Интегрированное занятие "Масленица!" 2023г
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по познавательному речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shirokaya_maslenitsa.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Масленица».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы-как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительно отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,» Социализация»,» Музыка»,» Безопасность».
Предварительная работа:
Беседы на тему «Широкая Масленица»;
Подборка родителями иллюстраций, картинок, фотографий по теме «Масленица»;
Составление родителями картотеки пословиц, поговорок, примет, небылиц, загадок, частушек, закличек;
Заучивание небылиц, закличек, пословиц, поговорок;
Русские народные игры;
Прослушивание русских народных песен;
Используемый материал:
Презентация детей на тему «Масленица».
Словарная работа: закличка, чучело, мутовка, теща, зять.
Ход занятия:
Ребёнок:
Что за праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горки вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Дети: - Масленица.
Воспитатель: - Масленица-один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название. Как называли Масленицу? (Проводы зимы). А проводы зимы и встреча весны – всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
- Почему праздник назвали Масленица? (Потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.)
Воспитатель: — Раньше на Руси сёла и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках. Дети, скажите, а как сейчас встречают Масленицу? (ответы детей).
Воспитатель: -В Масленичную неделю каждый её день имеет название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
-Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться..». После заклички ребята сбегали со снежных горок радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!».
Воспитатель: -Любит ещё Масленица, чтобы в её честь песни пели величальные да хороводы водили. Ведь когда хоровод водят, в круг
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! —
и убегали.
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Игра «Золотые ворота».
Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот», нужно воспользоваться считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят слова:
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Игра идёт до двух последних не пойманных игроков.
-Вторник назывался – заигрышь.
С утра молодые люди катались на санках, и ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу. Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.
Игра «Малечена-калечина».
Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую палочку (примерно 20-30 см длиной), и все хором говорят следующие слова:
Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
Произнеся «До зимнего?», игроки должны поставить палочку на ладонь или
любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки, водящий начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось дольше всех продержать палочку. Во время игры водящий может давать игрокам (различные указания: повернуться, пройтись, присесть так, чтобы палочка не упала.
-Среда называлась-лакомка. В этот день хозяйки действуют по поговорке: «Что есть в печи-все на стол мечи». Тещи приглашали зятьев на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.»
Воспитатель: -Дети, вы знаете, кто такая тёща? А зять?
Воспитатель: -Гости в этот день ели блины и рассказывали небылицы.
А потешьте нас небылицами (дети):
*Два жадных медвежонка
Сидели на суку.
Один держал кастрюлю,
Другой месил муку.
Раз! Ку-ку! Два! Ку-ку!
Оба шлепнулись в муку.
Оказались не в муке,
А у бабки в твороге.
*Федул, что губы надул?
Мальчик. Да кафтан прожег
Девочка. Так зашей!
Мальчик. Иглы нет.
Девочка. А велика ли дыра?
Мальчик. Да один ворот остался.
- Четверг называется разгуляем.
Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.
Воспитатель: - Но главным действом этого дня были соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега, петушиные бои, снежные крепости. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.
Игра «Петушиный бой».
Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.
Правила: 1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
2. Руками толкать друг друга нельзя.
Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.
Бой петухов может проходить и в другой позе, например в присяде, руки играющие держат на коленях.
- Пятница называлась тещиными посиделками-были гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
-А Субботу называли золовкины посиделки. Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.
Воспитатель:
-В Масленицу неделю полагалось:
Есть-до икоты,
Орать-до хрипоты,
Петь-до надсаду,
Плясать - до упаду!
А давайте и мы с вами спляшем!
Общая пляска.
-Последний день Масленицы называют-Прощеное Воскресение.
В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело-символ зимы. В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле-это был признак неурожая.
Пепел же от чучела развевали над полями – «на богатый урожай».
Сжигали Масленицу под словами:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
В небе птички летят, колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!
Знакомство с весенними закличками.
Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Обсудить смысл закличек.
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.
Символ масленицы Блины - это главный символ Масленицы.
Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».
Воспитатель: -Чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет. Давайте вспомним какие поговорки придумал русский народ:
-Блины брюхо не портят.
-Не все коту масленица.
-Масленица идет, блин да мед несет.
-Без блинов не Масленица, без блинов не именины.
-Блин добр не один.
-Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.
Воспитатель: -А послушаете, какие заклички кричали дети, чтобы встретить Весну (дети):
*Нам наскучила зима!
Прощай, прощай, Масленица!
Приди, весна, с солнышком!
*Наступит Весна,
Прогреется земля,
Весной долгие дни-
Не наскучат они.
*С крыши капели- грачи прилетели.
Воробьи чирикают-они весну кликают.
*Весна благодатная, долгожданная,
Весна красная, приди, весна ясная,
С солнцем горячим, с дождём обильным,
Принеси урожай в наш счастливый край!
3.Заключительная часть.
Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).
Подготовила воспитатель ГБОУ Школа1476 Абкарова Т.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)
данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...
Интегрированное занятие по познавательному развитию: "Зимушка -зима"Интегрированное
Интегрированное занятие по позновательному развитию,для детей средней группы. Ипользовала разныеобласти-Познание,Коммуникация, Социализация,Безопасность....
материал интегрированная НОД образовательная область коммуникация«Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
старший дошкольный возраст...
материал интегрированная НОД образовательная область коммуникация«Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
старший дошкольный возраст...
Интегрированный подход к образовательному процессу в ДО Интегрированное занятие "Лабиринт творчества"
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает интегрированный подход в образовании дет...