Краткосрочный проект в старшей группе «МЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
проект по окружающему миру

Шихова Наталья Сергеевна

«Расскажи мне и я забуду.                         

 Покажи мне и я пойму.

Позволь мне сделать самому, и я научусь».

                                                         Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkosrochnyy_proekt_my_issledovateli.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

в старшей группе №12 «Вундеркинды»

«МЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Январь 2019г.

                                                                                               «Расскажи мне и я забуду.                          Покажи мне и я пойму.

Позволь мне сделать самому, и я научусь».

                                                                                                           Конфуций

Проблема:  

В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах снега и льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.

Актуальность:

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.       Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

        Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

        Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

ЦельФормирование представлений о свойствах и качествах воды, снега и льда и воздуха.

Задачи:

- образовательные: знакомить детей с качествами и свойствами воды, снега, льда и воздуха; знакомить детей со способами обследования; расширять активный словарь детей;

- развивающие: расширять умения сравнивать вещества и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно исследовательской деятельности;

- воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

Тип проекта:

- по продолжительности: краткосрочный;

- по виду деятельности: познавательно – исследовательский;

- по количеству деятельности: коллективный;

- по профилю знаний: межпредметный.

Участники проекта: дети старшей группы «Вундеркинды», воспитатель, родители.

Условия реализации проекта:

1. Соблюдение правил безопасности;

2. Оснащенность материалами, оборудованием:

- вода, снег, лед, термометр и другое,

-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,

-цветной принтер,  фотоаппарат.

Сроки реализации проекта: одна неделя (с 14.01.2019 г. по 18.01.2019 г.)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

  • Изучение научной литературы по проблеме
  • Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»
  • Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);
  • подборка оборудования для проведения опытов;
  • подборка дидактических и подвижных игр;
  • подборка художественной литературы.

2. Организационный этап

  • Организация развивающей предметно – пространственной среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием);
  • организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на НОД, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;
  • взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей в зимнее время», привлечение родителей к созданию дидактических игр на тему «Зима», совместная экспериментальная деятельность «Снег своими руками», сооружение снежных построек.

3. Практический этап

I день - Тема «Воздух - невидимка»:

- «Воздух вокруг нас»;

- «Воздух везде, даже в земле»;

- «Воздух легкий, легче воды»;

- «Как очистить воздух?»;

II день - Тема «Волшебница вода»:

- «Что такое вода?»

- «Круговорот воды в природе».

- «Вода может растворяться».

III день - Тема «Знакомство и опыты с термометром»:

- термометр в теплой воде;

- термометр в холодной воде;

- термометр на улице (в зимнее время года).

IV день - Тема «В царстве Снежной королевы»:

- «Что такое снег? (лёд?)»

- «Где образуется снег?»

- «Что такое иней?»

- «Сравнение снега и льда»

- «Что находится в снегу между снежинками?»

- «Зачем Снежной королеве шуба?».

V день – Викторина «Мы исследователи»

4. Заключительный

1. Фотоотчёт «Мы – юные исследователи»

2. Анализ проведенных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.

Интеграция образовательных областей при реализации проекта:

Физическое развитие:

- Комплекс утренней гимнастики,

-подвижные игры «Мороз-красный нос»«Снежная королева»«Снежинки»«Льдинки»,

- игры народов Севера «Ловля оленей»«Оленья упряжка»«Льдинки и ветер»,

- игровые упражнения «Зимние забавы»«Поймай снежинку»«По ледяному лабиринту»,

-психогимнастика «На зимней прогулке».

Познавательное развитие:

-Рассказ «Зимушка зима в нашей Республике Саха»«Мирный – северный город»;

- виртуальное путешествие в царство Снежной королевы (скульптуры изо льда);

- дидактические игры «Времена года»«Соль и лёд»«Почему тает снег»«Снег и лёд»«Снежные скульптуры»;

- игра «Когда это бывает?», «Почему снег белый?».

Речевое развитие:

-Рассматривание картин «Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Волга» И. Панов, «Ледоход на реке Москва» Д. Голубев, «Сосульки» С. Андрияк;

-чтение художественной литературы (К. Д. Бальмонт «Снежинка», Н. Некрасов «Мороз-красный нос», Т. Бокова «Зимушка зима»);

Чтение рассказов Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старушки зимы», М. Пришвин «Прозрачный лёд», И. Надеждина «Снежные слова», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

- пальчиковые игры «Снежок»«Снежная горка».

Социально – коммуникативное развитие:

- беседы «Если хочешь быть здоров»«Лёд может быть опасным»;

-размышление «Сосульки и лёд-это хорошо?»;

- сюжетно-ролевые игры «На Северном полюсе»«Снежная королева»«Больница».

