Картотека наблюдений осенью в подготовительной к школе группе
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Францишко Галина Юрьевна

Подборка наблюдений для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_osenyu_podgotovitelnaya_gruppa.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка №1

1.Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: обращать внимание на то, как изменилась природа; закрепить умение сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится
Ничего не останется. (Туча.)

Блестит под солнцем после стужи
На асфальте сером... (лужа).

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.                

                                        С. Маршак

Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

  • Октябрь – грязник.
  • Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
  • Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
  • Весна красна цветами, а осень – снопами.
  • В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы.

• Какие произошли в природе изменения?

• Какое стало небо?

• Как часто светит солнце?

• Идет ли дождь?

2.Подвижные игры

Подвижные игра: «Перелет птиц»

Цель: Развивать у детей быстроту движений, ловкость, быстро реагировать на сигналы воспитателя.

Подвижная игра: «Жмурки»

Цель: развивать внимание и ловкость.

Игровое упражнение «Перебрось - поймай»

Цель: упражнять в ловле мяча.

3.Труд в природе

«Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой»

Цель: формировать желание у детей заботиться о птицах в холодный период, воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

4.Дидактические игры

Игра «Мое любимое дерево».

Цель: закрепление названий деревьев и их признаков; упражнение в беге, быстроте реакции на сигнал, ловкости.

Дидактическая игра «Моя находка»

Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие наблюдательности, внимания, фантазии.

5.Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Беседа на тему:  «Какая профессия на земле самая важная?»

Цели:

  • расширять знания о представителях различных профессий;
  • формировать словарный запас.

6.Самостоятельная деятельность.

Выносное оборудование (грабли, метла, ведро, скакалки, кольцебросы)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №2

1.Наблюдение за листопадом

Цели:

— расширять знания о сезонных изменениях в природе;

— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Все ли деревья изменили окраску листьев?

Какими были летом деревья, кусты?

Как они изменились с приходом осени?

Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)

У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)

У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.

♦ Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)

♦ Все листочки падают одинаково? (Нет.)

(Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки.)

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

2.Подвижные игры

«Пройди через обручи»

Цель: развивать быстроту и ловкость.

«Кто тише?»

Цель: упражнять в ходьбе на носках , в указанном направлении.

3.Игровая деятельность

Игра «Березонька, выручай».

Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.

Игра «Листопад».

Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, грациозности движений, внимания, наблюдательности. Материал: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.

4. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.

5.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (веник, грабли, ведро, мячи, кольцебросы)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №3

1.Наблюдение за цветником

Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;

уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Ход наблюдения

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо красит,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какое сейчас время года?

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Для чего нужны растениям листья, корень?
  • Как называются цветы, растущие на клумбе?
  • Можно ли их срывать с клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
  • Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

2.Подвижные игры

Подвижная игра: «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей быстроту движений, ловкость, быстро реагировать на сигналы воспитателя.

«Перенеси арбузы»

Цель: развивать быстроту движений

Эстафеты: «Бег по следочкам»

Цель: развивать внимание, бег.

3.Общественно – полезный труд

«Посадка деревьев и кустарников»

Цель: продолжать формировать желание у детей трудиться, проявлять интерес в озеленении территории детского сада.

4.Игры с природным материалом

Дидактическая игра «Три задания — три желания»

Цель: развитие умения планировать ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой; закрепление названий деревьев и их плодов; упражнение в различении предметов по их форме, величине на ощупь;

5. Индивидуальная работа

 «Не сбей флажок».

Цель: формировать умение ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Упражнение с мячом.

Цель: упражнять в ловле и броске мяча.

6.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (лопаты, игры, маски, иллюстрации природы, мячи, флажки)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №4

1. Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия).

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина  сосна, ель, лиственница и др.)
  • А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.)
  • Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
  • Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)
  • Какие условия необходимы для роста деревьев?
  • Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья  в  народном хозяйстве и медицине?

2.Подвижные игры

 «Не оставайся на полу», «Догони пару».

 Цель: упражнять в беге через препятствия.

Игровое упражнение: «Кто самый меткий!»

Цель: развивать меткость

3.Игровая деятельность

«Колечко»

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: колечко.

Игра «Кривые дорожки».

Цель: развитие глазомера, упражнение в счете, совершенствование навыков ходьбы.

Материал: палочки, мел для рисования.

4.Индивидуальная работа

Прыжки в длину с места.

Цели:

  • упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами;
  • совершенствовать координацию движений.

