Конспект познавательно-исследовательский деятельности «СОЛНЦЕ» (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

РАМЗАЙЦЕВА Ирина Геннадьевна

       Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

 

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntse.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательский деятельности «СОЛНЦЕ»

(старшая группа).

Цель:  Дать понятие о Солнце как источнике света и тепла.

Задачи: - закрепить представление детей о солнце

                - познакомить детей с искусственными и природными источниками тепла и света, показать значение разного освещения в жизни растений;

               - опытным путем установить: - что  солнечные лучи согревают; - что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени;

      - развивать способность детей вести наблюдение за неживой природой  (солнцем); умение пускать «солнечные зайчики);

     - развивать любознательность, экологическое мышление, культуру речи.

Беседа:  «Солнце – большая звезда»

Опыты: 1. «Влияние солнечного света  и тепла на рост и развитие растений»;

                2. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Материал:  горшочные растения, настольная лампа, два блюдца с водой, зеркальце на каждого ребенка.

Ход занятия:

- Встало утром солнышко,

И гулять отправилось,

И на нашей улице

Все ему понравилось.

Побежало солнце

Золотой дорожкой,

И попало солнышко

Прямо к нам в окошко.

- Ребята, а вы здоровались сегодня с солнышком, улыбались ему?  Давайте посмотрим в окошко, какое сегодня солнышко? (Яркое, теплое, лучистое…)

- А почему, ребята, солнышко старается всех согреть?  (Потому, что оно доброе, ласковое) 

- Правильно! Поздоровайтесь и вы с солнышком – улыбнитесь ему, и тогда солнышко подружится с нами.

(Под музыку появляется Солнышко)

Солнышко:-  Кто не видел Солнышко?

Солнце знают все.

В гости к вам пожаловало

Я – во всей красе.

- Здравствуй, Солнышко!

Вот и стало светлее,

Вот и стало теплее!

Рады тебя видеть,

Как ты к нам попало?

Солнышко:  - Да я по небу гуляло,

И нечаянно упало.

Вот не знаю – когда возвращаться?

Может мне у вас остаться?

-  Ребята, нужно солнышку помочь. Подскажите, в какое время суток светит нам солнышко?  (Солнышко светит днем)

-  А ночью?  (Ночью солнышко не светит)

Солнышко:  - А сейчас какое время суток, ребята? Что мне сейчас делать? (Сейчас день)

-  Правильно, ребята, сейчас день, поэтому солнышко может остаться с нами. А ночью, когда оно уходит за горизонт, что остается на небе? Что светит ночью? (Ночью светит луна)

Солнышко:  - Да, это моя младшая сестра, но она светит не так ярко как я. Поэтому на небе главное я – Солнце!

- А вы знаете, дети, что же такое солнце? (ответы детей)

- Солнце – это большая звезда. Ночью, когда светит луна – мы видим маленькие звездочки, они холодные и находятся очень далеко от нашей земли. А Солнце – это большая, яркая и очень горячая звезда. Солнце находится ближе к нам, поэтому его лучи согревают нашу планету и освещают его.

Солнышко: - Да, я главное! Целый день мне приходится светить и греть, а это очень трудное занятие. Пора мне отдохнуть. Все! Ухожу!

- Нет, нет! Что ты! Тебе нельзя уходить надолго. Видно зазналось наше Солнышко.

Солнышко: - Подумаешь! Что без меня может случиться?

- Ребята, как вы думаете, что может случиться без солнышка?  (Без солнышка станет темно и холодно)

 - Помните как в сказке: Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

- А еще без солнышка погибнут животные и растения. И нам без солнышка будет очень плохо!

Солнышко: - Не может этого быть!

- Давайте это проверим, ребята? И тебе солнышко,  будет интересно узнать, что же происходит в  твое отсутствие.

Опыт № 1: «Влияние солнечного света и тепла на растения»

-   Без солнца ни человек, ни животные, ни растения жить не могут. Всему живому необходим свет и тепло. Посмотрите, ребята, на растения зеленого уголка. Видите: т е, что стоят ближе к солнечному свету пышнее, зеленее, ярче.  Почему, как вы думаете? (ответы детей).

- Конечно, они получают больше солнечного света и тепла. Так ли это?

Представьте, что наша настольная лампа – это маленькое солнышко, а ваши ладошки – это растения.

(закрываются шторы, в комнате делается затемнение)

Наступила ночь, растения уснули. Я включаю лампу, растения просыпаются  - то солнышко,  а вы подставьте под ее свет свои ладошки. Что вы чувствуете? (Ладошкам очень жарко, а в комнате светло.)

