Цель: наблюдение за насекомыми
Задачи:
- сформировать у детей элементарное понятие о том, что насекомые – это маленькие животные, имеющие три части тела (голова, грудь, брюшко), шесть ног, у многих есть крылья. Насекомые живут везде: в воздухе, на земле и в воде. Расширить представления о способах передвижения – ползают, прыгают, плавают, летают; пища - питаются разными частями растений и их соками, некоторые едят других маленьких насекомых; вырастают из яичек, которые откладывают взрослые насекомые;
- развивать наблюдательность и любознательность, активный интерес к миру живой природы;
- продолжать учить детей слушать и слышать ответ сверстника, доказательно его анализировать. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приёмы: загадки, поисковые действия, вопросы разного характера (уточнение и пояснение), рассматривание, схема внешнего строения насекомых (муравья), познавательная сказка Л. Тарасенко «Гномик в муравейнике»
Ход наблюдения:
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Смешанный лес».
Воспитатель загадывает загадки:
- Что за странная картинка?
Вот пушистая травинка
Плавно по листку ползёт.
Всё жуёт, жуёт, жуёт. (гусеница)
- С травинки – на травинку
Прыгает пружинкой. (кузнечик)
- Быстро в воздухе летает,
Кого встретит всех кусает. (комар)
- Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк.
Между крыльев – складочка,
Да ведь это ж… (бабочка)
- Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Маленький наш … (муравей)
Дети отгадывают загадки. Уточняют обобщающее понятие – насекомые.
Вопросы:
- Как вы думаете каких насекомых мы с вами можем встретить в смешанном лесу?
Предлагает найти насекомых на территории локации. Можно обратить внимание на муравьёв, мелких жучков. Рассматривают как передвигаются.
- Что вы можете сказать о способе передвижения муравьёв?
Воспитатель показывает схему внешнего строения муравья, рассматривают. Задаёт вопросы уточняющего характера:
- Из каких частей состоит тело муравья?
- Сколько у него ног?
- Как вы думаете есть ли у муравьёв крылья?
- Чем питаются?
- Как вырастают муравьи?
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что: у муравья есть голова, грудь, брюшко, ножки 6 штук, усики и челюсти.
Муравей – представитель класса насекомых, типа членистоногих и семейства муравьёв. Живут эти насекомые огромными колониями с чётко определённой иерархией, включающей разделение на три группы: матки, самцы, рабочие муравьи. Основной пищей муравьёв является сок растений, сладкая жидкость, которая выделяется тлёй, а также мелкие насекомые.
- Как вы думаете какую пользу приносят муравьи?
- Можно ли разрушать муравейники? Почему?
Польза муравьёв: муравьи уничтожают вредителей, а также улучшают плодородие почвы.
- Чтобы вы ещё хотели узнать о муравьях или других насекомых?
Воспитатель вносит книгу познавательная сказка Л. Тарасенко «Гномик в муравейнике», предлагает прочитать о жизни муравьёв в свободное время.
Лето
Место проведения: локация «Водоём»
«У воды, на воде, в воде»
Цель: рассматривание растений и насекомых водоёмов.
Задачи:
- углубить и обобщить представления детей о водоёме как среде обитания растений, рыб и насекомых (водомерка). Учить устанавливать конкретные взаимосвязи между живущими у воды и в воде, видеть приспособления их к жизни в этих условиях;
- развивать наблюдательность и любознательность, активный интерес к миру живой природы;
- формировать понятие экосистемы, бережного отношения к природе.
Методы и приёмы: чтение стихотворения о водоёме, вопросы разного характера (уточнение и пояснение), рассматривание, иллюстрация водомерки, беседа, рассказ.
Ход наблюдения:
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Водоём».
Воспитатель читает короткое стихотворение:
Моря, океаны, озёра и реки
И конечно же пруды.
Всё это нашей любимой природы,
Щедрые дары!
Дети слушают стихотворение.
