Познавательно-исследовательский проект «Покормите птиц зимой»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель: экологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей природоохранную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gr_no_6.docx | 632.8 КБ |
prilozhenie_1.docx | 119.21 КБ |
kak_musor_ranit_ptits.docx | 869.56 КБ |
kak_pomoch_zimuyushchim_ptitsam_v_zimniy_period.docx | 2.07 МБ |
chem_kormit_ptits_.pptx | 1.58 МБ |
prilozhenie_7.pptx | 768.75 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 70.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
215010, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Строителей, д.78, тел.: 8-48-135-3-10-50,
E-mail: sneginka-gagarin@yandex.ru
Познавательно-исследовательский
проект
«Покормите птиц зимой»
старшая группа
Разработчики:
воспитатель Довгаль В.М.
воспитатель Солянник Е.А.
г. Гагарин
2023 г.
Паспорт проекта
Тема | «Особенности подкормки птиц зимой» - проект по экологическому воспитанию детей. |
Адресация проекта | Проект направлен на образование и воспитание дошкольников. |
Авторы проекта | Довгаль Валентина Михайловна. Солянник Елизавета Андреевна-воспитатели МБДОУ «Детский сад «Снежинка». |
Целевая аудитория | Дети старшего возраста, педагоги, родители. |
Типовые особенности проекта | •По продолжительности: краткосрочный 01.02.2023 г.- 15.02.2023 г. • По содержанию: познавательно – исследовательский. • По профилю знаний: межпредметный проект. •По уровню контактов: ДОУ. |
Цель и задачи проекта | Цель: экологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей природоохранную работу. Задачи: Где устраивают подкорки для птиц рассказы о птицах. Поставить эксперимент по предпочтению птиц к продуктам подкормки. Определить в чём опасность питания зимующих птиц с мусорных контейнеров. Подтвердить или опровергнуть гипотезу о пользе для птиц продуктов питания пригодных для человека. |
Ресурсы проекта | • Компьютер, буклет: «Покормите птиц зимой», создания стенгазеты: «Зимующие птицы» материалы для продуктивной деятельности детей. |
Предполагаемые продукты | Продукты деятельности педагога: • Стенгазета: «Как мусор вредит птицам». |
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму ипогибают.
Актуальность проекта обусловлена также отсутствием у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о них зимой.
№ п/п | Мероприятие проекта | сроки | Ответственные | |
Организационный этап | ||||
1. | Обсуждение, постановка целей и задач проекта. | 1 февраля | Воспитатели | |
2. | Подбор детской научной и художественной литературы,интернет-ресурсов, необходимых для реализации проекта. | 1 февраля | Воспитатели | |
3. | Пополнение предметно-развивающей среды в группе: дидактические и настольно-печатные игры, раскраски с изображением зимующих птиц, детская литература, плакат «Как мусор вредит птицам», серия картинок. | 1-15 февраля | Воспитатели родители | |
Основной этап | ||||
1. | Изучение детской научной литературы: 1 Энциклопедия: «Всё обо всём» -М.2000 г. 2.Детская энциклопедия М.2005 г. 3.Энциклопедия для детей. «Птицы и звери» - Мир энциклопедий Аванта - 2011. 4.Анашкина Е.Н. «О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами» – Ярославль: 5.Детская энциклопедия: «Я познаю мир», «Живая природа». 6.Корм для птиц на Интернет-сайте guideinfo.nm.ru/winterbird | 1- 15 февраля | Воспитатели | |
2. | Буклет «Поможем птицам в зимний период». Приложение 1 | 6 февраля | Воспитатели | |
3. 4. | Чтение художественной литературы в режимных моментах: рассказы В.В.Бианки «Синичкин календарь». | 1-15 февраля | Воспитатели | |
Просмотр иллюстраций с изображением снегирей, синиц, сорока, голубь, клест. Приложение 2 | ||||
5. | Коллективная работа: «Птицы у кормушки». Приложение 3 | 7 февраля | Воспитатели, дети. | |
6. | Оформление стенгазеты «Как мусор вредит птицам». Приложение 4 | 8 февраля | Воспитатели, дети | |
8. | Раскраски «Зимующие птицы» | 1-15 февраля | Воспитатели, дети. | |
9. | Наблюдение родителей и детей за кормушками для птиц. Приложение 5 | 1-15 февраля | Родители, дети | |
Заключительный этап | ||||
1. | Фотоотчёт «Покормите птиц зимой».Приложение 6 | 15 февраля | Воспитатели | |
2. | Презентация «Покормите птиц зимой». Приложение 7 | 14 февраля | Воспитатели, дети. | |
3. | Акция «Покормите птиц зимой» для детей детского сада, раздача буклетов. | 15 февраля | Воспитатели, дети. | |
4. | Оценка и анализ результатов реализации проекта. | февраль | Зам.заведующегоПерезашкевич Н.А. |
Описание проекта
Тема подкормки птиц в зимний период для нас интересна и актуальна.