Художественно – эстетическое развитие:

- Рисование «Чистый воздух», нетрадиционными техниками «Снежинки»«Замок Снежной королевы»«Морозные узоры»;

- выставка рисунков «Волшебница зима»;

- лепка «Северный олень»;

- аппликация «Зима»;

- слушание звуков воды: капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега.

Результаты реализации проекта:

1. Расширение представлений детей о воде, снеге, льде.

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.

5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

Результаты деятельности педагога:

1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.

2. Повышение информационной культуры педагога.

3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. - сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С 15.01.2018 – 19.01.2018 г.

Группа: старшая

Тема: «Хочу все знать! Маленькие исследователи» 

Программное содержание: Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, накопление «багажа» исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира, мыслительными операциями. Формирование представлений о целостной «картине мира», осведомленности в разных сферах жизни. Развитие самостоятельности, инициативности, расширение кругозора. Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Итоговое мероприятие: КВН «Мы-экспериментаторы»

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Понедельник

Утро

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Чтение главы из книги Л. Л. Сикорук «Физика для малышей». Цель: показать детям, что окружающий их мир познаваем, побуждать детей к самостоятельным наблюдениям и экспериментам, к играм, подобным тем, которыми заняты герои книги.

Пальчиковая игра «Маленькие исследователи»

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)

Второй в пластилине (большой со средним)

Третий в шоколаде (большой с безымянным)

Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)

Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть)

Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)

Ритмопластика

 «Определи место звука в слове»

Цель: упражнять детей определять место звука в слове; развивать фонематический слух (звуковая культура речи) в БУКВОГРАДЕ

«К чему ведут ссоры в игре». Цель: Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других детей во время игры. Учить соблюдать нравственные нормы поведения во время игры. Воспитывать доброжелательность.

игровое упражнение «За столом я ем ложкой, вилкой и ножом». Закрепить навыки пользования столовыми приборами. Учить правильно сервировать стол.

Трудовая деятельность:

Уход за комнатными растениями, рыхление, полив.

Рассматривание энциклопедий

Оформление выставки детских энциклопедий.

Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

http://www.detsadclub.ru/o-detsad-klube/17-aboutus/index.php?option=com_content&view=article&id=2853&catid=13

Непосредственно образовательная деятельность

Речевое развитие

Развитие речи: Экспериментирование «Воздух – невидимка».

Цель: Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:  

1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.

2.Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение        делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.

3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.

Худ.-эстет. развитие

Рисование: «Чистый воздух».

Цель: Закреплять знания, полученные во время опытов.

Задачи:

Образовательные: учить рисовать детский сад, деревья и цветы вокруг сада, передавать в рисунке строение, форму и взаимное расположение частей объекта; закрепить навыки аккуратного закрашивания.

Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную память; умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Свободная деятельность

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Самостоятельные игры детей

Наблюдение за ростом цветов. Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»Цель: Научить определять части у разных растений; находить общее и отличительные признаки.

Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек. Цель: Выявить свойства земли необходимые для роста растений; насколько необходима вода растениям; роль солнечного света в жизни растений; насколько растение нуждается в уходе.

ФЭМП. «Сравнение по высоте» - упражнять в счете в пределах 10(по желанию)

Учить зарисовке результатов

экспериментов, используя символы

Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывая его.

«Вкусовые зоны языка», «Угадай по запаху»

Самостоятельные игры в игровых уголках, оборудованных атрибутами рус. нар сказок.

Складывание пазлов по мотивам русских сказок

Работа перед сном

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Беседа «Если хочешь быть здоров». Цель: Стимулировать детей к употреблению полезных продуктов, воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Игровое упражнение «Зимние забавы».

Слушание звуков воды: капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега.

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Оздоровительная гимнастика после сна. Цель: снятие мышечного напряжения после сна; развивать ловкость, координацию.

НОД «МУЗЫКА» (по плану муз.руководителя)

Дидактическая игра «Времена года»

Экспериментирование «Вот какая пена!» игры с мылом, мыльной водой. (развитие сенсорной культуры)

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Игра «Что мы видим, мы не скажем...»(В.А.Зебзеева с. 63)

Рассматривание картинок « Хорошо-плохо».

Вечер

социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Уход домой.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Вторник

Утро

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Комплекс утренней гимнастики  (по плану физинструктора)

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Игра «Вода – не вода». Примерный набор слов: река, лодка, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, камень, роса, растение, огонь, туман, гора, лягушка.

 «Доброе дело – правду говорить смело» Цель: учить детей говорить правду во всех ситуациях, ведь правда и честность всегда радует взрослых. Объяснить детям смысл пословицы «Доброе дело –правду говорить смело».

Формирование КГН.

Упражнение «Носовые платочки». Цель:  формировать привычку следить за чистотой своего носа, по мере необходимости пользоваться носовым плат-ком.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Внести

Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства; Оформление выставки портретов  солнышка;

Игры с цветными счетными палочками  Кюизенера

Раскраски

Игры детей в игровых уголках с разнообразными игрушками.

