Экологический проект «Эколята - малышам о природе"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Экологический проект
«Эколята - малышам о природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekolyata_i_ml.gruppa.docx | 561.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Проект «Малышам о природе»
с детьми I младшей группы
Составители:
Воспитатели 1 младшей группы «Пчёлки»
Захаренко К.И., Цыганкова Ю.С.
2020 г.
Актуальность:
Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.
Экологическое воспитание– одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для поисково- исследовательской деятельности малышей.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей младшей группы.
Задачи:
Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Тип проекта - долгосрочный, групповой, исследовательски-творческий.
Срок проекта - 01.10.2020 – 15.05.2021 г.
Участники - воспитатели, специалисты, дети младшей группы, родители детей
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ДЕТИ:
У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.
- Сформируются знания о взаимосвязи в природе.
Разовьется интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным.
- Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
РОДИТЕЛИ:
Обогащение уровня экологических знаний родителей.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости экологического воспитания детей.
Создание единого воспитательно-образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.
- Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.
Ресурсная база проекта.
Кадровые ресурсы:
- дети;
- педагоги дошкольного учреждения;
- родители.
Информационные ресурсы:
-художественная литература;
-рисунки, альбомы, иллюстрации;
-выставка;
-дидактические игры.
Материально-технические ресурсы:
- обогащение уголка природы
- пополнение познавательного центра альбомами, открытками, фотографиями;
- пополнение книжного уголка – подборка художественной литературы: загадки, стихи, рассказы, сказки, потешки, песенки, иллюстрации;
- обогащение методического обеспечения воспитательно - образовательного процесса;
- обогащение предметно-развивающей среды для развертывания игровой деятельности.
Программно-методические ресурсы:
- Николаева С.Н. «Юный эколог» - М.: Мозайка-Синтез,1999;
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009;
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» -М.: Просвещение, 2006.
Перспективный план
по экологическому воспитанию детей младшей группы.
№ | Тема | Цель | Форма работы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
сентябрь | ||||
1 | Овощи, фрукты | Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине несколько видов овощей и фруктов. | Беседа. Рассматривание овощей, фруктов. Чтение сказки «Спор овощей». Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая». Драматизация сказки «Репка». Аппликация «Фрукты на тарелке». Рисование: «Яблоко». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно-бросового материала. | |
2 | Цветы на клумбе. | Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно-бросового материала. | |
3. | Травушка- муравушка. | Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник. | Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Рисование: «Травка для зайчат». Целевая прогулка в огород. Поделки из природного материала. |
4. | Солнышко лучистое. | Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце. | Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик». | |
октябрь | ||||
1. | В гости к деревьям. | Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, клен), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. | Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях. Чтение стихотворения Н. Саконской «В лесу». Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу». Слушание песни «Листопад» муз. Т. Покатенко. Труд в природе: сбор осенних листьев. Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке. Чтение произведения Пришвина «Листопад». | |
2. | Комнатные цветы в уголке природы. | Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям и деревьям. | Дидактические игры: «Покажем Мишке уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей). |
3. | Дождик, лей, лей! | Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. | Слушание произведения «Грустный дождик» - муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». Заучивание потешки «Радуга-дуга». Закличка «Дождик, лей, лей, лей». | |
ноябрь | ||||
1. | Золотая осень. | Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды. | Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени. Рисование «Листопад». | |
2. | Кто живет в лесу. | Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них. | Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет лисичка по мосту». Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Драматизация русской народной сказки «Теремок». Сказка «Три медведя». Чтение «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка» Е. Чарушина. Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша». | |
3. | Ветер. | Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду. | Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер». Игры с султанчиками, бег с ленточками. |
декабрь | |||
1. | Котенька- коток и его друзья. | Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. | Потешки: «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай». Лепка «Прянички» по русской народной сказке «Кисонька мурысонька». Настольный театр «Волк и семеро козля». Рассматривание картин с изображением домашних животных. Сказка «Бычок – смоляной бочок». Дидактические игры: «Чьи это детки», «Что дает корова», «Кто живет на бабушкином дворе». |
2. | Зимний лес полон чудес. | Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу животных. | Путешествие в зимний сказочный лес. Чтение «Зачем зайчику другая шубка?». Лепка «Зайка беленький сидит». Загадки о животных. Рассматривание картины «Зайцы в лесу». |
3. | Воличка- водичка. | Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. | Потешка «Водичка-водичка». Беседа «Для чего нужна вода?». Опыт: «Таяние снега, замерзание воды». Изготовление цветных льдинок. Узнаем какая вода. |
Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду. | |||
январь | |||
1. | Курочка-Ряба и ее соседи. | Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам. | Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята». Хр.см. для маленьких: 1987г. Ст.339-340. Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказ «Маленький утенок». Каралийчев А. Песенка «Жили у бабуси». Рисование «Заборчик для Петушка» (по ил.Ю.Васнецова к потешке «Петушок»). |
