Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_6.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к критериям 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
«Путешествие в Антарктиду»
воспитателя Пуленец Любови Федоровны
2013-2014 учебный год
Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- развивать умения пользоваться мнемотаблицами;
- развивать речь, обогащать словарный запас (слова: полярник, айсберг, ледник, материк, океан);
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи;
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото»;
- аппликация на тему «Пингвины»;
- рисование на тему «Антарктида»;
- лепка на тему «Пингвины».
Оборудование и материалы:
- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, посылка;
- видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;
- емкость с водой (аквариум), лед, салфетки – опыт со льдом «Айсберг»;
- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой;
- карточки, карандаши для игры «Кто, где живет ».
Ход НОД:
Слайд № 1 – фон
( Посылку дети получили перед занятием )
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам принесли посылку и мы с вами договорились открыть ее на занятии, а вот и посылка ( на столе
посылка ).
- Вы хотите узнать, что в ней находится? (да). Давайте откроем, а как? – (ответы детей: разрезаем скотч, открываем посылку). Помогите мне, пожалуйста. Спасибо.
- Что это? (воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это?, кроме видеописьма) – дети перечисляют предметы (карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки ).
Воспитатель: Как вы думаете, кому они могут принадлежать все эти вещи? (человеку для путешествий в холодные места).
Почему именно в холодные места? (в посылке лежат теплые вещи).
Воспитатель: (берет в руки карту). Что это? (Карта)
Воспитатель: для чего? (чтобы знать, где находится место, куда человек поедет).
Воспитатель: (берет в руки компас). Это что? (компас)
Воспитатель: для чего он нужен? (определять направление движения).
Воспитатель: (достает и показывает аптечку). А это что такое? (аптечка)
Воспитатель: для чего нужна аптечка? (чтобы оказать помощь себе или другу).
Воспитатель: (берет в руки темные очки). Что это? (темные очки)
Воспитатель: для чего нужны темные очки? (защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой).
Воспитатель: (достает и показывает варежки, шапка, шарф). Что это? (дети поочередно называют варежки, шапка, шарф – теплые вещи).
Воспитатель: для чего нужны теплые вещи? (чтобы одеться потеплей и отправиться путешествовать туда, где холодно).
Воспитатель: Ребята, здесь еще видеописьмо ( воспитатель достает и показывает диск ), давайте посмотрим его.
Слайд № 2 - Фото полярника ( запись голоса полярника на магнитофоне )
Здравствуйте, дорогие ребята из города Армавира! Меня зовут Иван Николаевич Петров. Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда – нибудь, видели удивительное явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть? Приглашаю вас посмотреть на это чудо природы! Но, прежде чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды. Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние (дети смотрят слайд и слушают видеописьмо).
Воспитатель: Ребята, вы посмотрели видеописьмо от Иван Николаевича, рассмотрели вещи в посылке, так кому же принадлежат все эти вещи?
(ученому - полярнику).
Воспитатель: Ребята, как можно больше узнать о чем - то, не выходя из группы? При помощи чего? (у экрана телевизора, компьютера, рассматриваем книги, альбомы).
Воспитатель: На каком материке мы живем? (Евразия ).
Воспитатель: Ангелина, покажи, пожалуйста, на глобусе.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится Антарктида? ( Антарктида находится на Южном полюсе). Кто мне покажет, где это? (ребенок показывает Антарктиду на глобусе ). Молодцы, а теперь посмотрите, пожалуйста, на экран.
Слайд № 3 - Антарктида
Воспитатель: Каким цветом отмечена Антарктида? (белым!)
Воспитатель: Что означает белый цвет? (снег, лед, холод)
Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.
Слайд № 4 – таблица, открылась 1 картинка – Антарктида
Воспитатель: Первую загадку мы отгадали, следующая загадка Антарктиды
Слайд № 5 - Айсберги
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? ( Айсберги)
Воспитатель: Откуда появились эти ледяные громады? ( Они откололись от ледника)
Воспитатель: Опасны ли айсберги? Для кого? (большую опасность айсберги представляют для кораблей.) Почему?
