Экологическая программа "Кузнечик"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Березовская Наталья Эдуардовна

С каждым днем все чаще стали звучать тревожные сообщения о безрассудном пользовании человека природными ресурсами, о его потребительском отношении к природе и окружающей среде.

Возникла необходимость воспитать поколение людей, способных

осознавать результаты своего отношения к окружающему миру, и способных жить в гармонии с ним.

Дошкольное детство – главный этап в становлении ребенка, как личности. Поэтому очень важно сформировать у ребенка начала экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе, к людям как к части природы.

Необходимо дать ребенку экологические знания, такие как взаимосвязь конкретных растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней. Это поможет ребенку понять, что рядом находятся живые существа, к которым относится и он сам. Так же нужно дать ребенку элементарные знания об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не являются самоцелью экологического воспитания, они представляют собой необходимое условие формирования такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистического и эстетического переживаний, практической готовности созидать.

Экологическое воспитание – важное направление в системе образования. Известно, что истинная красота заложена в природе и наша задача состоит в том, чтобы помочь детям увидеть её и научиться ценить и беречь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_p_23.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Детский сад п. Ермаково

Согласовано:                                                                                      Утверждаю:

Педагогический совет                                                                      Заведующий Мдоу

От «   »_______г.                                                                                  _______Бобков М. Ю.

Протокол № _____От «   »_______г

Дополнительная образовательная программа

по экологии «Кузнечик».

Возраст воспитанников 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                        Автор составитель: Березовская Н.Э.

Рыбинский муниципальный район

Пояснительная записка.

С каждым днем все чаще стали звучать тревожные сообщения о безрассудном пользовании человека природными ресурсами, о его потребительском отношении к природе и окружающей среде.

Возникла необходимость воспитать поколение людей, способных

осознавать результаты своего отношения к окружающему миру, и способных жить в гармонии с ним.

Дошкольное детство – главный этап в становлении ребенка, как личности. Поэтому очень важно сформировать у ребенка начала экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе, к людям как к части природы.

Необходимо дать ребенку экологические знания, такие как взаимосвязь конкретных растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней. Это поможет ребенку понять, что рядом находятся живые существа, к которым относится и он сам. Так же нужно дать ребенку элементарные знания об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не являются самоцелью экологического воспитания, они представляют собой необходимое условие формирования такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистического и эстетического переживаний, практической готовности созидать.

Экологическое воспитание – важное направление в системе образования. Известно, что истинная красота заложена в природе и наша задача состоит в том, чтобы помочь детям увидеть её и научиться ценить и беречь.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Возраст 5 - 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Ожидаемыми результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Сформированность представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.

Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.

Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.

Вопросы и задания для детей старшей группы

  1. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (3-4 вида).
  2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов).
  3. Назови и покажи части растений.
  4. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?
  5. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
  6. Назови и покажи на картинке животных (5-6 видов диких и домашних).
  7. Как нужно ухаживать за животными?
  8. Чем отличаются домашние животные от диких?
  9. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
  10. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (3-4 вида). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?
  11. Назови зимующих птиц (5-6 видов)
  12. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края?
  13. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, птицы, звери – дикие, домашние).
  14. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?


Цель:

- формирование экологической культуры, создание условий для открытия ребёнком природы, формирование гуманного отношения к ней.

Задачи:

- Ознакомление с природой и природными явлениями.

- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

- Формирование элементарных экологических представлений

- Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

Реализация программы:

Экологическое воспитание дошкольников проходит в нескольких направлениях:

- Информационная насыщенность (сообщение знаний об экологических объектах на территории детского сада и прилегающих территориях).

- Эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, расшевелить его чувства).

- Поведенческие нормы (умение применять полученные знания в повседневной жизни).

Для реализации программы в группе обновлен и расширен уголок природы. Собраны и систематизированы дидактические игры экологической направленности. Есть интерактивная доска. Материалы для экспериментирования (Лупы, различные стаканчики и емкости, ложечки разного размера). Природный материал.

Средства реализации:

Наблюдение.

Использование иллюстративно-наглядного материала.

Опыты и экспериментирование

Дидактические и подвижные игры экологической направленности

Художественно- природоведческая и энциклопедическая литература.

Экологические праздники и досуги.

Перспективный план работы

Тема

Цель

Материалы

Сентябрь

1н. Знакомство с персонажем домовенком Шуршуней.

2н.

Покажем Шуршуне наши цветы.

3н.

