ПРОГРАММА по опытно –экспериментальной деятельности во второй младшей группе 3-4 лет. «Мир чудес»
занимательные факты по окружающему миру (младшая группа)
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в младшем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 82.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57» г. Сыктывкара
ПРОГРАММА
по опытно –экспериментальной деятельности
во второй младшей группе 3-4 лет.
«Мир чудес»
Составитель: Соболева Алена Геннадьевна
Воспитатель первой категории
2024 год
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в младшем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов. Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. После совместной опытно — экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты — почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. Понимая все значение экспериментирования для развития познавательных способностей детей, мною была разработана программа «Мир чудес» для младшего дошкольного возраста. Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста, через опытно-экспериментальную деятельность, дополняя основную общеобразовательную программу.
При организации опытно-экспериментальной деятельности, учитываю возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для развития игровой ситуации использую сказочного персонажа – Буратино. Также для детей этого возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам
экспериментам постоянно возвращаюсь, предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях.
Цель кружка: развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.
Задачи:
- Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
- Развивать умение делать выводы, умозаключения.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.
Возраст детей - 3-4 года.
Временная продолжительность - 1год.
Срок реализации - 01 октября 2024 г.- май 2025г.
Перспективно - тематическое планирование
опытно –экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет
Тема | Цель | Материалы и оборудование, ход |
Октябрь. | ||
«Почему вода прозрачная?» | Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки. Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода). Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная». Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы «Где камушки? Почему их не видно?» (Потому что молоко белым цветом). Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?» (Она прозрачная). Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы. |
«Как вода меняет цвет?» | Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности. | Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки. Ход: Воспитатель: Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка. - Мама, закрой глаза! – сказал Зайка. Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки). - Открывай! – скомандовал Зайка. Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая). - Как красиво! – восхитилась мама. Воспитатель: Ребята, давайте тоже приготовим разноцветный сок для куклы Тани. Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Можно окрасить воду при помощи краски?» При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску. Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой). Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно?(камушек не видно, потому что вода окрашена). Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно. |
«Какой вкус у воды?» | Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности. | ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз. Ход: Воспитатель: К нам в гости пришел Буратино и принес угощение. Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в первом стаканчике. Вопросы: «Чем угостил вас Буратино? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная). Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети пробуют воду. Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?» Игровое задание «Угадай угощение»-нескольким детям поочередно завязывают глаза и они определяют вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная-безвкусная). Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ. |
