Картотека дидактических игр «Времена года»
картотека по окружающему миру
Цель: Развивать понимание простых причинно-следственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_did._igr_vremena_goda.docx | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр «Времена года»
Дидактические игры по теме: «Осень»
Возраст детей:3-7 лет
Карточка №1
Дидактическая игра «Определи последовательность»
Цель: Развивать понимание простых причинно-следственных связей.
Перед детьми картинки, нужно собрать их в правильной
последовательности ( на картинках зерно, пшеница, сноп,мука, тесто,
колобок) и объяснить почему они так разложили картинки.
Провести словарную работу со словом сноп.
Для игры можно использовать настоящие предметы.
Карточка №2
Дидактическая игра «Вершки и корешки.
Цель: Учить детей составлять целое из частей.
Задание 1.Перед детьми лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети
делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут
вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «
Раз, два, три – свою пару найди!»
Задание 2. Берутся две кастрюли: красная и белая.В красную кастрюлю
надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в белую – те, у
который используются вершки.
Карточка №3
Дидактическая игра «Назови гриб»
Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить детей разным
приемам словообразования на примерах грибов.
Детям показываются картинки с изображением рыжего мальчика, лисы,
масла, пенька. Нужно назвать грибы в соответствии с картинками
Карточка №4
Игра –соревнование «Грибная поляна»
Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и
несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы;
формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине.
Задание.
Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов
одного вида на картине должно быть несколько, если один «грибник»
нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность
найти такой же гриб).Игра проводится в форме соревнования.
Уточняем с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.
Карточка №4
Дидактическая игра «Где кто живет»
Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов
животных
воспитатель предлагает детям на выбор взять сначала животных, а потом
подобрать к ним домик и назвать его.
Бобер-хатка
Гнездо, дупло-белка
Ежик-нора
Медведь-берлога
Барсук-нора.
Карточка №5
Дидактическая игра «Кто чем свой дом утепляет»
Цель: развивать логическое мышление детей
Перед детьми листья, сухая трава, мох, ветки, птичьи перья, кора.
Необходимо распределить эти предметы по группам. В зависимости от
того, какой материал используют животные для утепления своего жилища
зимой, положить его рядом с изображением животного.
Бобер-(ветки)
белка (мох, перья внутри, гнездо из веточек и коры)
Ежик- (листья, мох)
Медведь(хвоя)
Барсук(трава, мох, листья).
Карточка №6
Дидактическая игра
Цель: Формировать реалистические представления о природе, расширять у
детей знания, представления о травах, способствовать развитию
устойчивого интереса к дальнейшему изучению внешнего вида, места
произрастания, пользе трав.
В мешочках –лекарственные травы. По запаху нужно попробовать угадать,
как называется трава. Если дети не отгадывают, показываем рисунки с
изображением трав или сами травы.(крапива, подорожник, липа, зверобой,
душица)
Карточка №7
Дидактическая игра «Кто как на юг летит»
Цель: формировать наблюдательность, развивать словарный запас детей
Перед детьми картинки птиц, нужно назвать птицу и сопоставить со
схемой, которое характеризует их полет.
Журавли-клином
гуси, утки- вереницей
ласточки, скворцы, грачи- стаей
кукушки-поодиночке.
Дидактические игры по теме: «Зима»
Карточка №1
Дидактическая игра «Посмотри и угадай»
Коробка обклеена снежинками.В данной коробке лежит какая-нибудь
нужная вещь, в нашей игре- часть карты.
Чтобы открыть коробку, нужно угадать цифру, которая поможет нам это
сделать.
Нужно внимательно посмотреть на снежинки, и угадать, что у них
общего.
(Все снежинки имеют 6 лучей. Цифра 6).
Достаем цифру 6 и прикладывает к коробке. Коробка открывается,
достают часть карты. Отправляются по маршруту карты
Карточка №2
Дидактическая игра «Угадай птицу»
Цель: развивать умение различать птиц по описанию и внешним признакам.
1.Показываем картинки, называют птицу.( сорока, синица, воробей,
ласточка, скворец, снегирь)
2.Можно использовать загадки
Карточка №3
Дидактическая игра «Перелетные, кочующие, оседлые»
Цель: учить классифицировать птиц по типу передвижения.
Показываем картинку с изображением птицы. Если эта птица перелетная,
дети должны махать руками, если птица оседлая - присесть, если кочующая-
прыгать.
А где зимуют ласточка и скворец? (на юге). А снегирь и синица после
размножения покидают гнездовую территорию и до весны совершают
беспрерывные перемещения. Воробей-птица оседлая
Карточка №4
Дидактическая игра «Чем накормим птиц зимой»
Цель: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний
о
зимующих птицах, и помощи человека природе
Задание третье. Ребята, как вы думаете, можем ли мы помочь птицам
зимой? Перед вами картинки, на которых изображены продукты.Те,
которыми нельзя кормить птиц, вы должны положить в черный пакет, а те,
которыми можно кормить - в белый.
Карточка №5
Дидактическая игра «К названному дереву беги»
Цель: упражнять детей в отгадывании описательных загадок, развивать
воображение, наблюдательность
Лесовичок описывает дерево, нужно к нему подбежать и
назвать.Используем загадки.
