Проект для детей старшей группы "История чайников и самоваров".
проект по окружающему миру (старшая группа)
МБОУ лицей № 4.
Проект для детей старшей группы
«История чайников и самоваров»
Воспитатель: Симонова Л. Ю.
Тип проекта:
Информационно-практико-исследовательский.
Срок реализации проекта – 1 месяц
Цель проекта
Познавательная деятельность по изучению и расширению представлений о посуде (чайниках и самоварах), её назначении на основе собранного предметного, печатного и игрового материала.
Возрождение традиций русского гостеприимства.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес;
- развивать творческое воображение, желание дарить радость другим.
- активизировать словарь по теме «Посуда», упражнять в словообразовании;
- совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже;
- уточнить и расширить представления о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит, материалах, из которых она сделана;
- активизировать и расширять словарный запас по теме, ввести новые слова: заварочный чайник, самовар, сервиз.
Образовательные задачи:
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их.
- формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать её в чистоте;
- воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить их чтить и уважать традиции.
План проведения проекта
Организованная деятельность | Цели, задачи |
Занятие: «Такая разная посуда».
Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».
Лепка. «Самовар».
Аппликация. «Сине-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?».
Рисование. «Чайник для Федоры».
Посещение мини – музея «Заварочные чайники».
Досуг «У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем».
Консультация. «О чем поет самовар» (папка-передвижка) | Закрепить знаний детей о современной и старинной посуде; знания детей о различных видах посуды, её назначении. Формирование лексико-грамматического строя и связной речи; активизировать словарь по теме: «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании; совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже.
Развивать умение слушать художественные произведения. Активизировать словарный запас по теме «Посуда». Углублять и расширять знаний детей о творчестве К.И. Чуковского.
Закрепить представления детей о самоварах, его особенностях, внешнем виде. Развивать интерес к новым способам лепки (использование бросового материала), воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику рук, интерес и уважение к труду взрослых.
Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить аккуратно вырезать по контуру; создавать композицию, используя бумагу голубого и синего цвета. Закрепить понятие – чайная посуда.
Закреплять умение рисовать традиционные виды растительного орнамента: «волнистые линии», «сеточка», учить рисовать цветок в технике «мазок». Развивать творческое воображение, эстетический и художественный вкус.
Продолжать закреплять знания детей о чайной посуде (о чайниках). Развивать эстетическое восприятие детей. Активизировать словарь: экскурсия, экскурсовод, экспонат, мастера, музей чайников, коллекция. Называть предметы чайного сервиза: чайник, чашка, блюдца, сахарница, молочник, сливочник. Назвать предметы для чаепития: конфетница, баночки для хранения чая, блюдо для сладостей. Развивать связную речь детей. Закреплять умение выразительно читать стихи. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам посуды.
Обобщить и систематизировать знания детей о чае, о традициях употребления чая в России, об истории чайников и самоваров.
Познакомить с историей появления самовара в русской культуре. Показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности жизни и быта русских людей. Сохранение и укрепление семейных традиций через исследование истории русского самовара. |
Конспект занятия по ознакомлению
с окружающим миром
для детей старшей группы.
Тема «Музей заварочного чайника».
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (конструктивная деятельность), «Художественное творчество» (лепка), «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Задачи:
Продолжать закреплять знания детей о чайной посуде (о чайниках). Развивать эстетическое восприятие детей. Активизировать словарь: экскурсия, экскурсовод, экспонат, мастера, музей чайников, коллекция. Называть предметы чайного сервиза: чайник, чашка, блюдца, сахарница, молочник, сливочник.
Назвать предметы для чаепития: конфетница, баночки для хранения чая, блюдо для сладостей.
Развивать связную речь детей. Закреплять умение выразительно читать стихи. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам посуды.
Материалы и оборудование:
- Чайники различных форм, выполненные из различных материалов.
- Предметы для чаепития: чайный сервиз, подстаканник, конфетница, блюдо для сладостей, блюдца, сахарница, молочник, сливочник, различные виды чая, ложки.
Планируемые результаты:
Знают названия чайной посуды и предметов для чаепития. Выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение), при виде разнообразия чайных предметов. Интересуются и могут сами ответить, из каких материалов можно изготовить чайную посуду. Высказывают свои впечатления об увиденном. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.
Содержание организованной деятельности.
Беседа о чайниках и чайной посуде. Чтение сказки Андерсена «Чайник». Сказка о чайнике, кастрюле и сковороде». Рассматривание чайной посуды, беседа об использовании каждого предмета. Разгадывание загадок.
Ход занятия:
В зал входит ведущая-воспитатель, приветствует сидящих гостей. Сообщает о том, что ребята старшей группы посетят «Музей заварочного чайника».
Входит экскурсовод.
Здравствуйте гости дорогие.
Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы.
Всех Вас, я рада видеть в нашем музее.
Расскажу я Вам сегодня сказку на новый лад или присказку.
Не про Ивана Царевича,
Не про птицу невиданную,
А про чудо – расчудесное,
В каждом доме – полезное.
Вы загадки отгадаете,
И про чудо – все узнаете.
Загадывает загадки.
Нагревается, кипит
Как нагреется – свистит,
Всех напоит крепким чаем,
Серебристый друг наш (чайник).
***
Из горячего колодца
Через нос водица льется,
В чашку, в кружку, и в бокал
Всем водицу наливал.
***
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу,
Крышка громко зазвенела,
«Пейте чай, вода вскипела».
(чайник).
Ответы детей: - Вы все правильно отвечаете.
