Проект: «Наш друг- Снеговик» для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)

Багапова Ольга Юрьевна

Проект является методической разработкой, направленной на расширение знаний детей о явлениях и признаках зимы, зимних развлечениях и забавах детей старшего дошкольного возраста. В данном проекте описаны формы организации совместной образовательной деятельности по четырем блокам: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами, обогащение предметно-пространственной развивающей среды. Отражены  этапы реализации проекта, рассчитанного на одну неделю и подробно расписанные в перспективном плане. В рамках проекта дети наблюдают, изготавливают поделки, играют, рассуждают, как индивидуально, так и совместно с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_snegovik_starshaya_gr.docx81.14 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Наш друг-  снеговик»

Актуальность.

Снеговик является очень популярным зимним сказочным персонажем. Когда выпадает снег, дети любят лепить его на участке детского сада. В этом году они заинтересовались: как появился снеговик? Почему его так любят лепить дети и взрослые? Кроме того, в программе старшей группы есть много способов воплощения образа снеговика детском творчестве: его можно слепить из пластилина или теста, нарисовать, вырезать и наклеить, сделать аппликацию из различных материалов и т. д. Поэтому у нас возникла идея через проектную деятельность рассказать и показать детям, что снеговик - это не только снежная постройка, это целое произведения народного искусства, символ, оберег. Есть христианское поверье, что снег — это дар божий, а Снеговик белый ангел, исполняющий заветные желания людей, так же как Дед Мороз. Вот мы и решили подойти углубленно к вопросу изучения истории снеговиков, изготовления снеговиков из различных материалов.

Огромную роль в данном проекте играет практическая, исследовательская деятельность детей в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель проекта: Вовлечение каждого воспитанника в активный познавательный, творческий процесс. Познакомиться с историей появления снеговика и научиться делать снеговика своими руками из различных материалов.

Вид проекта : 

- по целевой установке: познавательно - исследовательский, творческий,  информационный.

- по срокам реализации: краткосрочный (1 неделя).

- по составу участников:  групповой (дети, воспитатели, логопед, родители.)

- по содержанию: интегративный

Продукт проекта: Выставка детско – родительская «Наш друг – снеговик» Выставка детского творчества, рисунок песком на световом столе.

Проблемная ситуация: В ходе беседы «Кто такой снеговик?» выяснилось, что вопросов у детей больше, чем ответов. Дети знают, что зимой лепят снеговиков, но не знают, почему именно их. В ходе беседы дошкольники пришли к выводу, что надо найти ответы на все вопросы. Проблему проекта мы обозначили так:

Мы хотим знать все про снеговиков? Значит, нам всем надо потрудиться.

Задачи: 


Обучающие: 

- Расширять знания детей о явлениях и признаках зимы, зимних развлечениях и забавах.

 - Формировать представления детей о свойствах снега, навыки экспериментирования со снегом.

Развивающие: 

- Развивать речь, память, любознательность, наблюдательность, творческие способности детей старшего возраста. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать умение радоваться достигнутому результату;
Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение;  Повышать интерес к истории праздников.

Коррекционные:

- Учить подбирает однокоренные слова к слову, снег и уметь объяснять их значение.

- Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения слова от начальной формы слова СНЕГ.

- Продолжать учить составлять рассказ по СК и ССК по теме.

Ожидаемые результаты:

Для детей:  Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой работе.

Для родителей: Создание условий для сотрудничества детско-родительских отношений.

Для педагогов: Создание условий для познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое, физическое, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Средства и оборудование: иллюстрации с изображением зимы, снеговиков, зимних забав, презентации.

Технические: ноутбук

Методические: наглядные - демонстрация картинок; книги на зимнюю тему.

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения;

Организационные: столы, карандаши, краски, альбомы, ножницы, клей, кисточки, световые столы для рисования песком.

Сценарий совместной деятельности по решению задач

этапы

Формы взаимодействия

Содержание деятельности

сроки

ответственные

подготовительный

Педагоги – дети

Педагоги – родители

Деятельность педагогов

- Беседы познавательного характера;

- Рассматривание иллюстраций альбомов

-обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта

- обсуждение целей и задач проекта

- составление плана мероприятий

- подбор наглядного материала

- подбор материала для практической деятельности

-подбор художественной литературы и Подбор аудио и видеоматериала по теме

- Подобрать дидактические, настольно-печатные игры.

