Проект для детей старшей группы "История чайников и самоваров".
проект по окружающему миру (старшая группа)

МБОУ лицей № 4.

 

 

 

 

 

 

 

Проект для детей старшей группы

«История чайников и самоваров»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Симонова Л. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип проекта:

Информационно-практико-исследовательский.

 

Срок реализации проекта – 1 месяц

 

Цель проекта

     Познавательная деятельность по изучению и расширению представлений о посуде (чайниках и самоварах), её назначении на основе собранного предметного, печатного и игрового материала.

     Возрождение традиций русского гостеприимства.

 

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес;
  • развивать творческое воображение, желание дарить радость другим.
  • активизировать словарь по теме «Посуда», упражнять в словообразовании;
  • совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже;
  • уточнить и расширить представления о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит, материалах, из которых она сделана;
  • активизировать и расширять словарный запас по теме, ввести новые слова: заварочный чайник, самовар, сервиз.

 

 

Образовательные  задачи:

  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их.
  • формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать её в чистоте;
  • воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить их чтить и уважать традиции.

 

План проведения проекта

Организованная деятельность

Цели, задачи

Занятие: «Такая разная посуда».

 

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».

 

Лепка. «Самовар».

 

 

 

 

 

 

Аппликация. «Сине-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?».

 

 

 

 

Рисование. «Чайник для Федоры».

 

 

 

 

 

 

Посещение мини – музея «Заварочные чайники».

 

 

 

 

 

 

 

Досуг «У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем».

 

 

 

 

 

Консультация. «О чем поет самовар» (папка-передвижка)

Закрепить знаний детей о современной и старинной посуде; знания детей о различных видах посуды, её назначении. Формирование лексико-грамматического строя и связной речи; активизировать словарь по теме: «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании; совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже.

 

 

Развивать умение слушать художественные произведения. Активизировать словарный запас по теме «Посуда». Углублять и расширять знаний детей о творчестве К.И. Чуковского.

 

Закрепить представления детей о самоварах, его особенностях, внешнем виде. Развивать интерес к новым способам лепки (использование бросового материала), воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику рук, интерес и уважение к труду взрослых.

 

 

Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить аккуратно вырезать по контуру; создавать композицию, используя бумагу голубого и синего цвета. Закрепить понятие – чайная посуда.

 

 

Закреплять умение рисовать традиционные виды растительного орнамента: «волнистые линии», «сеточка», учить рисовать цветок в технике «мазок». Развивать творческое воображение, эстетический и художественный вкус.

 

 

Продолжать закреплять знания детей о чайной посуде (о чайниках). Развивать эстетическое  восприятие детей. Активизировать словарь: экскурсия, экскурсовод, экспонат, мастера, музей чайников, коллекция. Называть предметы чайного сервиза: чайник, чашка, блюдца, сахарница,  молочник, сливочник.

Назвать предметы для чаепития: конфетница, баночки для хранения чая, блюдо для сладостей.

Развивать связную речь детей. Закреплять умение выразительно читать стихи. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам посуды.

 

 

 

 

Обобщить и систематизировать знания детей о чае, о традициях употребления чая в России, об истории чайников и самоваров.

 

 

Познакомить с историей появления самовара в русской культуре. Показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности жизни и быта русских людей.

Сохранение и укрепление семейных традиций через исследование истории русского самовара.

 

Конспект занятия по ознакомлению

с окружающим миром

 для детей старшей группы.

Тема «Музей заварочного чайника».

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (конструктивная деятельность), «Художественное творчество» (лепка), «Коммуникация»,  «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Задачи:

Продолжать закреплять знания детей о чайной посуде (о чайниках). Развивать эстетическое  восприятие детей. Активизировать словарь: экскурсия, экскурсовод, экспонат, мастера, музей чайников, коллекция. Называть предметы чайного сервиза: чайник, чашка, блюдца, сахарница,  молочник, сливочник.

