Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

У детей формируются представления о ремеслах и ремесленниках, закрепляются знания о народной игрушке, дети знакомятся с народной культурой, обычаями и традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_puteshestvie_v_proshloe.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №21 «Сказка» Старооскольского городского округа

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

на тему «Путешествие в прошлое»

Выполнила воспитатель Пронина О.В.

г. Старый Оскол

Цель. Знакомить детей с историей России.

Задачи.

Образовательная область. Познавательное развитие.

1.Формировать представления детей о ремеслах и ремесленниках.

2. Закрепить знания детей о народной игрушке.

3. Познакомить детей к русской народной культурой, обычаям и традициям русского народа.

Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие.

3. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская, филлимоновская).

Образовательная область. Речевое развитие.

6. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

7. Развивать речевую активность.

Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие

#1042;оспитывать чувство гордости за свою страну.

9. Развивать коммуникативные навыки.

Материал. Игрушка Незнайка, корзинка, дымковские и филлимоновские игрушки, ткань, глиняная посуда, карточки с изображением игрушек: народных, филлимоновских и дымковских игрушек, калачи, баранки, куличи, иллюстрации с изображением ткацких и других станков, контуры прялок и детали узора к ним, ноутбук, слайды с изображением ярмарки, прялки, ткача, ткацкого станка, мастерской.

Предварительная работа. Беседы, рассматривание иллюстраций и презентаций об истории, традициях и обычаях России, рассматривание народных игрушек, чтение художественной и познавательной литературы, разучивание стихов, песен, народных игр, пословиц.

Ход организованной образовательной деятельности

В группу входит Незнайка с корзинкой, в которой лежат разные товары: народные игрушки (свистульки, бараны, козлики и т.д.), глиняная посуда, баранки.

Незнайка. Здравствуйте ребята. У моей бабушки я нашел много разных предметов и принес их вам. Где продавали эти товары? Вы знаете, ребята?

Дети. На ярмарке.

Незнайка. А что такое ярмарка? (ответы детей)

В-ель. Ребята, чтобы узнать, как люди раньше изготавливали разные товары и где их продавали, нам нужно отправиться в прошлое. Как мы туда попадем?

Ответы детей.

В-ель. Мы сейчас с вами отправимся на машине времени в прошлое и заглянем на ярмарку, в мастерские, где люди занимались ремеслом и возьмем с собой Незнайку.

Звучит музыка, дети под музыку выполняют движения и мы попадаем на ярмарку.

В-ель. Что душа твоя желает-

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупок не уйдешь!

Эй, не стойте у дверей

Заходите к нам скорей!

Народ собирается

Наша ярмарка открывается.

В-ель. Куда мы с вами попали?

Дети. На ярмарку.

На столах разложены разные товары.

Воспитатель показывает слайд с изображением ярмарки.

В-ель. В 19 веке ярмарка — это рынок в центре населенного пункта, куда съезжаются со всей округи. На ярмарках можно было купить все, что душе угодно: от домашней скотины до шедевров гончарного, кузнечного, ткацкого искусства. Ну и конечно разносолы всех мастей. Проводились здесь театрализованные представления, устанавливались балаганы. Было немало веселых забав и интересных конкурсов.

Воспитатель показывает на стол, где лежит ткань.

В-ель. Ребята, что это такое?

Дети. Ткань.

В-ель. Из чего состоит ткань?

Дети. Из нитей.

В-ель. Как раньше, в давние времена делали нити?

Дети. На прялке.

В-ель. Что такое прялка?

Дети. Прялка -это устройство для прядения нити из шерсти.

Воспитатель на ноутбуке показывает слайд с изображением прялки.

В-ель. Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. На Руси прялки использовались с давних времен. Труд это был чисто женский. Пряхи проводили свои дни и зачастую ночи у этого станка. Прялки были не похожи одна на другую. Вернее, конструкция-то была одна, но вот украшена каждая прялка была по-разному.

Игра «Укрась прялку» На доске контуры прялок, дети украшают ее разными узорами.

В-ель. Назовите ремесло человека, который изготавливал ткань?

