Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Удивительное молоко»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Антонова Елена Вячеславовна

Цель: обогатить представления детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма через собственную исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Удивительное молоко»

Цель: обогатить представления детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма через собственную исследовательскую деятельность.

Задачи:  

Обучающая:      формировать умение задавать вопросы, отвечать на них последовательно, логично и самостоятельно формулировать выводы;

Подвести детей к пониманию, для чего человеку нужно употреблять в пищу молоко и молочные продукты;

Развивающая:    развивать навыки исследовательской деятельности и устойчивый познавательный интерес к окружающему;

Обогащать словарный запас детей и развивать речь;

развивать художественный вкус в ходе экспериментирования;

Воспитательная:      воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной исследовательской деятельности.

Материал и оборудование:

Телевизор, молоко «Простоквашино», магнитная доска, прозрачные одноразовые стаканчики, с водой и молоком на каждого ребёнка, лимонная кислота, мёд, предметные картинки (продукты питания), коктейльные палочки, шприцы с йодом, ушные палочки, гуашь, фишки «Контрольная закупка», жидкость для мытья посуды, одноразовые ложки, одноразовые тарелки, халаты на каждого ребенка, ситечко, контейнер 2 штуки, для творога, крахмал,

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», работа с родителями.

Ход занятия

В: Возьмемся за руки друзья

     Друг другу улыбнемся.

     Мы пожелаем всем добра,

     И крепкого здоровья.

В: Ребята, мы с вами пожелали друг другу крепкого здоровья. А, что значит быть здоровым? Как беречь свое здоровье?

Д: делать зарядку, закаляться, заниматься спортом…..

В: да ребята, вы правы, чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом, закаливаться, правильно питаться. Молодцы ребята, я рада за вас, вы умеете заботится о своем здоровье! Сегодня я вам подскажу ещё один секрет здоровья. Это чудодейственный напиток. А как он называется, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Белая водица, всем нам пригодится.

Из водицы белой, всё, что хочешь делай.

Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу.

Творожок на пирожок, кушай, кушай мой дружок!

Д: молоко.

В: угадали молодцы. Сегодня мы с вами будем говорить о молоке. Что ценного в молоке, кто знает?

Д: …. Ответы

В: молоко дает человеку силу, здоровье, красоту, потому что в нем есть витамин, белки, жиры и минералы, все, что очень полезно для детского организма.

Витамины, витамины

А и В, С и D

В жизни нам необходимы

И хранятся в молоке.

(показ картинок с витаминами)

«А» - чтоб были все красивы,

          Чтобы были не плаксивы.

«В» - чтоб в руках любое дело,

           Дружно спорилось, кипело.

«С» - чтобы громко пелись песни,

          Жить, чтоб было интересней.

«D» - пейте дети молоко,

          Будет на душе легко.

Молоко не только вкусное, но и очень полезное. Но употреблять в пищу можно только свежее проверенное молоко.

Предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет. («Контрольная закупка» сюжет).

В: ребята, ведущие программы «Контрольная закупка» передали нам образец молока, который победил в народном голосовании. Они хотели бы узнать ваше мнение о качестве молока производителя «Простоквашино». (показать бутылку молока «Простоквашино»).

Я предлагаю оценить вам качество этого молока в нашей лаборатории.

Перед тем, как нам начать наше исследование, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (обратить внимание на плакат о безопасности).

- все эксперименты проводить только в присутствии воспитателя;

- нельзя пробовать вещества на вкус;

- нельзя нюхать незнакомые вам вещества;

- нельзя трогать незнакомые вам вещества руками;

- в лаборатории находиться только в специальной одежде;

- если есть вопросы, обратиться к воспитателю.

Проходите к лабораторным столам, надевайте специальную одежду, рассаживайтесь.

Д: рассаживаются…

В: Нам с вами необходимо выявить качество данного молока и затем решить можно ли его отправлять дальше на переработку. За положительное решение, мы с вами будем отдавать свой «голос». «Голос» - это фишки. (фишки «Контрольная закупка», показываю. Фишки лежат в коробке на столике, рядом на магнитной доске, картинка молока «Простоквашино».)

В первую очередь мы с вами выясним свойства данного продукта, а именно – вкус, цвет, запах, прозрачность. А чтобы нам было легче определить все эти качества мы будем сравнивать его с водой.

Исследование №1: «Есть ли у молока вкус, цвет, запах?»

Перед детьми стоят два стакана – один с водой, под № 1, другой – молоком, под № 2.

В: у вас на столах стоят стаканчики под №1 и №2. Возьмите их, поставьте перед собой.

- Что находится в стаканах?

Д: ответы…

В: - Что общего у молока и воды?

Д: … жидкости.

В: да, это жидкости.

-  Теперь выясним, какими свойствами обладает молоко. Сравните молоко и воду по цвету, по запаху, по вкусу. Попробуйте через трубочку, воду и молоко, понюхайте воду и молоко.

Что мы можем сказать, какой вывод сделаем?

Д: у молока есть вкус, белый цвет, есть запах, а вода – без вкуса, без цвета, без запаха.

В: ребята, вы отдаете свой «голос» за молоко этого производителя?

Д: да…                   (ставлю фишку на магнитную доску)

Исследование №2 «Опыт с йодом».

В: на некоторых заводах, недобросовестные предприниматели, разбавляют молоко водой, а для придания густоты к молоку, сметане, творогу добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко и творог крахмал?

Д: да…

В: а что для этого надо сделать?