«Какую форму принимает вода?» | Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию. | Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой. Ход: воспитатель вносит в группу мешочек с разнообразными формочками и баночками и предлагает с ними поиграть. Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с водой. Как вы думаете, где я ее взяла? (налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться». Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет?(одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы). Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. |
Ноябрь. | ||
«Во что превращаются снег и лёд?» | Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе. | два блюдечка, снег, лёд, белая бумага. 1 часть, утром. Ход: «Ребята! Что я сейчас видела на улице! Белое одеяло покрыло деревья, дома, землю. Идёшь по нему и оставляешь следы. Что это за чудо? Как оно называется? (снег) Воспитатель с детьми рассматривают приготовленный заранее снег на блюдечке, обследуют его и рассказывают о нём. Вопросы: «Каким цветом снег? (белый) Какой он на ощупь?(холодный) .Откуда на блюдечке появилась вода?(снег стал таять). Почему стал таять снег?( от теплого воздуха, его принесли в помещение).Из чего состоит снег?(из воды) Воспитатель просит детей помочь отгадать загадку: Он прозрачный, твёрдый, гладкий, На морозе проживёт. Но как только потеплеет, Он растает, поплывёт (лёд). Дети рассматривают лёд на блюдечке, обследуют его руками. Вопросы: «Каким цветом лёд?(прозрачный). На что он похож?(на воду). Какой лёд на ощупь? (холодный). Он твёрдый или мягкий? Почему? (твёрдый, не сжимается в кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (лёд тает). Почему лёд тает? (от тепла) Вывод: Снег и лёд в тепле тают и становятся водой. 2 часть, вечером. Ход: Воспитатель с детьми рассматривают талую воду. Вопросы: «Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором). Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор?(снег был грязный). Вывод: Снег нельзя есть, он содержит в себе частички грязи. |
«Как вытолкнуть воду?» | Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь(край, поднимается, опускается, выше, ниже). Воспитывать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей. | Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки, персонаж Буратино. Ход: Буратино приносит корзинку с камешками. На столе поднос с прозрачной широкой колбой с водой. Предлагает поиграть. - Давайте бросать в воду камешки. Посмотрите, как красиво камешки падают на дно. В воде они переливаются, блестят. Попробуйте и вы. Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что происходит с водой, когда вы бросаете в нее камушки? (она поднимается и выливается). А почему поднимается? (камешки ее выталкивают). Давайте еще раз посмотрим (берется другая емкость с водой, в этот раз воспитатель фломастером отмечает уровень воды при каждом бросании камешка). Игровое упражнение «Вылови камушки»-дети вынимают камушки из банки с помощью ложек. Вывод: вода в емкости поднимается при погружении в не предметов. |
«Как вода гулять отправилась» | дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой. Ход: Воспитатель: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!» - Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу или пластмассовый шприц (без иглы). Опустить губку в воду и отожмите её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом. Вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов. |
« Как мы дышим воздухом?» | Помочь детям выявить воздух; познакомить с таким его свойством, как невидимость. Обогащать словарь детей понятиями «невидимый, заполнять, пузырьки, вдыхать»; развивать умение устанавливать связь между предметами и делать простейшие выводы. Воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу. | Пустые пластмассовые бутылки, таз с водой, веера. Ход: Воспитатель: « А можем ли мы обойтись без носа? Давайте зажмём носик руками? Что мы чувствуем? Приятно ли нам с закрытым носом? (нам тяжело дышать). Для чего нам нужен нос? (чтобы дышать). Что мы вдыхаем носом? (Воздух) Игровое действие «Почувствуем воздух»- воспитатель машет веером на детей. Вопросы: «Что вы чувствуете, когда я машу веером?(холодок). Это воздух. Холодный он или тёплый? ( прохладный). Видим ли мы воздух?(нет). Можно ли его потрогать руками? (нет). Воздух невидимый, его нельзя потрогать руками». Игровое задание «Узнаем, где есть воздух» - дети машут веерами по всей группе. «Воздух есть везде». Воспитатель предлагает опустить пустую прозрачную бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Вопросы: «Что происходит? Почему из горлышка бутылки выходят пузырьки? (Вода вытесняет воздух). Многие предметы заполнены воздухом, хотя кажутся пустыми. Игровое задание «Найди предметы, наполненные воздухом». Вывод: Воздух невидимый, окружает нас везде. |