На протяжении всего периода

На протяжении всего периода

Воспитатели, учитель-логопед

Воспитатели, учитель-логопед

Воспитатели, учитель-логопед,

 родители

основной

Педагоги – дети

Педагог – родители

Родители - дети

 Беседа с детьми о зиме, наблюдение за снегопадом, фантазии детей на тему «Что можно слепить из снега?». Рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы

- НОД с презентацией по развитию словаря и грамматической стороны речи «Снег. Однокоренные слова»

- НОД по развитию связной речи «Снеговик»

- НОД по развитию связной речи «Снежный ком»

- НОД по нетрадиционному рисованию: «Снеговик»  

- Конструирование из бумаги «Весёлый Снеговик»

- отгадывание загадок

-оформление выставки творческих работ

- целевые прогулки

- Консультация для родителей «Зимние забавы»

- Папка передвижка: «Ах ты зимушка зима?

изготовление снеговиков из любого материала.

На протяжении всего периода проекта

Воспитатели, учитель-логопед

Родители, дети, воспитатели

Родители, дети

заключительный

Педагоги – родители - дети

- Подведение итогов проекта

-  Развитие творческих способностей детей.

-  Обогащение словарного запаса, развитие монологической, диалогической и связной речи у детей.

- Оформление выставки работ по итогам реализации проекта.

- Заметка на сайт ДОУ


Воспитатель, учитель-логопед, родители, дети

Презента-ционный

Деятельность педагогов

Представление проекта

воспитатели

Технологическая карта проекта

Образовательная область

Вид деятельности

Сроки реализации

Содержание деятельности

Познавательное
развитие

Познавательно – исследовательская, продуктивная

На протяжении проекта

-  Наблюдение зимних явлений в природе во время прогулок.

-  Лепка снеговиков на прогулочном участке.

- Создать развивающую среду по теме проекта.

- Оформить выставку книг о зиме, снеговиках.

Беседы: «Как появились снеговики?»

«Почему люди лепят снеговика», «Какие снеговики были на Руси»,    

Беседы и обсуждения: «Откуда пришел снеговик?», «Снеговик – лучший друг Деда

Мороза», «Почему Снеговик любит холод?».

Показ презентации:

«История снеговиков», «Такие разные Снеговики».

Исследовательская деятельность: «Слепи снежок»

Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха)

НОД «Снег. Однокоренные слова»

Цель: Знакомство с однокоренными словами к слову снег»

Художественно- эстетическое развитие

Творческая, художественная

На протяжении проекта

-   Конструирование из полосок бумаги « Весёлый Снеговики».

-  Прослушивание песен «Марш снеговиков»,

- Нетрадиционное рисование  бритвенной пеной «Снеговик»

- Рисование песком на световом столе «Снеговик в окошке»

Речевое развитие

Коммуникативная, восприятие художественной литературы

На протяжении проекта

- Чтение сказок Сотникова Р. Н. «Сказка про Снеговика», Андерсен Г. Х. «Снеговик», В. Сутеев «Снеговик-почтовик», «Снежные человечки», О. Жук «Снежный дом», В. Савончик "Снежно белый снеговик", В. Степанов «Раз – два, раз – два, лепим мы Снеговика»,

- загадывание загадок о снеговиках, чтение стихотворений.

-  Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов «Снеговик –почтовик». 

«Когда зажигаются елки»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Как мы лепили Снеговика»,

составление рассказов о Снеговике. «Дед Мороз и серый

волк», «Снеговик»,

Рассматривание иллюстраций: «Дети на прогулке», «Зимние забавы» .

Дидактические игры: «Скажи ласково», «Противоположности», «Какой? Какая?

Какое?», «Сложи из геометрических фигур

НОД «Снеговик»

Задачи: 

- Закрепить знания о главном признаке зимы - снеге.

- Учить составлять описательный рассказ.

- Учить согласовывать прилагательные и числительные с существительными.

- Развивать речевое дыхание, умение владеть собой, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память.

НОД «Снежный ком»

Задачи:

- Закрепить и расширить знания о свойствах снега.

- Учить составлять и пересказывать рассказ по серии картинок и вопросам с проблемным сюжетом.

- Развивать внимание, память, мышление, общую моторику, ритм.

- Воспитывать навыки организационного поведения.

Физическое развитие

Игровая, двигательная

На протяжении проекта

Игра на расслабление «Снеговик»

Пальчиковая гимнастика «Снеговик» «Снежок», «Снег», «Лепим мы снеговика» ,2 Мы слепили снежный ком».

- Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки», «Снеопад»

- Подвижные игры: «Кто дальше бросит снежок», «Зайка», «Два Мороза», «Поймай снежок»

- Хороводная игра «Снежная баба» .