Назвать предметы для чаепития: конфетница, баночки для хранения чая, блюдо для сладостей.

Развивать связную речь детей. Закреплять умение выразительно читать стихи. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам посуды.

Материалы и оборудование:

  1. Чайники различных форм, выполненные из различных материалов.
  2. Предметы  для чаепития: чайный сервиз, подстаканник, конфетница, блюдо для сладостей, блюдца, сахарница, молочник, сливочник, различные виды чая, ложки.

 

 

Планируемые результаты:

Знают названия чайной посуды и предметов для чаепития. Выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение),  при виде разнообразия  чайных предметов. Интересуются и могут сами ответить, из каких материалов можно изготовить чайную посуду. Высказывают свои впечатления об увиденном. Активно и доброжелательно взаимодействуют  с педагогом и сверстниками.

Содержание организованной деятельности.

Беседа о чайниках и чайной посуде. Чтение сказки Андерсена «Чайник». Сказка о чайнике, кастрюле и сковороде». Рассматривание чайной посуды, беседа об использовании каждого предмета. Разгадывание загадок.

Ход занятия:

В зал входит ведущая-воспитатель, приветствует сидящих гостей. Сообщает о том, что ребята старшей группы посетят «Музей заварочного чайника».

Входит экскурсовод.

Здравствуйте гости  дорогие.

Здравствуйте, добры  молодцы, да красны  девицы.

Всех Вас, я рада видеть в нашем музее.

Расскажу я Вам сегодня сказку на новый лад или присказку.

Не про Ивана Царевича,

Не про птицу невиданную,

А про чудо – расчудесное,

В каждом доме – полезное.

Вы загадки отгадаете,

И про чудо – все узнаете.

Загадывает загадки.

Нагревается, кипит

Как нагреется – свистит,

Всех напоит крепким чаем,

Серебристый друг наш (чайник).

***

Из горячего колодца

Через нос водица льется,

В чашку, в кружку, и в бокал

Всем водицу наливал.

***

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела,

«Пейте чай, вода вскипела».

                                        (чайник).

Ответы детей: - Вы все правильно отвечаете.

Без чего не обходится ни одно чаепитие?

Без чего нельзя представить ни одну кухню?

Конечно же, без чайника.

Посмотрите, как много их в нашем музее.

А расскажу я Вам ребята, о чайнике и о его истории (звучит мелодия).

Самые первые чайники появились на родине чая, в Китае. Их изготавливали из знаменитой исинской глины, темно – красного цвета.

Исинскими  чайниками их называли благодаря месту своего происхождения – городу Исин.

Чай, заваренный в таких чайниках, обладал чудесным вкусом и ароматом. Происходило это, благодаря  все той же глине, которая обладала пористой структурой, позволяла чаю «дышать», не изменяла его цвет, аромат . Спустя время, после того, как в Китае изобрели фарфор, чайники стали изготавливать из этого нового материала, который по своим свойствам был близок к исинской глине.

В Европе, первые чайники появились в XVI веке. Работы мастеров были тяжелые, неудобные, и не отличались особенной красотой. Их никак нельзя было сравнить с чайниками, произведенными в Китае.

И только в XVIII веке, после того, как в Европе научились производить фарфор, появились экземпляры чайников, достойные своих китайских собратьев.

Немного позднее,  появилась чайная посуда из металла, а для изготовления чайников стали использовать серебро и олово.

Настоящий чайник должен обладать не только  энергией и образом, главное, он должен обладать душой.

Вы согласны?

Экскурсовод:

Ребята, а  что вы знаете о чае и чайниках?

1.Вы знаете, из какого материала можно изготавливать электрические  чайники? (из пластмассы, металла, стекла)

2.А обычные чайники, из какого материала?  (стекла, металла, фарфора, глины)

3.Какое преимущество есть у современных электрических чайников? Сегодня появились такие электрочайники, в которых можно задать нужную температуру воды. Еще, существуют такие чайники, для включения которых нужно послать им SMS

Экскурсовод: - Молодцы ребята, здорово отвечаете.

