Проэкт "Хлеб всему голова"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект

«Хлеб всему голова»

Старший возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Проект

Тема: «Хлеб – всему голова»

Разработала:  воспитатель Л.В. Лисицина

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 1 месяц (октябрь)

 

Цели: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова».

 

Задачи:

- формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб; Подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий;

- дать сведения о том, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависит от формы выпечки, используемых продуктов и способа изготовления; человек должен учиться делать всё сам;

- прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;

- развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, мелкую моторику рук;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; обогащать словарный запас;

- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделят больше внимания для комплексного изучения природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести к своему столу?

Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием зерна и муки в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарного знания окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

 

Содержание проекта.

 

1 ООД: «Из чего делают хлеб», «Как хлеб растёт», «Путешествие колоска»

2 Беседы: «Как мы можем беречь хлеб», «Какие бывают виды хлеба», «Почему надо беречь хлеб», «Злаки, какие они?», «Что вы знаете о хлебе».

3 Рассказ воспитателя «Как хлеб на стол пришёл.

4 Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».

5 Рассматривание колосьев и зёрен злаковых культур.

6 Составление рассказа «Как я помогал маме выпекать булочки».

7 Чтение украинской народной сказки «Колосок», «Сказка о пшеничном колоске»; стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла», В. Нестеренко «О чём мечтают зёрна»; рассказа К. Ушинского «Хлеб», Я. Тайца «Всё здесь», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришёл».

8 Инсценировка украинской народной сказки «Колосок».

9 П/ «Каравай», «Пахари и жнецы».

10 М/П игра «Печём пироги», «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

11 Д/и «Что сначала, что потом».

12 С/р игра «Хлебный магазин», «Пекарь».

13 Составление сказки «Путешествие колоска».

14 Знакомство с пословицами о труде.

15 Загадывание и разгадывание загадок.

16 Разучивание стихотворения И. Гамазкова «Хлеб».

17 Домашнее задание «Экскурсия с родителями в хлебный магазин».

18 Академия домашних волшебников «Заводим тесто».

19 Рисование «Как хлеб на стол пришёл».

20 Лепка «Хлебобулочные изделия».

21 Наблюдение за трудом пекаря «Как пекут пироги»

22 Экспериментирование «Как получить тесто из муки»

 

Предполагаемые результаты

В ходе проектирования дети:

- знают, как хлеб на стол пришёл; названия хлебобулочных изделий; профессии людей, принимающих участие в процессе производства хлеба; как получают муку; выпекают хлеб;

- проявляют познавательные способности;

- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- способны определять возможные методы решения проблемы с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно;

- готовы к индивидуальному самовыражению;

- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности; совершенствуют мелкую моторику рук.

Литература:

- М. Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

- Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»

- И. Л. Саво «Планирование работы по экологическому воспитанию»

- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»

- В. Ю. Дьяченко «Окружающий мир».

- Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»

- В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие»

- Т. А. Шорыгина «Беседы о хлебе», «Злаки. Какие они?»

 

Структура проекта

1 неделя

1 Беседа на тему «Что вы знаете о хлебе».

Формировать представления о том, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий. Развивать любознательность, мышление, диалогическую речь, внимание. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

2 Лепка «Хлебобулочные изделия»

Учить лепить девочку баранки, булочки, лепёшки, закреплять приемы лепки (раскатывания, приглаживания, соединения). Развить воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к процессу производства хлеба.

3 Чтение рассказа К. Ушинского «Хлеб»

Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб.

4 Рассматривание картины «Хлеб»

Учить составлять рассказ на тему картины, подбирать наиболее точные определения при описании предметов в натюрморте, использовать в речи сравнения и синонимы. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

5 Словесная игра «Телефон» («Хлеб»)

Расширять знания детей о хлебе, активизировать лексический словарь. Упражнять в названии хлебобулочных изделий; развить слуховое внимание. Воспитывать у детей культуру поведения.

6 П/и «Каравай».                                                                                                                 Активизировать двигательную и речевую активность детей. Развивать умение двигаться в соответствии со словами.

7 С/р игра «Хлебный магазин».

Расширять знания о многообразии хлебобулочных изделий, закреплять умение распределять роли, вести ролевую беседу, выполнять роль продавца и покупателя, разворачивать сюжет игры. Воспитывать уважение к людям труда.

