Конспект познавательно-исследовательский деятельности «СОЛНЦЕ» (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntse.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательский деятельности «СОЛНЦЕ»
(старшая группа).
Цель: Дать понятие о Солнце как источнике света и тепла.
Задачи: - закрепить представление детей о солнце
- познакомить детей с искусственными и природными источниками тепла и света, показать значение разного освещения в жизни растений;
- опытным путем установить: - что солнечные лучи согревают; - что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени;
- развивать способность детей вести наблюдение за неживой природой (солнцем); умение пускать «солнечные зайчики);
- развивать любознательность, экологическое мышление, культуру речи.
Беседа: «Солнце – большая звезда»
Опыты: 1. «Влияние солнечного света и тепла на рост и развитие растений»;
2. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».
Материал: горшочные растения, настольная лампа, два блюдца с водой, зеркальце на каждого ребенка.
Ход занятия:
- Встало утром солнышко,
И гулять отправилось,
И на нашей улице
Все ему понравилось.
Побежало солнце
Золотой дорожкой,
И попало солнышко
Прямо к нам в окошко.
- Ребята, а вы здоровались сегодня с солнышком, улыбались ему? Давайте посмотрим в окошко, какое сегодня солнышко? (Яркое, теплое, лучистое…)
- А почему, ребята, солнышко старается всех согреть? (Потому, что оно доброе, ласковое)
- Правильно! Поздоровайтесь и вы с солнышком – улыбнитесь ему, и тогда солнышко подружится с нами.
(Под музыку появляется Солнышко)
Солнышко:- Кто не видел Солнышко?
Солнце знают все.
В гости к вам пожаловало
Я – во всей красе.
- Здравствуй, Солнышко!
Вот и стало светлее,
Вот и стало теплее!
Рады тебя видеть,
Как ты к нам попало?
Солнышко: - Да я по небу гуляло,
И нечаянно упало.
Вот не знаю – когда возвращаться?
Может мне у вас остаться?
- Ребята, нужно солнышку помочь. Подскажите, в какое время суток светит нам солнышко? (Солнышко светит днем)
- А ночью? (Ночью солнышко не светит)
Солнышко: - А сейчас какое время суток, ребята? Что мне сейчас делать? (Сейчас день)
- Правильно, ребята, сейчас день, поэтому солнышко может остаться с нами. А ночью, когда оно уходит за горизонт, что остается на небе? Что светит ночью? (Ночью светит луна)
Солнышко: - Да, это моя младшая сестра, но она светит не так ярко как я. Поэтому на небе главное я – Солнце!
- А вы знаете, дети, что же такое солнце? (ответы детей)
- Солнце – это большая звезда. Ночью, когда светит луна – мы видим маленькие звездочки, они холодные и находятся очень далеко от нашей земли. А Солнце – это большая, яркая и очень горячая звезда. Солнце находится ближе к нам, поэтому его лучи согревают нашу планету и освещают его.
Солнышко: - Да, я главное! Целый день мне приходится светить и греть, а это очень трудное занятие. Пора мне отдохнуть. Все! Ухожу!
- Нет, нет! Что ты! Тебе нельзя уходить надолго. Видно зазналось наше Солнышко.
Солнышко: - Подумаешь! Что без меня может случиться?
- Ребята, как вы думаете, что может случиться без солнышка? (Без солнышка станет темно и холодно)
- Помните как в сказке: Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
- А еще без солнышка погибнут животные и растения. И нам без солнышка будет очень плохо!
Солнышко: - Не может этого быть!
- Давайте это проверим, ребята? И тебе солнышко, будет интересно узнать, что же происходит в твое отсутствие.
Опыт № 1: «Влияние солнечного света и тепла на растения»
- Без солнца ни человек, ни животные, ни растения жить не могут. Всему живому необходим свет и тепло. Посмотрите, ребята, на растения зеленого уголка. Видите: т е, что стоят ближе к солнечному свету пышнее, зеленее, ярче. Почему, как вы думаете? (ответы детей).
- Конечно, они получают больше солнечного света и тепла. Так ли это?
Представьте, что наша настольная лампа – это маленькое солнышко, а ваши ладошки – это растения.
(закрываются шторы, в комнате делается затемнение)
Наступила ночь, растения уснули. Я включаю лампу, растения просыпаются - то солнышко, а вы подставьте под ее свет свои ладошки. Что вы чувствуете? (Ладошкам очень жарко, а в комнате светло.)