Д: ???

В: чтобы проверить наше молоко, нужно добавить йод.

В: что такое йод?

Д: ответы…

В: йод, это лекарственное средство, применяемое в медицине.

У вас на столах лежат шприцы с йодом. Возьмите шприцы и очень аккуратно выдавите йод в стаканчик с молоком под № 2.

В: что случилось с молоком?

Д: ничего…

В: при соединении йода с крахмалом, молоко окрашивается в ярко-синий цвет.    (Показываю отдельно молоко с крахмалом).

- Ребята, молоко в ваших стаканчиках поменяло цвет?

Д: нет…

В: какой из этого можно сделать вывод?

Д: в нем нет крахмала…

В: да, значит это молоко какое?

Д: полезное…

В: теперь мы знаем, что это молоко полезное.

В: ребята, вы отдаете свой «голос» за молоко этого производителя?

Д: да…                             (ставлю фишку на магнитную доску).

Опыт №3 «Молочное превращение».

В: ребята, давайте проведем ещё одно исследование нашего молока, чтобы определить его качество. В стаканчик с молоком под № 4 добавим лимонный сок.

- У вас на столах вместо лимонного сока стоит лимонная кислота. Аккуратно насыпайте лимонную кислоту в молоко, размешайте. Что появилось?

Д: комочки, свернулось….

В: молоко под действием лимонной кислоты свернулось. Сейчас пропустим его через ситечко. Ребята, что вы видите, что получилось?

Д: творог…

В:молоко не испортилось, а превратилось в творог. Какой вывод сделаем?

Д: …..

В: под действием лимонной кислоты белок в молоке сворачивается, получается творог. Творог у нас получился, значит молоко хорошего качества. Отдаем «голос» за молоко этого производителя?

Д: да…                             (ставлю фишку на магнитную доску).

Физминутка

В: Ребята, мы с вами провели уже много исследований, устали, предлагаю немного отдохнуть. Снимаем свои халаты и  проходим в центр группы. Возьмемся за руки и сделаем круг. Смотрите на меня и повторяйте за мной. Звучит музыка «Убежало молоко» (дети повторяют движения).

В: молодцы, хорошо потанцевали. Ребята, мы с вами из молока получили творог, а какие ещё есть молочные продукты, мы узнаем, когда вы сходите в магазин.

В: ребята, я предлагаю вам сходить в магазин и купить молочные продукты. 1-я команда пойдет в магазин «МАГНИТ», 2-я команда пойдет в магазин «Пятёрочка». Чтобы определить, кто, в какой пойдет магазин, выберите жетончик (жетончики лежат в коробочке, дети выбирают).

- Разделились на команды. Нужно купить молочные продукты и сложить их в тележку. (1,2,3 в магазин иди…)

Д: дети делают покупку, выбирают молочные продукты (картинки с изображением продуктов, из них нужно выбрать только молочные продукты, и сложить их в тележку).

В: вернулись ребята из магазина. Посмотрим, что же купили? (Проверка покупок, называют молочные продукты). Молодцы, справились с заданием.

В: ребята, предлагаю вернуться в лабораторию и продолжить наше исследование о качестве молока.  Наденьте халаты, пройдите к другому столу.   (переходим к другому столу).

Исследование №4 «Цветное молоко».

В: ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете?

Д: …..да, на листках…

В: а, чем вы рисуете?

Д: краски, карандаши…

В:а на молоке кто-нибудь рисовал?

Д: ….???

В:хотите попробовать?

Д: да…

В: на вашем столе стоит молоко в тарелках, жидкость для мытья посуды и краски. Нужно добавить в тарелку с молоком немного капель разного цвета. Взять ватную палочку, окунуть её в жидкость для мытья посуды, и этой палочкой коснуться молока на несколько секунд.

Смотрите, начинается самое интересное, краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки, если уберем палочку, краски продолжают «танцевать», двигаться. Настоящий салют в тарелке.

- как вы думаете, в чём секрет?

Д: ….???

В: дело в том, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и таким образом приводит их в движение. Поэтому и получаются такие красивые разноцветные узоры на поверхности молока. Какой из этого делаем вывод?

Д: …?

В: молоко которое мы испытываем жирное, а значит полезное. Отдаем «голос» за молоко этого производителя?

Д: да ….             (ставлю фишку).

В: ребята, данное молоко от производителя «Простоквашино», прошло все этапы исследования. Оно отвечает всем нормам и требованиям, предъявляемым к качеству молока. Поэтому мы смело можем отправлять наши результаты ведущим программ «Контрольная закупка». Снимаем свои халаты и проходим на стульчики.

В: вам понравилось работать в лаборатории? Что понравилось больше всего?

Д: ответы…

В: ребята, теперь вы знаете, как можно определить качество молока и можете поделиться своими знаниями со своими родителями.

- а на память о нашей встрече, я подарю вам вот эту коробочку с сюрпризом. В ней находятся игры, в которые вы поиграете в своей группе, и ещё узнаете некоторые факты о молоке. (дарю коробочку).

Молоко, молоко для здоровья нам дано!

С ним расту я по часам и совет хороший дам:

Вместо пепси, лимонада, молоко пить чаще надо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Удивительные камни"

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Удивительные камни"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Удивительный поход в лес»

Лес-это живописная природа, свежий воздух и положительные эмоции. В лесу всегда хорошо, свободно и спокойно. Лес – это сказка. Лес нуждается в нашей заботе и бережном отношении....