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Непосредственно образовательная деятельность

Познават. развитие, речевое развитие

Экспериментирование «Волшебница – вода».

 Цель: Совершенствование представлений о разнообразных свойствах воды.

Программные задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводить знакомые опыты с водой; познакомить детей с новым для них свойством – способность воды отражать предметы.  

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдение; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Физич.развитие

Физкультура: по плану физ.инструктора

Свободная деятельность

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие; физическое развитие

Самостоятельные игры детей.

Подвижная игра «Мороз-красный нос»

Игра с солнечным зайчиком.

Скачут побегайчики –Солнечные зайчики.Мы зовем их – не идут.Были тут – и нет их тут.Прыг, прыг по углам.Были там – и нет их там.Где же зайчики? Ушли.Вы нигде их не нашли?(А. Бродский)

 

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Самостоятельные игры в игровых уголках

Работа перед сном

Речевое развитие, худ.-эстетическое развитие

Чтение художественной литературы К. Ушинский «Проказы старушки зимы» 

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Игровая ритмическая гимнастика «Барбарики».Цель: способствовать быстрому пробуждению, укреплению здоровья детей, развитию двигательной активности, упражнять в выполнении вместе с  воспитателем простейших движений  под ритмичную музыку.

Работа в рабочих тетрадях  «Математика»

Экспериментирование со звуком «Почему все звучит?»Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.

Экспериментирование с бумагой «Гармошка»

(с помощью тонкой бумаги и расчески

гудеть, играть как на губной гармошке)

Совершенствовать умение детей одеваться быстро и в определённой последовательности; побуждать к оказанию помощи сверстникам  

Рисование ладошкой «Солнышко»

«Необычное рядом» (рассматривание экспонатов на полочке «неясных» знаний, вечерние занимательные игры). «Измерительные приборы».

Вечер

социально-коммуникативное развитие; речевое развитие

Настольно-печатные игры по желанию детей. Уход детей домой.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Среда

Утро

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Д/и «Узнай на ощупь».Цель: совершенствование чувственного опыта детей.

Ритмопластика.

Дежурство в уголке природы. Задачи: Актуализировать и обобщить знания детей по уходу за растениями в уголке природы.

Сюжетно -ролевые игры «Семья», «Кафе». Цель: Знакомить детей с правилами столового этикета. Воспитывать умение вежливого общения друг с другом

Повторение элементарных правил поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями.

«Поделись с ближним».Цель: учить ладить с людьми тем, что у них есть; развивать  уверенность в себе, самоуважение, умение расслабляться

Создать условия для

свободного самостоятельного разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная,

краски, картон, глина, тесто,

ткань инструментами (кисть,

карандаши, ножницы, стека)

Технологические карты игр-

экспериментирований

(безопасное использование

инструментов)

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие  

Экспериментирование «Термометр и температура».

Цель: Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием  «температура»;
  • формировать представление  о приборе для измерения температуры – термометре;
  • сравнить разные виды термометров;
  • формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
  • систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и не живой природы в зависимости от температуры воздуха;
  • пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Свободная деятельность

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие; физическое развитие

Самостоятельная деятельность детей

Подвижная игра «Снежная королева»

 Игра на гармонизацию отношений «Назови меня ласково» для укрепление психологического комфорта в группе.

Формировать у детей умение находить себе занятие по интересам, конструктивно общаться со сверстниками , способствовать профилактике эмоционального перенапряжения

Самостоятельные игры в игровых уголках

Работа перед сном

социально-коммуникативное развитие;

Рассказ «Зимушка зима в нашей Республике Саха» 

Игра «Составьте цепочку»: называю слово, н-р зима, а дети конкретизируют его: холодно, снег, лед, сосулька, мороз, ветер, скользко, валенки, варежки, дед мороз, снегурочка, и т.д.Лето – жарко, ягоды, солнце, сенокос, долгий день, вода, цветы, бабочки, шорты, кепка и т.д. Тесто – хлеб, булка, калачи, крендели, сушки и т.д.  

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Оздоровительная гимнастика после сна. Цель: снятие мышечного напряжения после сна; развивать ловкость, координацию.

НОД «МУЗЫКА» (по плану муз.руководителя)

Д/и «Выложи сам». Цель: учить детей анализировать форму предметов, используя изображение фигуры, составлять рисунок из геометрических форм

Сюжетно-ролевая игра «На Северном полюсе».

 Инд. работа по ЗКР - повторить стихи, кот. учили. Цель: добиваться выразительности, чѐткого произношения звуков, проговаривания слов.

Во время вечернего ухода домой продолжать формировать привычку прощаться с педагогами и детьми.