Декабрь | ||
«Где находится воздух?» | Дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Воспитывать интерес к опытнической деятельности. | Ёмкость с водой, трубочки для коктейля. Ход: воспитатель вносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть. Вопросы: «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? (отверстие). Для чего нужны отверстия в трубочке? (сквозь них что-нибудь вдувать и выдувать). Игровые действия с трубочками: дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопросы: «Что вы чувствуете на ладошке? (ветерок, холодок). Откуда появился ветерок? (мы дули в трубочку). Объяснение: «Воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос. Игровое упражнение «Вдох-выдох»- дети делают глубокий вдох и выдох. Игровое упражнение «Как выходит воздух»- дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду. Вопросы: «Что появилось в воде? (пузырьки). Откуда появились пузырьки?( так из трубочки выходит воздух). Куда исчезли пузырьки?( воздух выходит и пузырьки исчезают). Воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх. Вывод: Внутри человека есть воздух. |
«Как образуются мыльные пузыри?» | Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира. | Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коклейля. Ход: Буратино предлагает детям отгадать загадку. Их из баночки пускаю, необычной красоты, Полетают- исчезают. В след кричу им: « Где же ,вы?» Вопросы: «Пускали ли вы когда-нибудь пузыри? Почему на них интересно смотреть? Как вы думаете, почему надуваются мыльные пузыри?» Воспитатель наливает в тарелку мыльный раствор и опускает в него широкую трубочку и начинает дуть. «Что вы слышите? (бульканье). Почему слышен такой звук? (мы дуем в трубочку, проникает воздух). Что выдувается из трубочки? (пузыри). Почему выдуваются пузыри? Воздух попадает в мыльный раствор и получается пузырь. Откуда взялся воздух? (мы его выдохнули из себя)». Игровые действия «Пускаем пузыри»- дети пускают пузыри через трубочки. Вопросы: « Какой формы пузыри? Одинаковые ли они по размеру? Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха)». Игровое задание «Куда полетели пузыри?»-один ребёнок пускает пузыри, а другие дети называют их местонахождение. Вывод: Пузыри образуются при попадании воздуха в мыльный раствор. |
«Как заставить лодочку плыть?» | Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением( движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. | Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. Ход: Представьте, что это у нас море.Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. Воспитатель предлагает детям стать капитанами кораблей и отправиться в путешествие. Воспитатель раздаёт детям бумажные и пластмассовые кораблики и предлагает опустить их в воду. Вопросы: «Что делают кораблики на море? (плавают). Плывут ли ваши кораблики? Почему?(нет ветра, который их подталкивает). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (подуть на них). Откуда взялся ветерок?( мы его выдыхаем). Игровое упражнение «Сильный и слабый ветер»-воспитатель показывает детям, как можно дуть на кораблик. «Кораблик поплывёт быстрее, если набрать много воздуха в себя и дольше его выдыхать». Игровые действия «Чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?»- дети дуют на свои кораблики. Вывод: Можно сделать ветер, выдыхая воздух. |
«Разноцветные лоскутки» | Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря. | Кусочки ткани разной фактуры Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть, пощупать кусочки разной ткани. - Какие они на ощупь? (мягкая, пушистая, гладкая, теплая, толстая, тонкая и т.д.) Дидактическая игра «Найди пару». - Где вы видели такую ткань? - Для чего она нужна? (тонкая для летней одежды, плотная для зимней одежды) Вывод: ткань может быть разной |
Январь | ||