- А теперь я отодвину лампу подальше, что вы почувствовали? (Ладошкам не так жарко.)
- А в комнате так же светло! У нас все еще день, но не так жарко. А теперь я совсем выключу лампу – это солнышко уснуло, наступила ночь. Что вы сейчас чувствуете, ребята? (Ладошки не чувствуют тепло. В комнате стало темно)
- Вот видите, ребята, чем дальше солнышко от нас, тем меньше тепла получаем мы, животные и растения. Поэтому мы должны менять растения местами, чтобы всем хватило солнечного света и тепла. Но есть растения, которые не любят, когда очень жарко, их называют тенелюбивые, их не ставят под прямые лучи солнца. А что еще нужно растениям, чтобы они не погибли. (Их нужно поливать теплой водой)
- Правильно, а солнышко и здесь нам поможет, оно нагреет воду. Чем ближе солнце, тем теплее на улице. Мы можем сказать, что расстояние от солнца влияет ни температуру воздуха.
Солнышко: Так вот что происходит, когда я ухожу.
- Да солнышко, и чем дальше ты от нас уходишь, тем холоднее становится на улице. Без тебя никак нельзя.
- Ребята, а когда солнышко греет жарче, зимой или летом? (Летом солнце греет жарче)
- Без солнца может наступить день, лето? Будут петь птицы, и расти цветы? (ответы детей).
- Все оживает с появлением солнышка. От его солнечного света и энергии, от его тепла пробуждается природа, все оживает. Все живое на земле получает энергию солнца, жизненную силу. Когда вам хочется играть и веселиться: днем или ночью? (Днем хочется играть, а ночью мы спим)
- Правильно, это солнце днем дает нам энергию для игры. А ночью мы отдыхаем. Давайте покажем солнышку, сколько сейчас у нас энергии.
физкультминутка «ЗАРЯДКА»
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки развести пошире,
Раз, два, три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку,
Солнышко: Молодцы, ребята. Вы, наверное, еще и согрелись?
- Ребята, вспомните, как чувствовали себя ваши ладошки под включенной лампой?
(Ладошкам было жарко)
- Да, и ваши ладошки до сих пор, наверное, хранят тепло? И все предметы согретые солнышком могут долго сохранять его тепло. Потрогайте предметы, которые долго лежали на окне, что вы чувствуете? Какие они? Почему? (Они теплые, их нагрело солнышко)
- Правильно, некоторые предметы нагретые солнцем сохраняют его тепло, даже когда солнце исчезает.
Солнышко: Я очень старалось, пока не заленилось.
- Даже ребята знают: Лениться – не годиться! Пока ты ленилось, на улице пошел дождь, и ребята не смогут теперь идти гулять. Что же делать ребята? (ответы детей).
- Да, солнце высушит асфальт и дорожки, и мы сможем идти гулять. Хотите узнать, как это происходит?
- Давайте, ребята, мы сделаем свои маленькие лужицы. Нальем воды в два блюдца. Одно поставим на солнце, а другое в тень. Терпеливо подождем некоторое время, а потом проверим, в каком блюдце воды осталось меньше. Почему, как вы думаете? (ответы детей).
- Дело в том, что вода нагрелась на солнце, превратилась в пар и улетела, т.е. испарилась. Потрогайте воду в каждом блюдце. Заметили разницу? Почему так произошло? (В одном блюдце вода теплее, чем в другом, её нагрело солнышко)
- Правильно, в том блюдце, где воды меньше она теплее, так как сильно нагрелась на солнце. Воздух тоже нагревается на солнце сильнее, чем в тени. Поэтому вода в тени испаряется медленнее, потому, что медленно нагревается. Так же происходит и на улице: воздух нагревается на солнце, вода в лужах испаряется.
- Итак, где быстрее высохнут лужи в тени или на солнце? (на солнце лужи высохнут быстрее).
Солнышко: - А я и дорожки высушу, и с вами гулять пойду.
Простите меня, я не буду больше лениться,
Буду для вас я трудиться.
Пора мне с вами прощаться,
Домой возвращаться.
До свидания!
- До свидания, Солнышко! Заглядывай к нам почаще, а на прощание дети хотят подарить тебе свои рисунки: они нарисовали твой портрет – ласковое, теплое солнышко.
(Дети дарят свои рисунки, Солнышко уходит)
- А вы, ребята, поняли, как плохо жить без солнышка? Что ж дождь прошел, на улице тепло и сухо, можно идти гулять. Мы будем учиться пускать солнечные зайчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"
Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".
Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....