Социально – коммуникативное развитие

Игровая, познавательная, коммуникативная

На протяжении проекта

Дидактические игры «Слепи снеговика». «Что изменилось», «Чего не стало», «Слова-антонимы», «Назови ласково»,   «Найди по описанию», « Найди два одинаковых снеговика», «Составь предложения со словом снеговик», «Родные слова» (придумывание родственных слов к слову снег),  « Скажи какой?», «История в картинках», «Дорисуй», «Обведи по точкам или линиям», «Лбиринт», «Весёлые снеговички»

Результат проекта.

Во время проведения проекта дети наблюдали за снегом на прогулках, рассматривали его, проводили опыты, делали выводы.

Лепили снежки, снеговика из снега, упражняясь в катании маленького комочка снега в большой ком. Дети приобрели элементарные сведения о снеге, белый, холодный, липкий - только в теплую погоду. Тает в теплом помещении.

Во время наблюдений, рассматривая снег, выяснили, что он бывает разной формы: снежинками, хлопьями, мелкой крупой. Во время мороза хрустит под ногами, потому что, обламываются кончики снежинок. Снег во время мороза твердый и мягкий во время снегопада. Снег – это много снежинок.

В ходе проекта «Снеговик» у детей возник устойчивый интерес к продуктивной деятельности; сформирован ряд навыков. Познакомились с нетрадиционным методом рисования бритвенной пеной. Научились конструировать снеговиков из бумаги.

Во время проекта активизировалась речь детей, пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи, навык составления рассказов по СК и ССК, желание наблюдать, сравнивать, делать выводы.

А проводимые в детском саду семейные выставки, способствуют созданию атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества родителей, детей и педагогов, появлению новых семейных традиций и традиций группы.

Таким образом, ценность полученных результатов заключается в том, что в ходе работы развиваются творческие, коммуникативные, организаторские способности, эстетический вкус, познавательные мотивы.

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: 2016.
  2. Алябьева,  Е.А Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты.  / Е.А. Алябьева Кн. изд.- М.: ТЦ Сфера, 2009 - 208 с.
  3. Дыбина, О.В. Рахманова, Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,  М:-2001г.
  4. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет.Конспекты занятии й/ Д.Н. Колдина -М.: Мозаика –Синтез, 2007 -56с.,цв.вкл.
  5. Николаева , С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду/ С.Н.Николаева - Москва «Просвещение» 2001.
  6. Нищева  Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недорозвитием речи,- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС,2009. – 560 с.
  7. Нищева. Н.В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
  8. О.А. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Соломенникова О.А. – 3-е изд., испр. и доп.: Мозаика-Синтез; Москва, 2009.
  9. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа./Т.Ю. Бардешева, Е.Н. Моносова - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.

Интернет ресурсы

Приложение 1.

Игра на расслабление:

Снеговик Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса. Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

Дидактическая игра «Собери снеговичка»
Цель игры: - закрепление знания детьми формы, цвета, размера предмета;
- развитие логического мышления детей;
- развивать умение выполнять задание на скорость;
- развитие мелкой моторики рук.
Материалы: песочные часы, круги разного диаметра и разного с прикреплёнными к ним липучками, детали снеговика так же с липучками.
Правила игры: дети садятся по двое за стол. Засекается время с помощью песочных часов. Ставится условие: собрать снеговиков из 5 комков одного цвета. Пока идёт время – дети собирают снеговиков. Выигрывает тот, кто соберёт больше снеговиков по заданным параметрам.
Параметры можно менять:
- собрать снеговика из 3 комочков. Все комки разного цвета;
- собрать снеговика из 4 комков. По два цвета каждый.
Главное условие, которое нельзя нарушать: снеговик начинается с большего и заканчивается меньшим комочком. По возрастанию.

Дидактическая игра «Парад снеговиков». 
Цель: - закреплять умение сравнивать предметы по величине;
- закреплять понятия чётное и нечётное число;
- упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10.

Материалы: Снеговики, собранные из разного количества комочков (от 1 до 10) на магнитах, карточки с цифрами.
Ход игры: дети по очереди на доске выстраивают в ряд снеговиков, следуя полученному заданию.
Задания: - выстроить снеговиков в ряд от меньшего к большему,
- выстроить по возрастанию снеговиков с чётным количеством комочков,
- выстроить снеговиков по убыванию и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Снежок». 
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (подбрасывают)
Два – поймаем (приседают, ловят)
Три – уроним (встают, роняют)
И…сломаем. (встают, роняют, топают)

Пальчиковая гимнастика «Снеговик». 
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок)
Кати по снегу свой снежок (катят)
Он превратится в толстый ком (показывают шар руками)
И станет ком снеговиком. (рисуют руками снеговика)

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают)
На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)
Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в сторону)

Приложение 2.

