практика "В мире шахтерских профессий"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Катасонова Ольга Викторовна

Детский сад – первая ступень в формировании базовых знаний и представлений дошкольников о профессиях. Знакомство детей с профессиями взрослых расширяет кругозор детей, их общую осведомленность об окружающем мире, о значимости труда для развития общества, дает задатки для выбора своей будущей профессии. В статье представлен опыт работы по формированию представлений детей о мире шахтерских профессий посредством менторского сопровождения в МБДОУ № 3 «Чебурашка»  г. Шарыпово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_v_mire_shahterskih_professiy.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Трансляция лучших ценностно – ориентированных практик по трудовому направлению воспитания.

Описание ценностно – ориентированной практики

1. Территория

г. Шарыпово

2.. Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению развития детей» Красноярский край, городской округ г. Шарыпово.

2.1 Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

- Канищева Наталья Станиславовна, заведующая МБДОУ № 3 «Чебурашка», Татаринова Наталья Анатольевна, зам зав по ВМР, Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель.

3. Название ценностно – ориентированной практики - «В мире шахтерских профессий». 

Краткая аннотация. Детский сад – первая ступень в формировании базовых знаний и представлений дошкольников о профессиях. Знакомство детей с профессиями взрослых расширяет кругозор детей, их общую осведомленность об окружающем мире, о значимости труда для развития общества, дает задатки для выбора своей будущей профессии. В статье представлен опыт работы по формированию представлений детей о мире шахтерских профессий посредством менторского сопровождения в МБДОУ № 3 «Чебурашка»  г. Шарыпово.

3.1 Направление воспитания  ценностно – ориентированной практики – трудовое  воспитание

 3.2. Ценности воспитания в соответствии  с направлениями – «Сотрудничество», «Знание», «Труд», «Семья».  

4. Какова основная идея/суть/базовый принцип воспитательной  практики

     В интересной доступной для детей форме рассказать о профессиях людей, задействованных в добыче угля, воспитывать уважение к людям труда.

5. Описание практики

     Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО и ФОП дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в сфере трудового воспитания направлен на развитие ценностного отношения к труду взрослых и формировании представлений о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.

     О необходимости профориентации детей дошкольного возраста в своих исследованиях говорили многие педагоги. Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И. Бабаева и А. Г. Гогоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессиями, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

     Впоследствии, благодаря этому, выбор профессии становится более осознанным, ведь у ребенка была возможность пусть в игровой форме познакомиться с разными профессиями поближе, а также подумать и понять что интересно ему самому.

     Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в котором он живет. Мы проживаем в районе, где градообразующими предприятиями является Березовская ГРЭС и Березовский угольный Разрез. Большая часть родителей наших воспитанников работают на этих предприятиях.

     В ходе бесед с детьми 6 – 7 лет о профессиях родителей, выяснилось, что дети затруднялись ответить, кем работают их родители, в чем заключается специфика их работы, не имели представления об угольном разрезе, о том, как происходит добыча угля и его дальнейшем использовании.

     Таким образом, обозначилась проблема: низкий уровень знаний детей о профессиях людей, добывающих уголь.

Цель: формирование представлений детей о мире шахтерских профессий посредством менторского сопровождения.

Задачи:  

- познакомить детей с крупнейшим месторождением угля в г. Шарыпово;

-расширить представления детей о добычи угля; познакомить с его свойствами и применением в промышленности;

- познакомить детей с профессиями (машинист роторного экскаватора, машинист конвейера, водитель внедорожных транспортных средств (карьерные автосамосвалы), электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического контроля, лаборант химического анализа, машинист тепловоза). трудовых действиях;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- учить активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

 - познакомить с основами программирования;

- воспитывать интерес и уважение к человеку труда.

   

Кто такой ментор?

     Ментор - это человек, подающий пример. Это профессионал, обладающий большим опытом работы в определенной сфере. Ментор – источник информации и ответов на возникающие вопросы. Он не просто делится знаниями, но и оказывает моральную поддержку, помогает в решении многих задач. Менторство – способ передачи знаний и навыков от человека с большим опытом в определенной сфере людям с меньшим опытом в атмосфере взаимного доверия.

     На протяжении двух лет практиками для нас стали сотрудники  менторской компании Акционерного общества «Разрез Березовский -1». В апреле 2021г. с ними заключили Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности, утвердили и согласовали Дорожную карту по организации профориентационной работы в МБДОУ.

И все закрутилось ….

     На начальном этапе посредством интерактивной презентации сотрудники разреза погрузили коллектив детского сада и ребят в мир угля (фото №1)

     Следующим совместным мероприятием стала игра по станциям «В поисках волшебных угольков». Перед игрой состоялась переговорная площадка с менторами, где обсудили цель мероприятия, определили ответственных за каждую станцию, согласовали и проиграли вопросы и задания, проговорили, как будет подведен итог мероприятия.

     У нас получилось 6 станций. Ответственными на них были как родители-менторы, так и педагоги.

    На «Техностанции» ребята посредством компьютерной игры «Растопи снежинку», которую разработал электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, познакомились с технологическим процессом  от добычи угля до поступления тепла в наши дома.

     Ребята собрали картинки роторного экскаватора, карьерного самосвала и конвейерной ленты на станции «Собери из 4-х пикселей».