- А теперь я отодвину лампу подальше, что вы почувствовали? (Ладошкам не так жарко.)

- А в комнате так же светло! У нас все еще день, но не так жарко. А теперь я совсем выключу лампу – это солнышко уснуло, наступила ночь. Что вы сейчас чувствуете, ребята?   (Ладошки не чувствуют тепло. В комнате стало темно)

-  Вот видите, ребята, чем дальше солнышко от нас, тем меньше тепла получаем мы, животные и растения. Поэтому мы должны менять растения местами, чтобы всем хватило солнечного света и тепла. Но есть растения, которые не любят, когда очень жарко, их называют тенелюбивые, их не ставят под прямые лучи солнца. А что еще нужно растениям, чтобы  они не погибли.  (Их нужно поливать теплой водой)

- Правильно, а солнышко и здесь нам поможет, оно нагреет воду. Чем ближе солнце, тем теплее на улице.  Мы можем сказать, что расстояние от солнца влияет ни температуру воздуха.

Солнышко: Так вот что происходит, когда я ухожу.

- Да солнышко, и чем дальше ты от нас уходишь, тем холоднее становится на улице. Без тебя никак нельзя.

- Ребята, а когда солнышко греет жарче, зимой или летом?  (Летом солнце греет жарче)

-  Без солнца может наступить день, лето? Будут петь птицы, и расти цветы? (ответы детей).

- Все оживает с появлением солнышка. От его солнечного света и энергии, от его тепла пробуждается  природа, все оживает. Все живое на земле получает энергию солнца, жизненную силу.  Когда вам хочется играть и веселиться: днем или ночью? (Днем хочется играть, а ночью мы спим)

- Правильно, это солнце днем дает нам энергию для игры. А ночью мы отдыхаем. Давайте покажем солнышку, сколько сейчас у нас энергии.

физкультминутка «ЗАРЯДКА»

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки развести пошире,

Раз, два, три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку,

Солнышко: Молодцы, ребята. Вы, наверное, еще и согрелись?

- Ребята, вспомните, как чувствовали себя ваши ладошки под включенной лампой?

 (Ладошкам было жарко)

- Да, и ваши ладошки до сих пор, наверное, хранят тепло?  И все предметы согретые солнышком могут долго сохранять его тепло. Потрогайте предметы, которые долго лежали на окне, что вы чувствуете?  Какие они? Почему? (Они теплые, их нагрело солнышко)

- Правильно, некоторые предметы нагретые солнцем сохраняют его тепло, даже когда солнце исчезает.

Солнышко: Я очень старалось, пока не заленилось.

- Даже ребята знают: Лениться – не годиться! Пока ты ленилось, на улице пошел дождь, и ребята не смогут теперь идти гулять. Что же делать ребята? (ответы детей).

- Да, солнце высушит асфальт и дорожки, и мы сможем идти гулять.  Хотите узнать, как это происходит?

- Давайте, ребята, мы сделаем свои маленькие лужицы. Нальем воды в два блюдца. Одно поставим на солнце, а другое в тень.  Терпеливо подождем некоторое время, а потом проверим, в каком блюдце воды осталось меньше. Почему, как вы думаете? (ответы детей).

- Дело в том, что вода нагрелась на солнце, превратилась в пар и улетела, т.е. испарилась. Потрогайте воду в каждом блюдце. Заметили разницу? Почему так произошло? (В одном блюдце вода теплее, чем в другом, её нагрело солнышко)

-  Правильно, в том блюдце, где воды меньше она теплее, так как сильно нагрелась на солнце. Воздух тоже нагревается на солнце сильнее, чем в тени. Поэтому вода в тени испаряется медленнее, потому, что медленно нагревается. Так же происходит и на улице: воздух нагревается на солнце, вода в лужах испаряется.

 - Итак, где быстрее высохнут лужи в тени или на солнце? (на солнце лужи высохнут быстрее).

Солнышко: - А я и дорожки высушу, и с вами гулять пойду.

                      Простите меня, я не буду больше лениться,

                      Буду для вас я трудиться.

                      Пора мне с вами прощаться,

                      Домой возвращаться.

                      До свидания!

- До свидания, Солнышко! Заглядывай к нам почаще, а на прощание дети хотят подарить тебе свои рисунки: они нарисовали твой портрет – ласковое, теплое солнышко.

(Дети дарят свои рисунки, Солнышко уходит)

 - А вы, ребята, поняли, как плохо жить без солнышка? Что ж дождь прошел, на улице тепло и сухо, можно идти гулять. Мы будем учиться  пускать солнечные зайчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....