Долгосрочный образовательно-просветительский проект «Дели на три» для детей 4-7 лет на 2024-2025 год
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Трубачева Елена Борисовна

Актуальность

 

 В современном мире проблема мусора перестала быть просто трудностью и превратилась в масштабную экологическую катастрофу, требующую мгновенного решения. От неё невозможно бежать - мы сталкиваемся с этим явлением ежедневно в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на водоемах. Новые груды мусора и неофициальные свалки возникают на удивление быстро, так как многие виды отходов разлагаются очень медленно или даже вовсе не разлагаются. Возможно ли, что наша планета превратиться в огромную свалку всего через несколько лет? Этот вопрос беспокоит всех, и воспитанники дошкольных групп не исключение.

Взрослые, не задумываясь, безраздельно выбрасывают мусор из окон автомобилей, бросают фантики от съеденных конфет на тротуары и дороги, тем самым демонстрируя негативный пример своим детям. Проблема загрязнения отходами нашей жизнедеятельности приводит к неконтролируемому размножению насекомых и грызунов, которые являются переносчиками множества инфекционных заболеваний.

 Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Если человек ощущает ответственность по отношению к своему окружению, он будет придерживаться простых правил, таких как выбрасывать мусор в мусорные баки, сортировать его и размещать в соответствующих контейнерах.

Мы полагаем, что для того, чтобы наши улицы и парки оставались чистыми, необходимо, чтобы дети уже с самого детства не только знали эти правила, но и понимали, почему они существуют.

Дети часто задают вопросы:

-Откуда берется мусор?

-Куда увозят мусор?

-Что произойдет, если мусор не будет убран?

-Что мы можем сделать, чтобы меньше мусора появлялось?

-Из чего состоит мусор?

Чтобы ответить на эти вопросы и попытаться решить проблему с мусором, был разработан долгосрочный образовательно-просветительский проект «Дели на три».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 Ромашка» города Южно-Сахалинска»

Долгосрочный образовательно-просветительский проект

«Дели на три» для детей 4-7 лет

на 2024-2025 год

Разработала: старший воспитатель

МАДОУ № 11 «Ромашка

Трубачева Елена Борисовна

2024


Содержание

Актуальность        3

Паспорт проекта        5

Основные этапы реализации образовательно просветительского проекта «Дели на три»:        8

Перспективное планирование реализации образовательно просветительского проекта «Дели на три»        10

Список использованной литературы        32


Актуальность

 В современном мире проблема мусора перестала быть просто трудностью и превратилась в масштабную экологическую катастрофу, требующую мгновенного решения. От неё невозможно бежать - мы сталкиваемся с этим явлением ежедневно в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на водоемах. Новые груды мусора и неофициальные свалки возникают на удивление быстро, так как многие виды отходов разлагаются очень медленно или даже вовсе не разлагаются. Возможно ли, что наша планета превратиться в огромную свалку всего через несколько лет? Этот вопрос беспокоит всех, и воспитанники дошкольных групп не исключение.

Взрослые, не задумываясь, безраздельно выбрасывают мусор из окон автомобилей, бросают фантики от съеденных конфет на тротуары и дороги, тем самым демонстрируя негативный пример своим детям. Проблема загрязнения отходами нашей жизнедеятельности приводит к неконтролируемому размножению насекомых и грызунов, которые являются переносчиками множества инфекционных заболеваний.

 Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Если человек ощущает ответственность по отношению к своему окружению, он будет придерживаться простых правил, таких как выбрасывать мусор в мусорные баки, сортировать его и размещать в соответствующих контейнерах.

Мы полагаем, что для того, чтобы наши улицы и парки оставались чистыми, необходимо, чтобы дети уже с самого детства не только знали эти правила, но и понимали, почему они существуют.

Дети часто задают вопросы:

-Откуда берется мусор?

-Куда увозят мусор?

-Что произойдет, если мусор не будет убран?

-Что мы можем сделать, чтобы меньше мусора появлялось?

-Из чего состоит мусор?