- Как вы думаете, что такое водоём?
Уточняют обобщающее понятие – водоём.
Вопросы:
- Как вы думаете кто может обитать в водоёмах? Например... (в реках, озёрах)
- Названия каких речных рыб вы знаете? Насекомых, которые обитают на берегах рек, озёр или заводях?
Вывод: в реках, озёрах обитают рыбы и насекомые, около рек и озёр живут животные, растут растения, которым необходимо большое количество воды (влаголюбивые).
Познакомимся мы сегодня с вами с насекомым, которое называется водомерка.
Виды и образ жизни
Водомерки – насекомые, обитающие на поверхности водоемов. Их часто путают с пауками, у обоих тонкое тело и длинные лапки. Однако их жизнь всегда связана с водой, они обитают в прудах, речках и озерах.
Есть морские водомерки, которые могут преодолевать большие расстояния. Озерные и речные виды обитают преимущественно возле берега. Живут всегда большими стаями, а на поверхности воды можно наблюдать одновременно по 4-6 особей.
В теплое время года можно наблюдать множество различных насекомых, среди которых водомерка. Необычное насекомое, которое имеет тонкое, длинное тело, можно наблюдать на поверхности водоемов.
У водомерок три пары ног, средние и задние предназначены для передвижения, опоры, а передние – наиболее короткие, помогают удержать добычу, и дают направление движению. Для того, чтобы перевернуться, насекомое задействует три пары ног, при этом двигая ими во все стороны.
Питание
Несмотря на небольшой размер, водомерки на воде настоящие хищники. Они могут питаться не только своими сородичами, но и более крупными особями, населяющими водоем. Добычу они видят издалека, в этом им помогает шаровидная форма органа зрения. На передних конечностях имеются крючки, которыми они захватывают жертву.
Вопросы:
- Что вы можете сейчас рассказать о том, что такое водоём? И кто в них обитает?
- С каким водным насекомым мы сегодня с вами познакомились?
- Как выглядит водомерка?
- Чем питается водомерка?
Вывод: оказывается, насекомые могут обитать не только в лесах, лугах, но и в водоёмах. Среда обитания их разнообразна.
В следующий раз мы с вами сравним насекомых обитающих в разных экосистемах. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру: «Цапля, комар, лягушка».
Осень
Место проведения: локация «Птицы»
Тема: «Осень в лесу»
Цель: рассматривание зимующих птиц
Задачи:
- обобщать и систематизировать знания детей об осени (постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. Исчезают насекомые, перелётные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека.
- развивать познавательный интерес, учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, насекомых и птиц.
- воспитывать бережное отношение к растениям, птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Методы и приёмы: чтение стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», беседа, вопросы разного характера (уточнение и пояснение), рассматривание моделей птиц, д/игра «Разложи корм птицам» (картинки с изображением зимующих птиц: синица, воробей, клёст, снегирь; картинки с лакомствами для птиц).
Ход наблюдения
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Птицы».
Дети читают наизусть стихотворение об осени А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Беседа:
Воспитатель уточняет у детей, какими фразами поэт подчёркивает красоту осеннего пейзажа.
Вопросы:
- что значит выражение листья расцвечиваются, трава увядает?
- как вы думаете почему приостанавливается рост растений?
- что происходит с насекомыми?
- какая закономерность между исчезновением насекомых и отлётом перелётных птиц?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что многие птицы остаются зимовать. Называют зимующих птиц, которых можно увидеть в нашей локации.
- как вы думаете, как мы с вами можем помочь выжить птицам в зимних условиях?
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Разложи корм птицам».
Осень
Место проведения: локация «Хвойный лес»
Тема: «Как растения готовятся к зиме»
Цель: рассматривание сосны, лиственницы и ели, плодов.
Задачи:
- уточнить у детей конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах сосны, ели, лиственницы, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений;
- развивать познавательный интерес, учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений;
- познакомить детей с трудом взрослых по уходу за растениями осенью.
