Всё удивительное рядом, а гениальное просто.
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Свободный открытый доступ к мелким, интересным шнучкам, необычным объектам из глины и дерева -    для того, чтобы вызвать интерес, желание задержать взгляд у детей . А дальше умение педагога: приподнести , увлечь, рассказом или небылицей  для детского понимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultsreda.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Создания воспитывающей культурной среды в группе.

«Всё удивительное рядом, а гениальное просто»

Осуществление образовательного процесса в разные отрезки времени в течение всего дня с подгруппами и индивидуально, с учётом особенностей детей с ОВЗ заставило нас пересмотреть предметно-развивающую среду в группе. Чем руководствоваться? Как учесть все требования: и режим посещения, и форму организации, и личностно-ориентированный подход? И ещё много, много и.

Среда, привлекательная и понятная для всех детей;

Среда, ведущая к развитию;

Среда - воспитывающая ребёнка.

Мы рассмотрели среду, как главное условие оптимального саморазвития дошкольника, и пять основных составляющих развития личности ребёнка легли в основу:

Социальная: Умение работать в группе, играть, делиться с другими, следовать правилам, схемам последовательности, убирать рабочее место и материалы.

Физическая: Развитие физической активности, мелкой моторики в работе с соблюдением правил безопасности.

Интеллектуальная: Знание и понимание окружающего мира.

Творческая: Развитие самовыражения и детского воображения.

Эмоциональная: Развитие осознания самого себя, уверенности в себе, умения различать свои чувства и управлять эмоциями.

Как известно, ребенок может что-то понять, узнать об окружающем мире, только если у него есть возможность активно действовать с предметами, субъектами или явлениями этого мира. Именно поэтому мы решили сделать акцент в большей степени на создание условия для самостоятельной исследовательской и практической деятельности. Казалось бы, для художественно – эстетическое воспитания все просто, рисовать, лепить любят многие, дайте материалы и всё. Но наша цель, приобщать к искусству, развивать умение видеть прекрасное. Рассматривать народное искусство как наследие, историю русского народа. Расположить материал, изделия дымковских мастеров так, чтобы они «заговорили»: «Смотрите, как просто и красиво! Каждая из этих игрушек приветливо смотрит на нас, вызывает улыбку и, глядя на них, слышится народная балалаечка с переливами гармошки».

Если условно смоделировать окружающее пространство, то оно будет замкнутым, потому как не важно, с какого материала ребёнок начнёт знакомиться, пробовать, изучать. Если ему интересно, пройдёт все центры по кругу и не один раз.

C:\Users\user\Desktop\Снимок.PNG

«Дымковские игрушки - чудо веселушки» появились в пространстве группы, с целью: Познакомить детей с дымковской игрушкой, как наследием народного декоративного искусства, традициями великого русского народа..

Мини музей, в котором было с помощью родителей представлено разнообразие материала для рассматривания, исследования. Это репродукции, фотографии, экспонаты, дидактический материал, альбомы и книги по художественной росписи

Зона познания. Видео презентации, фотоальбомы, энциклопедия в картинках.

Задачи: создать условия для познавательной активности детей, развития художественного восприятия; познакомить с образцами народного промысла; создать различные ситуации для общения, игр между собой.

Сам материал, точнее его содержание, подводит детей к основополагающему вопросу: «Почему глиняную игрушку назвали Дымковской и как о ней узнали в других странах земного шара?»

Фокус на деталях. «Секреты из сундучка»: схемы с пошаговым узором, шаблоны разной формы для выкладывания элементов (кружки разного размера и цвета, колечки). Наличие глинянных фигурок на разных этапах изготовления, покрытия и росписи, как бы «рассказывают» детям о том, как рождаются из тёмного куска глины веёлые и забавные животные, напыщенные важные индюки и раскошные барышни. Задачи: воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств; формировать чувство ритма, цвета, гармонии.

Активная зона. Фактором, определяющим уровень и качество развития детей, является собственная активность ребенка, самостоятельный и творческий характер его образования, формирование навыков и выбор способов изображения. Возможность экспериментировать в нетрадиционной технике изображения, использовать подручные материалы для конструирования объёмных барышень особенно вовлекают детей в процесс изучения и изображения узоров. Задачи: воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств; формировать чувство ритма, цвета, гармонии. Развивать умения более точно передавать форму и характерные пропорции изображаемого образа. Учить самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, украшение налепом, аппликацию, печать спонжевой кистью.

Материал, предполагающий совместное творчество взрослого и ребёнка. Образцы на дорисовывание, дополнение узора. Схемы последовательности изображения элементов. Шаблоны из пластика, на которых можно пробовать, легко смывать и наносить снова. В центре есть не только кисти разного размера, но и спонжевые кисти, штампы из поролона, дающие возможность наносить ровные круги, точки. Получается у всех красиво. Возможность решать задачу несколькими способами вовлекает детей в процесс и желание получить результат.

Предполагаемый результат нами был, почти достигнут:

- овладение детьми первичными представлениями об особенностях дымковского промысла, его истории;

- развитие способности самостоятельно решать творческий замысел, технику изображения, интеллектуальные личностные задачи;

- появление у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к народной культуре, приобщение к истории и традициям своего народа;

И, лишь, умение у детей, выражать в речи собственный взгляд, общаться на языке художника, используя в речи понятия, ритм узора, шаг, налеп, волна, оборка, вызвало затруднения у многих.

Получился и непредполагаемый результат. Помощь родителей в организации мини музея привела к возможности создания элементов костюмов. На готовые белоснежные фартуки, сшитые родителями, дети наносили дымковскую роспись и акриловыми краскам и аппликативно. Нарядные фартуки очень пригодились детям для участия народном обрядовом празднике – колядках.

Расписанный по мотивам дымки стул, оказавшийся в музее, навёл нас на идею, придумать подвижную игру « Кто быстрее соберёт узор и займёт стул».

Спустя некоторое время возникла идея, украсить масленицу в наряд по мотивам дымковского узора. Родители и дети постарались на славу и наша масленица была представлена в городском конкурсе.

Так получилось, что в создании культурно-художественной среды дети сами принимали активное участие. На развитие художественного восприятия сработала совместная творческая и познавательная деятельность, которая сменялась дидактическими играми: «Подбери узор к игрушке», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».

Атрибуты для народных подвижных игр и сами игры объединяли детей, снимали напряжение у застенчивых, закрытых детей. Многие игры сопровождались звучанием народных инструментов. Всё это тоже среда, обстановка, которая помогала более глубже и детально погрузиться в народное, самобытное, понятное для всех народное творчество.

Используемые народные подвижные игры:

«Утка – Гусь», «Игра с платочком», «Жил был козлик»», «Игра с петушком», «Золотые ворота», «Капканы», «Углы».

Рассматривание альбомов, сопровождалось чтением и заучиванием стихов и рассказов о дымке:Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть  и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...

Экологическая тропа: «Удивительное рядом» Старшая группа

Обогощение  и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...

Исследовательско – творческий проект «Удивительное рядом»

У нас на Земле много рек, озер, морей и океанов. В них свой неповторимый подводный мир. Главные обитатели водных просторов – рыбы. В реках и озерах вода не соленая, как в море, а пресная. Здесь живут ...

Счетные палочки - все гениальное - просто.

Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи аб...

Всё удивительное рядом, а гениальное просто

Знакомить детей дошкольного возраста с историей нашего народа, приобщать к простому удивительному миру народного исусства , согласитесь, не просто. Важно не выдвть материал, а оставить след в детском ...