1. В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза)
2. Зимой и летом -
Одним цветом.
(Ель)
3. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Карточка №6
Дидактическая игра «Угадай, чей след»
Цель: формирование у младших дошкольников элементарных
представлений об окружающем мире.
Лесовичок: Ребята, а сможете вы отгадать, чьи это следы.( Раздает
карточки, на одних следы животных, на других животные. Необходимо
сопоставить следы и животное). Дети должны найти свою пару и доказать,
почему они так думают.
Карточка №7
Дидактическая игра «Угадай, чей хвост…»
Цель: учить составлять из частей целое, формировать любознательность
Детям показываются карточки с изображением ушей зайца, хвоста белки,
головой дятла. Необходимо угадать, кому они принадлежат. Проводится
беседа.
Лесовичок: Ребята, посмотрите, чьи это ушки…А вы знаете, зачем зайцу
большие уши?( чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла,
образующегося при обмене веществ).
Л.:А чья это шапочка… Почему у дятла голова не болит? ( голова на
амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая
хрящевая ткань);
Л.:А чей это хвост… Зачем белке хвост? () для музыкальных упражнений
(хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до
крика зайца).
Карточка №8
Дидактическая игра «Кто как зиму проводит»
Цель: учить классифицировать животных по образу жизни в зимний
период.
Л.: Ребята, перед вами картинки. Нужно сказать, кто на них изображен.
Необходимо разложить эти картинки в 2 коробочки.
В одну- животных, которые находятся в зимней спячке. В другую - тех, кто
не засыпает на всю зиму.
(медведи, барсуки, ежи, хомяки, бурундуки )-в спячке зимой
(лиса, заяц, волк, белка, лось, кабан)- бодрствуют
Карточка №9
Дидактическая игра «Береги природу»
Цель: формировать бережное отношение к природе.
Б.Я.:Ребята, по-моему, мы добрались, а вон и избушка Лещего.
Б.Я.:Лещий, а почему около твоего домика такое безобразие? (Валяются
фантики, елка, кормушка, рогатка)
Л.: Приходили гости ко мне и нахулиганили, теперь все зверята
попрятались и не хотят со мной дружить. Ребята, помогите мне и всем
лесным жителям, давайте вместе нарисуем правила поведения в лесу и
развесим их.
В.: Хорошо, Леший, но это задание мы будем выполнять в садике и дома с
родителями, а завтра принесем их тебе.
Дидактические игры по теме: «Весна»
Карточка №1
Дидактическая игра «Соберем подснежники»
Цель: учить называть признаки весны, находить причинно-следственные
связи
На какую-нибудь поверхность приклеены белые снежинки, под ними
подснежники.
Называем признаки весны, открываем снежинку.
Карточка №2
Дидактическая игра «Весенний букет»
Цель: учить классифицировать предметы
На карточках ( или можно использовать гербарий) изображены цветы
,которые цветут летом и первоцветы
Перед вами рисунки цветов, нужно собрать в вазу только первоцветы и
назвать их.
Карточка №3
Дидактическая игра «Птицы прилетели»
Цель: учить по голосу определять птиц и по загадкам описательного
характера.
Все птицы так замёрзли, что разучились петь. Но я в том году записал их
голоса на диктофон, они будут очень рады , если вы узнаете их голоса и
снова начнут петь. Я буду включать голос, а вы поднимете картинку с
изображением этой птицы и назовете ее. Если вы затруднитесь с ответом, я
буду вам подсказывать.(Загадки)
1.Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.( Журавль)
2.Как моряк вразвалочку,
Ходит в перевалочку.
В ил ныряет баламутка...
Кто скажите это? ...(Утка)
3. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поёт. (Соловей)
4. " Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец! " –
Пел у скворечника (скворец)
Карточка №4
Дидактическая игра «Узнай насекмое»
Цель: уметь находить насекомых по характерным признакам
На одной картинке изображены несколько насекомых.
Проводится беседа.
Вьюга не хочет уходить, поэтому и спутала всех насекомых. Она
распутаться сами не могут, помогите ребята. Угадайте, каких насекомых
наказала снежная вьюга.
Карточка №5
Дидактическая игра «Накорми животное весной»
Цель:закрепить знания детей о питании животных весной
Перед детьми круг, на нем рисунки растений или их частей , а ни
прищепках картинки с головами животных .Нужно прицепить прищепку к
растению, которое ест это животное.
Одуванчик- заяц
Хвоя- медведь
Ягоды- ежик
Листья-лось
КОРНИ ОДУВАНЧИКА-КАБАн
Карточка №6
Дидактическая игра «Где речная рыба, а где морская»
Перед тем работать с картинками, на которых изображены рыбы. Перед
детьми ставятся две емкости с водой, в одну добавляем соль, и спрашиваем
у детей, где у нас будет «море», а в каком тазике «Река». Выясняем почему
они так думают.
Перед детьми картинки морских и речных рыб. Тех, кто живет в море
нужно положить рядом с тазиком с соленой водой, тех , кто в реке с
тазиком с пресной водой.