8 Загадки о хлебе.                                                                                                                           Закреплять знания о жанровых особенностях загадок. Формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Учить составлять загадки с использованием образных выражений, подбирать по смыслу прилагательные и глаголы. Воспитывать интерес к художественной литературе.

9 Составление рассказа «Как я помогал маме выпекать булочки».                                                         Учить составлять рассказ о своих личных впечатлениях. Развивать умение отбирать для рассказа интересные факты и события, подбирать подходящие по смыслу определения.

 

Рассмотрение альбома «Хлебобулочные изделия»

- закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий, развить внимание, воображение.

Рисование карандашами «Хлебобулочные изделия»

 - развить творческое воображение, цветовое восприятие, мелкую моторику рук.

Н/п «Времена года»

-закреплять знания детей о временах года, о том когда убирают урожай с полей, развить внимание, память, умение играть вместе.

Рассматривание картины «Натюрморт «Хлеб»                                                                    закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий, развивать интерес к произведениям живописи. Составление загадок о хлебе «Я загадаю, ты отгадай» Упражнять в составлении загадок с использованием образных выражений, развивать мышление, воображение, связную речь.

2 неделя

1 Беседа «Как хлеб растёт».

Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Развивать связную речь, обобщать словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

2 Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».                                                              Знакомить с пейзажной живописью. Учить описывать русский пейзаж, правильно воспринимая и чувствуя настроение природы на картине. Упражнять в использовании в речи определений, сравнений синонимов.                                                                                               3 Рассматривание колосьев и зёрен злаковых культур

Формировать представление о злаках (пшеница, рожь, о пшеничном и ржаном хлебе. Учить распознавать рожь и пшеницу по их характерным особенностям. Развивать любознательность, мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

4 Чтение «Сказка о пшеничном зёрнышке».

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Закреплять умение чувствовать понимать и воспроизводить образный язык сказки. Развивать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

5 Рисование красками «Хлебное поле».

Учить подбирать различные цвета красок, рисовать колосья ржи и пшеницы, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание, различать по цвету небо, погоду и время суток.                                                                                                                                                    6 Разучивание стихотворения И. Гамазкова «Хлеб».                                                                      Учить читать наизусть стихотворение, развить слуховое внимание, память, умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Воспитывать интерес к художественной литературе.                                                                                                                    7 Д/и «Узнай профессию».                                                                                                         Закреплять знания о профессиях, упражнять в назывании сельскохозяйственных профессий. Воспитывать уважение к людям труда.                                                                                       8 Словесная игра «Скажи иначе».                                                                                                  Упражнять в подборе синонимов, расширять словарь, активизировать в речи прилагательные.                                                                                                                                           9 П/и «Пахари и жнецы».                                                                                                                    Учить выполнять действия в соответствии с текстом, активизировать двигательную активность.

Рассматривание пшеничного колоска

развивать интерес к злаковым культурам, умение выделять отличительные особенности пшеничного колоска, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Рисование красками «Пшеничный колосок»

закреплять представление о пшеничном колоске, развивать изобразительные умения.

Н/п игра «Профессии»

расширять представления о профессиях, закреплять знания о сельскохозяйственных профессиях.

Аппликация «Хлебный колосок»

закреплять представление о пшеничном колоске, развивать изобразительные умения, мелкую моторику рук.

Рассмотрение альбома «Как растёт хлеб» -

закреплять знания о пути хлеба от поля до стола, развить воображение.

Д/и «Разрезные картинки»

развивать умение сравнивать, обобщать предметы, составлять целое из частей, воспитывать любознательность.

3 неделя

1 Беседа «Как хлеб на стол пришёл»

Дать детям понятие о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания; закреплять знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

2 Наблюдение за трудом пекаря «Как пекут пироги»

Познакомить с технологией приготовления пирогов. Понаблюдать, как готовят тесто из пшеничной муки.

Развивать наблюдательность, интерес к процессу производства пирогов. Воспитывать уважение к труду пекаря.

3 МПИ «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

Закреплять представление о выращивании и производстве хлеба. Развивать умение мимикой и жестом изображать задуманное действие, внимание, выдержку, мышление; активизировать двигательную активность, умение двигаться по сигналу.

4 Д/и «Что сначала, что потом».

Закреплять знания об этапах выращивания и производства хлеба. Развивать мышление, внимание, связную речь. Воспитывать любознательность.

5 Инсценировка украинской народной сказки «Колосок»

/настольный театр/. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров. Развивать интонационную выразительность речи, творческое воображение, мышление.