«Свойства ткани» | Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется). | 1.кусочки ткани разной фактуры Ход: воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с тканью (складывают, сворачивают, мнут). - Что произошло с тканью? Какая она стала? Вывод: если ткань сжимать в руках, она мнется. 2. кусочки ткани, емкость с водой. Ход: по показу воспитателя дети опускают лоскутки в емкость с водой, производят различные манипуляции с тканью в воде. - Рассмотрите лоскутки, что с ними стало? Вывод: если ткань опустить в воду, она намокнет. |
«Из чего состоит ткань» | Объяснить детям, что ткань состоит из ниток. | кусочки ткани, лупа. Ход: детям предлагается рассмотреть ткань с помощью лупы. -Что вы увидели (дырочки, сплетение нитей). - Ткань состоит из ниточек. Воспитатель вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое. Вывод: ткань состоит из ниток. |
«Волшебная бумага» | Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами. | цветная бумага, картон, салфетки, бархатная бумага, креп бумага, лупа, персонаж Буратино. Ход: Буратино приносит в группу коробку с листочками разной бумаги. - Посмотрите, какие у меня волшебные красивые бумажечки. Их можно потрогать, посмотреть на них через лупу. - Какая бумага цветом, на ощупь? Д/игра «Покажи правильно»: поднимите бумагу красного цвета, синего и т.д. - У меня есть полоска бумаги, я попробую завязать из нее бантик. Что случилось с ленточкой? (она порвалась) Значит, бумага рвется, если бумагу потянуть. - Попробуйте порвать разную бумагу. (тонкая рвется легко, картон труднее). - Из кусочков цветной бумаги можно сделать аппликацию. Вывод: бумага бывает разная, она рвется. |
Февраль | ||
«Свойства бумаги» | Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная. | бумага разной плотности, карандаши, фломастеры. Ход: воспитатель: «Ребята, вам понравилось играть с бумагой на прошлом занятии? Буратино оставил нам коробку с разными листочками. Давайте еще посмотрим.» Опыт 1.Воспитатель предлагает посмотреть бумагу разной плотности. - Можно через бумагу что-нибудь увидеть? Посмотрите. Делает вместе с детьми вывод: через плотную бумагу ничего не видно. - А что можно делать с бумагой. (рисовать) Опыт 2. - Проверим. Предлагаются детям альбомные листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши. Самостоятельная — творческая работа детей. Вывод: на плотной бумаге можно рисовать Опыт 3. «Мнем и разглаживаем» А еще бумагу можно мять , сомните ее, у нас получился колобок ,а теперь разгладьте. Вывод: бумагу можно мять и разглаживать, плотная бумага непрозрачная, на ней можно рисовать. |
«Свойства бумаги» | Познакомить детей со свойством бумаги намокать. | Кораблики из бумага, салфетки, емкость с водой. Ход: Грустный Буратино рассказывает историю: - Ребята, мне подарили бумажные кораблики и я решил их запустить в ручей. Первый кораблик плыл по ручейку, но вдруг стал тонуть и совсем пропал в воде. Я запустил второй кораблик, и он утонул. Остался последний, и я пришел к вам показать. Посмотрите. (дети убеждаются, что кораблик сделан из бумаги) Буратино предлагает запустить кораблик в емкость с водой. Дети наблюдают, дуют на кораблик. - Что произошло с корабликом? (бумага стала мокрой и кораблик утонул) - Попробуйте поэкспериментировать с бумажными ленточками. Дети опускают в воду разную бумагу. - Какая бумага намокла и утонула быстрее? (салфетка) - Достаньте бумагу из воды. (она порвалась) - Ребята, что можно сделать, чтобы наш Буратино не расстраивался? (подарить игрушечный кораблик или сделать самим) Вывод: бумага намокает в воде, тонет и рвется. |
«Какими свойствами обладает мел?» | Познакомить детей с о свойствами мела (твёрдый, но может крошиться, оставляет следы на разных предметах, может окрашивать песок, сырой не рисует). Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать причинно- следственные связи между предметами. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. | Мелки, доска для рисования, ёмкости с водой и пустая, кусочки ткани, тёмная бумага, ложка столовая. Ход: Воспитатель: «Ребята, где мы рисуем карандашами и фломастерами? (на бумаге). Чем можно рисовать на асфальте? (мелками). Давайте расскажем, как выглядят мелки и какими волшебными свойствами они обладают». Игровые действия: «Покатайте кусочек мела между ладошками. Что вы заметите на ладошках? (следы от мела). Где ёще мел может оставить свой след? (на асфальте, доске). Попробуйте порисовать мелом на доске, кусочках ткани, на тёмной бумаге. Рисует ли мел? (да)». Воспитатель предлагает обмакнуть кончик мела в воду и что-нибудь нарисовать на доске: «Как вы думаете, будет ли сейчас рисовать мелок? Почему?( сырой мел не рисует). Какой мел оставлял следы? (сухой). Игровое задание: «Попробуйте смять мел в руке. Получается ли это у вас? (нет). Почему? (мел твёрдый). Показ воспитателя: «Я возьму ложку и постучу ей по мелу. Что происходит с мелом? (он крошится). Почему? (мел сухой, при сильном надавливании может крошиться). Вывод: Мел рисует на разных предметах, может крошиться. |