Лещ(река)
Щука(река)
Сом(река)
Окунь(река)
Минтай(море)
Камбала(море)
Акула(море)
Дидактические игры по теме: «Лето»
Карточка №1
Дидактическая игра «Цветочные часы»
Цель: формировать наблюдательность, учить находить суточные изменения
в природе с помощью растений.
Детям показывают часы и спрашивают, а можно ли определить время, не
имея в руках часов.
Нужно вспомнить, в каком порядке расцветают цветы. Я буду вам подсказывать и загадывать загадки про эти цветы.
Загадки
1. Те, кто со мною незнаком
Меня считают васильком.
Но все же, кто меня узнает?
Мой корень кофе заменяет.(цикорий)
2. Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в саду(шиповник)
3. То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!(одуванчик)
4. Тот, кто на поле бывал,
Тот, наверно, замечал,
Как вьётся розовый цветок,
Он называется? ...(вьюнок)
5. Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок (мать-и –мачеха)
В.: Ребята, в природе существуют свои часы, называются они – цветочные.
Потому что каждый цветок раскрывается и закрывается в свое время.
Конечно, точно определить по ним время нельзя, но существует
закономерность. Вы отгадали загадки. Давайте попробуем составить
цветочные часы на картонке. (Необходимо заранее приготовить циферблат).
Цикорий(4 утра)
Шиповник (5)
Одуванчик(6 утра)
Кувшинка, Вьюнок(8)
Мать-и- мачеха (9)
После обеда все засыпают постепенно
Цикорий, одуванчик, картофель-в 3 часа
Кувшинка-6 часов
Шиповник-19 часов
21 час раскрывается душистый табак.
Карточка №2
Дидактическая игра «Растения барометры»
Цель: знакомить детей с имениями в живой природе, связанными с
изменениями в неживой природе.
Перед детьми гербарий или картинки с изображениями растений и
картинки с частями этих растений. Необходимо сопоставить часть
растения и целое и объяснить, что с происходит с данным растением
перед дождем.
Одуванчик(закрывает цветок)
Чертополох(иглы торчат вверх)
Цикорий (цветок утром не раскрылся)
Сосна (ветки опускаются)
Полевые цветы (сильно пахнут).
2.Дается растение или карточка; карточка со схематичным изображением
закрытого бутона, бутона , на котором много пчел, хвоинок и иголочек
чертополоха, поднятых вверх; карточка с изображением тучки с дождем.
Нужно сопоставить три карточки.
Карточка №3
Дидактическая игра «Что берем с бой в поход»
Цель: формировать навыки ОБЖ
На рисунках, можно использовать макеты или настоящие вещи(топор из
картона, рюкзак, чемодан, фляжка, компас, машинка, фонарик, дрова,
казан).
Детям предлагается взять только необходимое и объяснить, для чего нужны
эти вещи в походе.
Карточка №4
Дидактическая игра «Собери ягодки в кузовок»
Цель: учить собирать из частей целое, развивать кругозор.
На одних картинках изображены плоды ягодных культур, на вторых
листочки этих растений.
Детям нужно собрать плоды и листочки, с одного растения и назвать это
растение. (земляника, арбуз, черника, малина, брусника)
Карточка №5
Дидактическая игра «Чей клюв, что умеет»
Цель: учить находить закономерности в природе
На одних картинках клюв птицы, на вторых-птица, на третьих-корм.Нужно
сопоставить все три картинки, назвать птицу и объяснить свой выбор.
Ворона, галка, сорока- всеядные
Сокол-плотоядный
Вьюрок –зерноядный
Пчелоед-насекомоядный
Клест- достает семена из шишек
Нектарница- питается нектаром
Зяблик-раскалывает семена
Карточка №6
Дидактическая игра «Кто где живет»
Цель: классифицировать животных по местообитанию: наземные, наземно-
воздушные, водные, наземно-водные;
И по способу передвижения: летающие, плавающие, лазающие,
прыгающие, бегающие .
1.Перед детьми карточки с изображением лапы или копыта животного,
карточки с изображением животного, со схематичным изображением места
обитания животных.
Необходимо сопоставить карточки.
2.Карточки с изображением лапы или копыта животного, карточки с
изображением животного и карточки. Необходимо сопоставить эти
карточки и назвать место обитания животного, объяснить, почему они так
думают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Времена года в городе"
Данная игра направлена на закрепление знаний детей о своем городе в разные времена года...
Электронное дидактическое пособие «Времена года»
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности....
Дидактическая игра "Времена года"
Данный материал предназначен для детей дошкольного возраста при знакомстве их с временами года...
дидактическая игра "Времена года"
Дидактическая игра о временах года для детей старшего дошкольного возраста.В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются умения:определять время года по признакам и приметам;составлять пр...
Методическая разработка. Картотека пальчиковых игр "Времена года 3-4 года.
Методическая разработка. Картотека пальчиковых игр "Времена года 3-4 года....
Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная адаптационно - дидактическая ширма «Времена года»
Дидактическое пособие «Сенсорная адаптационно -дидактическая ширма», создано в первую очередь для работы с детьми в период адаптации к детскому саду. Когда дети видят необычный новый для н...