Конспект ООД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Истомина Маргарита Александровна

Конспект ООД по экспериментальной деятельности  в старшей группе «Свойства воздуха» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Школа «КвантУм» дошкольное отделение детский сад №61

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе «Свойства воздуха»

                 Подготовила воспитатель:

                                                                                                       Истомина М.А.

с. Ершово, 2023г.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные: Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидимый, бесцветный, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.

Развивающие: Развивать активизацию речи (невидимый, бесцветный).

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: Занятия детей в мини – лаборатории. Опыты с водой, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование: воздушный шар, листы бумаги, веер трубочки, пакеты, апельсиновые корки,  стаканы.

Словарная работа: невидимый, прозрачный, без запаха, воздух везде. Воздух необходим всем живому.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек). Давайте её откроем, и узнаем, что же нам прислали?

Дети: Пусто.

Воспитатель: Странно. Зачем же нам прислали пустую коробку? Ребята, а вот тут ещё и конверт какой – то есть.

Воспитатель: Ребята, давайте откроем его и прочитаем что же там написано? Там загадка. Если мы ее отгадаем, то сможем узнать, что же находится в коробке.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем! (воздух)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно угадали - это воздух. Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен? (ответы детей)

Воспитатель: А кому еще нужен воздух? Ответы детей: (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

Воспитатель: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? (Ответы детей) Воспитатель: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.

Опыт№1
(Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги) Вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть?(ответы детей)

Воспитатель: Проверим! (Проделываем опыт) Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? Ответы детей: Делаем вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.

Воспитатель: А что такое воздух? Ответы детей: (это то, чем дышат люди и все живое)

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим)

Воспитатель: А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Опыт №2

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто)

Воспитатель: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей)

Воспитатель: Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось? (ответы детей).

Воспитатель: Пакет опять стал пустым.

Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух.

Опыт№3
А вот интересно, как еще можно увидеть воздух? Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) А что это за пузырьки? Ответы детей: (это воздух)

Воспитатель: Верно. Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность!

Опыт №4

Воспитатель: А теперь, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Правильно, воздух принимает форму того предмета, в котором находится (демонстрирует опыт с воздушным шариком)

Опыт №5

Воспитатель: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)

Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно. Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.

Физкультминутка.

Ветер веет над полями и качается трава, (дети качают поднятыми руками вправо-влево)

Облако плывет над нами, словно белая гора (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)

Ветер пыль над лесом гонит, и деревья к низу клонит – (выполняют движения по тексту)

Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот!

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем! (имитируют ходьбу)

Опыт №6

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах? Вы сейчас чувствуете какой – нибудь запах? (ответы детей).

Воспитатель: Возьмите корочку апельсина и помните её. Чем пахнет? (ответы детей).

Воспитатель: А сейчас возьмите дольку чеснока. Чем пахнет?

Воспитатель: Запах передаётся по воздуху.

Воспитатель: Ребята , а давайте проверим, что происходит с  воздухом при нагревании, надеваем на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставим ее в миску с горячей водой.

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Он надувается.

В: Воздух при нагревании расширяется. Достанем бутылку и дадим ей остыть.

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Шар не надувается.

Делаем вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Ребята, мы сегодня с вами  побывали в лаборатории и проводили опыты. Вам понравились опыты?

Воспитатель: Мы с вами узнали свойства воздуха, я вам предлагаю вспомнить все, что мы узнали:

1. Воздух невидимый.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет формы.

4. Движение воздуха – это ветер.

5. Воздух не имеет запаха

6. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Заключительный этап:

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. (Если дети затрудняются помочь им).

Воспитатель:  Какие красивые картины у вас получились. Мы обязательно украсим ими нашу группу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Закрепление  представления детей о роли воздуха через        опыты.Закрепление  представления детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для д...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (не виден, необходим для дыхания, не имеет определенной фо...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Создавать условия для  представлениядетьми о роли воздуха через опытыЗадачи:1. Способствовать формированию представлений детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, не...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.Форма организации: групповая, индивидуальная.Цель: создать  условия для проявления познавательной активности ребёнка п...