Чтобы ответить на эти вопросы и попытаться решить проблему с мусором, был разработан долгосрочный образовательно-просветительский проект «Дели на три».


Паспорт проекта

Наименование проекта

Образовательно просветительский проект «Дели на три»

Тип проекта

Информационно-творческий

Организация

Адрес

МАДОУ № 11 «Ромашка» г. Южно-Сахалинска, ул. Ленина 306 Б

Разработчик проекта

Старший воспитатель Трубачева Елена Борисовна

Цель проекта

Систематизировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы родного края.

Задачи проекта

1.Дать детям представление о различных видах бытовых отходов, а также о возможных опасностях, которые они представляют для человека и живых организмов.

2.Сформировать понимание о целесообразности повторного использования бытовых и хозяйственных отходов.

3.Развивать экологическую культуру среди детей.

4.Воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка, квартиры, улиц города.

5.Повысить степень вовлеченности родителей воспитанников в образовательный процесс, способствующий развитию познавательной активности детей.

Срок реализации

Долгосрочный:

-1 этап: с 10.03.2024 по 10.04.2024;

-2 этап: с 11.05.2024 по 10.07.2024;

-3 этап с 11.07.2024 по 10.10.2024;

-4 этап с 11.10.2024 по 13.01.2024

Ожидаемые результаты

-у детей будут сформированы основные экологические знания и культура поведения на природе;

-дети научатся экспериментировать, анализировать результаты и делать выводы;

-повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

-пополнится развивающая среда в группах, способствующая усвоению новых знаний;

-понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;

-применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Участники проекта

-Старший воспитатель

-Воспитатели

-Родители

-Дети 4-7 лет

Обеспечение проекта

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Беседы для детей

Дидактические игры.

Трансляция проекта

Сайт МАДОУ № 11 «Ромашка»

Продукты проекта

Оформление стендов в группах «Дели на три»


Основные этапы реализации образовательно просветительского проекта «Дели на три»:

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

1 этап - подготовительный

Цель: постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта

Составление перспективного плана работы по реализации проекта.

Подбор наглядно – демонстрационного материала.

Сбор и анализ литературных источников по теме.

Подготовка родителей к работе над проектом.

Разработка папки-передвижки для родителей.

Разработка анкет для родителей.

Собран необходимый материал для работы в данном направлении.

Создана позитивная работа с родителями.

Первый этап

2 этап – практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Ежедневная работа с детьми:

-Экологические, подвижные, дидактические игры НОД

-Беседы

-Чтение и драматизация сказок

-Просмотр видеофрагментов

Реализован с детьми комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных, творческих способностей и поисковую активность детей и родителей.

Выявлены причины появления мусора;

Изучены способы сортировки, переработки и утилизации мусора.

Повысился познавательный интерес.

Обогатился словарный запас детей.

Родители стали участниками образовательного процесса.

Второй этап

3 этап - заключительный 

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Опрос детей и родителей.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Работа над проектом нашла продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе.

По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.


Перспективное планирование реализации образовательно просветительского проекта «Дели на три»

Направление работы

Цель

Задачи

Оборудование

Рекомендации

Сроки

Первый этап: с 10.03.2024 по 10.04.2024

Размещение наглядной информации в РППС группы по теме образовательно просветительского проекта «Дели на три»

Побудить в детях интерес к теме проекта.

Март 2024

Привлечение родителей к участию в образовательно просветительском проект «Дели на три», подбор информации, поиск иллюстраций

Вовлечь родителей в творческую совместную деятельность в рамках реализации образовательно просветительского проекта «Дели на три».

Март 2024

Анкета для родителей по вопросам экологического образования детей в семье

Март 2024

Экологическая беседа № 1

«Помогите природе»

Цель: формировать у дошкольников знания о

разнообразных видах деятельности по защите

природы.

Задачи: создать комфортную эмоциональную

атмосферу, вызвать у детей желание принять участие в

оказании посильной помощи природе.

Оборудование: демонстрационный материал «Береги

природу», дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Март 2024

Дидактическая игра «Живое – неживое»

Закреплять знания о живой и неживой природе.