«Почему камешки тонут в воде?» | Формировать представления детей о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь между предметами, сортировать камушки по величине. Воспитывать интерес к играм с природным материалом. | Камушки большие и маленькие, прозрачная ёмкость с водой, две пустые ёмкости, мешочек с камнями, ложки, перья птиц. Ход: Воспитатель приносит в группу мешочек. «Ребята, по дороге к вам я нашёл мешочек. А он не пустой. Давайте вместе посмотрим, что в нём лежит». Воспитатель достаёт из мешочка камушки и рассматривает их с детьми. Вопросы: «Одинаковые ли все камушки?(нет). Чем они отличаются?(цветом, формой, величиной). Какие они на ощупь? (гладкие). Назовите места, где можно увидеть много камушек?( аквариум, в песочнице, на дорогах)». Игровое задание «Разделим камушки на большие и маленькие». - Послушайте сказку про камешек. На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут. Воспитатель: «Возьмите в руки камушки. Какие камушки тяжелые, какие лёгкие? Почему? (большие тяжелее маленьких). В одну руку возьмите камушек, а в другую перышко. Что тяжелее? (камушек)». Игровое задание «Опусти камушки в воду». Вопросы: «Что происходит с камушками? Все ли камушки тонут? Почему?(камушки тяжелые). Утонет ли воде пёрышко? Давайте проверим. Почему пёрышко не утонуло? (оно лёгкое). Игровое задание «Достанем камушки из баночки»- дети ложками достают камушки. Вывод: Камушки тяжёлые и поэтому тонут в воде. |
Март | ||
«Что заменит чёрный карандаш?» | Дать детям представления об угле, помочь выявить его свойства (образуется от прогоревшего дерева, оставляет чёрный след на руках, бумаге, ткани, при надавливании крошится). Активизировать в речи слова: уголь, ломкий, крошится, серый. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать интерес к окружающему миру. | Кусочки угля, листы белой бумаги, ткань, ложка, ёмкость с водой. Ход: Воспитатель приносит в группу поднос, на котором лежат кусочки угля. «Ребята, посмотрите, что я сегодня для вас принесла. Это кусочки угля. Хотите узнать, где я их нашла? Тогда слушайте. Моя бабушка живёт в деревне. Чтобы не замёрзнуть дома зимой, она топит печку- кладет в печь дрова(кусочки дерева) и их зажигает. Дрова горят в печке и дома тепло. Дрова догорают и превращаются в угольки. Хотите поиграть с этими угольками?» Воспитатель с детьми рассматривает угольки. Вопросы: «Угольки все одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга?(цветом, размером). Каким цветом угольки? (чёрные и серые). Что будет, если я надавлю на уголёк палочкой? (он начинает крошиться). Почему уголёк крошится? (он мягкий). Игровые действия: «Давайте проверим, оставляет ли уголёк следы. Возьмите уголёк в руки и посмотрите на свою ладошку. Что вы заметили? (ладошка стала чёрной). Теперь проведите кусочком угля по бумаге, ткани. Что произошло? (уголь рисует). На что похож уголь? (на чёрный карандаш). Игровое упражнение «Рисуем картинку»- дети на бумаге рисуют угольками различные изображения. Воспитатель опускает уголёк в ёмкость с водой. Вопросы: «Какая была сначала вода? (прозрачная). Изменился ли цвет воды, когда мы положили в неё уголёк? Какой стала вода? (вода стала мутной). Что произошло с угольком в воде? (он стал крошиться). Вывод: Угольки оставляют чёрный цвет, крошатся, делают воду мутной. |
«Водопад» | Дать представление о том, что вода может изменять направление движения. | Пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки. Ход: Льётся водичка с большой высоты, Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится). Вывод: вода может изменять направление. |