Загадки о зиме, снеге, снеговике.
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны… (Ответ: Снежки)
***
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось?
Выпал…(Ответ: Снег)
***
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…(Ответ: Мороз)
***
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья…(Ответ: Вьюга)
***

Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние…(Ответ: Метели)
***
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
И надолго к вам пришла.(Ответ: Зима)
***
Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня — как стекло.
Я снежинкина сестричка,
Затвердевшая водичка.(Ответ: Льдинка)
***
Он сковал большую реку,
Гладкий, ровный — красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
И в морозные деньки
По нему скользят коньки.(Ответ: Лёд)
***
Если снег на крышах тает,
То сестрицы вырастают.
Эти зимние сестренки
Холодны, прозрачны, звонки,
А растут макушкой вниз.
Ты под них не становись!(Ответ: Сосульки)
***
Мои санки быстро едут:
Я лечу, как на торпеде.
Вот окончился полёт:
Приземлился я в …(Ответ: Сугроб)
***
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …(Ответ: Снеговик)
***
Caжуcь и кaчуcь,
C гopы я мчуcь.
Ho этo нe caнки,
A пpocтo…(Ответ: Ледянки)
***
Зимний дождь
Из звeздoчeк-мaлышeк
He cтучитcя в oкнa,
He гpeмит пo кpышe.
Дoждик этoт
B вoздуxe иcкpитcя,
A пoтoм нa зeмлю
Cкaтepтью лoжитcя.(Ответ: Снег)
***
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.(Ответ: Мороз, зима)
***
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.(Ответ: Лёд)
***
Кто-то тучу, как перину, Разорвал наполовину
Вниз посыпались пушинки —
Серебристые…(Ответ: Снежинки)
***
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы…(Ответ: Вьюга)
***
Льдинка забралась повыше,
Стала жить под самой крышей.
Спросит маленькая Юлька:
«Что под крышей там?»(Ответ: Сосулька)

Приложение 3.
Беседа «Кто такой снеговик»

Каждый год мы с вами ждём первого снега. И вот летят большие хлопья, ложатся на землю ковром. И мы, одев шапки и шубки, на забыв про варежки бежим во двор строить снеговика. Мы долго и упорно катаем комки. Они у нас совсем не белые, а немного грязные, ведь снега совсем ещё мало, и опавшие листья тоже стремятся стать частью снеговика. Вот! Готовы три заветных комка. Срочно нужна помощь взрослого, чтобы поставить один комок на другой, а сверху третий.
Добавим морковку, её принесем из дома, добавим камушки- пуговки и глазки, поспросим у дворника метлу. Он готов – наш первый Снеговик.
В каждом дворе есть свой, самый лучший снеговик!
Откуда же к нам пришёл Снеговик?
Вот его история:
Давным-давно в 1943 году Микеланджело Буонаротти, поэт, скульптор и архитектор впервые слепил снежную фигуру.
Как уж он назвал свою фигуру, история умалчивает.
Первый раз письменное упоминание о снеговике встретилось в одной из книг 18 века. Сначала о снеговиках писали, как о злобных существах, и старались не смотреть им прямо в глаза. Зимы раньше были очень суровые и длинные, людям, жившим в небольших и холодных избах было нелегко пережить зиму. Снежные скульптуры считались опасными, буд-то они виноваты в приходе холодов и морозов.
Например в Норвегии люди считали, что если идя по улице в тёмное время суток, вы встретите фигуру снеговика – то это к несчастью. Ночью и из окна даже не смотрели на снеговиков, считалось плохой приметой.
В России тоже верили, что снеговик обладает магическими свойствами и просили их уменьшить морозы. И к слову сказать, лепили их на Руси в виде женщины. Снежные бабы стояли на улицах деревень. Считалось что духи-женщины управляли метелями, да вьюгами.
Считалось, что снег – это дар неба, а слепленные из него снеговики – ангелы. Поэтому лепили снеговиков в каждом дворе и нашёптывали им свои желания, считая, что он передаст их богу на небо. И оно обязательно сбудется!
Но постепенно у людей стало меняться мнение о снеговике. Уже в 19 веке о них писали, как о добрых скульптурах из снега, участниках зимних гуляний и праздников. О них начинают придумывать сказки и рассказы, их изображения появляются на новогодних открытках.
Они становятся любимцами всех ребятишек на земле. И лепка снеговиков теперь - увлекательное семейное занятие!
Непременно украшают снеговика, дарят ему, то старое ведро, то метлу, то шарф.
Не стоит забывать, что у него нос из морковки или шишки еловой.
Раньше ему и украшения разные придумывали, задабривали.
Не жалейте рук и ног, бегите на улицу, лепите снеговиков. Пусть они исполняют ваши желания!!!

