Мастер-класс "Раняя профориентация дошкольников"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Данный мастер-класс расчитан на старший дошкольный возраст.У детейактивно закрепляются имеющиеся знания о профессиях и формируются новые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx21.84 КБ
Файл professii.docx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ранняя профориентация дошкольников»

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.

Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

2. Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями. 3. Активизировать готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.

Что мы знаем о ранней профориентации у дошкольников? По сути – очень мало. Мы никогда, в детском саду, не говорили, что готовим детей к выбору про-фессии, но тем не менее это подразумевали: это сюжетно-ролевые игры, в которые мы с ними играем, беседы о профессиях их родителей, дидактичес-кие игры и др. Но, именно профориентация дошкольников это малоизученное направление. Что же это такое? Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответству-ющих его индивидуальным возможностям. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для педагогического воздей-ствия. Дети очень любознательны. Ребенок 5-7 лет уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные пот-ребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогичес-кие особенности ребенка, мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний, мы можем порекомендовать родителям в чем дальше ребенку развиваться. В нашей работе мы используем разные формы и методы работы знакомства с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. Самая свободная и естественная форма погружения в реальный или вообра-жаемый мир с целью её изучения - это игра. Поэтому предлагаю поиграть, а так как тема нашей встречи профориентация, то и игры связаны с профессиями.

Для начала проведем разминку. Я называю действие, вы говорите, человек какой профессии его выполняет.

Поезд водит … (машинист).

Пашет поле … (тракторист).

Самолетом правит … (летчик).

Клеит книжки … (переплетчик).

В школе учит нас … (учитель).

Строит здания … (строитель).

Песни нам поет … (певец).

Торговлей занят … (продавец).

От болезней лечит … (врач).

Нарисует нам … (художник).

Сапоги сошьет … (сапожник).

Исправит кран … (водопроводчик).

Часы чинит … (часовщик).

Грузит краном … (крановщик).

Рыбу ловит нам … (рыбак).

Служит на море … (моряк).

Хлеб убирает … (комбайнер).

В шахте трудится …(шахтер).

В жаркой кузнице … (кузнец).

Кто все знает — молодец!

Прежде чем мы продолжим играть, приглашаю 9 человек (выходят и выбира-ют атрибут профессии и делятся на 3 команды)

Игра, это конечно весело и легко, но мы должны помочь детям в понимании сути той или иной профессии. Научить детей не только играть в профессии, но и рассказывать о той или иной профессии. В современном мире появи-лось столько новых профессий, и их названия могут вызвать у детей непони-мание сути.

Для облегчения процесса знакомства со сложной профессией и составления рассказа о ней, предлагаю командам составить мнемотаблицу знакомства с профессией, которую вы выбрали.

Мнемотаблица – это последовательность ярких картинок, опираясь на кото-рые дошкольник сначала запоминает рассказ педагога, а потом воспроизво-дит его сам.

Ваша задача составить мнемотаблицу: алгоритм знакомства (рассказа) с про-фессией, которую вы выбрали.

Алгоритм знакомства(рассказа) с профессией

  1. Название профессии
  2. Место работы
  3. Форменная одежда
  4. Орудия труда, материал для труда (если есть)
  5. Трудовые действия
  6. Личностные качества
  7. Результат труда
  8. Польза труда для общества

Ну, а мы продолжим играть.

;Волшебная палочка»

Вы передаете друг другу волшебную палочку, я называю профессию, а вам необходимо подобрать предмет к этой профессии. Например: Медсестра-шприц

  1. Ветеринар.
  2. Почтальон
  3. Комбайнер
  4. Егерь
  5. Кузнец
  6. Крановщик
  7. Продавец
  8. Строитель
  9. Учитель
  10. Машинист
  11. Воспитатель
  12. Врач
  13. Космонавт
  14. Геолог
  15. Певец
  16. Нотариус
  17. Бухгалтер
  18. Жонглер
  19. Банкир
  20. Кинолог
  21. Экскурсовод
  22. Художник
  23. Футболист
  24. Тренер
  25. Гример #1064;вея

2. «Продолжи пословицу»

Без труда…

не вытащишь и рыбку из пруда

Семь раз отмерь…

один отрежь

Один пашет, семеро…

руками машут

Терпенье и труд…

всё перетрут

Дело мастера…

боится

У ленивца обе руки…

левые

К большому терпенью..

придёт и уменье

Один в поле…

не воин

«Какой мастер - …

(такова и работа)

«Тяжко тому жить- …

(кто от работы бежит)

«Словами туда и сюда-

(а делами – никуда)

«Без дела жить -

(только небо коптить)

«Работай до поту

(так и поешь в охоту)

«Землю красит солнце

(а человека труд)

3. «Вопросы на засыпку».

1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

2. Кто погружается в работу с головой? (водолаз)

3. Как по-другому можно назвать «профессора кислых щей»? (повар)

4. Кто выносит сор из избы? (уборщица)

5. Кто коню в зубы смотрит? (ветеринар)

6. Самый сладкий мастер (кондитер)

7. Самый «сердечный» врач (кардиолог)

8. Врач «переломного» периода (травматолог)

9. Реаниматор машины (автомеханик)

10. Главнокомандующий на съемочной площадке (режиссер)

11. Повар дальнего плавания (кок)

12. «Сумчатый» профессионал (почтальон)

13. Гид книжной страны (библиотекарь)

14. В работе каких специалистов каждый день происходят перемены? (учитель)

4. Игра «Пантомима»

Условие: показать профессию без слов.

Садовник, официантка, фотограф, балерина, учитель, продавец.

5. Игра «Волшебный мешочек».

Условие: наощупь определить предмет и сказать какой профессии он необходим.

Закончить свой мастер-класс я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...