6 Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла».

Учить осмысливать содержание стихотворения, понимать языковые выразительные средства. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

7 Словесная игра «Цепочка слов» /Хлеб/

Расширять знания детей об окружающем мире, активизировать лексический словарь, умение подбирать соответствующие прилагательные. Развивать слуховое внимание. Воспитывать у детей культуру поведения.

8 Музыкальная игра «Песенка колоска» (игра на музыкальных инструментах колокольчик, треугольник)

Развить музыкальный слух, слуховое внимание. Расширять знания о музыкальных инструментах. Создать радостное настроение.

9 Пересказ рассказа Я. Тайца «Всё здесь».

Учить передавать литературный текст без помощи вопросов воспитателя, подбирать подходящие по смыслу определения. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к производству хлеба.

Лепка из пластилина «Хлебобулочные изделия»

закреплять умения лепить предметы круглой и овальной формы, используя приемы сглаживания, развивать творческое воображение.

Составление рассказа «Как хлеб растёт»

- развивать связную речь, умение составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Рассматривание пшеничного колоска развивать наблюдательность, создать радостное настроение.

С/р игра «Хлебный магазин».

закреплять умение распределять роли, вести ролевую беседу, выполнять роль продавца и покупателя, разворачивать сюжет игры, воспитывать уважение к людям труда.

П/и «Каравай»

активизировать двигательную и речевую активность детей. Развивать умение двигаться в соответствии со словами.

 

4 неделя

1 Экспериментирование «Как получить тесто из муки»

Учить детей выявлять свойства воды и муки, делать выводы, аргументировать их. Развить исследовательские действия, мышление, воображение. Воспитывать любознательность.

2 Ситуация «Печём пирожки»

Закреплять приемы работы с тестом, развивать желание делать хлеб своими руками, расширять знания о свойствах теста. Воспитывать трудолюбие.

3 Игра-имитация «Печём пироги»

Учить выражению различных эмоций. Закреплять этапы производства хлеба. Воспитывать выдержку, дружелюбие.

4 Театрализованная деятельность. Показ украинской народной сказки «Колосок»

Учить детей интонацией передавать характеры героев. Развивать выразительность речи. Воспитывать интерес к сказочным персонажам.

5 Оформление альбома «Хлеб – всему голова»

Закреплять и конкретизировать представления о выращивании и производстве хлеба путём сюжетного рисования. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

6 Словесная игра «Найди хлебобулочное изделие по описанию»

Учить составлять короткий описательный рассказ. Развивать связную речь, внимание, умение подбирать прилагательные в соответствующем роде и числе. Воспитывать умение слушать друг друга.

7 Составление сказки «Путешествие колоска»

Учить составлять сказку на заданную тему. Систематизировать знания о выращивании и производстве хлеба. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

8 Беседа «Почему надо беречь хлеб».

Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Развивать мышление, воображение, связную речь. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

9 Чтение рассказа А. Мусатова «Как хлеб на стол пришёл»

Учить осмысливать содержание рассказа, понимать языковые выразительные средства. Формировать представления о том, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

10 Составление альбома «Пословицы и поговорки о хлебе, о труде».

Закреплять знания о жанровых особенностях пословиц. Учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. Формировать навыки связной речи. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

 

Рассматривание альбома «Хлеб – всему голова»

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда.

Составление книги «Путешествие зёрнышка».

закреплять знания о росте хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу.

С/р игра «Пекарь»

закреплять этапы производства хлеба,

умение выполнять роль пекаря, разворачивать сюжет игры, воспитывать уважение к людям труда.

Составление выставки «Хлебное поле».

закреплять знания о росте хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Придумывание сказки о хлебе

развивать творческое воображение, мышление, связную речь.

Словесная игра «Цепочка слов» /Хлеб/

активизировать лексический словарь, умение подбирать соответствующие

прилагательные, закреплять знания о производстве хлеба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продукт проектной деятельности

Альбом « Хлеб всему голова»

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Откуда пришёл хлеб?»

- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

- А в магазин как попал? – Из пекарни.

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

-Из чего пекут хлеб? – Из зерна.

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

- Откуда пшеница? – Выросла в поле.

- Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.

- А что они делают? – Хлеб убирают.

Игра «Посчитай»

Один колос, два…, три…, четыре…., пять…

Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять…

Игра «Узнай профессию»

Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

Кто работает на мельнице? (Мельник.)