Не уходи из детского сада с незнакомыми людьми.(«Правила этикета в детском саду в стихах») Помни правило одно: никогда и ни за что

С посторонними людьми никуда не уходи!

Люди всякие бывают! -

Деток бьют и обижают…

Выставка  при помощи родителей собрать предметы, сделанные из камня (сувениры., украшения)(Н.Д.-Ю.У.)

Художественный труд

«Выкладывание узоров на ёмкости с песком..»

Родителям «Домашние научные эксперименты и опыты для детей с водой и не только»

http://steshka.ru/domashnie-nauchnue-eksperimenty-i-opyty-dlya-detej-s-vodoy-i-ne-tolko#primery

http://steshka.ru/domashnie-nauchnue-eksperimenty-i-opyty-dlya-detej-s-vodoy-i-ne-tolko#primery

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Уход домой.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Четверг  

Утро

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Чтение художественной литературы К. Д. Бальмонт«Снежинка»

Ритмопластика

 «Назови слово, кот. начинается со звука …»

Цель: развивать фонематический слух, пополнять словарный запас (звуковая культура речи)

Трудовая деятельность:

Уход за комнатными растениями, рыхление, полив.

Наведение порядка в кабинках

Рассматривание картин«Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Волга» И. Панов, «Ледоход на реке Москва» Д. Голубев, «Сосульки» С. Андрияк

Рекомендовать родителям:

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - проводим с детьми дома»

http://luntiki.ru/blog/umnica/912.html

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

Экспериментирование: «Тайны снега и льда»

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования

Задачи:

Образовательные:

• расширять представления детей о свойствах снега и льда;

• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связиснег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

• учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

• обогащать словарный запас детей: опыт, экспериментснегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный

Развивающие:

• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

• развивать связную речь;

• развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Физическое развитие

Физическая культура: по плану физ. инструктора

Свободная деятельность

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Самостоятельные игры детей

Виртуальное путешествие в царство Снежной королевы(скульптуры изо льда)

Д/и «Что забыл нарисовать художник?». Цель: правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа родительного падежа.

Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывая его.

Самостоятельные игры в игровых уголках

Работа перед сном

Познавательное развитие, речевое развитие

Отгадывание загадок по теме.

Чтение детям про динозавров.

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Игровая ритмическая гимнастика «Барбарики».Цель: способствовать быстрому пробуждению, укреплению здоровья детей, развитию двигательной активности, упражнять в выполнении вместе с  воспитателем простейших движений  под ритмичную музыку.

Работа в рабочих тетрадях «Прописи»

Эксперимент “Необычная скрепка”. Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Рассматривание картинок « Хорошо-плохо».

Вечер

социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

Настольно-печатные игры по желанию детей. Уход детей домой.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Пятница

Утро

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Комплекс утренней гимнастики  (по плану физ.инструктора)

Эксперимент Два магнита”.Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек, карандашей, бумажных полосок.(ТРИЗ)

Индивидуально коррекционная работа с детьми: предложить подобрать прилагательные к слову«солнце».

Предложить детям самим придумать загадки

Ситуативный разговор  "Кто привык кутаться,  тот зябнет". Показать зависимость здоровья от правильно подобранной одежды.

Сюжетно-ролевая игра «На прием к доктору» ,«У врача»для уточнения назначения предметов игрового оборудования и способов действия с ними; для воспитания осознания необходимости сообщать о самочувствии взрослым, необходимости лечения

Рекомендовать родителям: стимулировать и поощрять стремление детей в закреплении правил этикета в игровых ситуациях

- расширять и уточнять представления детей о правилах безопасного и этичного поведения в общественных местах.

Непосредственно-образовательная деятельность

Речевое развитие

Звуковая культура речи: Работа со звуками ж – ш. Цель: упражнять детей в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж и ш в словах, учить находить в стихах слова с этими звуками.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка / аппликация: «Снегурочка». Цель: учить лепить фигуру девочки в длинной шубке, правильно передавая формы, пропорции и строение. Закреплять умение лепить детали одежды: шапку, шубку и украшать их тонкими пластилиновыми колбасками и шариками. Развивать творчество и воображение.

Свободная деятельность

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие; физическое развитие

Самостоятельные игры детей.

Познавательное сообщение «Знаете ли вы, что…»

Рассматривание иллюстраций к книге С. Михалкова «От кареты до ракеты».

Дидактическая игра «Скажи наоборот»Цель: развитие восприятия, внимания, памяти.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Самостоятельные игры в игровых уголках

Работа перед сном

Чтение М. Пришвина «Прозрачный лёд». Цель: Познакомить с  произведением; Побуждать детей участвовать в разговоре, отвечать на вопросы; Воспитывать умения слушать.

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Игровая ритмическая гимнастика «Барбарики»Цель: способствовать быстрому пробуждению, укреплению здоровья детей, развитию двигательной активности, упражнять в выполнении вместе с  воспитателем простейших движений  под ритмичную музыку.

