Паспорт проекта "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Анна Михайловна Астрелина

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах. Воспитание желания помогать птицам в трудное для них время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта "Зимующие птицы"28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области – детский сад

комбинированного вида «Дельфин»

Паспорт познавательно-творческого проекта: «Зимующие птицы»

Автор проекта:

воспитатель высшей категории Астрелина А.М.

Краснообск 2021

Паспорт проекта: «Зимующие птицы»

Тип проекта: познавательно-творческий

Срок реализации: Ноябрь 2020г. - Январь 2021г.

Авторы проекта: Астрелина А.М.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

Возраст: 4-5 лет

Направление: «Познавательно–речевое, художественно−эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.

Идея проекта. Во время одной из прогулок прилетели на игровую площадку зимующие птицы. Они летали по площадке в поисках корма. Дети заинтересовались птицами, стали задавать интересующие их вопросы:

- Как называются эти птицы?

- Что они ищут?

- Чем кормятся зимой и как спасаются от холода?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Как помочь птицам выжить в зимних условиях?

- Что мы можем сделать для зимующих птиц?

Несколько детей предложили помочь птицам, которые прилетают к нам на площадку. Так и возникла идея проекта.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 25 опрошенных воспитанников 5 детей узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, 9 детей смогли узнать и уверенно назвать 6 птиц, а 11 детей смогли вспомнить и назвать только 4 птицы. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

#1047;акрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

#1055;ополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

#1042;оспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Предполагаемые результаты:

  1. Сформируется система знаний о зимующих птицах.
  2. У детей появится интерес к зимующим птицам родного края.
  3. Дети научатся самостоятельно решать экологические задачи.
  4. Появится постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой.
  5. Дети могут сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способа добывания пищи.
  6. Разовьется интерес к природе родного края.
  7. Совместная деятельность детей с родителями дома позволит включить родителей в учебно-воспитательный процесс.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, постановка цели и задач.

- Изучение методической литературы по данной теме.

- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

- Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах.

- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.

- Определение и формулировка ожидаемых результатов.

2 – й этап: Основной (практический)

В работе с детьми:

Образовательная область: «Речевое развитие»

Развитие речи

-Рассматривание серии картинок «Наши птицы»

-Беседа с детьми по просмотру презентации «Зимующие птицы нашего края»

-Составляем рассказ по картинке «У кормушки»

-Разучивание стихотворений о птицах «Ворона», «Дятел», «Сорока», «Клёсты», «Воробей»……

-Отгадываем загадки о зимующих птицах.

-Проговаривание чистоговорок

-Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

- Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение синицы и воробья»;

- Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;

Приобщение к художественной литературе:

В. Звягиной «Воробей»; С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»; М.Горький «Воробьишко»; Ю.Никонов«Зимние гости»; Г.Скребицкий Крылатые соседи»; Л.Воронкова «Птичьи кормушки»; В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»; О. Григорьева «Синица»; А.Яшин«Покормите птиц»; Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»; М. Лапыгин «Снегирь»; В. Поляков «Синички»; С. Погореловский «Покормите птиц зимой»; Г. Ладонщиков «Наши друзья».

Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.

Пальчиковые гимнастики:

«Кормушка», «Покормите птиц», «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Стайка», «Мы кормушку смастерили».

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

«Снегири на ветке рябины»

«Синичка – невеличка»

«Красивая птичка»

Аппликация

«Синички – невелички»

«Кормушки для пичужки»

Лепка

«Прилетели птицы и клюют зёрна»

«Зимующие птицы на веточке дерева»

«Птички прилетели на кормушку» (коллективная работа)

Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.

Музыка

- Слушание голосов птиц (аудиозапись) - узнавание знакомых голосов птиц.

- Прослушивание музыкальных произведений Э.Денисов «Пение птиц», Ю.Новиков «Зимние гости».

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

- сюжетно-ролевые игры:

«Птичий двор», «Птичий питомник», «В гости к синичке», «Птичья столовая»,

«Парк птиц», «Ласковая мама».

-театрализация:

«Где обедал воробей?».

-развивающие игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».

-Конструирование:

«Ёлочка, машинка, дерево, домик» (из счётных палочек);

«Кормушка»(из конструктора «LEGO»;

-экспериментальная деятельность:

«Какую крупу будут есть птички?»

-дидактические игры:

«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой», «Кто где живет?», «Какой птиц не стало», «Найди по контуру», «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку»,

«Кто дальше, кто ближе», « Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и назови», лото «Птички», «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний», «Какая птичка прячется за веткой?».