Кто работает в пекарне? (Пекари.)

Игра «Родственные слова»

Назовите хлеб ласково. (Хлебушек).

Назовите крошки хлеба. (Хлебные крошки).

Вкусный и полезный квас из хлеба. (Хлебный квас).

Посуда для хлеба. (Хлебница).

Человек, который  выращивает хлеб. (Хлебороб).

Прибор для резания хлеба. (Хлеборезка).

Завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод).

Книжка малышка «От зернышка к хлебу

 

Детские сказки о хлебе

Сказка «Ароматный хлеб»
Жила-была одна семья. Вот как-то все поразъехались, остались в доме лишь бабка и внучек  Петя. Умный мальчик был. Бабка напекла хлеба, устала и прилегла, вскоре уснула, а Петя подошел к столу, где лежал хлеб и стал он разговаривать с хлебом.

— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел. Там Картошка растёт, морковь, лук, ни тебя, ни булочек, ни батонов, ни караваев я там не встречал. А я внимательно смотрел. Откуда ты к нам пожаловал, Хлебушко?

—  Вырос я из маленького зёрнышка.

И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.

— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.

 

Сказка о девочке, которая не ела хлеб.                                                                              Жила была одна девочка, она очень любила все вкусное. Она любила колбасу. Она любила сыр. Она любила котлеты. А хлеб она не любила, потому что ей все время говорили: «Ешь с хлебом!» А хлеб ведь невкусный. Его есть совсем неинтересно. Так думала маленькая девочка. И она почти не ела хлеб за чаем и за обедом. И даже за ужином. Она делала из хлеба шарики, оставляла корки на столе, прятал хлеб под скатертью и говорила, что уже съела весь свой хлеб. Но это была неправда. Она твердо решила, что когда вырастет большой, то вовсе не будет есть хлеба. И своих детей тоже никогда не будет заставлять есть хлеб. «Ах, как будет хорошо без хлеба! – думала девочка. Напрасно дедушка и бабушка и многие другие говорили ей, что она ошибается. Они говорили ей, что хлеб очень полезен. Они говорили, что если человек не ест хлеба, он может заболеть. Но она все равно не любила хлеб. И однажды произошел ужасный случай. Как-то раз бабушки и дедушки не было дома. Девочка опять не стала есть хлеб. Тогда мама ей сказала:
 – Сейчас же ешь хлеб, а то ничего больше не получишь! Тогда маленькая сказала:
– Я хлеба не хочу.
А мама сказала:
– Нет, хочешь!
А маленькая девочка сказала:
– Нет, не хочу!
И  бросила хлеб на пол. Тогда мама так рассердилась, что даже ничего не сказала ей. И это было очень страшно. Она смотрела и молчала. А потом все-таки сказала:
 – Ты думаешь, ты хлеб бросила? Я тебе сейчас скажу, что ты бросила. Учат тебя и писать, и читать. А как хлеб родится, не учат. Люди на тебя работают, хлеб растят, а ты его наземь. Эх, ты! Не хочу я на тебя смотреть! Маленькая легла спать. Утром, когда она проснулся, то узнала, что ее на весь день оставили без хлеба, без хлеба ее оставили в первый раз в жизни. Это придумала мама. Она очень хорошо придумала. Утром маленькая ела сыр без хлеба. Это было вкусно. Она быстро все съела. Без хлеба она не наелась. Она еле дождалась обеда. Но котлеты без хлеба тоже ей не помогли. Весь день ей очень хотелось хлеба. На ужин была яичница. Без хлеба она была совсем невкусная.
 Над девочкой все смеялись и говорили, что не дадут ей хлеба целый год. Но утром ей дали хлеба. Этот хлеб был очень вкусный. Никто ничего не сказал, но все смотрели, как она его ела. И маленькой девочке было очень стыдно. И с тех пор она всегда ела хлеб. И никогда больше не бросала его на пол.

Выставка рисунков «Хлеб всему голова»

 

 

Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_vsemu_golova.docx759.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7

г. Кропоткин

Проект

«Хлеб всему голова»

Старший возраст

   Подготовила  воспитатель МБДОУ д/с. к/в№7

Лисицина Л.В.

Проект

Тема: «Хлеб – всему голова»

Разработала:  воспитатель Л.В. Лисицина

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 1 месяц (октябрь)

Цели: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова».