Шуршуня приглашает в огород.

4н.

Шуршуня читает сказки

Октябрь

1н.

Шуршуня приглашает за листьями.

2н.

Шуршуня рисует загадки.

3н.

Шуршуня рассказывает. Чтение рассказа С.Ворониной  «Моя береза»-осень.

4.н.

Шуршуня загрустил. Уходит золотая осень.

музыкально-тематическое развлечение «В гостях у осени».

Ноябрь.

1н.

Познакомим Шуршуню с растениями в группе.

2н.

Угостим Шуршуню салатом

3н.Шуршуня просит помочь птицам.

4н.

Шуршуня приглашает в лес.

Декабрь

1н. Шуршуня заболел.

2н.Шуршуня приглашает в гости к елочке.

3н. Защитим елочку. Чтение С.Михалков «Елочка».  

4н.Новый год для Шуршуни.

Январь

1н. Расскажем Шуршуне про снег.

2н. Научим Шуршуню получать талую воду.

3н.Научим Шуршуню узнавать птиц.

4н. Кто рисует на снегу. Научим Шуршуню узнавать следы птиц.

Февраль

1н. Шуршуня рассказывает.

Продолжение рассказа С.Ворониной «Моя береза»-зима.

2н. Шуршуня предлагает вырастить лук.

3н.Шуршуня приглашает в зимний лес.

4н. Музыкально-тематическое развлечение «Зимние забавы».

Март

1н. Подарок дорогому человеку.

2н. Кто приходил в гости к Шуршуне? Чтение Е.Чарушин «Что за зверь?»

3н. Друг для Шуршуни.

4.н. Познакомим Шуршуню с рыбками.

Апрель

1н. Как плавают золотые рыбки?

2н. Шуршуня приглашает в весенний лес.

3н. Порадуем Шуршуню первыми цветами.

4н. Расскажем Шуршуне почему растение называется мать-и-мачеха.

Экологический праздник «Люблю березку русскую»

Май

1н. Как человек охраняет природу. Познакомим Шуршуню с красной книгой.

2н.Удивим Шуршуню одуванчиками.

3н. Кто такие божьи коровки?

4н. Праздник юных любителей природы.

Познакомить детей со сказочным персонажем, который будет сопровождать детей на занятиях и рассказывать об экологии.

Наблюдение за цветущими растениями на территории детского сада.

Расширение представлений детей о сезонных изменениях в огороде. Труд людей осенью.

Знакомство с природоведческими сказками В.Бианки.

Составление осеннего гербария древесно-кустарниковых растений. П.и. «Такой листок лети ко мне».

Формировать умение замечать сезонные изменения, определять характер погоды. Познакомить с символическими обозначениями явлений окружающего мира.

Знакомство с природоведческой литературой, прослеживание сезонных изменений в состоянии дерева.

Уточнить представления детей об осенних изменениях.

Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.

Уточнить представления детей о комнатных растениях и условиях жизни. Сформировать умение и желание ухаживать за растениями.

Уточнить и расширить знания детей о пользе овощей и фруктов.

Воспитывать сочувствие к птицам, бережное отношение к природе.

Уточнить и расширить представления детей о жизни лесных животных, их приспособленности к условиям зимы.

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый человек красиво выглядит.

Рассмотреть ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев. Научить детей определять возраст елочки.

Учить отличать добрые поступки от иных. Воспитывать желание по- доброму относиться к природе.

Воспитывать доброе отношение к окружающим, желание порадовать близких.

Уточнить свойства снега. Рассмотреть снежинки, уточнить строение.

Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Уточнить знания о том, что талая вода, при замерзании не превращается обратно в снег.

Учить детей различать птиц по размеру, окраске, издаваемым звукам. Закрепить их названия.

Учить детей наблюдать за следами на снегу, делать предположения, что делали птицы.

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в жизни деревьев. Закрепить представления о строении дерева,

вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука. наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий выращивания.

Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу. О лесниках и их природоохранной деятельности.

Закрепить знания детей о зиме. Создать радостное настроение.

Воспитывать доброе отношение к близким людям.

Продолжать знакомить с познавательной литературой. Поддерживать интерес к наблюдениям, желание совершать простейшие опыты.

Формировать  представление детей о том, что собака умное домашнее животное, преданное людям.

Уточнить знания детей о том, что аквариум – это маленький водоем, в котором живут рыбки, улитки, растения.

