Конспект занятия в средней группе " Мой город Смоленск"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Формировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города),воспитывать чувство привязанности, восхищение его красотой и величием, вызывать чувство гордости за свой город, интерес к его истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_detey_v_sredney_gruppe.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для детей в средней группе
«Мой город Смоленск»
Воспитатель: Тычинина Е.М
Смоленск
Цели и задачи:
- сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).
- воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и величием.
- вызывать чувство гордости за свой город, интерес к его истории.
Методы и приемы: беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимый город на Днепре».
Ход занятия:
(Слайд 1)Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о замечательном празднике, который мы отмечаем 25 сентября – это праздник «День города Смоленска». Ребята, а как вы думаете, у городов есть возраст?
Правильно, конечно, есть. Вот нашему любимому городу Смоленску 1155 года. А как вы думаете это много или мало?
Дети, а как называют людей – жителей нашего города?
А, кто знает, на какой реке расположен Смоленск?
Знаете ли вы, почему наш город так называется?
На сегодняшнем занятии мы узнаем, почему наш город называется Смоленск, когда и как он возник.
- Итак, вы готовы начать наше путешествие
Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни богатых городов, ни каменных домов, ни даже больших деревень. И жил тогда народ, от которого мы происходим. Народ этот звали славянами. «И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились». И вот возле реки Днепр поселились кривичи – наши предки. И главным их городом стал Смоленск.
Смоленск – один из самых древних городов Руси. Он старше Москвы, ровесник Киева.
В те далекие времена люди вели записи, летописи, в которых тщательно записывали все, что происходило в их городе и в других городах. Так вот в одной летописи было найдено такое упоминание о городе: «Однажды плыли по реке Днепр расписные ладьи, а в них находились князья Аскольд и Дир со своими дружинниками. Увидели они, что на берегу Днепра расположился красивый и большой город, который носит название Смоленск. И сказали они, что город тот был «велик и мног людьми».
- Как вы это понимаете?
Да, был он большим по размеру, и в нем было много жителей. Такое упоминание о нашем городе нашли в 863 году и с этого момента считается возраст Смоленска.
(Слайд 2) - А почему Смоленск называется Смоленском?
Сейчас вы все поймете! Наш город находился в очень удобном месте. Рядом протекала большая и полноводная в те времена река Днепр, а также не далеко располагалась еще одна река Двина, вокруг было много лесов, озер, земля была плодородной и давала богатый урожай. По этим двум рекам плавали различные торговые корабли. Эти корабли везли со всего света множество товаров. Смоленск был первым русским городом, в который они приплывали, т. к. находился на западной границе Русского государства. Так вот, именно здесь купцы и другие путешественники-мореплаватели ремонтировали, «смолили» свои лодки. Ведь раньше лодки и большие корабли строились из дерева, а чтобы дерево не размокало и не гнило от долгого нахождения в воде его проконопачивали смолой – смолили. А именно у нас было развито такое искусство. Считают, что именно поэтому город получил свое название Смоленск.
Смоленск в те времена был, как мы уже говорили, большим и довольно сильно укрепленным городом. Он стоял на высоком берегу Днепра на семи холмах, и основная его часть была обнесена довольно надежной крепостью. За стенами крепости находились дома богатых и знатных людей, различные мастерские, больницы, магазины, церковные постройки и многое другое без чего нельзя обойтись городу. А с другой стороны жили простые горожане и крестьяне. В случае нападения врагов они прятались за стенами крепости и помогали отбить неприятелей.
Вначале наш город хоть и был очень велик, но был построен в основном из дерева, т. е. все дома и хозяйственные постройки были деревянные и, конечно же, невысокими. Лишь немногие дома были каменные, дома богатых купцов. И сама крепость, окружавшая город, была деревянной. Часто после сражений или пожаров, которые были нередкостью, стены крепости, приходилось ремонтировать или даже возводить заново. Только много позже была построена настоящая каменная крепостная стена.