5.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (метлы, ведра, грабли, скакалки, мячи,, кольцебросы)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №5

1.Наблюдение за перелетными птицами

Цели:  расширять представления о перелетных птицах;

  • воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.            М. Ивенсен

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

  • Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
  • Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
  • Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)
  • Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
  • Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
  • Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)

2.Подвижные игры:

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки.

«Ворон»

Цель: уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Спортивное упражнение «Боулинг»

Цель: упражнять в сбивании кеглей

3. Трудовая деятельность:

«Сбор выносного материала»

Цель: продолжать приучать детей к труду, наводить порядок без напоминаний взрослого.

«Наведение порядка в песочнице» .

Цель: приучать детей наводить порядок в песочнице после игр, выбирать сухие ветки и листья из песка.

4.Творческие игры

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

5.Индивидуальная работа. Перебрасывание мячей между детьми 2,5 м, двумя руками снизу.

«Не сбей флажок».

Цель: формировать умение ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

6.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (метлы, грабли, ведра, мячи, скакалки)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №6

1.Наблюдение за перелетными птицами

Цели:  расширять представления о перелетных птицах;

  • воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

  • Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)

Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси —

  • шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.

Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)

Исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

2.Подвижные игры:

«Гуси-Лебеди»

Цель: Развивать у детей быстроту движений, ловкость, быстро реагировать на сигналы воспитателя.

«Совушка» -игра малой подвижности

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Игровое упражнение «Перебрось - поймай»

Цель: упражнять в ловле мяча.

3.Игровая деятельность:

Игра «Что мы видим?».

Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции; активизация словаря; упражнение в различных видах и способах движений.

Игра «С горки на горку».

Цель: двигательные забавы; закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, образного мышления, памяти.

4.Индивидуальная работа:

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Цель: развивать двигательную активность.

5.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (мячи, скакалки, грабли, метлы, корзина с игрушками)

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №7

1.Наблюдение за работой дворника.

Цель: Продолжать знакомство детей с рабочими профессиями,

орудиями труда, различными трудовыми операциями. Воспитывать уважение к людям труда, желание помогать.

Ход наблюдения

Встает дворник на заре,

Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет,

И дорожки разметет.                В. Степанов

- Мы любим, чтобы вокруг нас был порядок, чистота.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Кто поддерживает чистоту на территории детского сада?

- Как мы можем помочь дворнику?

- Какие у него есть специальные инструменты? (метла, лопата, веник, совок, ведро).

Работа дворника очень важна для нас.

2.Подвижные игры

«Салки со скакалкой»

Цель: упражнять в беге в двойке , тройке

«Мы веселые ребята»

Цель: закрепить умения бегать в быстром темпе, уворачиваться от ловишки.

«Соревнования мячей»

Цель: развитие скорости  и ловкости.

3.Общественно – полезный труд

«Помочь дворнику собрать сухие листья»

Цель: учить постоянно, поддерживать порядок на участке. Уважительно относиться к труду взрослых.

4.Сюжетно – ролевые игры:

«Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Дидактические игры:

 «Кому, что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых.

 «Что делает»? - описать работу дворника.

5.Индивидуальная работа.

Бег, прыжки.

 Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

6.Самостоятельная игровая деятельность. 

Игры с выносным материалом.

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №8

1.Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.

Цель: развивать наблюдательность, закреплять умение различать виды осенней одежды.

Обогащение словаря: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки, не тужим, бойко шлепаем, чуланчик.

Беседа.

- Какое время года?

- Какая погода осенью?

- Расскажите, какую одежду мы носим осенью и почему?

- Какая есть одежда? (осенняя, зимняя, летняя)

- Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги?

- Чем ваша одежда отличается от летней?

Если дождик - мы не тужим, бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги)

- Почему осенью ты не носишь шубу?

Сижу верхом, не ведая на ком. (Шапка)

Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.

 Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Шарф).

Разошлись мальчики в темные чуланчики,

Каждый пальчик - в свой чуланчик. (Перчатки)

Исследовательская деятельность: определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.

2.Подвижные игры:

«Перенеси арбузы»

Цель: развивать быстроту движений.

Игра малой подвижности «Фигура»

Цель: учить детей действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Игровое упражнение «Перебрось - поймай»

Цель: упражнять в ловле мяча.

3.Игровая деятельность:

«Назови на букву» 

Цель: учить детей называть окружающие их на улице предметы на определенную букву: Л, Т, Д и проч. Выиграл тот, кто назвал больше.

«Назови три предмета»

Цель: учить  называть три предмета определенной классификации. Например: дерево – береза, ива, тополь.

«Следопыты»

Цель: Закреплять умения детей в нахождении объектов по следам, веточкам, листьям).

4.Индивидуальная работа.

«Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Перебрасывание друг другу мяча сверху.