Уточнить знания детей об условиях, которые нужны рыбкам для жизни в аквариуме. Что они легко передвигаются в воде, благодаря своему строению.

Уточнить и расширить представление детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время.

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам мать-и-мачеха, познакомить с их названием, особенностями строения.

Продолжить наблюдение за ростом и развитием растений.

Обратить внимание детей на весеннюю красоту берез – свисающие ветки, белые стволы нежную зелень.

Дать детям представление о том, как человек заботится о природе.

Уточнить знания детей об одуванчике, развивать умение найти его по листьям и соцветиям. Сравнить с мать-и-мачехой.

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру, уточнить представление об особенностях жучка.

Расширять представления детей о природе. Воспитывать любовь к природе, желание её беречь.

Игрушка домовенок, корзинка с овощами , фруктами и игрушками.

Игрушка Домовенок, искусственные цветы. Д.и. «Что сначала, что потом».

Игрушка Домовенок, настольная игра «Во саду ли в огороде».

Книга В.Бианки «Мышонок Пик».

Игрушка Домовенок.

Игрушка Домовенок,

изображения осенних листьев.

Игрушка Домовенок. Календарь природы, значки для обозначений.

Игрушка Домовенок.

осенние листья березы.

Игрушка Домовенок.

Календарь природы, репродукции картин художников об осени, материалы для ИЗО.

Атрибуты для осеннего развлечения, подвижных игр. Персонажи: Осень, лесные животные.

Игрушка Домовенок.

Комнатные растения 4-5 видов. Корзиночка с красными кружочками.

Игрушка Домовенок.

Натуральные овощи и фрукты, принадлежности для приготовления. Фартуки, колпачки.

Игрушка Домовенок,

Картина «Белки осенью» кормушка для птиц, корм для птиц.

Игрушка Домовенок.

Картины «как звери к зиме готовятся».Запись звуков зимнего леса.

Игрушка Домовенок.

Кукла Айболит, зеркало, принадлежности для ИЗО.

Елочка на участке детского сада.

Плакат понятного для детей содержания об охране елей. Принадлежности для ИЗО.

Игрушка Домовенок.

Принадлежности для изготовления новогодних атрибутов.

Игрушка Домовенок.

Снежинки на картинках, для сравнения с настоящими.

Игрушка Домовенок.

Снег, посуда для растапливания и замораживания снега.

Игрушка Домовенок.

Иллюстрации птиц на кормушке. запись

 голосов птиц. Д.и. «Узнай по голосу».

И Игрушка Домовенок.

иллюстрации с птичьими следами. Зарисованные или сфотографированные на прогулке.

Игрушка Домовенок. Изображение березы  осенью и зимой. Д.и «Собери дерево».

Игрушка Домовенок.

луковицы, горшочки, земля, трафареты.

Игрушка Домовенок.

Картины «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам». Видеоролик «Зимняя подкормка диких животных»

Персонажи Зима, Весна, Снеговик. Атрибуты для подвижных игр и эстафет.

Принадлежности для создания подарка. Иллюстрации где дети поздравляют мам, бабушек.

Игрушка Домовенок.

Рассказ Е.Чарушин «Что за зверь?»,принадлежности для ИЗО

Иллюстрации «Собака со щенком», «Охрана границы». Видеоролик «Дрессировка собак». Иллюстрации с разными породами собак.

Игрушка Домовенок. Аквариум, иллюстрации разных рыбок.

Игрушка Домовенок.

Тазик с водой для экспериментов на передвижение предметов под водой. Предметы обтекаемой формы и другие.

Рассказ И.Акимушкина «Жил-был медведь». Иллюстрации о жизни животных весной.

Экскурсия на территории дет. сада, на солнечной полянке, вместе с домовенком.

Атрибуты для п.и. «Солнышко и дождик».

На территории детского сада.

Рассказ С.Ворониной «Моя береза» - весна. Хороводы вокруг березки, стихи и загадки о березе и весенних явлениях.

Красная книга, иллюстрации с изображением охраняемых видов растений и животных. Бумага, клей для изготовления красной книги детского сада.

территория детского сада. Место где цветут одуванчики и мать-и- мачеха.

Игрушка- домовенок.

игрушечная божья коровка. Принадлежности для ИЗО.

Зал украшенный изображением Земли, рисунками детей выполненными в течение года. Атрибуты для игр

Используемая литература:

Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009.-144с.

Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада М.: Мозаика-Синтез,2020.-205с.

Тугушева Г. П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007,-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...