2. | Пернатые друзья. | Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по | Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Игра-забава «Наседка и цыплята». Наблюдение за птицами на участке. Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида. Рассматривание картины «Таня и голуби». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц. Дидактическая игра «Найди пару». Игра «Голуби и воробьи». |
отношению к братьям нашим меньшим. | |||
3. | Воздух вокруг нас. | Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. | Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей. |
Февраль | |||
1. | Где живет золотая рыбка. | Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. | Беседа о рыбках. Наблюдения за рыбками. Рассматривание иллюстраций с рыбками. Игра «Хорошо - плохо». Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И. |
2. | Волшебница зима. | Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь | Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад». Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима». Подвижная игра |
между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому. | «Снежинки и ветер». Наблюдение за погодой на участке. | ||
3. | Снеговичок. | Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла. | Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме. Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке. |
4. | Посадка лука. | Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зеленых перышек. Развивать интерес и желание ухаживать за ним. | Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с ранее высаженной. |
Март | |||
1. | Весна пришла. | Познакомить с характерными особенностями весенней | Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки |
погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?». | ||
2 | Я – человек. | Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. | Рассматривание книги «Мое тело». Беседа. Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи». Игры: «Кто я?», «Узнай по голосу». Развлечения: «Веселые человечки играют», «Нарисуй свой портрет», «Наши помощники». |
3. | Береги живое. | Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе. | Дидактическия игра «Хорошо-плохо». Путешествие на полянку. Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек». Наблюдение. Беседа. Игра «Убери мусор на поляне». |
4. | Какой песок, какая глина. | Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины. | Опыт с песком и глиной. Рассматривание песка и глины. Выставка глиняных игрушек. Игры с песком. Лепка пирожков и печенья. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие». |
Апрель | |||
1. | Экологическая тропинка. | Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе. | Целевая прогулка по объектам экологической тропинки. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Рисование «Одуванчики на траве». Стихотворение Александровой «Одуванчик». Стихотворение Благининой «Яблонька». |
2. | Насекомые – маленькие помощники. | Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. | Чтение «Божья коровка» - потешка. Лепка «Червячки для цыплят». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые |
Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы. | крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы». Отгадывание загадок. | ||
3. | Посев семян гороха, лука в огороде. | Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними. | Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Зарисовки. |
Май | |||
1. | Природа наш родной дом. | Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. | Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы. Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение. Дидактическая игра «Берегите природу». |
2. | Нужные вещи из ненужных вещей. | Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы. | Рассматривание игрушек, предметов. Выставка игрушк, которые можно сделать из бросового материала и природного. Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано». |
3. | Игрушки и предметы из бумаги и древесины. | Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины. | Опыт с бумагой. Опыт с древесиной. Рассказ о бумаге и древесине. Рассматривание иллюстраций предметов. Дидактическая игра «Найди и покажи». |
III этап – Заключительный (5.05.2021 – 15.05. 2021 г.)
Экологический праздник «День Земли»
Список использованной литературы
- Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010
- Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.2009
- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.
- Щербанева Е.А. Занимательная экология.201
Заключение
Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих
впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.
Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Дорожная карта проекта
Задачи:
Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Вся работа над проектом была разделена на 3 этапа.
- й этап – подготовительный: Организация предметно-пространственной среды; подбор методической литературы;
- этап - практический: Реализация проекта в НОД (НОД; беседы; наблюдение за объектами живой и неживой природы;)
- этап - заключительный: Экологический праздник «День Земли»
Итог: Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих
впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.
Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Эколята – Молодые защитники Природы"
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережног...
Долгосрочный экологический проект "Эколята - дошколята - друзья и защитники природы" старшая группа
Долгосрочный экологический проект в старшей группе...
Уголок природы к экологическому проекту "Эколята-дошколята"
В рамках социально - образовательного проекта «Эколята - Дошколята» в нашем детском саду был создан экологический уголок, который является местом образовательной деятельности о...
ОТЧЁТ об участии во Всероссийском природном социально-экологическом проекте «Эколята – Молодые защитники Природы, 2023»
Проведение акции по сбору макулатуры "Спасаем деревья с Эколятами".Участие в экологическом мероприятии «Посади дерево»....
Экологический проект: «Эколята Друзья и защитники природы»
Паспорт проекта.Наименование проекта: «Эколята Друзья и защитники природы»Тип проекта: познавательный.Вид проекта: исследовательский.Разработчики:...
Экологический проект "Эколята-защитники природы"
Актуальность проекта: В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальн...
Экологический проект «Эколята - молодые защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30809201","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30809218","attributes":{"alt":"","class"...