Проект. «Птицы», 2024 г.
проект по окружающему миру (средняя группа)

В современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно поддерживать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект. «Птицы», 2024 г.35.83 КБ
Файл Проект. «Птицы», 2024 г.2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Проект. «Птицы»

Подготовили проект: воспитатели МАОУ Одинцовского лицея №6 дошкольного отделения – детского сада №21 средней группы «Утята»

Ульянова Л.В. и  Козлова  Г.Н..

Тип проекта:

  • социальный, познавательно-творческий, игровой;
  • среднесрочный;
  • групповой.

Срок реализации проекта: 2 недели (с 05.02.2024 г. по 16.02.2024 г.).

Участники проекта:

  • Педагоги, воспитатели группы;
  • Дети средней группы (возраст детей 4-5 лет - 25 детей);
  • Родители.  

Актуальность.

В современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно поддерживать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: 

- формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

- познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Задачи:

Развивающие:

  1. Способствовать расширению знаний о птицах, об их внешнем виде, питании, месте обитания;
  2. Обогащать и активировать словарный запас детей. Закреплять в активном словаре названия птиц.
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  4. Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.
  5. Стимулировать детей заучивать и декламировать стихи.

6. Развивать у детей разговорную речь на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Обучающие: 

1. Формировать умение различать и называть зимующих птиц.

2 . Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).

3.  Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры.

4.  Привлечь внимание воспитанников и родителей к проблеме жизни птиц в суровых условиях зимы.
Воспитательные: 

1. Воспитывать желание и умение помогать птицам: делать совместно с родителями кормушки, наполнять их кормом.

2. Формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.

3. Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающего нас

мира птиц.

     Задачи проекта:

     Задачи для детей:

1.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

2.Получение знаний детей о жизни птиц.

     Задачи для педагогов:  

1.Создание необходимых условий в ДОУ и группе по формированию у

дошкольников целостного представления о жизни птиц.

2.Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.

     Задачи для родителей:

1.        Участие вместе с детьми в решении задач проекта.

2.        Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

3.        Развитие творческие способности детей.

4.        Совершенствование навыков общения с детьми.

5.        Участие и помощь в реализации проекта, жизни группы.

Продукты проектной деятельности:  рисование: «Ворона », «Зимующие птицы», лепка: «Птичка несёт червячка», «Птицы клюют зёрнышки», аппликация: «Птицы на ветке», раскрашивание карандашами раскраски «Птицы».

Итоговое мероприятие: коллективная работа «Книга о птицах», выставка детских и совместных с родителями творческих работ на тему «Птицы».

Ожидаемые результаты.

В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:

Дети:

1. Усвоение детьми знаний о птицах.

2. Формирование стремления к исследованию объектов природы - птиц,

умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Развитие умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.

Родители:

  1. Повышения уровня экологической воспитанности родителей.
  2. Совместный труд детей и родителей в природе, заботе о птицах.

Педагоги:

1. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания бережного отношения детей к птицам.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I.        Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и задач.                                                                                  
  • Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, картины, фотографии).
  • Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.                                                                                                                           Разработка планов-конспектов организованной образовательной деятельности.                                                                  
  • Обогащение развивающей среды.
  • Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
  • Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

II.        Основной этап реализации проекта:

Содержание деятельности педагога:

  • Изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с проектом;
  • Организовать выставку поделок и рисунков «Птицы» силами педагогов, детей и их родителей;
  • Подобрать иллюстрации по теме проекта;
  • Чтение художественной литературы;
  • Просмотр мультфильмов по теме проекта «Птицы».

Содержание деятельности родителей:

  • Содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
  • Активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
  • Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Система мероприятий с детьми.

Образовательно-практическая часть.

        

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

  • что птицы летают
  • что у них есть перья, крылья.

  • какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • как различить птиц по окраске;
  • какие корма предпочитают птицы.

  • спросим у родителей
  • прочтем в книге.
  • наблюдение за птицами.

Утренний кружок «Начало дня»:

Беседы:

«Что ты знаешь о зимующих птицах», «Трудно птицам зимовать», «Пользу или вред приносят птицы?», «Кто заботится о зимующих птицах», «Из чего птицы строят гнезда?» «Как появляются птенцы», «Почему птицы поют», «Почему птицы улетаю на юг?».

Пальчиковые игры о птицах.

«Десять птичек стайка», «Птички», «Птенчики», «Совушка-сова», «Сорока».

Дыхательная гимнастика.

«Ворона», «Аист», «Птичка».

Дидактические игры:

«Угадай птицу по описанию», «Каких птиц зимой не увидишь».

Физкультминутка: «Скачет шустрая синица», «Две вороны на суку», «Птички в гнездышке сидят», «Сова».

Подвижные игры: «Синичка», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».

Литературный центр:

Чтение: И. Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки»,

Г. Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи, Л. Квитко «Смелые воробьи», М. Горький «Воробьишко», В. Левин «Воробьиное купание»,

Ю. Казаков, Н. Сладков «Птицы наши друзья».