Трудовая деятельность

- совместно с родителями изготовление кормушек;

- конкурс кормушек с участием родителей «Птичья столовая»;

- ежедневная чистка кормушек и подкормка птиц.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Развитие познавательной деятельности

- беседа «Что ты знаешь о птицах?», «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?», «Трудно птицам зимовать», «Какие птицы с нами зимуют?»

- рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Ознакомление с миром природы

-Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

- Наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц.

- Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;

- Экскурсия к рябине.

- Презентация о зимующих птицах и их голосах.

- Наблюдение и сравнение следов птиц под кормушкой.

ФЭМП:

«Сравнение предметов по количеству и высоте»; «Сравнение предметов по размеру и количеству»; «Больше – меньше или поровну»; «Сколько птиц на кормушке»; игры с блоками Дьеныша.

ТРИЗ:

- Описание птиц по признакам;

- анализ по «Системному оператору»;

- работа с «волшебниками»;

- «Лото признаков»;

- установление причинно-следственных связей;

Образовательная область: Физическое развитие

Утренняя гимнастика(проводится ежедневно)

Подвижные игры:

«Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Слушай внимательно», «Лиса и вороны», «Найди своё гнездо», «Снегири и синицы», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Птицы в гнёздышках»,

«Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц», «Найди пару», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».

Физминутки:

«Птички», «Скачет шустрая синица» (А. Барто), «Снегири летят…», «Снегири на ветках…»

Упражнения на дыхание:

«Снегирёк», «Перышко».

Пополнить развивающую среду по теме проекта:

- оформление наглядной информации по теме проекта;

- оформление центра «Мир сказок» (подбор книг о птицах),

- пополнение экологического центра изготовленными играми: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний», «Какой птицы не хватает?»; «Найди такую же как в квадрате»; «Сколько птиц на кормушке?»; «Посчитай птичек»;

- изготовление шапочек для подвижных игр,

- оформление картотеки загадок, стихов о птицах,

- изготовление альбома «Зимующие птицы России».

Взаимодействие с родителями

Родителям сообщается тема проекта и даются домашние задания:

1. Рекомендации на совместные прогулки.

2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

3. Принести картинки и рисунки птиц, подобрать стихи, загадки, рассказы, пословицы и поговорки, игры про птиц.

4. Выучить стихотворения о зимующих птицах.

5. Совместно с ребенком сделать кормушку.

Заключительный этап

- Оформление результата проекта в виде презентации.

- Оформление альбома «Зимующие птицы России».

- Изготовление и оформление зоны кормления птиц «Птичья столовая».

- Проведение акции «Сотвори добро птицам».

- Итоговое мероприятие: Игра - викторина «Зимующие птицы».

Результат реализации каждой задачи:

- Детей различают и называют всех зимующих птиц, особенности внешнего вида, место обитания, питание, пользу, приносящую птицами в природе.

- Дети умеют рисовать, лепить зимующих птиц, раскрашивают картинки с изображением птиц, собирают разрезные картинки, читают стихи о птицах, разгадывают загадки.

- Изготовлены атрибуты к дидактическим играм.

- Пополнили библиотеку книгами и информацией о зимующих птицах.

- Семьи сделали кормушки для птиц, подкармливают птиц у дома и в детском саду.

Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме «Зимующие птицы», который может быть использован воспитателями при организации проектной деятельности, как методический материал, для обмена опытом работы.

Перспективы проекта:

В дальнейшем разработать весенний проект «Вестники весны - перелётные птицы».

Литература:

1. Н.Е. Веракса Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Н.Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3. Е.Е. Крашенинников Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

4. М.Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.

6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

7. Н.В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.

8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М., 2003.

9. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности "Паспорта для зимующих птиц"

В ходе совместной деятельности уточняются и закрепляются представления детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах. В данной публикации показана работа в разновозрастной группе детского сада...

паспорт продуктивно - исследовательскоого проекта "Зимующие птицы"

Паспорт продуктивно – исследовательского проекта                ...

Паспорт проекта "Зимующие птицы"

Проектная деятельность с детьми старшей логопедической группы с ОНР "Зимующие птицы"...

Паспорт проекта "Птицы-наши друзья" (30.11.14г.)

Паспорт проекта "Птицы-наши друзья"...

Презентация "Паспорт лесных птиц"

Презентация "Паспорт лесных птиц"...

Паспорт проекта "Птицы нашего участка"

Паспорт проекта«Птицы нашего участка»(для детей первой младшей группы)Группа «Бельчата»...

Презентация Паспорт лесных птиц

Презентация "Паспорт лесных птиц"...