Методы и приёмы: загадывание загадок о хвойных деревьях (сосне, ели, лиственнице), натуральные плоды деревьев, картинки с изображением семян хвойных деревьев, картинка с изображением лиственницы, гербарий, беседа, вопросы разного характера (уточнение и пояснение), м/игра «С какого дерева упала шишка?»
Ход наблюдения
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Хвойный лес».
Воспитатель загадывает загадки-описания:
- На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки. (Ели)
- С елью стройной мы родня –
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки. (Сосна)
- Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Дети отгадывают загадки. Уточняют обобщающее понятие – хвойные деревья.
Вопросы:
- Какие хвойные деревья мы можем с вами увидеть в нашей локации?
Давайте вспомним с вами чем отличаются хвойные деревья от лиственных.
(ответы детей).
- Как вы думаете, а как готовятся к зиме хвойные деревья?
Специфическая коническая форма таких деревьев помогает лучше задерживать тепло солнечных лучей и не ломаться под тяжестью снега. А большая плотность кроны хвойных позволяет сохранить больше тепла: под плотными слоями ветвей и между иголками задерживается воздух, формирующий защитную прослойку.
- Как вы думаете почему хвойные деревья не сбрасывают хвою?
Хвойные породы хорошо переносят засуху и испаряют существенно меньше влаги по сравнению с лиственными. Такая способность позволяет им оставаться вечнозелеными в течение всего года. Но при этом лиственница, которая относится к хвойным, ведет себя как лиственное дерево, испаряя в разы больше влаги по сравнению с елью и сосной. Способность экономить влагу хвойным деревьям обеспечивает специфическое строение хвоинок – толстая кожица и восковой налет, которых нет у лиственных.
- Какое хвойное дерево также, как и лиственные деревья теряют свои хвоинки?
Воспитатель показывает детям картинку с изображением лиственницы, показывает веточку лиственницы в гербарии. Дети сравнивают хвоинки с разных хвойных деревьев (сосна, ель, лиственница).
Воспитатель предлагает собрать опавшие плоды с хвойных деревьев, рассмотреть их. Показывает картинку с семенами хвойных растений.
Вопросы:
- Как вы думаете какое приспособление семян хвойных растений помогает им распространяться? (варианты ответов детей)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «С какого дерева упала шишка?»
Осень
Место проведения: локация «Красная книга Красноярского края»
Тема: «Как узнать зверей среди других животных»
Цель: рассматривание муляжей животных
Задачи:
- сформировать обобщённое представление о зверях (это животное, имеющее четыре ноги, тело которое покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами, звери рождают детёнышей живыми и вскармливают их молоком – млекопитающие). Учить анализировать объекты, выделять существенные признаки;
- развивать наблюдательность и любознательность, активный интерес к миру живой природы;
- воспитывать умение использовать накопленные ранее на занятиях и повседневной жизни представления о зверях.
Методы и приёмы: загадки о животных (снежный барс, медведь, лисица), муляжи зверей, картинки с изображением детёнышей животных, беседа, вопросы разного характера (уточнение и пояснение).
Ход наблюдения:
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Красная книга». Уточняет у детей что такое Красная книга, почему её так называют, обращает внимание на стенд, где расположена информация о том, что такое Красная книга.
Воспитатель предлагает отгадать загадки.
Прыгать, лазать по горам
Он не трусит ни на грамм.
Белый с пятнами окрас
Носит шубу... (Снежный Барс).
- У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
(Лиса)
- Зимой спит- летом улья ворошит.
(Медведь)
Дети отгадывают загадки. Уточняют обобщающее понятие – дикие животные.
Предлагает найти животных о которых говорилось в загадках на территории локации. Рассмотреть их внешний вид, выявить характерные черты для всех животных.
Вопросы:
- какое строение тела у всех животных?
- как внешний вид животных зависит от времени года?
- чем выкармливают своих детёнышей дикие животные?