Разучивание потешки:

«Воробышек, воробей, ты не бойся, не робей.

Прыгни с веточки скорей.

Я воробышка люблю, дам я зерен воробью,

Приласкаю. угощу, и на волю отпущу».

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Центр искусства:

Рисование: «Ворона », «Зимующие птицы» .

Лепка: «Птичка несёт червячка», «Птицы клюют зёрнышки».

Аппликация: «Птицы на ветке».

Раскрашивание карандашами раскраски «Птицы».

Центр естествознания:

Изготовление корма для птиц «Лакомство для птиц».

Рассматривание кедровых шишек.

Беседа на тему «Как мы можем помочь братьям нашим меньшим?»,

«Кто заботится о птицах».

Д/и «Кто что ест?», «Тонет – не тонет».

Решение проблемной ситуации:

«Что может произойти, если не подкармливать птиц?».

Центр математики и манипулятивных игр.

Д/и: «Один-много», «Назови ласково», «Кто, где живет», «Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Разрезные картинки», «Чей домик?», «Назови детёныша», «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», «Посчитай кормушки», «Сколько птиц», «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?», «Четвёртый лишний», «Сравни», «Кого не стало».

Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевые игры:  «В гости к синичке», «Больница для птиц», «Воробьиха».

Центр строительства и конструирования.

Беседа на тему: «Для чего нужны кормушки».

Конструирование по замыслу.

Рассматривание схем-построек кормушек.

Работа с родителями.

Консультации для родителей:

«Как и из чего можно приготовить кормушку»,

«Покормим птиц зимой».

Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

III.        Заключительный этап.

Выводы.

Расширился кругозор детей о зимующих птицах. Дети научились

отличать перелётных птиц от зимующих. На протяжении реализации проекта «Птицы» у детей развивалась связная речь. Дети  научились правильно подкармливать птиц. У  детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц). У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Развивающая среда группы пополнилась: художественной литературой,

наглядно-иллюстрационным материалом о зимующих птицах, музыкальным альбомом «Голоса птиц», картотеками физкультминуток, пальчиковых игр.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Совместные мероприятия способствовали обогащению знаний детей о роли птиц в их жизни, о зимовке птиц, формированию уважительного отношения к птицам.

Список используемой литературы:

1.Веретенникова С.А. «Четыре времени года» «Просвещение» Москва 2008 .

2.Богдарин А.Н. «Знакомые птицы» ЗАО «Издательство» «Доброе слово» 2010.

3.Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. Библиотека журнала «Управление ДОУ».

4.Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образования», 2002. - 131с.

5.Иваницкий В.А. «Тайны леса» Детская энциклопедия М: ООО «Издательство АСТ», 2006.

6.Касаткина В.А. «Птицы нашего края» Нижний Новгород 2009.

7.Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /

Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.

8.Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание.

2004 - № 8 - с. 17 - 19.

9.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп д/с. - М.: Просвещение, 2004.

10.Николаева С.Н. «Юный эколог» Москва – Мозаика – Синтез, 2010.

11.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

12.Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили проект: воспитатели МАОУ Одинцовского лицея №6 дошкольного отделения – детского сада №21 средней группы «Утята» Ульянова Л.В. и Козлова Г.Н.. Проект. « Птицы»

Слайд 2

Тип проекта: •социальный , познавательно-творческий, игровой; •среднесрочный ; •групповой . Срок реализации проекта: 2 недели (с 05.02.2024 г . по 16.02.2024 г.). Участники проекта: •Педагоги , воспитатели группы; •Дети средней группы (возраст детей 4-5 лет - 25 детей); •Родители .

Слайд 3

Актуальность. В современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно поддерживать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Слайд 4

Цель проекта: - формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Слайд 5

Задачи: Развивающие: 1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. 2. Развивать у детей разговорную речь на основе составления рассказов,историй из личного опыта и фантазий. Обучающие: 1. Формировать умение различать и называть зимующих птиц. 2 . Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание). 3. Привлечь внимание воспитанников и родителей к проблеме жизни птиц в суровых условиях зимы. Воспитательные : 1. Воспитывать желание и умение помогать птицам: делать совместно с родителями кормушки, наполнять их кормом. 2. Формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах. 3. Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающего нас мира птиц.

Слайд 6

Задачи проекта: Задачи для детей: 1.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 2.Получение знаний детей о жизни птиц. Задачи для педагогов: 1.Создание необходимых условий в ДОУ и группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц. 2.Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта. Задачи для родителей: 1.Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах , желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Слайд 7

Продукты проектной деятельности: рисование: «Ворона », «Зимующие птицы», лепка: «Птичка несёт червячка», «Птицы клюют зёрнышки», аппликация: «Птицы на ветке», раскрашивание карандашами раскраски «Птицы». Итоговое мероприятие: коллективная работа «Книга о птицах», выставка детских и совместных с родителями творческих работ на тему «Птицы».