Приложение 4.
Сказки и стихи о снеговике.


Сказка на ночь про снеговика «Находчивый друг»
Автор: Ирис Ревю

Жил-был снеговик. И звали его Снегуша. Он состоял из снежного кома, комка и комочка. В качестве носа у него была отличная морковка, глаза заменяли серебряные пуговки, а на голове он носил обычное ведро, потому что зимой без головного убора было холодно. Вместо рук у него были веточки, но он ими управлял очень ловко.
На завтрак снеговик ел кашу из снега, на обед – леденцовый суп, а на ужин — снежную запеканку и салат из свежих сосулек.
Снеговик жил на краю Сказочного леса и часто любовался его красотой. Вечерами лес задумчиво смотрел на золотые звёзды и стоял безмолвный, поскрипывая стволами стройных елей. Зелёные красавицы, опасаясь мороза, прятали свои колючие лапы в ажурные снежные муфты.
У снеговика Снегуши был друг, зайчонок Говорун. Был он маленький, беленький и очень говорливый. Прибегая к снеговику, он всегда быстро рассказывал какую-нибудь историю. Последняя история была про лето и комариков.
Снеговик не знал, что такое «лето», но с интересом слушал друга. Зайчонок сообщал, что комарики летом пищат очень сильно, и он много раз говорил им, что у него длинные уши, и он слышит очень хорошо, поэтому ни к чему пищать так громко.
Рассказывая, заяц громко смеялся, а снеговик из вежливости произносил: «Хи-хи-хи».
Иногда к Снегуше захаживал волк Тайфун. Суровым голосом он спрашивал, цела ли морковка на носу снеговика, не съели ли её голодные зайцы? А ещё он узнавал, долго ли продлятся морозы, потому что они ему порядком надоели. Снеговик не умел предсказывать погоду, но волку казалось, что такой закалённый снежный человек знает о погоде всё.
И вот однажды произошла такая история. К снеговику в очередной раз должен был прийти волк. И надо же такому случиться, что зайчонок Говорун прибежал к Снегуше перед самым его приходом.
Снегуша испугался, а зайчонок Говорун болтал, как всегда, без остановки.
— Да помолчи ты, маленький болтуша, прячься немедленно, сейчас сюда придёт волк!
У зайчонка Говоруна затряслись поджилки. Спрятаться, но куда? Снеговик стал поспешно думать, куда бы спрятать зайчонка. Зайчонок предлагал разные фантастические варианты:
— Может, попросить солнышко превратить меня в солнечного зайчика? Или может, ты, Снегуша, закинешь меня на сосну?
И тут снеговику пришла в голову отличная мысль!
Он скинул с головы ведро, в которое попросил прыгнуть зайчонка, и надел его снова на голову. Зайчонка как ни бывало!
Прибежавший волк Тайфун поздравил снеговика с наступающим Новым годом, потоптался, покряхтел и убежал к своим детям. Зайчонок Говорун вылез из ведра и спрыгнул на землю.
— Снеговику Снегуше и его отличному ведру-шляпе ура! – пронзительно прошептал заяц. Он побоялся кричать громко, так как волк мог убежать ещё недалеко.
Снеговик поздравил зайчонка с Новым годом и велел ему поторопиться домой, потому что уже темнело, и зайчонку пора было ложиться спать.
Перед сном зайчонок посмотрел на звёздное небо и насчитал пять золотых звёздочек. Звёзд было больше, но зайчонок умел считать только до пяти. После этого он быстро уснул.

Снеговик-сторож.
Автор: Мария Шкурина.