Задачи:

- формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб; Подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий;

- дать сведения о том, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависит от формы выпечки, используемых продуктов и способа изготовления; человек должен учиться делать всё сам;

- прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;

- развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, мелкую моторику рук;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; обогащать словарный запас;

- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделят больше внимания для комплексного изучения природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести к своему столу?

Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием зерна и муки в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарного знания окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Содержание проекта.

1 ООД: «Из чего делают хлеб», «Как хлеб растёт», «Путешествие колоска»

2 Беседы: «Как мы можем беречь хлеб», «Какие бывают виды хлеба», «Почему надо беречь хлеб», «Злаки, какие они?», «Что вы знаете о хлебе».

3 Рассказ воспитателя «Как хлеб на стол пришёл.

4 Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».

5 Рассматривание колосьев и зёрен злаковых культур.

6 Составление рассказа «Как я помогал маме выпекать булочки».

7 Чтение украинской народной сказки «Колосок», «Сказка о пшеничном колоске»; стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла», В. Нестеренко «О чём мечтают зёрна»; рассказа К. Ушинского «Хлеб», Я. Тайца «Всё здесь», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришёл».

8 Инсценировка украинской народной сказки «Колосок».

9 П/ «Каравай», «Пахари и жнецы».

10 М/П игра «Печём пироги», «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

11 Д/и «Что сначала, что потом».

12 С/р игра «Хлебный магазин», «Пекарь».

13 Составление сказки «Путешествие колоска».

14 Знакомство с пословицами о труде.

15 Загадывание и разгадывание загадок.

16 Разучивание стихотворения И. Гамазкова «Хлеб».

17 Домашнее задание «Экскурсия с родителями в хлебный магазин».

18 Академия домашних волшебников «Заводим тесто».

19 Рисование «Как хлеб на стол пришёл».

20 Лепка «Хлебобулочные изделия».

21 Наблюдение за трудом пекаря «Как пекут пироги»

22 Экспериментирование «Как получить тесто из муки»

Предполагаемые результаты

В ходе проектирования дети:

- знают, как хлеб на стол пришёл; названия хлебобулочных изделий; профессии людей, принимающих участие в процессе производства хлеба; как получают муку; выпекают хлеб;

- проявляют познавательные способности;

- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- способны определять возможные методы решения проблемы с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно;

- готовы к индивидуальному самовыражению;

- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности; совершенствуют мелкую моторику рук.

Литература:

- М. Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

- Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»

- И. Л. Саво «Планирование работы по экологическому воспитанию»

- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»

- В. Ю. Дьяченко «Окружающий мир».

- Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»

- В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие»

- Т. А. Шорыгина «Беседы о хлебе», «Злаки. Какие они?»

Структура проекта

1 неделя

1 Беседа на тему «Что вы знаете о хлебе».

Формировать представления о том, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий. Развивать любознательность, мышление, диалогическую речь, внимание. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

2 Лепка «Хлебобулочные изделия»

Учить лепить девочку баранки, булочки, лепёшки, закреплять приемы лепки (раскатывания, приглаживания, соединения). Развить воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к процессу производства хлеба.

3 Чтение рассказа К. Ушинского «Хлеб»

Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб.

4 Рассматривание картины «Хлеб»

Учить составлять рассказ на тему картины, подбирать наиболее точные определения при описании предметов в натюрморте, использовать в речи сравнения и синонимы. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

5 Словесная игра «Телефон» («Хлеб»)

Расширять знания детей о хлебе, активизировать лексический словарь. Упражнять в названии хлебобулочных изделий; развить слуховое внимание. Воспитывать у детей культуру поведения.

6 П/и «Каравай».                                                                                                                 Активизировать двигательную и речевую активность детей. Развивать умение двигаться в соответствии со словами.

7 С/р игра «Хлебный магазин».

Расширять знания о многообразии хлебобулочных изделий, закреплять умение распределять роли, вести ролевую беседу, выполнять роль продавца и покупателя, разворачивать сюжет игры. Воспитывать уважение к людям труда.

8 Загадки о хлебе.                                                                                                                           Закреплять знания о жанровых особенностях загадок. Формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Учить составлять загадки с использованием образных выражений, подбирать по смыслу прилагательные и глаголы. Воспитывать интерес к художественной литературе.

9 Составление рассказа «Как я помогал маме выпекать булочки».                                                         Учить составлять рассказ о своих личных впечатлениях. Развивать умение отбирать для рассказа интересные факты и события, подбирать подходящие по смыслу определения.