Дети. Ткач.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением ткача.

В-ель. С помощью чего ткач-мастер занимался изготовлением тканей?

Дети. С помощью ткацкого станка.

Воспитатель показывает слайд с изображением ткацкого станка.

В-ель. С давних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества.

Игра «Найди ткацкий станок». На столе разложены изображения ткацкого и других станков. Дети находят ткацкий станок и рассказывают, почему они выбрали это изображение.

В-ель. Назовите, что ткали мастерицы?

Дети. Одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики.

Воспитатель предлагает подойти к прилавку с товарами из муки. На столе баранки, кренделя.

В-ель. Кто изготавливал мучные изделия?

Дети. Пекарь.

В-ель. Из чего он изготавливал?

Дети. Из муки.

Воспитатель подводит детей к игрушечной мельнице.

В-ель. Что это такое?

Дети. Мельница.

В-ель. Что такое мельница?

Дети. Место, куда свозили зерно для помола.

В-ель. Мельница – это механизм, в котором размалывают различные зёрна, например, пшеницу, для того, чтоб получить муку, или мелкий корм для животных. Когда человек хочет получить муку, он идёт на мельницу, высыпает пшеницу в специальный контейнер, из которого зёрна подаются в небольшом количестве в жернова. Там они размалываются на мелкие кусочки, которые очищаются и просеиваются. В конце мы получаем чистую белую муку, из которой наши мамы пекут нам вкусные булочки и пироги.

В-ель. Назовите ремесло человека, который занимался помолом зерна?

Дети. Мельник.

В-ель. Мельник — это ремесленник, деятельность которого напрямую связана с производством муки. На смену ручным мельницам пришли ветряные и водяные, и сама собой возникла профессия мельник. У этих людей были свои мельницы, куда со всей округи привозили зерно.

Воспитатель продолжает путешествие по ярмарке. Подводит детей к глиняной посуде.

В-ель. Из чего сделана посуда?

Дети. Из глины.

В-ель. Назовите ремесло человека, который занимался изготовлением посуды из глины?

Дети. Гончар.

В-ель. Кто такой гончар?

Дети. Гончар - мастер, изготавливающий изделия из глины.

Воспитатель предлагает посмотреть слайд с изображением гончара.

В-ель. Глину, перед работой на несколько дней замачивали, а потом месили, чтобы она стала мягкой и эластичной. А лепили из нее разные полезные вещи миски, кувшины, игрушки и т.д. Потом люди придумали гончарный круг, научились обжигать посуду из глины в печи. В ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне. Ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать везде. Гончарное производство требует трудолюбия, фантазии.

В-ель. Что изготавливали гончары?

Дети. Кувшины, чашки, миски, свистульки, блюда и т.д.

Воспитатель обращает внимание на прилавок с глиняными народными игрушками.

В-ель. Назовите, какие народные игрушки, сделанные из глины вы знаете?

Дети. Дымковская, филлимоновская.

Д/игра «Найди народную игрушку». На столе карточки с изображением народных игрушек. Дети находят дымковские и филлимоновские игрушки и называют их.

В-ель. Как называли место, где люди занимались ремеслом?

Дети. Мастерская.

Воспитатель показывает на ноутбуке слайд с изображением мастерской.

В-ель. Фабрик и заводов в городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников. В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться.

В-ель. Нам пора возвращаться в детский сад.

Дети выполняют движения, на машине времени мы возвращаемся в детский сад.

В-ель. Что интересного вы сегодня узнали? Где мы сегодня побывали?

Незнайка. Ребята, спасибо, что вы меня взяли в такое путешествие, я теперь знаю, что такое ярмарка, кто такие ремесленники и что такое ремесло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое денег».

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в прошлое денег"....

Конспект оод по познавательному развитию в средней группе. Тема " Путешествие в прошлое кресла"

Цель: Создание условий для расширения представлений детей об объекте окружающего мира - кресле....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Путешествие в прошлое"

У детей формируются представления о ремеслах и ремесленниках, закрепляются знания о народной игрушке, дети знакомятся с народной культурой, обычаями и традициями русского народа....