За несколько дней до Нового Года нарядили ребята во дворе ёлочку. Нарядная, красивая ёлочка получилась. Сверкают на ней разноцветные шары, позолоченные шишки и бусы. На макушку надели звёздочку. Решили дети, что на следующий день с утра, как проснуться, выйдут во двор и будут водить хороводы вокруг ёлочки.
Вдруг мальчик Толик со второго этажа говорит:
— А как же мы нашу ёлочку оставим одну во дворе на ночь? Вдруг её кто-нибудь украдёт?
— Кто? – спрашивают его ребята.
— Да вот хотя бы волк или лиса. Лес-то рядом. А у нас такая красивая ёлочка! — ответил Толик.
— А я знаю, что надо сделать, — вдруг сказала маленькая девочка Галочка, — надо нам для ёлочки сторожа смастерить.
— Какого сторожа?! – удивлённо спросил Дима.
— Как какого?! Конечно, Снеговика! Будет он ночью нашу ёлочку охранять, — объяснила Галочка.
Обрадовались ребята. И, правда, нет лучше сторожа для ёлочки, чем Снеговик! Стали они все дружно катать шары из снега. Танечка сбегала домой и принесла морковку для носа, Серёжа старый дедушкин шарф, а Диме мама дала ведро, чтобы на голову Снеговику надеть. А в руки дали Снеговику метлу, которую попросили у дворника, дяди Степана. Какой же Снеговик без метлы?!
Отличный вышел Снеговик! Большой и весёлый. Сказали ему ребята:
— Снеговик, мы тебе поручаем очень важное задание. Ты должен сторожить нашу ёлочку, чтобы её плохие люди или звери не похитили. Мы в тебя верим и знаем, что ты справишься.
Убежали ребята домой ужинать и спать, а Снеговик остался стоять возле ёлочки, охранять её. Стоит он, думает:
— Вот какое важное задание мне ребята дали! Надо не подвести их.
Вот и ночь пришла. Тихо-тихо кругом. Темно, звёзд на небе не видно. Снеговик стоит, ёлочку охраняет. Стоял, стоял, да и не заметил, как глаза его закрылись. Задремал Снеговик на посту. Проснулся он от того, что услышал шум. Открыл Снеговик глаза и увидел, что злой серый волк схватил зубами ёлочку и хочет утащить в лес.
— Ох, что же делать?! Ребята мне такое важное дело доверили, а я заснул! — воскликнул Снеговик и бросился в погоню за волоком.
Волк быстро бежит, даже с ёлочкой в зубах. А у Снеговика ног-то нет, не слепили ему ребята ноги. Он пыхтит, с боку на бок перекатывается, а догнать волка не может. Тут пришла ему в голову отличная идея. Поднял он голову к небу и громко попросил:
— Снег, Снег! Помоги мне остановить злого волка! Он украл у ребят ёлочку. Виноват я, должен был я её охранять, да заснул. Помощи прошу, пожалуйста!
Услышал его Снег, пожалел Снеговика и ребят. Начался тут снегопад. Посыпались с неба снежинки. Засыпают путь перед волком, но тот всё равно вперёд бежит, старается, ёлочку из зубов не выпускает. Не может догнать его Снеговик. Тут раздался с высоты голос, это сам Снег обращался к Снеговику:
— Проси помощи у Ветра. Мне одному не справиться.
— Ветер, Ветер, помоги мне, — обратился Снеговик к Ветру, — Виноват я перед ребятами. Такое дело они мне поручили. Стыдно мне. Помоги, пожалуйста!
Не отказал ему и Ветер, задул-завертел, и снегопад превратился в настоящую снежную бурю. Снежинки залепляли злому волку глаза, ветер сбивал с ног. Стало трудно ему бежать, да ещё и с ёлкой в зубах. А Снеговику снежная буря ни по чём! Вот он уже почти догнал волка, размахивая своей метлой. Испугался волк, выпустил ёлку из зубов, и бегом в лес. А Снеговику этого и надо. Подобрал он ёлочку-красавицу, поблагодарил Снег и Ветер и отправился на своё место. Поставил он ёлочку, подправил её, прихорошил и стал рядом с ней на страже. Ветер улёгся, снег почти прекратился, только несколько нарядных снежинок порхали в воздухе. Снеговик стоял рядом с ёлочкой и радовался тому, что всё-таки не зря ребята его слепли, получился из него настоящий охранник. Не дал он злому волку украсть у ребят ёлочку. А спать на посту он больше никогда не будет!
Вышли утром дети во двор, увидели, что на месте стоит ёлочка, только чуть снежком её припорошило. А Снеговик её охраняет.
— Спасибо тебе, Снеговик, не подвёл, — сказали ребята и принялись водить хороводы вокруг ёлочки-красавицы, да песни ей петь.

Наталья Лышко
Снеговик.

Снеговик стоит - хохочет,
Небо, он - метлой щекочет.
Разместилось на макушке
Синее ведро - игрушка.
Глазки - чёрненькие точки,
Заменили уголёчки.
Нос - огромная морковка!
Притащил из дома Вовка.
Рот ему нарисовали,
Долго шарфик выбирали:
То короткий, то не яркий,
То в полосочку, но маркий!
С бамбулёном - для девчонок,
Вырос быстро из пелёнок!
Привязали синий - Сашин,
Так решили дети наши.
Шубка - снежный пуховик,
Очень счастлив снеговик.
Веселит честной народ,
Всех, кто мимо не пройдёт!
Возле старой колокольни
Снеговик стоит довольный.
Красивей чем на открытках,
На весь шар горит улыбка.

