Паспорт проекта "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах. Воспитание желания помогать птицам в трудное для них время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области – детский сад
комбинированного вида «Дельфин»
Паспорт познавательно-творческого проекта: «Зимующие птицы»
Автор проекта:
воспитатель высшей категории Астрелина А.М.
Краснообск 2021
Паспорт проекта: «Зимующие птицы»
Тип проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: Ноябрь 2020г. - Январь 2021г.
Авторы проекта: Астрелина А.М.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители.
Возраст: 4-5 лет
Направление: «Познавательно–речевое, художественно−эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.
Идея проекта. Во время одной из прогулок прилетели на игровую площадку зимующие птицы. Они летали по площадке в поисках корма. Дети заинтересовались птицами, стали задавать интересующие их вопросы:
- Как называются эти птицы?
- Что они ищут?
- Чем кормятся зимой и как спасаются от холода?
- Какие птицы остаются зимовать?
- Как помочь птицам выжить в зимних условиях?
- Что мы можем сделать для зимующих птиц?
Несколько детей предложили помочь птицам, которые прилетают к нам на площадку. Так и возникла идея проекта.
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 25 опрошенных воспитанников 5 детей узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, 9 детей смогли узнать и уверенно назвать 6 птиц, а 11 детей смогли вспомнить и назвать только 4 птицы. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
#1047;акрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
#1055;ополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
#1042;оспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Предполагаемые результаты:
- Сформируется система знаний о зимующих птицах.
- У детей появится интерес к зимующим птицам родного края.
- Дети научатся самостоятельно решать экологические задачи.
- Появится постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой.
- Дети могут сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способа добывания пищи.
- Разовьется интерес к природе родного края.
- Совместная деятельность детей с родителями дома позволит включить родителей в учебно-воспитательный процесс.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах.
- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
2 – й этап: Основной (практический)
В работе с детьми:
Образовательная область: «Речевое развитие»
Развитие речи
-Рассматривание серии картинок «Наши птицы»
-Беседа с детьми по просмотру презентации «Зимующие птицы нашего края»
-Составляем рассказ по картинке «У кормушки»
-Разучивание стихотворений о птицах «Ворона», «Дятел», «Сорока», «Клёсты», «Воробей»……
-Отгадываем загадки о зимующих птицах.
-Проговаривание чистоговорок
-Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
- Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение синицы и воробья»;
- Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;
Приобщение к художественной литературе:
В. Звягиной «Воробей»; С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»; М.Горький «Воробьишко»; Ю.Никонов«Зимние гости»; Г.Скребицкий Крылатые соседи»; Л.Воронкова «Птичьи кормушки»; В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»; О. Григорьева «Синица»; А.Яшин«Покормите птиц»; Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»; М. Лапыгин «Снегирь»; В. Поляков «Синички»; С. Погореловский «Покормите птиц зимой»; Г. Ладонщиков «Наши друзья».
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Пальчиковые гимнастики:
«Кормушка», «Покормите птиц», «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Стайка», «Мы кормушку смастерили».
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
«Снегири на ветке рябины»
«Синичка – невеличка»
«Красивая птичка»
Аппликация
«Синички – невелички»
«Кормушки для пичужки»
Лепка
«Прилетели птицы и клюют зёрна»
«Зимующие птицы на веточке дерева»
«Птички прилетели на кормушку» (коллективная работа)
Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.
Музыка
- Слушание голосов птиц (аудиозапись) - узнавание знакомых голосов птиц.
- Прослушивание музыкальных произведений Э.Денисов «Пение птиц», Ю.Новиков «Зимние гости».
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
- сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор», «Птичий питомник», «В гости к синичке», «Птичья столовая»,
«Парк птиц», «Ласковая мама».
-театрализация:
«Где обедал воробей?».
-развивающие игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».
-Конструирование:
«Ёлочка, машинка, дерево, домик» (из счётных палочек);
«Кормушка»(из конструктора «LEGO»;
-экспериментальная деятельность:
«Какую крупу будут есть птички?»
-дидактические игры:
«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой», «Кто где живет?», «Какой птиц не стало», «Найди по контуру», «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку»,
«Кто дальше, кто ближе», « Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и назови», лото «Птички», «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний», «Какая птичка прячется за веткой?».