Воспитатель

называет предметы живой и

неживой природы.

Если это предмет живой

природы, дети - машут руками,

если предмет неживой природы

- приседают.

Март 2024

Экологическая беседа № 2

«Мусор – хорошо или плохо»

Цель: дать детям представление о проблеме мусора в

городах.

Задачи: вызвать у детей желание не сорить на улицах

города, познакомить с новыми словами мусоропровод,

мусороприемник, пункт приема вторсырья.

Оборудование: презентация «Берегите наш город от

мусора», иллюстрации на тему: «Вещи из бросовых

материалов», сюжетные картинки

Апрель 2024

Чтение и драматизация экологической сказки: «Лучик солнца»

Воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.

Формирование экологической культуры детей.

Апрель 2024

НОД «Мусор Земле не к лицу»

Расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и

деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;

- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;

- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, эколог, волонтер);

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города;

- мотивировать к раздельному сбору ТБО.

Большой стол с набором "мусорных вещей"(стеклянные бутылочки и

жестяные банки, электрическая лампочка, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (сухарик, кожура банана). контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага, стекло, пластик, пищевые отходы). Выставка поделок из бросового материала.

Апрель 2024

Дидактическая игра «Природа и человек»

Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Игровой материал: мяч.

Рекомендации: воспитатель

проводит с детьми беседу.

«Что сделано человеком»?

спрашивает воспитатель и

бросает мяч.

«Что создано природой»?

спрашивает воспитатель и

бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на

вопрос. Кто не может вспомнить,

пропускает свой ход.

Апрель 2024

-2 этап: с 11.05.2024 по 10.07.2024;

Папка-передвижка для родителей «Природа в жизни вашей семьи»

Приобщать родителей к экологической культуре.

Май 2024

Настольно-печатная игра «Сортировка мусора»

Закреплять знания о правильной утилизации мусора.

Май 2024

Беседа «Мусор – хорошо или плохо»

Дать детям представление о проблеме мусора в городах.

Вызвать у детей желание не сорить на улицах

города, познакомить с новыми словами мусоропровод,

мусороприемник, пункт приема вторсырья

Презентация «Берегите наш город от

мусора», иллюстрации на тему: «Вещи из бросовых

материалов», сюжетные картинки

Май 2024

Выставка рисунков в группе «Береги планету от мусора!»

Создать условия для получения детьми знаний и умений в совместной деятельности с родителями.

Май 2024

Разработка Лэпбука «Экология»

НОД «Враг природе — мусор»

Закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе.

-Формировать навыки практического взаимодействия с мусором: умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора;

-Дать представления о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора;

-Развивать речь воспитанников: обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление;

-Воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.

Различные виды мусора: конверт с письмом, проектор с 4 картинками; 4 банки: с чистой водой и 4 с грязной, в которой плавает мусор; 4фильтра; 3 контейнера с обозначением вида мусора: пластик, алюминий, бумага; мусорная поляна; бумажные и влажные салфетки.

Июнь 2024

Дидактическая игра «Да-нет»

Развивать экологическую культуру.

Рекомендации: воспитатель

предлагает детям ответить на

выражения, хорошо это или

плохо.

1. Свалки нужны для сбора

мусора. (да)

2. Свалки загрязняют землю,

воздух, воду. (да)

3. На свалках много крыс и

бездомных собак. (да)

4. Рядом со свалкой можно жить

человеку. (нет)

Июнь 2024

Чтение и драматизация экологической сказки: «Почему речка обиделась?»

Воспитать бережное отношение к планете и ее ресурсам.

Июнь 2024

Экологические раскраски «Мы природу бережем»

Июнь 2024

-3 этап с 11.07.2024 по 10.10.2024;

Оформление стенда «Что нельзя делать на природе

Июль 2024

Беседа: «Стихийные свалки вредят нашему здоровью»

Рассказать о вреде свалок для природы и человека.

Приучать детей к ответственному отношению

к природе, вызвать у детей желание заботиться о своем

здоровье.