Снеговик.
Тамара Маршалова

Снеговик, морковкой нос,
Вышел утром на мороз.
Взял лопату, снег убрать,
Взял метлу, чтоб подметать,
Санки взял, чтоб в лес пойти
Да дровишек привезти.
А затем испечь коврижку,
Пригласить к себе зайчишку,
Мишку, белочку, ежей,
Красногрудых снегирей…
- Приходи лесной народ!
Снеговик вас в гости ждёт.

Хороводная игра: «Снежная баба».

Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.

Сегодня из снежного мокрого кома мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она всей детворе, а Жучка все лает: «Чужой во дворе!».

Идут по кругу, катят воображаемый ком.

«Рисуют» руками три круга ,начиная с маленького.

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.

Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка.

Приложение 5

НОД «Снеговик. Описательный рассказ»

Задачи:

  1. Закрепить знания о признаках зимы.
  2. Учить составлять описательные рассказы.
  3. Учить согласовывать прилагательные и числительные с существительными.
  4. Развивать речевое дыхание, умение владеть собой, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память.

Оборудование: предметные картинки с изображением двух снеговиков с несколькими отличительными признаками, символы прилагательных  счетный материал — снеговики, снежинки, игрушка или изображение Незнайки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Ответь, какой снег? (Пушистый, белый, холодный.) Ветер? (Сильный, северный, холодный.) Мороз? (Сильный, крепкий.) Лед? (Толстый, скользкий, прозрачный.) Какая погода? (Зимняя, холодная, морозная.) И т.п.4dldjy04u3xvk19r7

2.Игра «Отгадай-ка».

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза — угольки, руки — сучки.

Холодный большой:

Кто я такой?

3. Упражнение «Чем похожи — непохожи?».

Рассмотреть и сравнить двух снеговиков. Предложить детям сказать, чем они похожи. И выставить под каждым изображением снеговика символы прилагательных — белый, холодный, снежный, большой.

Затем предложить детям сказать, чем отличаются снеговики, И продолжить ряд символов (веселый, грустный).4dldjy04u3xvk19r7

Попросить детей рассказать, какие это снеговики, используя символы прилагательных.

4. Физкультминутка.

Мы катаем снежный ком,

Дети наклоняются и выпрямляются, показывают руками большой круг (ком).

Снежный ком катаем.

Делают руками перед собой круг (ком) поменьше.

Бабу лепим мы с тобой

Поднимают руки вверх и делают пальцами шарик (маленький ком).

И в снежки играем.

Имитация игры в снежки.

5.Игра «Поправь Незнайку».

— Незнайка говорит: «Я лепить снеговика». («Ты лепить снегови- И т.д.) Помогите Незнайке сказать правильно.

  • Я ... (леплю снеговика).
  • Ты ... (лепишь снеговика).
  • Он (она)... (лепит снеговика).
  • Мы ... (лепим снеговика).4dldjy04u3xvk19r7
  • Вы ... (лепите снеговика).
  • Они ... (лепят снеговика).

6.Упражнение «Поиграем — посчитаем» (с числами от 1 до 5). :

 - Мы не ели, мы не пили, мы снеговиков лепили.

Посмотрите и сосчитайте, сколько снеговиков слепили дети.

-Мы не ели, мы не пили, целый день снежки лепили.

Посмотрите и сосчитайте, сколько снежков слепили дети.

-Мы не ели, мы не пили, а снежинки мы ловили. Посмотрите и сосчитайте, сколько снежинок поймали дети.

7. Итог занятия.

Приложение 6

НОД «Снежный ком. Рассказ по серии картинок»

Задачи:

  1. Закрепить и расширить знания о свойствах снега.
  2. Учить составлять и пересказывать рассказ по серии картинок и вопросам.
  3. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику, ритм.
  4. Воспитывать навыки организационного поведения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, серия картинок «Снежный ком», наборное полотно или магнитная доска.

4xumf0hu4wc31yh97

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Упражнение «Подумай и скажи».

- Подумайте и скажите, какая зима (снег, лед). Найдите нужные картинки. (Зима холодная, снежная, вьюжная, морозная, суровая. Снег пушистый, белый, холодный. Лед толстый, скользкий, прозрачный.)

3.Упражнение «Что сначала, что потом?».

Рассмотреть серию картинок «Снежный ком». Предложить детям подумать, что было сначала, что потом, и расставить картинки по порядку. Задать вопросы:

  • Кто это?
  • Что привез домой мальчик?
  • Что он хотел сделать? Почему мальчик привез ком домой?
  • Что произошло с комом? Почему это произошло?        4xumf0hu4wc31yh97

4.Физкультминутка «Снеговик растаял»

5.Игра «Поправь Незнайку».