Цель: развивать быстроту, ловкость.

5.Самостоятельная деятельность:

Игры с выносным оборудованием (мячи, скакалки, обруч, кольцебросы)

Цель: развитие двигательного творчества.

Наблюдение № 10

Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Трудовая деятельность

Уборка участка.

Цели:

  • учить выполнению трудовых действий;
  • приучать работать в коллективе.

Подвижная игра

«Лесные тропинки».

Цель: разнообразить движения в зависимости от условий.

Индивидуальная работа

Общеразвивающие упражнения.

Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.


Наблюдение № 11

Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.

Загадка: Будто снежный шар бела,

                По весне она цвела,

                Нежный запах источала.

                А когда пора настала,

                Разом сделалась она

                Вся от ягоды черна.   (Черемуха).

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: формировать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры «Северные олени».

Цели:

  • формировать знания о северных оленях, их повадках;
  • развивать умение передвигаться длинными прыжками.

«Лиса мышкует».

Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертываться от ловишки.

Индивидуальная работа

Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Наблюдение № 12

Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.

Наблюдение за пауком

Цели:

 продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни;

— формировать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

  • У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

Когда лапы на дорожке

Ходят — это мои ножки,

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы — это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки! И. Лопухина

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответь на вопросы.

Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети:

Кто расставил сети? (Паук.)

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети ... (паучок).

  • Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.)
  • Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)
  • Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)
  • На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.)

Пауки — хищники? (Да, они питаются другими насекомыми — мухами, комарами, жучками и

бабочками.)

  • Когда у пауков появляются малыши? (В конце лета.)
  • Где выводятся новорожденные паучки? (Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются новорожденные паучки. Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама-паучиха кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.)
  • Куда исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины, старых пней и засыпают до весны.)
  • Как по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.)
  • Из скольких частей состоит тело паука? (Из двух — головогрудь и брюшко.)

Исследовательская деятельность

Взять лупу и рассмотреть паука. (На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.)

Трудовая деятельность

Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы).

Цели:

продолжать учить осторожно окапывать вокруг цветка; вместе с землей аккуратно пересаживать цветы в горшочки;

- воспитывать любовь к растениям.

Подвижные игры

«Один — двое», «Пройди бесшумно».

Цели:

  • учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений;
  • использовать ходьбу как средство воспитания выносливости.

Индивидуальная работа

Продолжительный бег в медленном темпе.

Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.

Наблюдение № 13

Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.

Трудовая деятельность

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки. сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижная игра

«Мяч водящему».

Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.


Наблюдение № 14

Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)


Исследовательская деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.

Цели:

  • учить трудиться сообща;
  • развивать творческое воображение.
  • Подвижные игры

«Камень, ножницы, бумага».

Цели:

  • учить внимательно слушать воспитателя;
  • развивать усидчивость. «Ловкая пара».

Цель: учить бросать мяч под углом.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель


Наблюдение № 15

Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.

Наблюдение за перелетными птицами

Ход наблюдения

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

  • Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
  • Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
  • Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)
  • Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
  • Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
  • Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)
  • Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)

  • Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.

Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Подвижные игры «Гуси-лебеди».

Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом». Цели:

  • развивать физические качества — быстроту, ловкость;
  • совершенствовать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Цель: развивать двигательную активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений осенью для подготовительной группы

Наблюдения осенью представлены в форме карточек, что очень удобно использовать в работе. Педагог сам может выбирать какую карточку и когда использовать в зависимости от погодных условий.Художественное...

Сценарий речевого досуга по лексической теме «Осень» для подготовительной к школе групп «Осенние говорилки»

Цель.Образовательная: расширение и активизация словаря по темам: «Осень», «Овощи. Фрукты»; образование уменьшительных форм имен существительных; согласование прилагательных и с...

Конспект экскурсии в берёзовую рощу осенью в подготовительной к школе группе "Здравствуй , осень золотая!".

Материал предназначен для воспитателей деского сада. Он поможет подготовить и провести экскурсию в лес с детьми старшего дошкольного возраста. Закрепить у детей  знания , полученные на занятиях п...

Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа. Тема: « Метель и поземка». МДОУ д.с.№ 98 " Сказка", г.Петрозаводск.Воспитатель: Анфимова Е. И.

Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа.                     Тема: « Метель и позем...

Консультация для родителей ДОУ. Зимние прогулки – наблюдения с детьми подготовительной к школе группы.

Материалы этой консультации будут полезны для педагогов ДОУ, использоваться в работе с родителямиЦель: составление рекомендаций для родителей по ознакомлению с приметами зимы на прогулках с дошко...