Во-первых, мы много уже знаем о зимующих птицах, но нам необходимо получить новые знания.
Во-вторых, мы узнали, что, по мнению ученых не всякая человеческая еда подходит для питания птиц. После того как мы выяснили что зимующие птицы едят из кормушек,перед нами встал другой вопрос. Чем можно кормить птиц зимой? Какая пища не повлияет на здоровье пернатых? Для этого мы прочитали книги,также просили родителей побеседовать об этом с детьми.
А всякая ли пища, которой питаются люди, подходит птицам? Не навредит ли человек птицам?
Мы решили провести исследование по этой теме, и взвесив все «за» и «против» ответить на поставленный проблемный вопрос.
Результаты, полученные в ходе исследовательской работы, могут пригодиться для обучения других детей правилам подкормки птиц в зимний период.
Предметом нашего исследования стали взаимоотношения зимующих птиц и человека на территории нашего края. А объектом исследования – зимующие птицы и их деятельность.
Работа над исследованием началась в феврале 2023 года. Насыпая семена подсолнечника в кормушку,дети озадачились вопросом: «А шелушат ли семечки птицы перед тем, как съесть?» А так же дети задумались о том, что подходящий ли корм мы кладем в кормушку для птиц?
Цель нашего исследования: определить, какие продукты питания человека подходят для питания зимующих птиц, а какие опасны для них.
Рабочая гипотеза исследования: все продукты, подходящие для питания человека могут употреблять в пищу зимующие птицы, но реальную пользу принесет только правильно подобранная подкормка.
Для достижения цели и проверки положений гипотезы, мы выделили следующие задачи:
– где устраивают люди кормушки для птиц;
– постановить эксперимент по предпочтению птиц к продуктам подкормки;
–определить в чем опасность питания зимующих птиц с мусорных контейнеров;
– подтвердить или опровергнуть гипотезу о пользе для птиц продуктов питания пригодных для человека.
Для решения первой задачи по изучению особенностей питания зимующих птиц в условиях подкормки мы изучили детскую научную литературу, прочитали ряд художественных произведений.(Приложение картотека)Во время прогулок с родителями, по дороге домой из детского сада дети наблюдали за наличием кормушек для птиц в нашем городе. После обмена информацией сделали вывод, что кормушек в городе много. В основном они размещены на деревьях около подъезда. Так людям удобнее выносить корм. Есть кормушки и городском парке им. Солнцева. Об этом позаботились ученики школы № 3. Но эффективно эти кормушки не работают, так как к ним надо идти специально. Это людям не удобно. Кормушки, расположенные на территории нашего детского сада всегда наполнены. Наши дети хорошо заботятся о птицах.Приложение 2буклет текст
Наши дети наблюдали за птицами в выходные дни в условиях сельской местности. Сравнивали разнообразие птиц на кормушке около детского сада и на кормушке в деревне. Был сделан вывод, что на кормушке в деревне собирается больше видов птиц, чем в городе. Там можно встретить: синицу, синицу гаичку, воробья, снегиря, сойку, сороку,пестрого дятла, зеленого дятла и даже поползня.В городе чаще встречаются синица и воробей. Сделали вывод о том, что птиц больше там, где рядом лес.
Для того, что бы поставить эксперимент по предпочтению птиц к продуктам подкормки, мы обратились к родителям и детям, живущим в сельской местности. В сельской местности птицы активнее собираются на кормушки и больше их разнообразие.Приложение презентация фото
Суть эксперимента заключалась в следующем: понаблюдать, какой подкормке, какие птицы отдают предпочтение.
По результатам эксперимента сделали выводы. Все птицы одинаково любят семечки подсолнечника. Для этого птицам приходится шелушить семечки. Воробьи и синицы шелушат семена подсолнечника на кормушке, или на снегу под кормушкой. А вот снегири, сойки и дятлы уносят эти семена на деревья. Хлебные крошки любят все птицы. Сало выбирают синицы. Мелкую крупу, такую как пшено не любят дятлы, им не удобно длинным клювом захватить пшено.