«Какой бывает песок?» | Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности. | Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа. Ход: Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть две ёмкости с песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он сырой, в другом-сухой). Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит песок?(из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и маленькие). Какого цвета сухой песок? (светлый, светло- коричневый). Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой). Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый). Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке?( песок сырой). Получаются ли и сырого песка куличики?(да). Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а остальные дети отгадывают, какая фигура получилась. Итоговый вопрос: «Почему и Кузи не получались куличики?» (он делал их из сухого песка) Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой- слипается, принимает форму ёмкости |
«Как отделить песок?» | Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь. | Различные сита, ведёрки, миски, совочки, песок сухой и мокрый, ёмкость с крупой (горох и греча) и песком. Ход: воспитатель рассказывает детям о том, что с ним произошло. «Ребята, я вчера решила навести дома порядок. Протирала тряпочкой полочки с баночками и случайно их задела. Баночки упали прямо на песок; всё из них рассыпалось и перепуталось. И я не знаю, как теперь мне всё разобрать…» Дети выбирают из песка горошины и гречку. Вопросы: «Быстро ли получается разбирать крупу? (нет). Почему?( крупы много и она мелкая). Как вы думаете, что поможет нам быстрее отделить крупу?( воспитатель предлагает посмотреть на сито). Игровые действия с ситом. Вопросы: «Что сыпется через сито? (песок). Что остаётся на дне сита?( крупа). Почему крупа остаётся в сите? (она крупная). Почему песок просеивается через сито? (он меньше отверстий в сите). Есть ли у вас дома сито? Для чего его использует мама?» Игровое задание «Просей мокрый песок». Вопросы: «Просеивается ли мокрый песок?( нет). Почему?( он не рассыпается, липнет). Почему просеивается сухой песок?( он рассыпчатый). Игровое упражнение «Сделаем макароны из мокрого песка»- дети надавливают сито на мокрый песок и получают «макароны». Вывод: Сито помогает отделить мелкие предметы от крупных; можно просеивать только сухой песок. |
Апрель | ||
«Как рисовать песком?» | Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к работам своих товарищей. | Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки для лепки. Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим песком. Вопросы: «На каком подносе находится мокрый песок? На каком сухой? Как вы догадались?( отличаются по цвету и на ощупь).Как вы думаете, можно ли нарисовать кружки на мокром и сухом песке?( ответы детей). Попробуйте нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются чёткие и понятные?( на мокром). Почему?(мокрый песок сохраняет форму).Что происходит с кружками на сухом песке?(они быстро исчезают). Почему?(сухой песок быстро рассыпается). Дети рисуют палочкой на мокром песке. Воспитатель просит детей взять сухой песок; сначала сжать его в кулачке, а затем разжать кулачок. «Куда делся песок?(высыпался из кулачка).Если немного разжать кулачок, как будет сыпаться песок? (медленно). Показ воспитателя: «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по кругу. Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает рисунок. Игровое задание «Что нарисовал песок?»- воспитатель рисует песком образы и предметы, а дети их отгадывают. Дети самостоятельно рисуют песком, рассыпая его из кулачка. Вывод: На мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок рисует, высыпаясь из кулачка. |
«Почему раздувается песок?» | Способствовать расширению представлений детей о свойстве сухого песка раздуваться в разные стороны. Развивать речевое дыхание, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать интерес к опытнической деятельности. | Ёмкость с сухим и мокрым песком, трубочки для коктеля, лупа. Ход: отгадайте загадку: Задувает, завывает, Пыль с земли он поднимает. Семена он раскидает, А в жару прохладу дарит( ветер). Игровое упражнение «Сделай ветер»- дети дуют на свои ладошки. Вопросы: «Что происходит на улице, когда дует ветер?( качаются деревья, падают листья, поднимается пыль). Каким бывает ветер? (сильным и слабым). Как вы думаете, может ли ветер поднять песок? Давайте это проверим». Дети с воспитателем рассматривают сухой песок через лупу и вспоминают , из чего он состоит (из круглых маленьких песчинок). Затем воспитатель предлагает взять трубочки и подуть в них на сухой и мокрый песок. Вопросы: «Что происходит с сухим песком, когда мы на него дуем? (он разлетается в стороны). Почему сырой песок разлетается в стороны? (он лёгкий, каждая песчинка отдельная). Что происходит с мокрым песком? Почему он не раздувается? (мокрый песок тяжелый). Игровое действие «Сильный и слабый ветер»- дети дуют в трубочки на сухой песок с разной силой. Вывод: Сухой песок может раздуваться. |