Рассмотрение альбома «Хлебобулочные изделия» 

- закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий, развить внимание, воображение.

Рисование карандашами «Хлебобулочные изделия»

 - развить творческое воображение, цветовое восприятие, мелкую моторику рук.

Н/п «Времена года» 

-закреплять знания детей о временах года, о том когда убирают урожай с полей, развить внимание, память, умение играть вместе.

Рассматривание картины «Натюрморт «Хлеб»                                                                    закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий, развивать интерес к произведениям живописи. Составление загадок о хлебе «Я загадаю, ты отгадай» Упражнять в составлении загадок с использованием образных выражений, развивать мышление, воображение, связную речь.

2 неделя

1 Беседа «Как хлеб растёт».

Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Развивать связную речь, обобщать словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

2 Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».                                                              Знакомить с пейзажной живописью. Учить описывать русский пейзаж, правильно воспринимая и чувствуя настроение природы на картине. Упражнять в использовании в речи определений, сравнений синонимов.                                                                                               3 Рассматривание колосьев и зёрен злаковых культур

Формировать представление о злаках (пшеница, рожь, о пшеничном и ржаном хлебе. Учить распознавать рожь и пшеницу по их характерным особенностям. Развивать любознательность, мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

4 Чтение «Сказка о пшеничном зёрнышке».

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Закреплять умение чувствовать понимать и воспроизводить образный язык сказки. Развивать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

5 Рисование красками «Хлебное поле».

Учить подбирать различные цвета красок, рисовать колосья ржи и пшеницы, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание, различать по цвету небо, погоду и время суток.                                                                                                                                                    6 Разучивание стихотворения И. Гамазкова «Хлеб».                                                                      Учить читать наизусть стихотворение, развить слуховое внимание, память, умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Воспитывать интерес к художественной литературе.                                                                                                                    7 Д/и «Узнай профессию».                                                                                                         Закреплять знания о профессиях, упражнять в назывании сельскохозяйственных профессий. Воспитывать уважение к людям труда.                                                                                       8 Словесная игра «Скажи иначе».                                                                                                  Упражнять в подборе синонимов, расширять словарь, активизировать в речи прилагательные.                                                                                                                                           9 П/и «Пахари и жнецы».                                                                                                                    Учить выполнять действия в соответствии с текстом, активизировать двигательную активность.

Рассматривание пшеничного колоска

развивать интерес к злаковым культурам, умение выделять отличительные особенности пшеничного колоска, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Рисование красками «Пшеничный колосок»

закреплять представление о пшеничном колоске, развивать изобразительные умения.

Н/п игра «Профессии»

расширять представления о профессиях, закреплять знания о сельскохозяйственных профессиях.

Аппликация «Хлебный колосок»

закреплять представление о пшеничном колоске, развивать изобразительные умения, мелкую моторику рук.

Рассмотрение альбома «Как растёт хлеб» -

закреплять знания о пути хлеба от поля до стола, развить воображение.

Д/и «Разрезные картинки»

развивать умение сравнивать, обобщать предметы, составлять целое из частей, воспитывать любознательность.

3 неделя

1 Беседа «Как хлеб на стол пришёл»

Дать детям понятие о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания; закреплять знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

2 Наблюдение за трудом пекаря «Как пекут пироги»

Познакомить с технологией приготовления пирогов. Понаблюдать, как готовят тесто из пшеничной муки.

Развивать наблюдательность, интерес к процессу производства пирогов. Воспитывать уважение к труду пекаря.

3 МПИ «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

Закреплять представление о выращивании и производстве хлеба. Развивать умение мимикой и жестом изображать задуманное действие, внимание, выдержку, мышление; активизировать двигательную активность, умение двигаться по сигналу.

4 Д/и «Что сначала, что потом».

Закреплять знания об этапах выращивания и производства хлеба. Развивать мышление, внимание, связную речь. Воспитывать любознательность.

5 Инсценировка украинской народной сказки «Колосок» 

/настольный театр/. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров. Развивать интонационную выразительность речи, творческое воображение, мышление.

6 Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла». 

Учить осмысливать содержание стихотворения, понимать языковые выразительные средства. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

7 Словесная игра «Цепочка слов» /Хлеб/

Расширять знания детей об окружающем мире, активизировать лексический словарь, умение подбирать соответствующие прилагательные. Развивать слуховое внимание. Воспитывать у детей культуру поведения.

