Занятие по окружающему миру в старшей группе "Ранняя осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_rannyaya_osen_.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по окружающему миру в старшей группе «Ранняя осень»
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Развивающие:
- развивать внимание, память
- улучшать общую моторику и координацию движений
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- воспитывать чувство любви к родной природе
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Индивидуальная работа:
- включать в работу малоактивных детей.
Дидактический материал:
- иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы;
Предварительная работа:
- Рассматривание картин, чтение стихотворений и песен, дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
словесный метод, наглядный метод, практический метод, игровой метод.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у необычной хозяйки, а кто она вы узнаете, если отгадаете загадку. Послушайте:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
Дети: осенью!
Воспитатель: конечно осенью. Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к Осени, а в пути расскажем нашим гостям все, что мы о ней знаем. Ну, что вперёд! Пошли! (дети шагают за воспитателем)
Шли, шли, шли, вот мы и пришли! Мы с вами у осени в гостях.
В царстве неживой природы.
Что мы относим к неживой природе?(ответы детей)
Воспитатель: К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер и долгота дня.
А какие признаки осени в неживой природе вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее).
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)
- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, а иногда в октябре уже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо отвечали!
А теперь давайте поиграем.
Игра «Закончи предложение»
Если осенью идет дождь, то она – дождливая.
Если дует ветер – то она ветреная.
Если осенью тепло – то она теплая.
Если сентябрь – то осень ранняя.
Если сыро – то она сырая.
Если ноябрь – то осень поздняя.
Если пасмурно – то она пасмурная.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо справились!
Воспитатель: А теперь послушайте отрывок из стихотворения
Льет холодный дождик
Вечером и днем
Мокрые деревья,
Под моим окном.
Воспитатель: О чём это стихотворение? ( ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно! Мы с вами попали в царство, которое называется «Растительный мир».
- Что мы относим к растительному миру? (ответы детей)
Воспитатель: К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (ответы детей)
Воспитатель: Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть игру.
Игра «Назови листочек»
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
липа - липовый
берёза – берёзовый
ива - ивовый
Воспитатель: Молодцы! Правильно.
В царстве «Растительный мир» мы побывали, пора идти дальше.
Послушайте стихотворение
Шёл по лесу бурый мишка,
За ним прыгал – друг зайчишка
Серый волк брёл не спеша,
За ним кумушка лиса.
Все они с большим волненьем
К белке шли на день рождение.
Воспитатель: О ком это стихотворение? (ответы детей)
- Правильно о животных. Мы с вами попали в царство «Животный мир»
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (ответы детей)
Воспитатель: К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.
- Что же происходит, с приходом осени, в жизни зверей? (ответы детей)
Воспитатель: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук, другие делают запасы на зиму, такие как белка. Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.
Физкультминутка
Жил в лесу колючий ежик, был клубочком и без ножек,
Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Не умел он топать – топ-топ-топ,
Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг,
Только носом двигать – шмыг-шмыг-шмыг,
А ребятки в лес пришли, ежика в лесу нашли,
Научили его хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Научили его топать – топ-топ-топ,
Научили его прыгать – прыг-прыг-прыг,
Быстро ноженьками двигать…(дети выполняют движения по тексту)
Воспитатель: Ну вот мы свами и размялись, можно продолжать нашу беседу.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (ответы детей)
Воспитатель: Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке, (указательный и большой палец перемещаются)
Встретились, (ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (ладошки в замке)
Еле-еле расстались, (потянуть ладони в разные стороны, не разжимая, затем разжать)
И попрощались. (ладошки машут, прощаясь)
Воспитатель: Молодцы, размяли пальчики. Продолжаем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что меняется в жизни птиц с приходом осени? (ответы детей)
Воспитатель: Многие виды птиц собираются в дальнюю дорогу, они улетают в тёплые края.
- Как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (ответы детей)
Воспитатель: Такие птицы называются перелетными.
- Почему же они улетают? (ответы детей)
Воспитатель: Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (ответы детей)
Воспитатель: Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, мастерить кормушки.
- Как называются такие птицы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами смастерим им кормушки.
- А теперь давайте поиграем.
Дидактическое упражнение «Лесное эхо»
Воспитатель: Давайте расскажем об осени лесным эхом.
Эхо лесное спросить хочу.
Ау, ау, ау.
Куда это листья пропали?
Опали, опали, опали.
Птички - певички давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели.
Белки и зайцы про вас мы не знаем?
Линяем, линяем, линяем.
Так что же твориться в лесу, спросим?
Осень, осень, осень.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась такая игра? (ответы детей)
- А теперь мы попадаем в царство «Человек осенью»
- О чем мы будем говорить в этом царстве? (ответы детей)
Воспитатель: Мы будем говорить о заботах человека осенью.
- Конечно, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Как мы трудимся осенью? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, мы собираем урожай!
- В садах собирают урожай фруктов, с огородов убирают овощи, с полей злаковые культуры, из которых пекут хлеб.
- Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья.
- Осень очень щедра на подарки.
Воспитатель: Ребята, вот мы и побывали с вами в гостях у Осени. Наше путешествие подходит к концу. Давайте возвращаться в детский сад. Пошли! (дети шагают за воспитателем)
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, за ваши знания Осень прислала нам подарок, книжки раскраски (воспитатель раздаёт раскраски детям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Осень»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Осень»...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары осени".
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе...
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему:\'Осень вновь пришла\'
конспек занятия по окружающему миру'Осень вновь пришла'....
Занятие по окружающему миру в старшей группе Тема: «Осень у пруда»
Занятие по окружающему миру в старшей группеТема: «Осень у пруда»...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Красавица осень"
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц.- Прод...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Осень».
Цель: обогащать и систематизировать знания детей об осени, о лиственных и хвойных деревьях, о грибах, о зимующих и перелетных птицах, о животных, закреплять умение определять деревья по листу,Зад...