Трудовая деятельность
- совместно с родителями изготовление кормушек;
- конкурс кормушек с участием родителей «Птичья столовая»;
- ежедневная чистка кормушек и подкормка птиц.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Развитие познавательной деятельности
- беседа «Что ты знаешь о птицах?», «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?», «Трудно птицам зимовать», «Какие птицы с нами зимуют?»
- рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Ознакомление с миром природы
-Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
- Наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц.
- Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;
- Экскурсия к рябине.
- Презентация о зимующих птицах и их голосах.
- Наблюдение и сравнение следов птиц под кормушкой.
ФЭМП:
«Сравнение предметов по количеству и высоте»; «Сравнение предметов по размеру и количеству»; «Больше – меньше или поровну»; «Сколько птиц на кормушке»; игры с блоками Дьеныша.
ТРИЗ:
- Описание птиц по признакам;
- анализ по «Системному оператору»;
- работа с «волшебниками»;
- «Лото признаков»;
- установление причинно-следственных связей;
Образовательная область: Физическое развитие
Утренняя гимнастика(проводится ежедневно)
Подвижные игры:
«Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Слушай внимательно», «Лиса и вороны», «Найди своё гнездо», «Снегири и синицы», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Птицы в гнёздышках»,
«Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц», «Найди пару», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».
Физминутки:
«Птички», «Скачет шустрая синица» (А. Барто), «Снегири летят…», «Снегири на ветках…»
Упражнения на дыхание:
«Снегирёк», «Перышко».
Пополнить развивающую среду по теме проекта:
- оформление наглядной информации по теме проекта;
- оформление центра «Мир сказок» (подбор книг о птицах),
- пополнение экологического центра изготовленными играми: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний», «Какой птицы не хватает?»; «Найди такую же как в квадрате»; «Сколько птиц на кормушке?»; «Посчитай птичек»;
- изготовление шапочек для подвижных игр,
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах,
- изготовление альбома «Зимующие птицы России».
Взаимодействие с родителями
Родителям сообщается тема проекта и даются домашние задания:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
3. Принести картинки и рисунки птиц, подобрать стихи, загадки, рассказы, пословицы и поговорки, игры про птиц.
4. Выучить стихотворения о зимующих птицах.
5. Совместно с ребенком сделать кормушку.
Заключительный этап
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Оформление альбома «Зимующие птицы России».
- Изготовление и оформление зоны кормления птиц «Птичья столовая».
- Проведение акции «Сотвори добро птицам».
- Итоговое мероприятие: Игра - викторина «Зимующие птицы».
Результат реализации каждой задачи:
- Детей различают и называют всех зимующих птиц, особенности внешнего вида, место обитания, питание, пользу, приносящую птицами в природе.
- Дети умеют рисовать, лепить зимующих птиц, раскрашивают картинки с изображением птиц, собирают разрезные картинки, читают стихи о птицах, разгадывают загадки.
- Изготовлены атрибуты к дидактическим играм.
- Пополнили библиотеку книгами и информацией о зимующих птицах.
- Семьи сделали кормушки для птиц, подкармливают птиц у дома и в детском саду.
Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме «Зимующие птицы», который может быть использован воспитателями при организации проектной деятельности, как методический материал, для обмена опытом работы.
Перспективы проекта:
В дальнейшем разработать весенний проект «Вестники весны - перелётные птицы».
Литература:
1. Н.Е. Веракса Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Н.Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3. Е.Е. Крашенинников Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. М.Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.
6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
7. Н.В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М., 2003.
9. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности "Паспорта для зимующих птиц"
В ходе совместной деятельности уточняются и закрепляются представления детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах. В данной публикации показана работа в разновозрастной группе детского сада...

паспорт продуктивно - исследовательскоого проекта "Зимующие птицы"
Паспорт продуктивно – исследовательского проекта ...
Паспорт проекта "Птицы-наши друзья" (30.11.14г.)
Паспорт проекта "Птицы-наши друзья"...

Паспорт проекта "Птицы нашего участка"
Паспорт проекта«Птицы нашего участка»(для детей первой младшей группы)Группа «Бельчата»...

Паспорт проекта «ПТИЦЫ РЯДОМ С НАМИ»
Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.Проект «Птицы рядом с нами!» позволит расширить и углубить знания детей о...