8 Музыкальная игра «Песенка колоска» (игра на музыкальных инструментах колокольчик, треугольник)

Развить музыкальный слух, слуховое внимание. Расширять знания о музыкальных инструментах. Создать радостное настроение.

9 Пересказ рассказа Я. Тайца «Всё здесь».

Учить передавать литературный текст без помощи вопросов воспитателя, подбирать подходящие по смыслу определения. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к производству хлеба.

Лепка из пластилина «Хлебобулочные изделия»

закреплять умения лепить предметы круглой и овальной формы, используя приемы сглаживания, развивать творческое воображение.

Составление рассказа «Как хлеб растёт»

- развивать связную речь, умение составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Рассматривание пшеничного колоска развивать наблюдательность, создать радостное настроение.

С/р игра «Хлебный магазин».

закреплять умение распределять роли, вести ролевую беседу, выполнять роль продавца и покупателя, разворачивать сюжет игры, воспитывать уважение к людям труда.

П/и «Каравай»

активизировать двигательную и речевую активность детей. Развивать умение двигаться в соответствии со словами.

4 неделя

1 Экспериментирование «Как получить тесто из муки»

Учить детей выявлять свойства воды и муки, делать выводы, аргументировать их. Развить исследовательские действия, мышление, воображение. Воспитывать любознательность.

2 Ситуация «Печём пирожки»

Закреплять приемы работы с тестом, развивать желание делать хлеб своими руками, расширять знания о свойствах теста. Воспитывать трудолюбие.

3 Игра-имитация «Печём пироги»

Учить выражению различных эмоций. Закреплять этапы производства хлеба. Воспитывать выдержку, дружелюбие.

4 Театрализованная деятельность. Показ украинской народной сказки «Колосок»

Учить детей интонацией передавать характеры героев. Развивать выразительность речи. Воспитывать интерес к сказочным персонажам.

5 Оформление альбома «Хлеб – всему голова»

Закреплять и конкретизировать представления о выращивании и производстве хлеба путём сюжетного рисования. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

6 Словесная игра «Найди хлебобулочное изделие по описанию»

Учить составлять короткий описательный рассказ. Развивать связную речь, внимание, умение подбирать прилагательные в соответствующем роде и числе. Воспитывать умение слушать друг друга.

7 Составление сказки «Путешествие колоска»

Учить составлять сказку на заданную тему. Систематизировать знания о выращивании и производстве хлеба. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

8 Беседа «Почему надо беречь хлеб».

Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Развивать мышление, воображение, связную речь. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

9 Чтение рассказа А. Мусатова «Как хлеб на стол пришёл»

Учить осмысливать содержание рассказа, понимать языковые выразительные средства. Формировать представления о том, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

10 Составление альбома «Пословицы и поговорки о хлебе, о труде».

Закреплять знания о жанровых особенностях пословиц. Учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. Формировать навыки связной речи. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Рассматривание альбома «Хлеб – всему голова»

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда.

Составление книги «Путешествие зёрнышка».

закреплять знания о росте хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу.

С/р игра «Пекарь»

закреплять этапы производства хлеба,

умение выполнять роль пекаря, разворачивать сюжет игры, воспитывать уважение к людям труда.

Составление выставки «Хлебное поле».

закреплять знания о росте хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Придумывание сказки о хлебе

развивать творческое воображение, мышление, связную речь.

Словесная игра «Цепочка слов» /Хлеб/

активизировать лексический словарь, умение подбирать соответствующие

прилагательные, закреплять знания о производстве хлеба.

Продукт проектной деятельности

Альбом « Хлеб всему голова»

C:\Users\Admin\Desktop\images (45).jpgC:\Users\Admin\Desktop\Без названия (34).jpg


C:\Users\Admin\Desktop\Без названия (35).jpg
C:\Users\Admin\Desktop\Без названия (36).jpg

C:\Users\Admin\Desktop\img-20201016-wa0003.jpgC:\Users\Admin\Desktop\img-20201016-wa0002.jpg


Игра «Откуда пришёл хлеб?»

- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

- А в магазин как попал? – Из пекарни.

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

-Из чего пекут хлеб? – Из зерна.

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

- Откуда пшеница? – Выросла в поле.

- Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.

- А что они делают? – Хлеб убирают.