Так мы решили вторую задачу.
Чтобы перейти к решению третьей задачи, перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Чем питаются птицы, если кормушки пустые?
Дети моментально ответили на поставленный вопрос. Птицы питаются на мусорных контейнерах. Определить, опасен ли для птиц такой способ питания, мы решили, спросив у родителей. На следующий день дети поделились своим мнением. Они рассказывали о том, что птица может съесть: сладости, жевательную резинку, остатки хлеба, остатки овощей и многое другое. Все были согласны с тем, что остатки человеческой еды, съеденные птицами из мусорного контейнера очень опасны для жизни птиц. Выводы мы решили оформить в форме плаката, который наглядно демонстрирует это вред.Приложение
Таким образом, мы подтвердили гипотезу: все продукты, подходящие для питания человека, могут употреблять в пищу зимующие птицы, но реальную пользу принесет только правильно подобранная подкормка.
Способами достижения цели стали следующиеметоды проведения исследования: получение информации из источников, наблюдение в условиях города и села, опрос взрослых членов семьи, эксперимент.
В ходе исследования были теоретическая и практическая части работы.
В теоретической части работы мы изучили особенности питания зимующих птиц из информационных источников. В практической части работы в рамках эксперимента выявили «минусы» и «плюсы» питания зимующих птиц около мусорных бункеров и на специально подготовленных кормушках. Сделали фото и видео записи.Закрепили знания детей, оформив стенгазету «Как помочь зимующим птицам в зимний период».
Заключение
Тема: «Особенности подкормки зимующих птиц» в наши дни актуальна, так как люди по-разному смотрят на данную проблему.
Мы считаем, что достигли цели работы: определили значимость подкормки птиц зимой; определили допустимо возможные и нежелательные продукты для подкормки птиц. И пришли к выводу, что зимующие птицы нуждаются в помощи людей в зимний период.
Мы ознакомили с результатами своей исследовательской работы ребят из подготовительной группы.Приложение презентация
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Предварительный просмотр:
Буклет: « Поможем птицам в зимний период»
Об этом нужно помнить!
Зима суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, потому что у их вырастает подпушек под пёрышками. А самое главное – голод! Мало корма находят птицы зимой, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - пол снегом. Если им не помочь , они могут погибнуть.
– Кто же поможет птицам? Конечно же мы, люди.
Давайте сделаем для них кормушки и наполним их кормом , который они любят. Надо спешить! Дорог каждый час!
Изготовим кормушку для наших пернатых друзей!
Изготовить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки , пакеты из – под сока или молока , а если немного пофантазировать, то и из старой строительной каски тоже можно сделать превосходную кормушку. Но важно помнить несколько основных правил :
1. У кормушки должно быть 2 отверстия (вход и выход) , чтобы птица не боялась залетать в кормушку.
2.Отверстия должны быть широкими , чтобы птица могла спокойна проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.
3. У кормушки обязательно должна быть крыша , иначе корм может быть засыпан снегом .
4. У кормушки должен быть сделан порог, чтобы корм не рассыпался .
5. Не забудьте прикрепить шнурок , на котором будет висеть наша кормушка.
Запомни несколько правил , которые необходимо соблюдать когда кормишь птиц :
1. В время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно , нельзя подкармливать время от времени , именно в морозы нужна пища каждый день , чтобы птицам выжить.
4.Корма надо класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Предварительный просмотр:
Как мусор вредит птицам.
Один маленький кусочек мусора может показаться не таким уж большим, но даже незначительное количество мусора может быть губительным для птиц.
Все виды мусора могут оказывать вредное воздействие на птиц.
- Гнилая, выброшенная еда
- Леска, длинные ленточки или веревка
- Выброшенный пластик всех форм и размеров
- Заброшенные или сбежавшие воздушные шары
- Жевательная резинка, стекло, металл.
В то время как эти предметы могут быть самыми опасными.
Весь мусор имеет плохие последствия для птиц.
Как мусор влияет на птиц
- Отравление: Кусочки краски, сильно заплесневелая пища или окурки, при попадании внутрь может отравить птицвызвать серьезные заболевания, уродства или смерть.
- Пищеварительная блокада: Пластиковый мусор или.