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением детёнышей животных.
- как вы думаете почему дикие животные представляют опасность для человека?
Вывод: животное, имеет четыре ноги, тело которое покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами, звери рождают детёнышей живыми и вскармливают их молоком – млекопитающие).
Воспитатель обращает внимание на снежного барса (ирбиса), говорит о том, что животное занесено в Красную книгу.
- Как вы думаете почему так случилось что ирбиса занесли в Красную книгу?
- Каким образом можно сохранить популяцию животных?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель уточняет у детей о каких животных нашего Красноярского края они хотели узнать.
Зима
Место проведения: локация «Смешанный лес»
Тема: «Как растения приспособились зимовать»
Цель: рассматривание лиственных и хвойных деревьев
Задачи:
- уточнить представления детей о лиственных и хвойных деревьях, их сходство и различие, закрепить основные потребности растений в тепле, свете, влаге, питании, о состоянии условий среды зимой (света недостаточно, холодно, вода и земля замёрзла). Конкретизировать и углубить представление о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые);
- развивать познавательный интерес, учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений;
- воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним. О том, как можно помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом, чтобы не замёрзли).
Методы и приёмы: чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза»,
Ход наблюдения:
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Смешанный лес».
Воспитатель предлагает детям вспомнить какие деревья растут в смешанном лесу.
Вопросы:
- Какие деревья растут в смешанном лесу? (берёза, осина, сосна, ель и др.).
Уточняют понятия лиственные и хвойные деревья.
- Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
- Что у них общего? (ствол, ветки, корень)
- Какие условия необходимы для роста деревьев?
- Как растения приспособились к изменившимся условиям существования?
(растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые)
- Лес - "зеленые легкие" нашей планеты:
- хранитель вод, защитник водоемов;
- защитник почвы;
- источник древесины;
- источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
- дом для растений, животных, грибов;
- место, где человек может отдохнут.
- Как человек может помочь деревьям перезимовать? (не ломать, укрыть снегом, чтобы не замёрзли).
Воспитатель предлагает послушать стихотворение С. Есенина «Белая берёза».
Зима
Место проведения: локация «Водоём»
Тема: «Водоёмы зимой»
Цель: рассматривание ледяной корки
Задачи:
- сформировать элементарное представление о ледяной корке на водоёмах зимой как явлении природы. Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, о жизни обитателей рек и озёр зимой (рыбы опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни).
- развивать познавательный интерес, учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и агрегатным состоянием воды;
- воспитывать умение вести себя на водоёмах.
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Водоём».
Методы и приёмы: беседа, вопросы разного характера (уточнение и пояснение), небольшая ёмкость с водой, контейнер, книга Э. Шим «Всем вам крышка»
Ход наблюдения:
Воспитатель задаёт вопросы:
- Из чего состоит лёд?
- Какие свойства льда (снега) вам знакомы?
(Лед имеет ряд основных свойств: образуется из воды, на ощупь холодный, не имеет запаха и вкуса, плавает на поверхности воды, прозрачный и
бесцветный, твердый и хрупкий, сохраняет свою форму, плохо проводит тепло)
- Как образуется лёд? (получить лёд очень просто: нужно всего лишь понизить температуру воды, опустив её ниже нуля градусов. При этом в воде начинается процесс кристаллизации: её молекулы выстраиваются в упорядоченную структуру, называемую кристаллической решёткой. Замерзание всегда начинается с верхнего слоя воды. Вначале в нём образуются микроскопические ледяные иголочки, которые затем смерзаются между собой, образуя своеобразную плёнку на поверхности водяной толщи. В крупных водоёмах ветер колеблет поверхность воды, образуя на ней волны, поэтому замерзание идёт дольше, чем при неподвижной воде.
Воспитатель предлагает налить из бутылки воду в контейнер и оставить на улице, определить какое количество времени нужно будет чтобы вода превратилась в лёд.