Итоговое мероприятие - КВН «Мы-экспериментаторы» http://www.maam.ru/detskijsad/kvn-my-yeksperimentatory-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html

Вечер

социально-коммуникативное развитие; речевое развитие

Самостоятельная игровая деятельность детей. Уход домой.

НОД в старшей группе на тему «Волшебница вода»

Цель: Совершенствование представлений о разнообразных свойствах воды.

Программные задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводить знакомые опыты с водой; познакомить детей с новым для них свойством – способность воды отражать предметы.  

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдение; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

 Формировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Материалы: глобус, разные по форме прозрачные сосуды, полиэтиленовый пакет, прозрачные стаканы (по2 на каждого ребенка), ложки (по 2 на каждого ребенка), таз с водой, белые халаты (на каждого ребенка и воспитателя), бумажные полотенца, молоко, сок, модели свойств воды, сок, Капелька - воздушный шарик в форме капли голубого цвета.

Ход занятия.

Организационная часть.  Вводная часть.

Демонстрация глобуса.

- Ребята, посмотрите, что  я принесла! Кто знает, что это такое? (глобус)

- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (моря, океаны, горы, реки, страны).

- Молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего? (синего, голубого).

- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (…).

-Молодцы. Послушайте загадку: о чем будем сегодня говорить:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли.

Жить нельзя на без … (воды).

Практическая часть (опытно-экспериентальная).

- К нам в гости пришла Капелька. Она поможет нам показать, какими свойствами обладает вода, что вода – это очень интересное вещество. Хотите?

- Капелька приготовила вам сюрприз – предлагает превратиться сейчас в Ученых, чтобы поработать в научной лаборатории, где будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств. Капелька дарит нам вот такие специальные халаты. (надевают халаты.)

- Готовы к исследованию?

Проведение опытов у столов.

- Итак, мои ученые, мы оказались в научной лаборатории. Осторожно занимайте свои места. Приступим к нашей работе. Давайте узнаем, какими же свойствами обладает вода?

Опыт 1. Какой формы вода?

Перед каждым ребенком стоит сосуд с водой (форма сосудов разная).

- Посмотрите на свои сосуды. В чем у тебя вода, Маша? (Ваня?)

- Ребята, а у меня в чем вода? (пакет).

- Какой формы получилась вода, у тебя Маша?

- То есть, что можем сказать о форме воды? От чего зависит форма воды?

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в котором находится.

(Выставляется модель 1)

Опыт 2. Какого цвета вода?

- Коллеги, теперь я предлагаю определить цвет воды. Как вы думаете, какого цвета вода?(…)

- Давайте убедимся. Возьмем 2 стакана- 1 – с водой; 2 – с молоком. Если я опущу ложку в воду, будет она видна? (…)

- А если в молоко опущу? (…)

- Проверим.

- Что можно сказать о цвете воды? (…)

Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная.

(выставляется модель 2)

- Молодцы. Давайте сделаем в нашей лаборатории перерыв. Капелька хочет поиграть.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

1,2,3,4 (хлопки)

Вот так славно освежились (встряхиваем кисти рук)

Вышли на берег крутой (по тексту)

И отправились домой.

Опыт 3. Какой запах у воды?

- Продолжим наши опыты. Узнаем, какой же запах у воды.? Понюхайте воду в своем стакане. Что скажете о ее запах? (…)

- Наша Капелька подготовила сюрприз и просит вас зажать носики и дышать ротиком.(Воспитатель добавляет в стаканы любое ароматическое масло).

- Теперь понюхайте воду, появился запах? Чем теперь пахнет вода? Есть у воды запах? (…)

Вывод: у воды своего запаха нет.

(Выставляется модель 3)

-Давайте повторим еще раз свойства, которые определили.

(Повторение свойств воды по моделям.)

- Молодцы ученые. Мы закончили научную работу. Спасибо, тебе, Капелька за помощь. Но нам пора возвращаться в группу.

- 1,2,3…(под музыку снимают халаты.)

Итог деятельности.

- Вам понравилось быть учеными?

- Что понравилось больше всего? Почему?

- Молодцы. А сейчас немного отдохнем.

План конспект

по экспериментированию

в старшей группе

Подготовила  и провела

 воспитатель: Ромах И. Ю.

Цель: Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием  «температура»;
  • формировать представление  о приборе для измерения температуры – термометре;
  • сравнить разные виды термометров;
  • формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
  • систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и не живой природы в зависимости от температуры воздуха;
  • пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Материал и оборудование:

  • термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека;
  • 2стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка;
  • презентация с изображением  времен года  и разных видов термометров.
  • белая доска , 2маркера (синего и красного цвета)

Ход занятия:

В группу входит замерзший на улице Незнайка…

Незнайка: Ой, здравствуйте ребята, как же на улице холодно, приютите меня на минуточку погреться, я так замерз.

