Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии в старшей группе
«Свойства воздуха»
Цель: формировать представление детей о роли воздуха через опыты.
Задачи:
- Образовательная: Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды).
- Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, через совместную деятельность
- Развивающая: Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, таз с водой.
Ход:
Ребята, садимся все на свои места, за столы.
Воспитатель: (покрутив глобус).
Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.
Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).
А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим)? Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе - это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.
Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Кто живет в океане?
Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).
Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди?
Дети: Люди живут на земле, т.е. на суше.
Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).
Эксперимент «Дождик в стакане»
Воспитатель: Что это?
Дети: Это стакан.
Воспитатель: В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет. Стакан пустой.
Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?
Дети: В стакане воздух.
Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем.
Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.
(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?)
Дети: Вода вытечет, выльется.
Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?
Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. атмосферное давление не позволяет воде вытекать.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!
Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»
Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать то же самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: а давайте мы с вами попробуем, можно ли дышать без воздуха, для этого мы зажмем пальчиками нос и закроем рот, посмотрим сможем ли мы дышать. Можем ли мы без воздуха? Нет.
Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Наблюдение «Воздух легче воды»
Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.
Воспитатель: Что вы видели?
Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх. В воде есть воздух, который давит на предмет.
Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?
Дети: Пузыри – это воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому - что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому - что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.
Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.
Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет, он принимает форму того предмета, в котором находится.
Воспитатель раздает детям резиновые игрушки разной формы.
Воспитатель: Что находится внутри игрушек?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?
А что будет, если мы возьмем холодную пластмассовую бутылку из холодильника, наденем на горлышко воздушный шарик, затем поставим бутылку в миску с горячей водой? Шарик надуется. Давайте посмотрим.
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Он надувается.
А что будет с шариком, если бутылку поставить в таз со льдом? Шарик не надуется. Давайте попробуем.
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Шар не надувается.
Делают вывод: четвертый секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).
Упражнения повторяют 4-5 раз.
Сейчас все садимся обратно на свои места.
Наблюдение «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла? Подхожу к детям по очереди, дети сидят на своих местах.
Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу. А теперь давайте вспомним, с каким океаном мы сегодня познакомились?
Дети: С воздушным.
Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или не много пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.
Воспитатель: Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?
Вот про эти секреты воздуха вы можете рассказать своим родителям. А наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
Закрепление представления детей о роли воздуха через опыты.Закрепление представления детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для д...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (не виден, необходим для дыхания, не имеет определенной фо...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
Цель: Создавать условия для представлениядетьми о роли воздуха через опытыЗадачи:1. Способствовать формированию представлений детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, не...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.Форма организации: групповая, индивидуальная.Цель: создать условия для проявления познавательной активности ребёнка п...
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе "Свойства воздуха"
Эксперименты с воздухом в старшем дошкольном возрасте...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
занятие по экологии "Свойства воздуха"...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Свойства воздуха"
Программное содержание:1. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах его обнаружения.2....