кусочки резиновых шаров, особенно маленькие, ярко окрашенные кусочки, могут выглядеть неотразимо для кормящихся птиц, но их нельзя переваривать, что приводит к гибели птиц.
- Раны Острые осколки стекла или пластика могут травмировать птиц, которые их глотают, врезаются в горло или кишечник и вызывают кровоизлияния. Ленточки или веревка могут обернуться вокруг птиц и стать причиной порезов или ампутаций крыльев, ног, ступней или шеи, что может привести к летальному исходу.
- Разрушение оперения: Оперение птицы должно быть точно выровнено, чтобы обеспечить надлежащую изоляцию и легкий полет, и даже небольшое количество масла или жира может нанести вред птице.
- Потеря среды обитания Сильно засоренные районы не подходят для гнездования, кормления или укрытия, заставляя птиц искать менее желательные районы с большей конкуренцией за необходимые ресурсы. Мусор также может загрязнять источники воды, и загрязненная почва с меньшей вероятностью будет содержать насекомых или семеноводческие или плодоносящие растения в качестве источников пищи.
- Привлечение Хищников Отброшенная пища, оставленная в качестве мусора, может привлечь хищников, крыс, кошек, собак, которые также будут охотиться на птиц.
Как ты можешь помочь
Тысячи птиц умирают каждый год из-за засоряющих воздействий, но, к счастью, даже несколько маленьких шагов могут помочь защитить птиц. Простые способы, которыми может помочь каждый, включают:
- Утилизируйте мусор надлежащим образом: Утилизируйте мусор в плотно закрытых пакетах, которые с меньшей вероятностью разбивают и разбрасывают мусор, и убедитесь, что мусорные баки расположены так, чтобы они не опрокидывались и не проливались.
- Будь хорошим примером: Поделитесь советами с членами семьи, друзьями, как уменьшить количество мусора и почему это важно для всех птиц и диких животных.
Понимая, как мусор влияет на птиц и как предпринять простые шаги для решения этой проблемы, можно защитить птиц и создать красивую, свободную от мусора среду, в которой могут наслаждаться как птицы, так и люди.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синица
Дятел
Воробей
Снегирь
Щегол
Свиристель
Зеленушка
Не забудьте покормить птиц зимой!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Была использована следующая литература
Кормушки в нашем саду
Плакат «КАК МУСОР ВРЕДИТ ПТИЦАМ
НАБЛЮДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
НАШИ НАБЛЮДЕНИЯ
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Покормите птиц зимой!»
Постарайтесь, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самых разных птиц.
У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные подсолнечные семечки, поэтому они должны составлять большую часть корма.
Они высококалорийны и являются важным энергетическим источником для мелких птиц.
Второй вид корма – просо. Хорошим кормом будут зёрна кукурузы, овёс, семена арбуза, тыквы, дыни, семена сорняков - лебеды, крапивы, чертополоха, репейника, ягоды рябины.
Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.
Можно соорудить для птиц вкусные гирлянды. Для этого нужно нанизать на ворсистую пеньку орешки, сухофрукты, баранки, сухарики. Всё зависит от вашей фантазии!
Зимой и ранней весной птицам нужна калорийная пища – несоленое сало и маргарин.
Несоленое сало охотно клюют синицы и воробьи.
Животный жир можно давать в чистом виде, если он твердый, а если он мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый «пирог для птиц». Для этого в размягчённый несолёный жир или маргарин добавляют просо, любые зёрнышки и семена, очистки яблок, геркулес, ядра орехов, куриные яйца, сухарики, пищевые крошки, сахар, мед, сироп – все, что у вас под рукой. Для лучшей связки всех компонентов в единое «тесто», можно добавить подсолнечное масло. Всё хорошо перемешайте.
Такой птичий пирог вывешивают в сетках из-под овощей.
А если тесто получилось жидким, можно вылить его в картонную коробку или пластиковую чашку и сразу выставить птицам.
Можно давать птицам и консервированную еду для домашних животных, вареные яйца, вареный картофель, сдобные кусочки или крошки пшеничного хлеба.
Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Опасен черный хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз.
Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Так им легче прокормиться в холодное время года.
Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.
К кормушке наведываются разные пернатые.
Дятлы и синицы предпочитают семена тыквы и подсолнечника, кусочки сала. Воробьи – просо, овес и пшено.
Прекрасно, если Вы сможете разместить кормушки для птиц так, чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.
Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона.
Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.
Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...
Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)
Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января - день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...
Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...
«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)
Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...
«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)
Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...