Демонстрационный материал

«Городские свалки», магнитная доска, магниты,

мнемосхемы, картонные стрелки

Июль 2024

Экологические стихи «Не надо мусорить в лесу, прогулка»

Июль 2024

Дидактическая игра «Выбери нужное»

Закреплять знания о природе.

Игровой материал: предметные

картинки.

Рекомендации: на столе

рассыпаны предметные

картинки. Воспитатель

называет какое – либо свойство

или признак, а дети должны

выбрать как можно больше

предметов, которые

этим свойством обладают.

Например: «зеленый»-это могут

быть картинки листочка, огурца,

капусты кузнечика.

Июль 2024

Экологическая сказка «Лиса и заяц»

Август 2024

Экологические облачка

Август 2024

Беседа «Как люди избавляются от мусора»

Рассказать о способах избавления от мусора.

-Учить детей быть экономными и

бережливыми, отзывчивыми;

-вызвать у детей желание

не выбрасывать в мусор игрушки и книги, которые

еще можно отремонтировать

Демонстрационный материал

«Переработка мусора»

Август 2024

Настольно-печатная игра «Экологическая тропа»

Развивать интерес детей к теме проекта.

5 неделя

Игра-ходилка одна из популярных настольных игр и детей и у взрослых. Играя в эту настольную игру, можно очень весело провести время.

Правила:

1. Играть можно от 2 до 4 игроков. Перед началом игры распечатайте игровое поле.

2. Игра начинается с надписи «Старт» и заканчивается на надписи «Финиш».

3. Игроки по очереди бросают кубик и делают ходы.

4. Встав на круг со стрелкой, игрок переходит по стрелке вверх или вниз.

5. Выигрывает тот игрок, кто первый доберется до финиша.

6. Доп. правила - попадая на нарисованный значок, игрок делает ходы вперед или назад в соответствии с экологической ситуацией:

Август 2024

НОД «Мусору здесь не место!»

Закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе и о проблеме утилизации мусора.

-Формировать навыки практического взаимодействия с мусором: умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора;

-Закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора;

-Развивать познавательный интерес, логическое мышление, наблюдательность, внимание.

Воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.

2 контейнера: с чистой водой и с грязной, в которой плавает мусор; 3 контейнера с обозначением вида мусора: пластик, железо, бумага; 2 поддона с почвой: на одном –почва с травой и с цветами, на другом - пожухлая трава под мусором; для эксперимента: одноразовые стаканчики 2 шт., фильтр (воронка с ватой)-по количеству воспитанников; д/игра «Сортируем мусор правильно»

Сентябрь

2024

Чтение и драматизация экологической сказки: «Сказка старого дуба»

Воспитание любви к родной природе, её красоте.

Сентябрь 2024

Игра - викторина

«Мы с природой дружим – мусор нам не нужен!»

Сформировать у детей понятия о значимости чистоты природы.

-расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов;

-совершенствовать у воспитанников работу в команде и развивать дружеское взаимоотношение;

-воспитывать в детях культурное поведение к природе, соблюдать чистоту и порядок.

Участники: воспитанники второй старшей группы.

Оборудование: плакаты, раскраски, цветные карандаши, игра «Рассортируй мусор», фишки

Сентябрь 2024

Экологическая сказка «Лесная история»

формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней

Сентябрь 2024

-4 этап с 11.10.2024 по 13.01.2024

Дидактическая игра «Береги природу»

Экологическая настольная игра — ходилка

«Экологическая тропа» (Приложение 1)

Закреплять знания детей об охране объектов природы.

Игровой материал: картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д., фишки.

Рекомендации: «Ребята,

посмотрите внимательно на эти картинки. Что вы видите? - (Дети отвечают). Это все есть в

природе. А сейчас представьте, что вдруг не стало ни одного

насекомого. Что будет птицами, с животными, с человеком, с растениями?

Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Октябрь 2024

Видеорассказы природа

Октябрь

2024

Экологическая беседа «Береги воду»

Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям,

что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и

средств.