- Что происходит с обитателями водоёмов (рыбами) зимой?
(Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Их тело покрывается слизью как шубой. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. К зиме рыба становится неподвижной, вялой. Рыбы зимуют по-разному.Караси, карпы зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит. Многие рыбы впадают в спячку – сомы, лини, лещи, плотва. Они ложатся на дно или зарываются в ил. Трудно рыбам подо льдом зимой. Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Поэтому люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух. Хищные рыбы не спят даже зимой – налим, щука, окунь. Налим очень шустрый и прожорливый хищник – как волк, только водный. Он ест рыб, лягушек, икру. Налим очень любит холодную воду. Охотится налим ночью. А когда вода становится снова теплой, налим превращается в вялого и неподвижного. Форели, сиги, лососи тоже любят холодную воду. Осенью они делают на дне ямки)
Воспитатель:
- Чтобы вы ещё хотели узнать о обитателях водоёмов?
Воспитатель вносит книгу познавательная сказка Э. Шим «Всем вам крышка» о том, как зимуют рыбы в свободное время.
Зима
Место проведения: локация «Птицы»
Тема: «Птички-невелички»
Цель: сравнительное наблюдение за воробьём и синицей
Задачи:
- на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
- развивать наблюдательность и любознательность, активный интерес к миру живой природы;
-воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Методы и приёмы: загадки о воробье и синице, беседа, вопросы разного характера (уточнение и пояснение).
Ход наблюдения:
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Птицы».
Воспитатель загадывает детям загадки.
- Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки (воробей)
Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал её? (синичку)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синицу.
- Что у них общего? (остались зимовать, держатся по одиночке)
- Чем отличается воробей от синички? (у синички клюв тонкий – это птица насекомоядная; у воробья клюв толстый – птица зерноядная; а также оперением и поведением).
- Как ведут себя птицы на кормушке? (воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирают друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очерёдность, улетая с кормом, расклёвывают его, прижав лапкой, сидя на ветке)
- Что вы можете рассказать о повадках воробья и синицы?
(воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боятся человека, они смелые и доверчивые. Синицы – всем интересуются, всюду суют любопытный клювик, ни минуты не сидит, всюду летает, суетится. Они легко прыгают по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазают по веткам деревьев. Синицы- осторожные и пугливые птицы).
- Чем питаются эти птицы?
(воробьи – всеядные птицы, синицы любят несолёное сало, семена подсолнечника, тыквы).
Синица – птица насекомоядная. Почему же она не улетает в тёплые края?
(она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозы синицы прилетают ближе к жилью человека)
- Почему же воробьи так любят соседство с человеком?
(потому что, живя возле человека, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромное местечко, где можно свить гнездо)
- Приносят ли пользу эти птицы?
(синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых).
- С какими интересными фактами из жизни птиц вы сегодня познакомились?
В конце наблюдения воспитатель предлагает поиграть в игру «Воробьи-вороны»
Весна
Место проведения: локация «Метеостанция»
Тема: «Ветер, ветер, ты могуч!»
Цель: наблюдение за направлением и силой ветра
Задачи:
- показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами: деревьями, флюгером; учить давать характеристику ветру: слабый, сильный, холодный, тёплый, порывистый
- развивать связную речь, обогащать словарный запас: ураганны, тайфуны, метели, бураны
- воспитывать желание познавать окружающий мир.
Методы и приёмы: исследовательская деятельность с помощью флюгера определение силы ветра, компаса направление ветра, беседа, вопросы разного характера (уточнение и пояснение), загадывание загадки о ветре.
Ход наблюдения:
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Метеостанция».
Воспитатель загадывает загадку
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев.
Вопросы:
- Каким бывает ветер?
- Как вы думаете почему дует ветер?
Воздух в атмосфере нагревается по-разному: тёплый воздух поднимается вверх, а холодный, более тяжёлый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и тёплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.