Игра «Посчитай»

Один колос, два…, три…, четыре…., пять…

Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять…

Игра «Узнай профессию»

Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

Кто работает на мельнице? (Мельник.)

Кто работает в пекарне? (Пекари.)

Игра «Родственные слова»

Назовите хлеб ласково. (Хлебушек).

Назовите крошки хлеба. (Хлебные крошки).

Вкусный и полезный квас из хлеба. (Хлебный квас).

Посуда для хлеба. (Хлебница).

Человек, который  выращивает хлеб. (Хлебороб).

Прибор для резания хлеба. (Хлеборезка).

Завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод).

Книжка малышка «От зернышка к хлебу

C:\Users\Admin\Desktop\20230519_153346.jpg

Детские сказки о хлебе

Сказка «Ароматный хлеб»
Жила-была одна семья. Вот как-то все поразъехались, остались в доме лишь бабка и внучек  Петя. Умный мальчик был. Бабка напекла хлеба, устала и прилегла, вскоре уснула, а Петя подошел к столу, где лежал хлеб и стал он разговаривать с хлебом.

— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел. Там Картошка растёт, морковь, лук, ни тебя, ни булочек, ни батонов, ни караваев я там не встречал. А я внимательно смотрел. Откуда ты к нам пожаловал, Хлебушко?

—  Вырос я из маленького зёрнышка.

И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.

— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.

Сказка о девочке, которая не ела хлеб.                                                                              Жила была одна девочка, она очень любила все вкусное. Она любила колбасу. Она любила сыр. Она любила котлеты. А хлеб она не любила, потому что ей все время говорили: «Ешь с хлебом!» А хлеб ведь невкусный. Его есть совсем неинтересно. Так думала маленькая девочка. И она почти не ела хлеб за чаем и за обедом. И даже за ужином. Она делала из хлеба шарики, оставляла корки на столе, прятал хлеб под скатертью и говорила, что уже съела весь свой хлеб. Но это была неправда. Она твердо решила, что когда вырастет большой, то вовсе не будет есть хлеба. И своих детей тоже никогда не будет заставлять есть хлеб. «Ах, как будет хорошо без хлеба! – думала девочка. Напрасно дедушка и бабушка и многие другие говорили ей, что она ошибается. Они говорили ей, что хлеб очень полезен. Они говорили, что если человек не ест хлеба, он может заболеть. Но она все равно не любила хлеб. И однажды произошел ужасный случай. Как-то раз бабушки и дедушки не было дома. Девочка опять не стала есть хлеб. Тогда мама ей сказала:
 – Сейчас же ешь хлеб, а то ничего больше не получишь! Тогда маленькая сказала:
– Я хлеба не хочу.
А мама сказала:
– Нет, хочешь!
А маленькая девочка сказала:
– Нет, не хочу!
И  бросила хлеб на пол. Тогда мама так рассердилась, что даже ничего не сказала ей. И это было очень страшно. Она смотрела и молчала. А потом все-таки сказала:
 – Ты думаешь, ты хлеб бросила? Я тебе сейчас скажу, что ты бросила. Учат тебя и писать, и читать. А как хлеб родится, не учат. Люди на тебя работают, хлеб растят, а ты его наземь. Эх, ты! Не хочу я на тебя смотреть! Маленькая легла спать. Утром, когда она проснулся, то узнала, что ее на весь день оставили без хлеба, без хлеба ее оставили в первый раз в жизни. Это придумала мама. Она очень хорошо придумала. Утром маленькая ела сыр без хлеба. Это было вкусно. Она быстро все съела. Без хлеба она не наелась. Она еле дождалась обеда. Но котлеты без хлеба тоже ей не помогли. Весь день ей очень хотелось хлеба. На ужин была яичница. Без хлеба она была совсем невкусная.
 Над девочкой все смеялись и говорили, что не дадут ей хлеба целый год. Но утром ей дали хлеба. Этот хлеб был очень вкусный. Никто ничего не сказал, но все смотрели, как она его ела. И маленькой девочке было очень стыдно. И с тех пор она всегда ела хлеб. И никогда больше не бросала его на пол.

Выставка рисунков «Хлеб всему голова»

C:\Users\Admin\Downloads\20230519_162216.jpg

Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия».

C:\Users\Admin\Desktop\IMG-20230406-WA0032.jpg
C:\Users\Admin\Downloads\IMG-20230406-WA0023.jpgC:\Users\Admin\Desktop\IMG-20230406-WA0033.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...