 Воспитатель:  Конечно,  входи  Незнайка, мы с ребятами тебя всегда рады видеть!  Ой, а что это ты нам принес? Что у тебя в руке?

Незнайка: Да вот заходил сейчас в детский сад, и увидел, висит какая-то штучка, беленькая, красивенькая, и я ее взял себе поиграть. На ней даже есть какие-то черточки, и красненькая полосочка…  Оооо, посмотрите ребята полосочка – то длиннее стала.  (показывает ребятам термометр)

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое?

Дети: Термометр.

В.: Правильно. А кто из вас знает, для чего нужен термометр?

Р.: Термометр - это такой прибор для измерения температуры.

В.: Совершенно верно! У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная  подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.  

В.: Ребята, а вы знаете, для измерения чего, предназначен термометр?

Р.: Назначение термометров бывает разным: для измерения температуры воздуха, воды и тела человека.

В.: Правильно, молодцы! В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид – разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри, а теперь есть термометры  электронные, для измерения температуры тела. Понятно Незнайка? (показать Незнайке и ребятам термометры разных видов)

В.: Посмотрите на экран,  вы увидите, большое разнообразие термометров.

(презентация «Термометр и температура» слайды со 2по 11)

(1й опыт)

В.: А давайте теперь ребята проведем первый опыт.  

Р.: Давайте.

В.: Измерим температуру на улице и у нас в группе. Незнайка неси еще один термометр с улицы.

(Незнайка приносит с улицы другой термометр)

В.: Ну ребята и Незнайка скажите, сколько  на термометре градусов?

Р.:-5

(берем термометр, который весел в группе, показываем  детям  и Незнайке)

В.:А теперь давайте посмотрим, сколько же у нас в группе градусов?              

Н.: +22

В.: Ребята, а скажите, какая погода бывает весной, летом?

Р.: Весной бывает тепло, летом – жарко.

В.: Хорошо, а  осенью и зимой?

Р.: Осенью и зимой холодно.

В.: Когда мы говорим, что тепло, холодно, жарко, то имеем в виду температуру воздуха.

(2й опыт)

В.: Теперь мы проведем 2й опыт. С помощью термометров определите,  в каком из двух стаканов холодная вода, а в каком теплая? (Раздаем по  2 стакана с водой, в одном стакане, синего цвета - теплая вода, а в другом стакане, красного цвета – холодная.  Так же раздаем по 2 термометра, один опускаем в стакан с холодной водой, а другой  с горячей водой.)  Ребята, давайте определим,  в каком стакане, какая температура воды? Опускайте градусники в красный стакан.

Р.:  +39градусов.

В.: запишем на доске результат (на доске нарисованы два стакана и воспитатель вписывает данные, после измерения температуры).

В.: А теперь опускайте градусники в синий стакан. Скажите, какая там температура?

Р.: -3 градуса

В.: Хорошо, запишем результаты на доску

В.:  Что мы можем про это сказать?

Р.: В синем стакане  температура +39, значит, там горячая вода, а в красном  где  -3, вода холодная.

Н.: Ой, что-то я совсем замерз…

В.:  А давайте все вместе поиграем:

 Физминутка

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем.

(Потягивания, руки в стороны.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре,

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим.

(Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем?

(Прыжки на одной ножке.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

(3й опыт)

В.: А теперь ребята давайте проведем еще один опыт. Для этого нам нужно измерить  температуру тела у Незнайки.

(измеряем  температуру тела  Незнайки)

В.: Ребята, а кто знает,  какая температура должна быть у здорового человека?

Р.: 36 и 6

В.: Отлично! Именно эта температура тела должна быть у здорового человека. А  если человек заболел, то у него какая температура?

Д.: Больше 37

В.: Правильно. Ну, теперь можно посмотреть  на термометр. Незнайка давай его сюда… Так 36 и 6, Незнайка ты здоров!???

В.: Давайте теперь сделаем вывод. Температура тела человека в группе и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды  может  отличаться в зависимости от пространства ее измерения.

Н.: Теперь я все понял! Спасибо Вам ребята, за то, что помогли мне разобраться с термометрами и градусами. Я уже согрелся и мне пора идти.        

До свидания ребята!

Р.: До свидания!    

В.: Вы сегодня все хорошо поработали и заслужили маленькие поощрительные призы.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

 в старшей группе

Тема: «Воздух – невидимка»

Цель: Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:  

1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.

2.Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение        делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.

3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.

Ход совместной деятельности

1. Организационный момент – загадка.

-Отгадайте загадку:

Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю(воздух)

-Вопросы:

Правильно, а почему вы так решили?

Что мы уже знаем о воздухе?

Мы можем его попробовать?