Октябрь 2024

Экологические раскраски

Октябрь 2024

Экологические стихи детям «Окружающая среда», «Береги землю»

Ноябрь 2024

Квест-игра по экологии

«Путешествие Знайки и его команды»

Формирование учебной мотивации в ходе деятельности по

прохождению квеста.

-формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;

-активизировать словарный запас;

-развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;

-расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;

-воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;

-доставить детям радость, удовольствие от выполнения совместных заданий, согласовывать свои действия для достижения общей цели.

-5 конвертов (каждое с ключом - заданием);

-Запись «сообщение от Земли»;

-Различные предметы для игры «Собери рюкзак»;

-Картинки с лекарственными растениями;

-Маски-ободки: растение, растительноядное животное, хищник;

-2 контейнера с опознавательными знаками: бумага, пластик;

-Ватман, кисточки, акварель.;

-подарок детям (медали – «Эколята»).

Ноябрь 2024

Экологическая беседа «Против мусора и грязи!»

Формирование навыков экологически грамотного поведения в природе,

умения прогнозировать последствия своей деятельности

-Формирование желания жить в чистой окружающей среде и оказывать

посильную помощь в очищении её от мусора.

-Знакомство с вариантами вторичного использования пластикового, бумажного

и стеклянного мусора.

-Развитие воображения: превращение ненужного мусора в новое (поделка)

Ноябрь 2024

Поделки из бросового материала

Ноябрь 2024

Экологические стихи «Берегите землю»

Декабрь 2024

Экологическая беседа

«Эти полезные и вредные бытовые

отходы»

Познакомить с проблемами загрязнённости бытовыми отходами природы

-Показать детям возможность использования бытовых отходов для

изготовления поделок.

-Учить детей с удовольствием мастерить, развивать творческие способности.

-Побуждать детей к проявлению бережного и заботливого отношения к

природе родного края

Декабрь 2024

Создание дидактических игр из бросового материала

Декабрь 2024

Квест-игра по экологии

«Путешествие Знайки и его команды»

формирование учебной мотивации в ходе деятельности по

прохождению КВЕСТА.

•формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;

•активизировать словарный запас;

•развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;

•расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;

•воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;

•доставить детям радость, удовольствие от выполнения совместных заданий, согласовывать свои действия для достижения общей цели.

Январь 2025


Список использованной литературы

1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2.Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

3. Беляева Л. М., Технологии декоративно-прикладного творчества. Часть 1. – М.: Издательство «Традиция», 2012. – 74 с.

4. Давыдова Г.Н., Поделки из бросового материала. Выпуск 1. – М.: Скрипторий 2003, 2012. – 80 с.

5. Корчинова О. В., Детское прикладное творчество. – М.: Феникс, 2007. –108 с.

6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

7. Чижевский А. Е., Я познаю мир: Экология. – М.: АСТ, 1998. – 432 с. 5. Цамуталина Е.Е., 100 поделок из ненужных вещей. – М.: Академия искусств, 1999.– 191 с

8. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования" (2024-2025 уч.год)

Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"...

Долгосрочный проект 2024- 2025 уч.год

Долгосрочный проект 2024- 2025 уч.год....

Долгосрочный проект в средней группе «Юные исследователи» 2024 – 2025 гг.

Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами....

ПРОГРАММА дополнительного образования «Развивай-ка» для детей 3-4 лет на 2024-2025 учебный год

ПРОГРАММАдополнительного образования«Развивай-ка»для детей 3-4 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год

Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика длямалышей» (далее – Программа) разработана в целях финансовогопросвещения детей старшего дошкольного возраста. Тр...

Перспективный план работы с родителями детей второй младшей группы на 2024-2025 учебный год

Цель: Создать условия для формирования ответственного взамоотношения с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей....

Программа дополнительного образования «Говорящие пальчики» для детей 3-4 лет на 2024-2025 учебный год

Наименование дополнительной образовательной услугиПрограмма кружка дополнительного образования «Говорящие пальчики». Основание для разработки программыЗакон «Об образовании&raqu...