Без чего не обходится ни одно чаепитие?
Без чего нельзя представить ни одну кухню?
Конечно же, без чайника.
Посмотрите, как много их в нашем музее.
А расскажу я Вам ребята, о чайнике и о его истории (звучит мелодия).
Самые первые чайники появились на родине чая, в Китае. Их изготавливали из знаменитой исинской глины, темно – красного цвета.
Исинскими чайниками их называли благодаря месту своего происхождения – городу Исин.
Чай, заваренный в таких чайниках, обладал чудесным вкусом и ароматом. Происходило это, благодаря все той же глине, которая обладала пористой структурой, позволяла чаю «дышать», не изменяла его цвет, аромат . Спустя время, после того, как в Китае изобрели фарфор, чайники стали изготавливать из этого нового материала, который по своим свойствам был близок к исинской глине.
В Европе, первые чайники появились в XVI веке. Работы мастеров были тяжелые, неудобные, и не отличались особенной красотой. Их никак нельзя было сравнить с чайниками, произведенными в Китае.
И только в XVIII веке, после того, как в Европе научились производить фарфор, появились экземпляры чайников, достойные своих китайских собратьев.
Немного позднее, появилась чайная посуда из металла, а для изготовления чайников стали использовать серебро и олово.
Настоящий чайник должен обладать не только энергией и образом, главное, он должен обладать душой.
Вы согласны?
Экскурсовод:
Ребята, а что вы знаете о чае и чайниках?
1.Вы знаете, из какого материала можно изготавливать электрические чайники? (из пластмассы, металла, стекла)
2.А обычные чайники, из какого материала? (стекла, металла, фарфора, глины)
3.Какое преимущество есть у современных электрических чайников? Сегодня появились такие электрочайники, в которых можно задать нужную температуру воды. Еще, существуют такие чайники, для включения которых нужно послать им SMS
Экскурсовод: - Молодцы ребята, здорово отвечаете.
- У нас в музее много «интересных чайников», выполненных в форме различных предметов. Новые технологии и улучшенные материалы XXI века позволили как следует «разгуляться» фантазии художников. По сей день большим спросом пользуются необычные заварочные чайники, выполненные в виде различных предметов обихода (например, фортепиано, персональный компьютер, тостер ). Есть в музее и другие уникальные экспонаты, связанные с историей чаепития: коробочки из-под конфет, сахарницы, конфетницы, молочники, ложки, баночки для хранения чая. «Звездой» нашей экспозиции является самовар. Пить чай из самовара – это исконно русское изобретение.
Музей чайников знакомит вас с настоящими традициями русского чаепития, историей возникновения чайников и других предметов русского быта.
Экскурсовод:- Понравилось вам в музее?
Какие чайники вам больше всего понравились и запомнились?
Ответы детей.
Какие предметы чайного сервиза вы знаете? (чайник, чашки, блюдца, сливочник, молочник, сахарница). Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашей экскурсии?
Экскурсовод: - А сейчас позвольте вас пригласить за стол, на чаепитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_proekta.docx | 19.77 КБ |
foto.docx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
План проведения проекта
Организованная деятельность | Цели, задачи |
Занятие: «Такая разная посуда». Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха». Лепка. «Самовар». Аппликация. «Сине-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?». Рисование. «Чайник для Федоры». Посещение мини – музея «Заварочные чайники». Досуг «У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем». Консультация. «О чем поет самовар» (папка-передвижка) | Закрепить знаний детей о современной и старинной посуде; знания детей о различных видах посуды, её назначении. Формирование лексико-грамматического строя и связной речи; активизировать словарь по теме: «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании; совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже. Развивать умение слушать художественные произведения. Активизировать словарный запас по теме «Посуда». Углублять и расширять знаний детей о творчестве К.И. Чуковского. Закрепить представления детей о самоварах, его особенностях, внешнем виде. Развивать интерес к новым способам лепки (использование бросового материала), воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику рук, интерес и уважение к труду взрослых. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить аккуратно вырезать по контуру; создавать композицию, используя бумагу голубого и синего цвета. Закрепить понятие – чайная посуда. Закреплять умение рисовать традиционные виды растительного орнамента: «волнистые линии», «сеточка», учить рисовать цветок в технике «мазок». Развивать творческое воображение, эстетический и художественный вкус. Продолжать закреплять знания детей о чайной посуде (о чайниках). Развивать эстетическое восприятие детей. Активизировать словарь: экскурсия, экскурсовод, экспонат, мастера, музей чайников, коллекция. Называть предметы чайного сервиза: чайник, чашка, блюдца, сахарница, молочник, сливочник. Назвать предметы для чаепития: конфетница, баночки для хранения чая, блюдо для сладостей. Развивать связную речь детей. Закреплять умение выразительно читать стихи. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам посуды. Обобщить и систематизировать знания детей о чае, о традициях употребления чая в России, об истории чайников и самоваров. Познакомить с историей появления самовара в русской культуре. Показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности жизни и быта русских людей. Сохранение и укрепление семейных традиций через исследование истории русского самовара. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород на подоконнике» Проектная деятельность в детском саду. Старшая группа
Проект для детей старшей группы«Наш веселый огород на подоконнике»Проектная деятельность в детском саду. Старшая группаАвтор:Кукунина Ольга Сергеевна; Антонец Ирина Витальевна воспитатели МАДОУЦР...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»
Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".
Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....
Проект для детей 5–6 лет «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Проект необходим взрослым и детям, т. к. реализация его поможет сплотить детей и взрослых в коллектив. У детей разовьются творческие способности, любознательность, расширится ...