- У нас в музее много «интересных чайников», выполненных в форме различных предметов. Новые технологии и улучшенные материалы XXI века позволили как следует «разгуляться» фантазии художников. По сей день большим спросом пользуются необычные заварочные чайники, выполненные в виде различных предметов обихода (например, фортепиано, персональный компьютер, тостер ). Есть  в музее и другие уникальные экспонаты, связанные с историей чаепития: коробочки из-под конфет, сахарницы, конфетницы, молочники, ложки, баночки для хранения чая. «Звездой» нашей экспозиции является самовар. Пить чай из самовара – это исконно русское изобретение.

Музей чайников знакомит вас с настоящими традициями русского чаепития, историей возникновения чайников и других предметов русского быта.

Экскурсовод:- Понравилось вам в музее?

Какие чайники вам больше всего понравились и запомнились?

Ответы детей.

Какие предметы чайного сервиза вы знаете? (чайник, чашки, блюдца, сливочник, молочник, сахарница). Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашей экскурсии?

Экскурсовод: - А сейчас позвольте вас пригласить за стол, на чаепитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_provedeniya_proekta.docx19.77 КБ
Файл foto.docx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

План проведения проекта

Организованная деятельность

Цели, задачи

Занятие: «Такая разная посуда».

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».

Лепка. «Самовар».

Аппликация. «Сине-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?».

Рисование. «Чайник для Федоры».

Посещение мини – музея «Заварочные чайники».

Досуг «У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем».

Консультация. «О чем поет самовар» (папка-передвижка)

Закрепить знаний детей о современной и старинной посуде; знания детей о различных видах посуды, её назначении. Формирование лексико-грамматического строя и связной речи; активизировать словарь по теме: «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании; совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже.

Развивать умение слушать художественные произведения. Активизировать словарный запас по теме «Посуда». Углублять и расширять знаний детей о творчестве К.И. Чуковского.

Закрепить представления детей о самоварах, его особенностях, внешнем виде. Развивать интерес к новым способам лепки (использование бросового материала), воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику рук, интерес и уважение к труду взрослых.

Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить аккуратно вырезать по контуру; создавать композицию, используя бумагу голубого и синего цвета. Закрепить понятие – чайная посуда.

Закреплять умение рисовать традиционные виды растительного орнамента: «волнистые линии», «сеточка», учить рисовать цветок в технике «мазок». Развивать творческое воображение, эстетический и художественный вкус.

Продолжать закреплять знания детей о чайной посуде (о чайниках). Развивать эстетическое восприятие детей. Активизировать словарь: экскурсия, экскурсовод, экспонат, мастера, музей чайников, коллекция. Называть предметы чайного сервиза: чайник, чашка, блюдца, сахарница, молочник, сливочник.

Назвать предметы для чаепития: конфетница, баночки для хранения чая, блюдо для сладостей.

Развивать связную речь детей. Закреплять умение выразительно читать стихи. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам посуды.

Обобщить и систематизировать знания детей о чае, о традициях употребления чая в России, об истории чайников и самоваров.

Познакомить с историей появления самовара в русской культуре. Показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности жизни и быта русских людей.

Сохранение и укрепление семейных традиций через исследование истории русского самовара.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород на подоконнике» Проектная деятельность в детском саду. Старшая группа

Проект для детей старшей группы«Наш веселый огород на подоконнике»Проектная деятельность в детском саду. Старшая группаАвтор:Кукунина Ольга Сергеевна; Антонец Ирина Витальевна воспитатели МАДОУЦР...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....

Проект для детей 5–6 лет «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Проект необходим взрослым и детям, т. к. реализация его поможет сплотить детей и взрослых в коллектив. У детей разовьются творческие способности, любознательность, расширится ...