Какого цвета воздух?

2. Основная часть.

-Предлагаю вам стать учеными и продолжить исследования воздуха.

Вы знаете кто такие ученые – исследователи?

-Нам предстоит трудная задача –узнать:

что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Вы готовы?

Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Опыт 1 (с пакетом)

-Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А как это доказать?(…) А его можно поймать? Как?(Показывает пустой пакет)

-Что это? Что в нем? А можно поймать пакетом воздух? (…)Попробуйте

(Показ детям)

-Что у вас в пакете? (воздух) Мы его не видим, но можем почувствовать, потрогать.

Вывод: Воздух действительно вокруг нас.

Опыт 2 (с камнем):

-Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

А можно ли взять в руки воздух, сжать его?

Какой можно сделать вывод?

Правильно, делаем выводВоздух – это не твердое тело.

Опыт 3 (с водой):

-Возьмем стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, понюхайте, какая она?

Что умеет делать вода?

Что же такое вода?

Назовите другие жидкости?

Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит, он не жидкость. Какой можно сделать вывод?

Правильно, воздух не твердое тело и не жидкость.

Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

Повторите, что такое воздух.

Опыт 4 (с соломинкой)

-Воздух мы не видим, потому что он какой? (невидимый, прозрачный).

-А можем ли мы его увидеть? Вдохните воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? (воздух)

-А теперь посмотрите, я выдыхаю через соломинку , а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…

 -А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)

Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно.

-Что мы видели в стакане с водой?

Откуда взялись пузырьки?

-Что с ними произошло?

Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх.

-А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие)

Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой? (легкий, легче воды)

Опыт 5 ( с кусочками земли)

Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:

-Что это? А есть ли воздух в Земле? Докажите( …) Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений. Давайте проверим, есть ли воздух в земле.

( воспитатель опускает кусочек земли в стакан с водой. Водух собирается в пузырьки и поднимается наверх)

-Что вы увидели? (пузырьки)

-А что в них? (воздух)

-Откуда он взялся? (был в земле)

-Куда поднялись пузырьки?

Вывод: Воздух есть даже в земле

Физминутка: ( под музыку) Ребята, давайте представим, что мы с вами частички воздуха, маленькие-маленькие.И каждая двигается то вверх, то вниз.Частички воздуха легкие. А теперь частички кружатся, двигаются в разных направлениях.Подул ветерок, частички двигаются быстрее, то вверх, то вниз… Ветерок успокоился и теперь мы уже не частички воздуха, а исследователи воздуха…

Итак, что мы узнали:

1.Воздух невидимый.

2.Воздух легкий, легче воды.

3.Воздух есть даже в Земле.

Опыт 6 (со свечой)

-Ребята, а что это? (свеча) Как вы думаете, полезный ли это предмет? (…)

-А как вы думаете, когда свеча горит, она загрязняет воздух? А мы сейчас проверим.

(Воспитатель зажигает свечку. Она горит. Над пламенем свечи держит чистое блюдце. Подержать и показать детям)

-Что стало с блюдцем? Почему?

Вывод: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух.А мы с вами этим воздухом дышим. Полезно ли это для здоровья?

-Чтобы очистить воздух в комнате, что надо сделать? ( проветрить, влажную уборку)

-А воздух на улицах нашего города чистый?

-Что загрязняет его? ( ответы с показом иллюстраций)

-Как же быть? Ведь без машин и заводов нам не обойтись?

Вывод: Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.

Рефлексия

- кому мы помогали, что делали?

-Зачем мы изучали воздух

-Что мы узнали о воздухе?

Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

2.Воздух легкий, легче воды.

3.Воздух есть везде, даже в Земле.

4. Надо очищать воздух: сажать деревья, охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.

Предлагаю посадить деревья, кусты, цветы вокруг нашего детского сада (рисование)

Если все люди будут сажать деревья вокруг своего дома, на улице, то воздух в нашем городе будет намного чище и люди будут меньше болеть.

«Из снега и льда» воспитатель показывает опыты, а дети фиксируют результаты

Татьяна Горячева 
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега и льда»

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования

Задачи:

Образовательные:

• расширять представления детей о свойствах снега и льда;

• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связиснег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

• учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

• обогащать словарный запасдетей: опыт, экспериментснегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный

Развивающие:

• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

• развивать связную речь;

• развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес кэкспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Материалы и оборудование: емкости со льдом и снегом, два пустых стакана (на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав, посылка, игрушкаСнеговикснеговички – фишки, по 2 снежинки на каждого ребенка, магнитофон, карточки с изображением опытов:

- лед попадает в тепло – вода;

снег попадает в тепло – вода;

- вода замерзает – лед.

Ход занятия:

Вос-ль:

Здравствуйте, дети! Вместе со мной к вам в гости пришелСнеговичокСнег-к:

Здравствуйте, ребята!