Веселые человечки играют | Познакомить со строением тела человека | Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы). Ход: Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.). Для эмоционального проживания и активизации обследования тела можно провести музыкальную игру«Где же, где же наши...» (название частей тела) и «Измерялки», когда дети мерятся и выясняют, у кого длиннее или короче ноги, руки, кто выше). Можно также предложить игру «Покажи (сделай) то, что я скажу» (попрыгать на одной ноге, показать ухо и т.п.). |
Наши помощники | Познакомить с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. | «Чудесная коробочка» в которой находятся различные пахучие продукты, непрозрачный чайник с водой. Ход: Взрослый предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют. Взрослый беседует с детьми о том, что у людей есть помощники, которые позволяют человеку узнавать про все на свете. Вместе с детьми размышляет о том, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было, и как их сохранить (опасные ситуации, правила охра¬ны органов чувств). |
Май | ||
Конспект итогого занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Игры с Капитошкой» Цель: Учить детей понимать цель эксперимента, представляющего взрослым в игровой форме. Задачи: - развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности; - активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия (вода – жидкость, жидкая, теплая, холодная, горячая, лёгкий, тяжёлый, прозрачная, бесцветная, капает, льется, течёт, тонет, плавает); - развивать навыки проведения первых опытов; - развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; - умение работать в группе; - воспитывать аккуратность при работе с водой; - способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя. Ход ООД: Дети встречают гостей в группе, здороваются, приглашают сесть на стульчики. Воспитатель: Ребята, как много гостей пришло к нам в гости, давайте мы подарим им хорошее настроение. Круг добра: (Дети становятся в круг) Ребята приложите свои ладошки к груди, чувствуете, как бьется ваше сердце? Тук-тук, тук-тук. Представьте, что ваше сердечко — это маленькое солнышко, оно греет вас, посылая свои лучики, создает вам хорошее настроение. Ребята, давайте мы подуем с наших ладошек и подарим хорошее настроение нашим гостям. Воспитатель: Теперь у нас с вами и у наших гостей хорошее настроение. (звучит фонограмма капающей воды). Ребята, слышите, что это за звуки? Дети: Вода капает. Воспитатель: Да, этот звук похож на капельки воды. Посмотрите, к нам кто-то спешит! (с тучки спускается Капитошка). Дети: Это Капитошка! Воспитатель: А кто такой Капитошка? Дети: Капелька Воспитатель: А вы знаете, что такое капелька? Это частица воды. Вся вода состоит из таких маленьких капелек. Воспитатель: А где живёт Капитошка? Дети: На тучке Воспитатель: Капитошке, стало скучно на тучке, и он решил спуститься к нам, чтобы поиграть с нами и узнать, знаете ли вы, для чего нужна вода? (ответы детей) Дети: Чтобы пить, мыть руки, готовить еду, стирать… Воспитатель (в форме беседы): Действительно, без водицы нам никак не обойтись; только просыпаемся и сразу же идем умываться; вода нас освежает, делает чистыми, свежими, бодрит. Давайте покажем, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй водичкой. Дети, выходите на коврик! Потешка «Водичка» Водичка — водичка, (ладони под воображаемую струю воды) Умой мое личико, (ладонями «умывание лица») Чтобы глазки смотрели, (моргание глазками) Чтобы щечки краснели, (потирание ладонями щеки) Чтоб кусался зубок, (щелкание зубами) Чтоб улыбался роток. (широко улыбаемся) Воспитатель: Ох, какие молодцы, вижу, любите водичку. Хотите с ней поиграть? (показывает воду в стакане) Дети: Да. Воспитатель. Посмотрите, что я делаю с водой? (переливаю). Вода течёт, льется, почему? (потому что она жидкая) Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель: Давайте вспомним правила занятий с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания. Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды» - Ребята, опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (в тазике налита горячая вода, в стаканчике – холодная) - Какой водой мы моем руки? (тёплой) - Как можно сделать теплую воду? (смешать холодную и горячую) - Ребята, выливаем холодную воду из стаканчика, в тазик с горячей водой. Теперь, какая водичка стала? (теплая) Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая. - Хотите проверить? (да) -Рассмотрим, что у нас на тарелочке (камушки и контейнеры от киндеров). Опыт: «Тонет или плывет» - Возьмите в руки камешки, и сожмите их, какие они? (твердые). Постучите камень о камень. В руки камешки мы взяли, Друг о друга постучали, Наши камешки стучат, вот так, вот так. Не разбить нам их никак. Почему нельзя разбить камешки? (они твердые) - Камни – тяжелые или легкие? (тяжелые) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду (дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (утонули, опустились на дно) Почему камни утонули? (они тяжелые) Теперь возьмите киндеры в руки, подержите их, тяжелые они или легкие? (легкие). - Как вы думаете, пластмассовый киндер утонет или будет плавать? Давайте проверим. Отпускайте их в воду. Что происходит? (киндеры плавают, не тонут). - Ребята, а сейчас Капитошка приглашает вас поиграть. Физминутка: Встаём в круг и повторяем за мной: Капля – раз, капля – два, (показываем поочерёдно ладошки) Очень медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе) а потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом. (бег) Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками) От дождя себя укроем. Опыт: «Цвет воды» - Ребята, скажите, а камни в воде видно? (да) - А почему? (вода прозрачная) - Ребята, я сейчас возьму кисточку, кисточка у меня не простая, а волшебная, опускаю кисточку в стакан с водой, помою в воде кисточку, и посмотрите, что получилось. (вода окрасилась). - Ребята, вы видите камушки в водичке? (нет) Почему? (водичка стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно). - Ребята, мне Капитошка, сказал, что у нас в группе случилась беда с цветком (в уголке природы, стоит засохший цветок). - Ребята, что же произошло с нашим цветком? (у него высохли листочки). Потрогайте землю, какая она? (сухая) Воспитатель: А что нужно для того, чтобы растения росли, цвели? (водичка) Воспитатель: Да, правильно. Обратите внимание на комнатные цветы; они растут, цветут, потому что мы их питаем водичкой. Молодцы, ребята, нашему Капитошке с нами очень понравилось играть, но ему пора возвращаться на свою тучку. - Итак, давайте вспомним, какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды. - Капитошка, на прощанье оставил нам игрушки, чтобы вы играли с водой. (Дети самостоятельно помещают в таз с водой игрушки и играют с ними.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Тема: Волшебница-водаЦель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качества и свойства воды.Задачи:-Формирование знаний детей о целостной картине мира;-развити...
"Свойства воды" - опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Конспект по экспериментированию во второй младшей группе на тему "Свойства воды"Цели:Формировать у детей представления о физических свойствах воды. ...
"Рабочая карта по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе"
Организация ОЭД по сезонно, с различными материалами....
Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для второй младшей группы "Маленький исследователь"
Рабочая программа...
Конспект организованной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему "Мы - юные исследователи"
Этот конспект разработан с целью знакомства детей со свойствами воды....
Рабочая программа по теме: «Познавательное развитие детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе»
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошколь...
ПРОГРАММА по опытно –экспериментальной деятельности во второй младшей группе 3-4 лет. «Мир чудес»
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети д...