Паспорт проекта "Перелетные птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области – детский сад
комбинированного вида «Дельфин»
Паспорт познавательно-творческого проекта: «Перелетные птицы»
Автор проекта:
воспитатель высшей категории Астрелина А.М.
Краснообск 2021
Паспорт проекта: «Перелетные птицы»
Тип проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: Апрель 2021г. - Май 2021г.
Авторы проекта: Астрелина А.М.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители.
Возраст: 4-5 лет
Направление: «Познавательно–речевое, художественно−эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.
Актуальность проекта: Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к
нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни,
проявлять заботу о них, радоваться от осознания того, что малейшая забота
может спасти птицам жизнь.
Проблема для детей: Практически все дети считают, что птицы улетают на
юг, потому что им холодно зимой, про зимующих же птиц они говорят что их
греют перья. А что у перелетных птиц перья другие? Я считаю, что данную
проблему поможет нам решить проект, направленный на формирование и
уточнение знаний о перелетных птицах.
Цель: расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи для детей:
Познавательное развитие:
- Знакомиться с жизнью перелетных птиц в естественных природных
условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
- Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
Речевое развитие:
- Активировать в речи названия птиц и птенцов.
- Упражняться в использовании сравнений, подборе определений к
заданному слову.
- Учиться составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
- Слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать
небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
Социально-коммуникативное развитие:
- Упражняться в использовании полученных знаний в самостоятельной
игровой деятельности.
- Развивать ролевое взаимодействие.
Художественно-эстетическое развитие:
- Учиться рисовать птиц, лепить, делать аппликацию
- Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать
характерные особенности внешнего вида птиц.
- Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах.
- Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
Физическое развитие:
- Развивать двигательную активность детей через подвижные игры,
игровые упражнения
Задачи для родителей, педагогов и детей:
- Оформление выставок работ
- Консультации по теме «Перелетные птицы»
- Презентация
Практическая значимость:
Проект совершенствует и закрепляет представление детей о перелетных
птицах, развивает изобразительные навыки, визуальные ориентиры, мелкую
моторику. Формирует уважительное отношение к окружающему миру и
бережное отношение к природе.
Ресурсное обеспечение: литература, подвижные игры, дидактические игры, наглядный материал, занятия, прогулки, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, фонд методического кабинета, аудиотека, мультимедийные средства, интернет, ноутбук.
Предполагаемые результаты:
- В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
- Повысить экологическую грамотность.
- Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио и видеозаписи о птицах родного края).
- Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к птицам и другим животным родного края.
Риски и пути их преодоления:
- недостаток демонстрационного материала (найти в интернете и сделать в виде презентации, купить в специализированых магазинах);
- низкая посещаемость детей в связи с заболеваемостью, карантинные мероприятия (индивидуальная работа);
- нежелание родителей принимать участие в проекте (беседа, консультация, заинтересовать родителей, сделать фотовыставку).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Определение уровня знаний детей о перелетных птицах.
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Привлечь родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме.
- Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах.
- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
2 – й этап: Основной (практический)
В работе с детьми:
Образовательная область: «Речевое развитие»
Развитие речи
-Рассматривание серии картинок «Перелетные птицы»
-Беседа с детьми по просмотру презентации «Перелетные птицы нашего края»
-Разучивание стихотворений о птицах: Е. Благинина «Журавушка», Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы», А, Прокофьев «Грачи», А. Плещеев «Ласточка», «Жаворонок», «Аист», «Песенка дрозда», «Кукушка», «Соловей»(отрывок) и др.
-Отгадываем загадки о перелетных птицах.
-Проговаривание чистоговорок
-Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
- Составление описательного рассказа об одной из перелетных птиц;
- Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;
- составление рассказа по картине А.К. Соврасова «Грачи прилетели».
Приобщение к художественной литературе:
- Чтение К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н. Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А. Плещеев «Сельская песенка»; О. Высотская «Журавли»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; «Птицы наших лесов» Г.Н. Снегирёв; «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт» В. Бианки, «Птичья весна» Т. Белозеров, «Что это за птица» В. Степанов.
- Заучивание и чтение стихотворений о перелетных птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Пальчиковые гимнастики:
«Перелетные птицы», «Скворечник», «Птенчики в гнезде», «Вдоль по реченьке», «Шла кукушка», «Птичка в лесу», «Птицы весной», «Грачи», «Журавли», «Десять птичек стайка» и др.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
