Всё удивительное рядом, а гениальное просто
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Знакомить детей дошкольного возраста с историей нашего народа, приобщать к простому удивительному миру народного исусства , согласитесь, не просто. Важно не выдвть материал, а оставить след в детском представлении о глинянных свистульках и игрушках, о секрете деревянной матрёшки и ещё многом разнообразии чудесных незатейливых предметах быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymka_igrushka.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
« Всё удивительное - рядом, а гениальное - просто»
«Город мастеров»
Актуальность и мотив к работе по приобщению детей к декоративно народным промыслам ёмко и глубоко заключается в словах Ж.Ж.Руссо:
Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой…».
Педагоги из разных возрастных групп, объединившись, решили и провели познавательно-творческий проект на тему:
«Дымковские игрушки - чудо веселушки»
Цель: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, как наследием и традициями великого русского народа. Способствовать патриотическому и художественному воспитанию дошкольников.
Задачи:
1.Создать условия для познавательной активности детей, развития художественного восприятия :
- знакомить с образцами народного промысла
-учить понимать, оценивать красоту
-воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств
-формировать чувство ритма, цвета, гармонии.
2. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, украшение налепом, аппликацию, печать спонжевой кистью.
- Развивать умения более точно передавать форму и характерные пропорции изображаемого образа
-учить самостоятельно составлять композиции, цветосочетания, выбирать шаг и ритм узора на основе полученных знаний
-поощрять творческие самостоятельные решения, использование разных техник и инструментов в работе.
3. С целью социально личностного развития детей создать различные ситуации для общения, игр с детьми других групп. Вовлечь родителей воспитанников в единый творческий процесс.
Проект был рассчитан на две недели, но он продлился ещё на три дня, так как в процессе работы пришла идея провести колядки в костюмах с элементами дымковских образов.Творческая группа воспитателей: Берлина Наталья Ивановна, Городовая Гузель Фердависовна, Мясникова Елена Алексеевна, Плеханова Наталья Вячеславовна и старший воспитатель Пинигина Наталья Владимировна разработали план мероприятий и привлекли воспитанников из трёх разных групп среднего и старшего возрастов. Примерно в различных мероприятиях были задействованы 75 детей и 11 родителей.
Предполагаемый результат
У детей:
- овладение детьми первичными представлениями об особенностях дымковского промысла, его истории
- развить способности самостоятельно решать творческий замысел, технику изображения, интеллектуальные личностные задачи
- Вызвать эмоциональную отзывчивость, интерес к народной культуре, чувство гордости за свой народ и его традиции
-способствовать умению у детей выражать в речи собственный взгляд, общаться со сверстниками и взрослыми в рамках делового разговора в новом для них обществе.
У педагогов
- совместная групповая работа педагогов поможет собрать и обогатить в деталях окружающую среду для художественного восприятия детьми образцов декоративно прикладного искусства
-а так же выработать стиль наиболее эффективного взаимодействия с семьями воспитанников
- создать условия для более эффективного речевого и социально личностного развития ребёнка.
Мы подвели детей к основополагающему вопросу:«Почему глиняную игрушку назвали Дымковской и как о ней узнали в других странах земного шара?»
План проекта:
- «Приготовьте, дети ушки…» (слушание сказочной истории свистульки, с которой началась дымковская игрушка).
- В мастерской глины (просмотр видео ролика О. Романовой о дымковской игрушке).
- Разгадываем секреты мастерства и узора (подбор и рассматривание дидактического материала, альбомов по художественной росписи).
- Давайте поиграем (организация народных подвижных игр с элементами фольклора).
- Прикоснёмся к прекрасному (посещение мини музея, организованного в одной из групп).
- «Незатейливый узор, оторвать не в силах взор» роспись штампами разных размеров.
- «Утка-Марфутка, появись, детям нашим покажись»(лепка из солёного теста и роспись штампами).
- «Там гуляют у реки индюки да петухи»(роспись полу объёмных форм из картона и плотной бумаги).
- «Как у наших ворот завели хоровод» ( декоративное рисование кистью разного размера с детьми старшего возраста)
- «Барышни-кокетки» ( конструирование из бумаги и подручного материала).
- «Украсим стул» (роспись детского стула для игр элементами узора)
- «Открывай ворота, к вам идёт коляда!» (Создание элементов народного костюма с элементами дымковских образов аппликация на ткани из клейкой бумаги).
-В процессе изобразительной деятельности дети овладели понятиями: шаг, ритм узора.
-Увидели закономерность использования цвета в создании узора. Например, крупные кольца, полоски, круги, пятна мастерицы прорисовывали яркими цветами - оранжевым, жёлтым, красным. Такие цвета, как синий, зелёный, чёрный можно увидетьчаще в точках или тонких полосках.
-Познакомились с понятием в декорировании, таким, как «налеп» из пластилина, «волна», «оборка».
Совместная творческая и познавательная деятельность переплеталась с дидактическими играми: «Подбери узор к игрушке», «Составь узор», «Составь картинку - найди вторую половинку», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».
Дети поиграли в новые для них народные подвижные игры: «Утка – Гусь», «Игра с платочком», «Жил был козлик»», «Игра с петушком», «Золотые ворота», «Капканы», «Углы». Хороводные игры словами объединяли всех воспитанников, снимали напряжение у застенчивых, закрытых детей. Многие игры сопровождались звучанием народных инструментов.
Рассматривание альбомов, сопровождалось чтением и заучиванием стихов и рассказов о дымке:Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
К традиционным формам и методам реализации проекта можно добавить мотивационный метод «подмастерья»(взрослый и ребёнок в едином творческом процессе).
Метод соревнования, кто быстрее соберёт, назовёт и т.д.
Метод эксперимента в нетрадиционной технике изображения, использование подручного материала для конструирования объёмных барышень.
Центральными событиями проекта можно назвать создание мини музея с помощью родителей, выставка совместных и детских работ, участие в народном обрядовом празднике – колядках.
В течение двух недель педагоги и дети обменивались информацией, результатом художественной деятельности и представляли друг другу народные игры. То есть дети были источником информации и инициаторами многих событий. Ценно и то, что в основу мероприятий было положено действие, эксперимент, творчество материальный продукт. Расписной стул, который можно много вариативно использовать в играх, юбки, фартуки, сшитые родителями и украшенные детьми, пригодятся для множества последующих мероприятий. Изготовленные детьми старших групп шаблоны и трафареты дополнили уголки творчества.
Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров, с историей промыслов в дальнейшем обязательно продолжится и именно в форме объединения педагогов и детей из нескольких групп.в творческую групп.
Совместная детско-взрослая деятельность
Кругоозор, набор знаний об обществе, природе и мире в целом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).
На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...
Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...
Экологическая тропа: «Удивительное рядом» Старшая группа
Обогощение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...
Исследовательско – творческий проект «Удивительное рядом»
У нас на Земле много рек, озер, морей и океанов. В них свой неповторимый подводный мир. Главные обитатели водных просторов – рыбы. В реках и озерах вода не соленая, как в море, а пресная. Здесь живут ...
Счетные палочки - все гениальное - просто.
Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи аб...
Всё удивительное рядом, а гениальное просто.
Свободный открытый доступ к мелким, интересным шнучкам, необычным объектам из глины и дерева - для того, чтобы вызвать интерес, желание задержать взгляд у детей . А дальше умение педагога...