Вокруг города было много озер, рек, лесов и полей
Как вы думаете, чем занимались наши предки, те люди, которые жили на смоленской земле в древние времен?
Правильно, наши предки занимались многими ремеслами, а так же земледелием, скотоводством. Они выращивали на полях овес, пшеницу, лен, ячмень. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Для домашних животных косили траву и сушили сено. Леса окружали наш город повсюду. Густые, непроходимые. В них водилось много зверей – медведи, лоси, кабаны, лисы, волки, бобры и многие другие. Охота занимала важное место в жизни горожан. Множество озер и рек давало развитию рыболовства. Реки играли важную роль в жизни людей нашего города. Они защищали от врагов, давали рыбу и воду для приготовления пищи. По рекам можно было путешествовать на лодках и вести торговлю – реки являлись главными дорогами.
Но они не только работали но и отдыхали. Давайте и мы с вами отдохнём и поиграем в хороводную игру «Золотые ворота».
Когда рассказывают о Смоленске, говорят об истории всей России, потому что именно в Смоленске часто скрещивались пути и судьбы нашего Отечества.
(Слайд 4) Ребята, гуляя по нашему городу пешком можно познакомиться с его основными достопримечательностями. Две самых известных и главных из них стоит обязательно посетить – это Смоленский Успенский собор и Смоленская Крепостная стена. Эти сооружения уникальны, их самобытность заключается не только в архитектурных особенностях и героической истории, но и в том, какую роль они играли и продолжают играть в судьбе нашего города.
Ребята, а вы когда- нибудь бывали в Успенском соборе и Крепостной стене?
(Слайд 5) Успенский собор – находится на высокой горе (холме) и виден практически с любой точки города. Величественное строение с отливающим золотом куполами возвышается над путниками, поднимающимися по ведущим в храм ступеням. Уникальный иконостас, тысячи свечей, пение хора – собор торжественен и прекрасен всегда, но особенно вовремя службы.
Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем как бьют праздничные колокола в Успенском соборе.
Звучит запись «Праздничных,пасхальных колокола Успенского собора»
(Слайд 6) Смоленская крепостная стена – это символ города. Она кольцом опоясывает центр города. Башни и прясла можно осмотреть не далеко от главной площади, а можно пройтись по холмам у Днепра. Ребята, а давайте послушаем гимн нашего города!
Звучит «Гимн города Смоленска» Трушкин – Бодренков. (Хор Н. Писаренко)
«Ключ – город», «бриллиантовая столица России», «город – герой», «ожерелье государства Российского», «город русской славы»: всё это названия нашего города – Смоленска.
Вот и подошло к концу наше с вами занятие. Я очень надеюсь, что вы узнали сегодня много нового и интересного о нашем любимом городе. Что вы запомните это и пронесёте любовь и уважение к своему городу через всю свою жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия в средней группе «Мой город»
Интегрированное занятие для детей 4-5 летТема: «Мой город»Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом...
Конспект занятия в средней группе "Мой город"
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению сокружающим - с родным городом Ставрополем...
Методическая разработка конспекта занятия в средней группе «Мой город»
Интегрированное занятие для детей 4-5 лет...
Конспект занятия в средней группе "Мой город"
Конспект занятия в средней группе...
Конспект занятия в средней группе: «День города. История возникновения города Смоленска»
Цели и задачи:сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и вели...
Конспект занятия в средней группе «Наш город Протвино»
На занятии дети знакомятся с городом, в котором они живут. Рассматривают фото улиц, дорог, домов города и объектов городской инфраструктуры....
Конспект занятия в средней группе "Мой город Санкт-Петербург"
Конспект занятия в средней группе : "Мой город Санкт -Петербург". Цель: дать представление о городе Санкт-Петербурге -северной столице России. Учить рассказывать о Санкт-Петербурге. Развивать мелку...