Слайд 8

Ожидаемые результаты. В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта: Дети: 1. Усвоение детьми знаний о птицах. 2. Формирование стремления к исследованию объектов природы - птиц, умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Развитие умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог. Родители: 1.Повышения уровня экологической воспитанности родителей. 2.Совместный труд детей и родителей в природе, заботе о птицах. Педагоги: 1.Улучшение предметно-развивающей среды. 2.Развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Слайд 9

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА I. Подготовительный этап: Определение темы проекта. Формулировка цели и задач. Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, картины, фотографии). Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта. Разработка планов-конспектов организованной образовательной деятельности. Обогащение развивающей среды. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр. Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Слайд 10

II. Основной этап реализации проекта: Содержание деятельности педагога: Изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с проектом; Организовать выставку поделок и рисунков «Птицы» силами педагогов, детей и их родителей; Подобрать иллюстрации по теме проекта; Чтение художественной литературы; Просмотр мультфильмов по теме проекта «Птицы».

Слайд 11

Содержание деятельности родителей: Содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы; Активное участие родителей в жизни детского сада и группы; Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Слайд 12

Система мероприятий с детьми. Образовательно-практическая часть. Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем? что птицы летают что у них есть перья, крылья. какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; как различить птиц по окраске; какие корма предпочитают птицы. спросим у родителей прочтем в книге. наблюдение за птицами.

Слайд 13

Утренний кружок «Начало дня»: Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах», «Трудно птицам зимовать», «Пользу или вред приносят птицы?», «Кто заботится о зимующих птицах», «Из чего птицы строят гнезда?» «Как появляются птенцы», «Почему птицы поют», «Почему птицы улетаю на юг?». Пальчиковые игры о птицах. «Десять птичек стайка», «Птички», «Птенчики», « Совушка-сова», «Сорока». Дыхательная гимнастика. «Ворона», «Аист», «Птичка». Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию», «Каких птиц зимой не увидишь». Физкультминутка: «Скачет шустрая синица», «Две вороны на суку», «Птички в гнездышке сидят», «Сова». Подвижные игры: «Синичка», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».

Слайд 14

Литературный центр: Чтение: И. Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л. Квитко «Смелые воробьи», М. Горький «Воробьишко», В. Левин «Воробьиное купание », Ю . Казаков, Н. Сладков «Птицы наши друзья». Разучивание потешки: «Воробышек, воробей, ты не бойся, не робей. Прыгни с веточки скорей. Я воробышка люблю, дам я зерен воробью, Приласкаю. угощу, и на волю отпущу». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Слайд 15

Центр искусства: Рисование: «Ворона », «Зимующие птицы» . Лепка: «Птичка несёт червячка», «Птицы клюют зёрнышки». Аппликация: «Птицы на ветке». Раскрашивание карандашами раскраски «Птицы».

Слайд 16

Центр естествознания: Изготовление корма для птиц «Лакомство для птиц». Рассматривание кедровых шишек. Беседа на тему «Как мы можем помочь братьям нашим меньшим?», «Кто заботится о птицах». Д/и «Кто что ест?», «Тонет – не тонет». Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц?».

Слайд 17

Центр математики и манипулятивных игр. Д/и: «Один-много», «Назови ласково», «Кто, где живет», «Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Разрезные картинки», «Чей домик?», «Назови детёныша», «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», «Посчитай кормушки», «Сколько птиц», «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?», «Четвёртый лишний», «Сравни», «Кого не стало».

Слайд 18

Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры: « В гости к синичке», «Больница для птиц», «Воробьиха».

Слайд 19

Центр строительства и конструирования. Беседа на тему: «Для чего нужны кормушки». Конструирование по замыслу. Рассматривание схем-построек кормушек.

Слайд 20

Работа с родителями. Консультации для родителей: «Как и из чего можно приготовить кормушку», «Покормим птиц зимой». Индивидуальные беседы : « Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

Слайд 21

III. Заключительный этап. Выводы. Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Совместные мероприятия способствовали обогащению знаний детей о роли птиц в их жизни, о зимовке птиц, формированию уважительного отношения к птицам.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

Познавательный краткосрочный проект «Птицы нашего края. Перелетные птицы». Опыт работы.

Цель проекта: расширить знания детей о перелётных птицах родного края, их образе жизни и отличительных особенностях, а также воспитать любознательность и бережное отношение к пернатым друзьям. Познако...

Дню зимующих птиц 2024

15 января с детьми группы "Игралочка" были проведены беседы о зимующих птицах, ребята отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации про птиц и рисовали. На прогулке обошли все кормушки и ост...

Отчет по экологическому проекту 2023-2024

Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры....

Проект Космос 2024

Проект посвещенн теме "Космос". Цель проекта:Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям через все доступные средства, формирующим базис нравственности и культуры повед...