Предложить детям послушать, как Незнайка составлял предложения по серии картинок, и исправить его ошибки (по каждому предложению отдельно).

  • Петя летом гулял во дворе.
  • Он слепил маленький снежный комочек.
  • Мальчик принес тяжелый снежный ком домой на руках.
  • Снежный ком долго лежал на санках в коридоре и становился все больше и больше.

Затем попросить детей самостоятельно и правильно пересказать рассказ.

Предложить детям придумать окончание рассказа и название ему.4xumf0hu4wc31yh97

6. Итог занятия.

Приложение 7

НОД с использованием ИКТ: «СНЕГ. Однокоренные слова»

Задачи:

  1. Познакомить с родственными словами к слову снег и уметь объяснять их значение.
  2. Упражнять в навыках словообразования.
  3. Закреплять умение находить родственные слова в тексте.
  4. Учить выделять «лишнее » слово (неоднокоренное) из ряда родственных слов.

Оборудование: ноутбук, опорные схемы, картинки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети сидят полукругом перед ноутбуком.

логопед загадывает загадку.

Он пушистый, серебристый

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (снег)

Конечно, это снег. Посмотрите на экран, какой красивый снег (анимация)

- А что такое снег? (это осадки)

- Какой бывает снег? (подбираем слова-признаки)

  1. Дыхательная гимнастика.

Превратимся в снежинок, легких, воздушных (дуем на снежинки)

Как подует ветерок, так закружится снежок…

Вот какими легкими и воздушными снежинками мы были.

  1. Сегодня мы с вами поговорим о снеге, точнее о слове СНЕГ.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишнюю картинку».

Перед вами на экране четыре картинки. Назовите их

(снежинка,  снегирь,  подснежник, мороженное)

Давайте определим, какая картинка здесь лишняя. (Мороженое).

Правильно, лишняя картинка – мороженное,

Произнесите слова  снежинка, снегирь,   подснежник.

(снеговик, Снегурочка, сугроб, снежок)

Правильно, лишняя картинка – сугроб,

Произнесите слова  снеговик, Снегурочка, снежок

Обратите внимание на то, что части слов произносятся одинаково. Какая  часть повторяется? СНЕГ или СНЕ

Проблемный вопрос: Снежок (комок снега) и снежок (напиток) – почему называются одинаково? Какой из этих предметов имеет отношение к слову СНЕГ?

  1. Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепили                                 «лепят снежок»

Круглый,                                                                «рисуют» в воздухе круг

Крепкий,                                                                 сжимают ладони

Очень гладкий.                                                      «поглаживают» снежок

И совсем, совсем не сладкий.                                грозят пальцем

Раз – подбросим,                                                    «подбрасывают»

Два – поймаем,                                                       «ловят»

Три – уроним и сломаем.                                       топают ногами

  1. Игра «Назови родственное слово».

Давайте постараемся еще подобрать слова, родственные слову «Снег».

На экране собираем разрезные картинки (снегоход, снегокат, снегоступы…)

Вот сколько новых слов мы подобрали.

  1. Динамическая пауза «Снег»

Невесомые снежинки

Превратились в снегопад.                                      махи руками

На дорожки, на скамейки

Мухи белые летят.                                                   разводят руками

Дети лепят снежный ком                                         «рисуют» круг

Станет ком снеговиком,                                          «рисуют» снеговика

А в кормушке снегири                                             машут «крыльями»

Зёрна с крошками нашли                                         «клюют»

Коля вынес снегокат,

Будет он катать ребят.                                             «катаются»

Вот промчался снегоход                                         держат руль

У него быстрый ход .                                               топают ногами

Прячутся подснежники                                           изображают цветок

Под сугробы снежные.

А снегурочка с мешком                                            приседания

Посыпает всех снежком.                                           махи руками

 

- Какие слова – родственники мы услышали в этом стихотворении.

Дети: снежинки, снегокат, снегоход и тд.

  1. А теперь нашим глазам пора отдохнуть. Гимнастика для глаз «Снегирь».

  1.  Упражнение «Составим предложения с родственными словами»

Рассмотрите картинки на экране. Давайте составим предложения.

- В лесу вырос подснежник.

- Дети играют в снежки.

- Дима катается на снегокате. и т.д.

  1.  Итог занятия

Чем мы  вами сегодня занимались? Какие новые слова вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

Инновационый проект: «Первенство по плаванию среди детей старшего дошкольного возраста»

Соревнования дошкольников по  плаванию - это одна из эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы, способствующая приобщению подрастающего поколения к ЗОЖ....

Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.  Ц...