Давайте вспомним наиболее сильные ветры (ураганы, тайфуны, метели, бураны).
Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой ветра, называются метеорологами, синоптиками.
- Как вы думаете, а можно увидеть следы ветра? (ответы детей)
Давайте проведём эксперимент.
Для определения направления ветра дети разворачиваются лицом к ветру и компасом определяют азимут направления (ветер со стороны южного направления и т.д.). С севера дуют самые холодные ветра, там всегда снег. Юг, как вы все знаете самая теплая часть земли, поэтому южный ветер всегда теплый, западный ветер часто приносит нам дожди, зато он знает. куда садится солнце. Восточный ветер самый сухой, он будит солнце и зовет его к нам, солнце всходит на востоке.
А сейчас я вам загадаю загадки: Если ветер дует в сторону юга, то ветер считается каким?
Если стрелка встала между севером и западом? Севером и востоком? Югом и востоком? Югом и западом?
- Как вы думаете, как можно определить силу ветра?
- Давайте посмотрим на наш флюгер и определим есть ли на улице ветер
Какой он сильный или слабый? Идет определение силы ветра. Воспитатель предлагает сдуть с ладошки кусочки ваты, имитируя дуновение ветра, сдувая предметы с ладони (сперва слабого, затем сильного).
Весна
Место проведения: локация «Метеостанция»
Тема: «Белогривые лошадки»
Цель: наблюдение за облаками
Задачи:
- закрепить названия облаков (кучевые, грозовые, перистые, слоистые)
- развивать наблюдательность и любознательность, активный интерес к миру неживой природы;
- воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Методы и приёмы: беседа, вопросы разного характера (уточнение и пояснение), загадывание загадки, рассматривание облаков с помощью рамки ловца облаков.
Ход наблюдения:
Воспитатель обращает внимание детей что они находятся на территории локации «Метеостанция».
Воспитатель загадывает загадку
Ходят по небу барашки-
Серебристые кудряшки.
Целый день за солнцем бродят.
Под лучами хороводят.
Тучные свои бока
Греют нежась… (Облака)
Вопросы:
- Как вы думаете, что такое облака?
- Какого они цвета? Из чего они состоят? (из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда).
- Какие бывают облака? (кучевые, грозовые, перистые, слоистые).
Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.
- На что похожи перистые облака?
- Какие облака на ваш взгляд самые большие?
- Какие облака посылают нам дождь?
- Почему облака двигаются по небу? (их гонит ветер).
Воспитатель предлагает определить с помощью рамки ловца облаков:
- какие на небе облака;
- найти облако похожее на объект живой, неживой природы.
Литература:
- интернет ресурс, картинки;
Воронкевич О.А.
Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста
- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006;
Иванова А.И.
Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.
- М.: ТЦ Сфера, 2008;
Кравченко И.В., Долгова Т.Л..
Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой.
- М.: ТЦ Сфера, 2013;
Николаева С.Н.
Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999;
Саморукова П.Г.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание»/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова. Е.Ф. Терентьева; Под редакцией П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»
Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...
Сценарий педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Путешествие по временам года»
конспект итогового интегрированного занятия /речевое развитие+рисование/...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы "Как устроены перья у птиц"
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы "Как устроены перья у птиц"...
Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Почва и ее состав». (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова)
Аннотация: Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы, использованные ...
Конспект Педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности по поисково-исследовательской деятельности «В поисках науки»
Цель: активизация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающая объединение и интеграцию разных видов детской деятельности....
Консультация для родителей ДОУ. Зимние прогулки – наблюдения с детьми подготовительной к школе группы.
Материалы этой консультации будут полезны для педагогов ДОУ, использоваться в работе с родителямиЦель: составление рекомендаций для родителей по ознакомлению с приметами зимы на прогулках с дошко...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «БЫТЬ ЗАБОТЛИВЫМ ХОЧУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 411 г. Челябинска» Конспектпедагогического мероприятияс де...