Воспитатель: Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.
Опыт со льдом:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? ( Лед легче воды)
Воспитатель: Где находится большая часть льда?
Дети: Под водой.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? ( Айсберги опасны для кораблей). Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру « Хорошо или плохо?»
(лед хорошо – можно заморозить продукты, чтобы не испортились; пить воду, добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо - упадешь, поломаешь ногу, руку; провалиться и утонуть; холодно – простынешь).
Слайд № 6 – таблица, открылись 2 картинки – Антарктида и Айсберги.
Воспитатель: Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде? (нет, там только станции на которых работают ученые, полярники).
Воспитатель: Кто такие полярники? ( Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).
Воспитатель: Что они делают в Антарктиде? (наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю)
Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди, решившие отправиться работать на такой холодный материк? Внимание на экран. Слайд № 7 – человечки – качества полярников.
Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, выносливые – настоящие герои, готовые бороться с любыми трудностями, смелые, внимательные, наблюдательные, быстрые, спортивные ). Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым, полярникам, мы знаем о погоде, жизни в Антарктиде.
Воспитатель: Полярники смелые, сильные, спортивные люди, но и мы не отстаем, мы тоже любим спорт, давайте мы с вами немного разомнемся
( дети делают физминутку ):
Физминутка: Чтобы сильным, ловким стать, зарядку надо повторять:
Руки вверх, руки вниз, снова вверх и снова вниз,
Наклон вправо, влево, вперед, назад, много, много раз подряд.
Раз – присели, два – мы встали, Снова сели, снова встали.
И как мячик поскакали.
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
мы руки подаем – идем, идем, идем. Один за всех, все за одного.
Слайд № 8 - таблица, открылись 3 картинки - Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников.
Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Как вы думаете, есть ли в Антарктиде живые существа? (да). Назовите их
( животные - тюлень, морской котик; птицы, рыбы)
Слайд № 9 Тюлень и морской котик
Воспитатель: - Кто это? ( Животные). Назовите их (тюлень, морской котик).
Воспитатель: - Кто это? (морской котик). Покажи.
Воспитатель: - Кто это? (тюлень). Покажи.
Воспитатель: - Почему вы решили, что это животные? Чтобы вам было легче рассказывать, я предлагаю вам такую таблица ( дети рассказывают по мнемотаблице ). Чем они похожи? (дети рассказывают по мнемотаблице – оба животные, у них есть морда, тело покрыто короткой густой шерстью, есть ласты, хвост, У тюленя и у морского котика рождаются живые детеныши, покрытые короткой, густой шерстью, оба кормят детенышей молоком).
Воспитатель: Вы знаете, что ученые прозвали котика пятнистый морской леопард. Как вы думаете, почему? (за его окрас – пятнышки на теле).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Кто, где живет ». Для этого вам нужно пройти за столы.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на карточки и расселите животных кто, где живет, карандашом проведите линию от животного к месту его обитания (за столами, у каждого ребенка карточка и карандаш). А сейчас перепроверьте друг друга и помогите товарищу (работа в парах: дети перепроверяют друг друга ). Молодцы! Подойдите все ко мне. Внимание на экран. Еще одну загадку Антарктиды вы отгадали.
Слайд № 10 - таблица, открываем 4 картинки: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные.
Слайд № 11 – пингвины, поморник, буревестник, альбатрос.
Воспитатель: Кто это? (птицы). Назовите их (пингвины, поморник, альбатрос, буревестник). Почему это птицы? Вам поможет таблица ( рассказ по мнемотаблице - У птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть две лапы, высиживают яйца ).
Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то для чего же им нужны крылья? (чтобы плавать).
Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? ( Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – за столы.
опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? (капли воды скатываются с рук). Тоже самое, происходит с перьями пингвина. Какай вывод мы можем сделать?
Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира. Молодцы, подойдите все ко мне. Посмотрите на экран.
Слайд № 12– детский сад пингвинов
Воспитатель: Ребята, пингвин – это удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и высиживают, растят птенцов. Пингвин – птица, которая высиживает яйцо на лапках, яйцо попадает в пуховый карман, который находится в складках между лапками и брюхом, даже когда пингвин передвигается, птенец находится в тепле, он под надежной защитой папы.
У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком суровом крае.
Мы отгадали еще загадку Антарктиды.
Слайд № 13 - таблица, открываем 5 картинок: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные, птицы.
Воспитатель: Ребята, осталась одна загадка. Посмотрите на экран.
Слайд № 14 - День.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (день). Как вы это определили? (светит солнце, дети играют, птички летают…)
Слайд № 15 - Ночь.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (ночь). Как вы это определили? (темно, на небе светит луна, звезды…)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи.
Слайд № 16 - День - Ночь.
Полярники работают и в темное время суток.
Слайд № 17- таблица, открываются 6 картинок: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные, птицы, день, ночь.
Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды. Так что же такое АНТАРКТИДА?- (дети рассказывают по слайду № 17– Раскрыты все картинки)
1. Антарктида – находится на Южном полюсе, покрыта толстым слоем льда и снега, там очень холодно;
2. В океане около Антарктиды можно встретить айсберги, которые опасны для кораблей;
3. В Антарктиде люди постоянно не живут, здесь работают ученые, полярники. Это умные, сильные, любознательные, спортивные, трудолюбивые люди. Они наблюдают за погодой, жизнью в Антарктиде.
4. В Антарктиде живут животные: тюлень, морской котик, морской слон. Они имеют ласты, тело покрыто короткой густой шерстью, тело овальной формы. Все животные хорошо плавают, глубоко ныряют, любят рыбу. У них рождаются живые детеныши, их кормят молоком.
5. В Антарктиде живут птицы: пингвины, поморник, буревестник. Пингвины не летают, но хорошо и быстро плавают. Поморник, буревестник воруют яйца и птенцов у пингвинов.
6. В Антарктиде короткий полярный день, длинные полярные ночи…
В Антарктиде уже наступает полярная ночь, и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.
Слайд № 18 – Видео – Слайды Полярное Сияние. Красота небесного свечения!
Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей прочитать в энциклопедии.
Воспитатель: Чем же вам понравилось волшебное явление? (блестит как бриллиант, искрится ка снежок на солнышке, мерцает как звездочка)
Воспитатель: Какое сияние? (сверкающее, блестящее, красивое)
Воспитатель: Какие чувства вы испытывали? (радость, удивление, восхищение).
Воспитатель: Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду? Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. Молодцы, вы мне очень понравились:
( Семен, Виталик очень интересно рассказали про пингвинов, Лиля, Камилла интересно рассказали об Айсбергах; - хвалю каждого ребенка не только за результат, но и за деятельность в работе ). Спасибо за помощь в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной старше – подготовительной к школе группе “Путешествие в страну Здоровья”
Цель: Развитие речи детей Формирование знаний детей о здоровом образе жизни.Задачи:Совершенствовать артикуляционной аппарат. Расширять активный словарь. Развивать внимание, мышлен...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе "Состав числа 3"
Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе "Состав числа 3" по программе "Детство"....
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в мини музей Городца"
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Тема: Игра-путешествие «Сказочный, загадочный подводный мир…»
Способствовать активизации познавательной, исследовательской деятельности, логического мышления через интеграцию образовательных областей.Закреплять представления детей об обитателях подводного мира, ...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «ОГОНЬ друг, огонь - враг»
беседа о безопасном обращении с пажароопасными предметами...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитии в подготовительной к школе группе «Путешествие по России».
quot;Путешествие по России" с детьми...