«Лебеди» (рисование ладошкой)
«Ласточки прилетели»
«Перелетные птицы»
Аппликация
«Гнездо для аиста»
«Скворечник»
Лепка
«Гуси-лебеди»
«Грачи» (коллективная работа)
Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.
Музыка
- Слушание голосов птиц (аудиозапись) - узнавание знакомых голосов птиц.
- Прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковский «Песнь жаворонка»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
- сюжетно-ролевые игры:
«Ласточка», «Интервью», «Парк птиц», «Ласковая мама», «Птицы в гнезде- семья».
-театрализация:
«Птичий теремок».
-развивающие игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».
-Конструирование:
«Лебеди» (мозаика);
«Скворечник»(из конструктора «LEGO).
-экспериментальная деятельность:
Игра-эксперимент «Из чего птицы строят гнезда?»
-дидактические игры:
«Какая это птица», «Чья тень?», «Кто где живет?», «Какой птиц не стало», «Найди по контуру», «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Покажи и назови», лото «Птички», «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний», «Чей птенец?», «Назови перелетных птиц», «Опиши, а мы отгадаем» и др.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Исследовательская деятельность
- «Как устроены перья у птиц»
Развитие познавательной деятельности
- беседа «Что ты знаешь о птицах?», «Перелетные птицы», «Жизнь перелетных птиц».
- рассматривание перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Ознакомление с миром природы
-Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
- Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;
ФЭМП:
«Сравнение предметов по количеству и высоте»; «Сравнение предметов по размеру и количеству»; «Больше – меньше или поровну»; «Сколько птиц на ветке»; игры с блоками Дьеныша.
ТРИЗ:
- Описание птиц по признакам;
- анализ по «Системному оператору»;
- работа с «волшебниками»;
- «Лото признаков»;
- установление причинно-следственных связей;
STEM:
- игры с биботами;
- система Ф. Фребеля (постройка гнезда и скворечника, выкладывание силуэтов птиц);
- образовательный модуль «Математическое развитие» (сравнение по величине, изучение пространственных отношений, количества и счет).
Образовательная область: Физическое развитие
Утренняя гимнастика (проводится ежедневно)
Подвижные игры:
«Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Слушай внимательно», «Найди своё гнездо», «Зимующие и перелетные птицы», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц», «Найди пару», «Птички-невелички», «Жаворонок».
Физминутки:
«Летим на юг», «Гусак-физкультурник», «Кукушка», «Ласточка», «Грачи».
Упражнения на дыхание:
«Перышко».
Пополнить развивающую среду по теме проекта:
- оформление наглядной информации по теме проекта;
- оформление центра «Мир сказок» (подбор книг о птицах),
- пополнение экологического центра изготовленными играми: Лото «Перелетные птицы», пазлы «Собери лебедя», «Четвертый лишний», «Какой птицы не хватает?»; «Найди такую же как в квадрате»; «Посчитай птичек»;
- изготовление шапочек для подвижных игр,
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах,
- изготовление альбома «Перелетные птицы России».
Взаимодействие с родителями
Родителям сообщается тема проекта и даются домашние задания:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
2. Рассмотреть перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
3. Принести картинки и рисунки птиц, подобрать стихи, загадки, рассказы, пословицы и поговорки, игры про птиц.
4. Выучить стихотворения о перелетных птицах.
5. Совместно с ребенком сделать скворечник.
Заключительный этап
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Оформление альбома «Перелетные птицы России».
- создание и оформление коллекции «Перышко».
Результат реализации каждой задачи:
- Детей различают и называют всех перелетных птиц, особенности внешнего вида, место обитания, питание, пользу, приносящую птицами в природе.
- Дети умеют рисовать, лепить перелетных птиц, раскрашивают картинки с изображением птиц, собирают разрезные картинки, читают стихи о птицах, разгадывают загадки.
- Изготовлены атрибуты к дидактическим играм.
- Пополнили библиотеку книгами и информацией о перелетных птицах.
- Семьи сделали скворечники для птиц.
Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме «Перелетные птицы», который может быть использован воспитателями при организации проектной деятельности, как методический материал, для обмена опытом работы.
Литература:
1. Н.Е. Веракса Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Н.Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3. Е.Е. Крашенинников Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. М.Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.
6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
7. Н.В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М., 2003.
9. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности "Паспорта для зимующих птиц"
В ходе совместной деятельности уточняются и закрепляются представления детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах. В данной публикации показана работа в разновозрастной группе детского сада...

паспорт продуктивно - исследовательскоого проекта "Зимующие птицы"
Паспорт продуктивно – исследовательского проекта ...
Паспорт проекта "Птицы-наши друзья" (30.11.14г.)
Паспорт проекта "Птицы-наши друзья"...

Паспорт проекта "Птицы нашего участка"
Паспорт проекта«Птицы нашего участка»(для детей первой младшей группы)Группа «Бельчата»...

Паспорт проекта «ПТИЦЫ РЯДОМ С НАМИ»
Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.Проект «Птицы рядом с нами!» позволит расширить и углубить знания детей о...