Занятие по окружающему миру в старшей группе "Ранняя осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рыжикова Ольга Александровна
Занятие составлено чтобы обобщить представления детей о осени , как о времени года, её признаках. Развить внимание, память, научиться делать выводы. Воспитать желание наблюдать за природой , красотой осенней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_rannyaya_osen_.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по окружающему миру в старшей группе             «Ранняя осень»


Задачи:

Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Развивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа:

  • включать в работу малоактивных детей.

Дидактический материал: 

  • иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы;

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин, чтение стихотворений и песен, дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

словесный метод, наглядный метод, практический метод, игровой метод.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у необычной хозяйки, а кто она вы узнаете, если отгадаете загадку.                  Послушайте:

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?

Дети: осенью!

Воспитатель: конечно осенью. Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к Осени, а в пути расскажем нашим гостям все, что мы о ней знаем. Ну, что  вперёд! Пошли! (дети шагают за воспитателем)

Шли, шли, шли, вот мы и пришли!                                                                   Мы с вами у осени в гостях.

В царстве неживой природы.

Что мы относим к неживой природе?(ответы детей)

Воспитатель: К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер и долгота дня.

А какие признаки осени в неживой природе вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее).

- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)

- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди,  а иногда в октябре уже выпадает снег.)

- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо отвечали!

А теперь давайте поиграем.

                                 Игра «Закончи предложение»

Если осенью идет дождь, то она – дождливая.
Если дует ветер – то она ветреная.
Если осенью тепло – то она теплая.
Если сентябрь – то осень ранняя.
Если сыро – то она сырая.
Если ноябрь – то осень поздняя.
Если пасмурно – то она пасмурная.

Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо справились!

Воспитатель: А теперь послушайте отрывок из стихотворения

Льет холодный дождик
Вечером и днем
Мокрые деревья,
Под моим окном.

Воспитатель: О чём это стихотворение? ( ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно! Мы с вами попали в царство, которое                             называется «Растительный мир».

- Что мы относим к растительному миру? (ответы детей)

Воспитатель: К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.

- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (ответы детей)

Воспитатель: Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть игру.

                                      Игра «Назови листочек»                    

дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
липа - липовый
берёза – берёзовый
ива - ивовый

Воспитатель: Молодцы! Правильно.

В царстве «Растительный мир» мы побывали, пора идти дальше.

Послушайте стихотворение

Шёл по лесу бурый мишка,

За ним прыгал – друг зайчишка

Серый волк брёл не спеша,

За ним кумушка лиса.

Все они с большим волненьем

К белке шли на день рождение.

Воспитатель: О ком это стихотворение? (ответы детей)

- Правильно о животных. Мы с вами попали в царство «Животный мир»

- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного (смена картин)

- Кого мы относим к животному миру? (ответы детей)

Воспитатель: К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.

- Что же происходит, с приходом осени, в жизни зверей? (ответы детей) 

Воспитатель: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук, другие делают запасы на зиму, такие как белка. Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.

                                                Физкультминутка

Жил в лесу колючий ежик, был клубочком и без ножек,
Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Не умел он топать – топ-топ-топ,
Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг,
Только носом двигать – шмыг-шмыг-шмыг,
А ребятки в лес пришли, ежика в лесу нашли,
Научили его хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Научили его топать – топ-топ-топ,
Научили его прыгать – прыг-прыг-прыг,

Быстро ноженьками двигать…(дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель: Ну вот мы свами и размялись, можно продолжать нашу беседу.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (ответы детей)

Воспитатель: Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.

                      Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке, (указательный и большой палец перемещаются)
Встретились, (ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (ладошки в замке)
Еле-еле расстались, (потянуть ладони в разные стороны, не разжимая, затем разжать)
И попрощались. (ладошки машут, прощаясь)

Воспитатель: Молодцы, размяли пальчики. Продолжаем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что меняется в жизни птиц с приходом осени? (ответы детей)

Воспитатель: Многие виды птиц собираются в дальнюю дорогу, они улетают в тёплые края.
- Как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (ответы детей)

Воспитатель: Такие птицы называются перелетными. 
- Почему же они улетают? (ответы детей)

Воспитатель: Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (ответы детей)

Воспитатель: Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, мастерить кормушки.

- Как называются такие птицы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами смастерим им кормушки.

- А теперь давайте поиграем.

                           Дидактическое упражнение «Лесное эхо»

Воспитатель: Давайте расскажем об осени лесным эхом.

Эхо лесное спросить хочу.
Ау, ау, ау.
Куда это листья пропали?
Опали, опали, опали.
Птички - певички давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели.
Белки и зайцы про вас мы не знаем?
Линяем, линяем, линяем.
Так что же твориться в лесу, спросим?
Осень, осень, осень.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась такая игра? (ответы детей)

- А теперь мы попадаем в царство «Человек осенью»

- О чем мы будем говорить в этом царстве? (ответы детей)

Воспитатель: Мы будем говорить о заботах человека осенью.

- Конечно, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Как мы трудимся осенью? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, мы собираем урожай!

- В садах собирают урожай фруктов, с огородов убирают овощи, с полей злаковые культуры, из которых пекут хлеб.

- Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья.

-  Осень очень щедра на подарки.

 Воспитатель: Ребята, вот  мы и побывали с вами в гостях у Осени. Наше путешествие подходит к концу. Давайте возвращаться в детский сад. Пошли! (дети шагают за воспитателем)

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, за ваши знания Осень прислала нам подарок, книжки раскраски (воспитатель раздаёт раскраски детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Осень»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Осень»...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары осени".

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе...

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему:\'Осень вновь пришла\'

конспек занятия по окружающему миру'Осень вновь пришла'....

Занятие по окружающему миру в старшей группе Тема: «Осень у пруда»

Занятие по окружающему миру в старшей группеТема: «Осень у пруда»...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Красавица осень"

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц.- Прод...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Осень».

Цель: обогащать и систематизировать знания детей об осени, о лиственных и хвойных деревьях, о грибах, о зимующих и перелетных птицах, о животных, закреплять умение определять деревья по листу,Зад...