Вос-ль:

Снеговичок, а почему ты пришел в гости именно к этим ребятам?

Снег-к:

Я услышал, что есть такой д/сад«Солнышко», а в нем живут веселые, добрые, как лучики солнца, дети. Я захотел их увидеть.

Вос-ль:

-Ну, что же, покажем Снеговику, какие мы веселые, добрые, умные. Так как у нас необычное занятие, то дети, которые будут отвечать, получат вот таких веселыхснеговичков.

Звучит песня «Кабы не было зимы…»

Вос-ль:

-О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме. А вы любите зиму? А за что вы любите зиму? Вам помогут иллюстрации. Ответы.

- А теперь послушайте загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь. Ответы.

Вос-ль: А каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? А что такое снег? Снежинки. Вот как они выглядят. А что такое снежинки, откуда они берутся? Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода. Даже в загадке говорится:«станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой?

Физкультминутка: А сейчас давайте поиграем. Возьмите снежинки. Вправо-влево повернись и в снежинку превратись! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Звучит фонограмма).

- Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь. (Стук в дверь).

-Кто-то стучится. Входите.

Снегурочка: Здравствуйте! Торопилась к вам, друзья,

Принесла посылку я.

Вос-ль: Спасибо! Интересно, от кого? Читаю«От Деда Мороза».

Снегурочка, оставайся с нами.

Снег-ка: А вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле?

Ответы детей.

Вос-ль: Спасибо, Снегурочка, за посылку. Приходи к нам на Новый год.

(Открываю посылку)

-Чтобы узнать, что здесь, отгадайте загадку.

Он сковал большую реку, Ровный, гладкий, красота!

Он поможет человеку обходиться без моста.

А в каникулы, зимой, в эти славные деньки

Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки.

Дети: Это лед.

Достаю кусочек льда и показываю детям. А что такое лед?

Дети: Это замерзшая вода.

Вос-ль: Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?

Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт №1. «Определение цвета».

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.

Вос-ль: А снег? – ответы детей.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Ответы детей: «Под снегом не видно. Значит, лёд прозрачный, а снег – непрозрачный»).

Опыт №3. «Воздействие температуры».

Воспитатель:

Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика).

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).

Что можно сказать про лед?(Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.

Итог.

- Вам понравилось? Что вы делали сегодня?

- Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются? В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой?(Во время оттепели). Что еще узнали?

Снег мягкий, а лед -…

Снег белый, а лед…

Снег легкий, а лед …

- Молодцы! Спасибо!

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. и родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации родителей убеждают в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто  строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек  жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность .

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументирования

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

Организация детского экспериментирования

в домашних условиях

      В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как».. Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» - потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности.

       Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания.

      В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте  многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

       Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

       Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

       Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования  никаких.

       Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

        ПОМНИТЕ!  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА  ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Может ли «кипеть» холодная вода? 
Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.

5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит"). 

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

               Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Соломинка-флейта 

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.

1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.

2. С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.

Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.

Соломинка-рапира 
Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.

1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.

2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

                        Могучее дыхание 

Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга. 

1. Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке.
2. Повесим вешалку на бельевую верёвку.

3. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения.

4. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз. 

Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

                          Птичка в клетке 
Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.

1. Вырезаем из картона круг любого диаметра.

2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки.

3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.

4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.

5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

 

            Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов. Советуем приготовить альбом для рисования, цветные карандаши или фломастеры, чтобы ребенок мог делать зарисовки опытов и наблюдений.

           При этом желательно не неволить маленького исследователя, если у него, например, на сегодня другие планы. Предоставьте ему право выбора. Но ваше присутствие во время исследовательской деятельности ребенка совершенно необходимо: оно должно предостерегать ребенка от промахов и связанных с ними неудач, а в ряде случаев уберечь от возможных неприятностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе "Мы - исследователи"

«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Конфуций Проблема: В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления ...

проект в старшей группе "Юные исследователи неживой природы"

Обогащение представлений у детей об объектов неживой природы, встречающие в ближайшем окружении....

Проект в старшей группе «Юные исследователи»

Проект в старшей группе«Юные исследователи»    Разработала: ВологдинаСветлана Олеговна...

Краткосрочный проект в старшей группе_ _ Мы исследователи_ 2021 г.

Краткосрочный проект в старшей группе_ _ Мы исследователи_ 2021 г....

Краткосрочный проект в средней группе «Маленькие исследователи»

В основе проведенного в средней группе ДОУ (детского сада) краткосрочного проекта «Маленькие исследователи», тематикой которого были выбраны вулканы, лежит метод экспериментирования, ...

Краткосрочный проект в средней группе «Юные исследователи».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.Китайская пословица гласит: «Расскажи мне ...

Краткосрочный проект в старшей группе "Мы - исследователи"

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, по...