     Инженеры лаборатории контроля окружающей среды и условий труда, познакомили ребят на станции «Уголек» со свойствами угля, проводя опыты.

     Через музыкально-ритмическую игру с горным мастером закрепляли названия и их предназначения.

     Ведущий специалист отдела по персоналу и социальным вопросами и специалист отдела производственно-технологической комплектации, рассказали воспитанникам о волонтерском движении на Березовском разрезе.

     Специалисты МБДОУ (педагог дополнительного образования и инструктор по физической культуре), используя степ-платформы, соединяя речь и движения, познакомили дошкольников с профессией горняк.

     Электрослесарь и дежурный по ремонту оборудования Цеха ремонта и монтажа горного оборудования и ведущий инженер технического отдела, в ходе просмотра сказки «Удивительный уголек», акцентировали внимание детей на применение угля в быту (фото №2)

     Отзывы ребят о данном мероприятии способствовали мотивации родителей воспитанников, работающих на Разрезе «Березовский», принять активное участие в менторском сопровождении.

     Мы точно понимали, чтобы работать с детьми в данном направлении, необходимо было самим ближе познакомиться с менторской компанией. Менторы организовали экскурсию на Березовский разрез, совместно провели мировое кафе «С заботой о людях».

     Хозяевами столиков в кафе были наши менторы. Они подготовили материал о Разрезе «Березовский» по следующим темам:

1. Забота о здоровье;

2. Забота об окружающей среде;

3. Забота об обучении работников;

4. Волонтерское движение.

     Гостями кафе стали педагоги и родители воспитанников. Из отзывов участников мирового кафе: «В теплой, непринужденной обстановке мы все вместе, сотрудники СУЭК - компании, родители и педагоги, систематизировали и обобщили информацию о Разрезе и в доступной форме презентовали ее детям».

     «Было волнительно, но я справился! Получил большое удовольствие от общения. Интересно, что же будет дальше?»

     А дальше….

     23 сентября 2021 года состоялось торжественное открытие Детского университета. Наши менторы на интерактивных площадках, в игровой и доступной для ребят форме, познакомили их с изюминкой своей профессий. Кульминацией праздника стала выдача зачетных книжек.

     В ходе обучения в Детском университете ребята знакомились с шестью шахтерскими профессиями (машинист роторного экскаватора, машинист конвейера, водитель внедорожных транспортных средств (карьерные автосамосвалы), электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического контроля, лаборант химического анализа, машинист тепловоза (Фото №3)

     Совместно с детьми оформили ментальную карту, используя модель трех вопросов «Что мы знаем об угле», «Что такое университет?», «Что хотим узнать?», «Как можем узнать, у кого?».

     Основная проблема в работе по ознакомлению детей с профессиями заключалась в том, что из-за специфики предприятия сформировать у детей представление о труде шахтера непросто. Это те профессии, когда труд взрослых не доступен для непосредственного наблюдения  за ним.

    При ознакомлении детей с шахтерскими профессиями, широко использовались следующие формы работы:

 -  видеосюжеты «Один день из жизни…»;

 - виртуальные экскурсии

- рассматривание иллюстраций, презентации, встречи с интересными людьми,

- беседы на темы «История создания разреза «Березовский -1», «Что такое уголь?», «История образования угля?»;

 - чтение художественной литературы: сказка «Уголек». С. Смирнов, «Как ловили уголька» Шевченко А.А., «Соломинка, уголек и боб» Братья Гримм и др.;

- проведение цикла занятий опытно – исследовательской деятельности с углем;

- сюжетно – ролевые игры и игры – драматизации;

 - дидактические игры: «Замочная скважина», «Собери из 5-ти пикселей», игра на внимание «Ротор, экскаватор, конвейер, БЕЛАЗ», «Часть-целое», «Четвертый лишний»;

    - продуктивная деятельность, рисование углем;

- спортивная эстафета «Перевези уголь», музыкальные развлечения.  

     Содержание материала по каждой шахтерской профессии, объем и последовательность его подачи, все обговаривалось с менторами. После каждого этапа знакомства с профессиями ребята выполняли итоговую работу и получали зачет в своих зачетных книжках (конечно же 5).  У детей появился интерес к людям данных профессий, и это находило отражение в сюжетно – ролевых играх. Совместно с родителями были изготовлены атрибуты к сюжетно – ролевым играм. Собраны предметы, необходимые для работы на угольном разрезе  (каски, фонарики,  коллекция природных материалов и др.).

      К завершению обучения в Детском университете у дошкольников создалась полная картинка процесса от добычи угля до его отгрузки и транспортировки по всей нашей стране.

     Именно это, мы и наши менторы увидели в ходе проведения итогового мероприятия «Карьерный калейдоскоп».

7.Какие результаты (образовательные и воспитательные) обеспечивает Ваша практика?

     В ходе обучения в Детском университете ребята:

 - получили представления о шахтерских профессиях, (машинист роторного экскаватора, машинист конвейера, водитель внедорожных транспортных средств (карьерные автосамосвалы), электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического контроля, лаборант химического анализа, машинист тепловоза);

 - с использованием мнемосхем научились составлять рассказы о профессиях, с которыми они познакомились;

- в ходе исследовательской деятельности ребята узнали о свойствах угля, о его применении в промышленности;  

 - создали мультфильм «Веселый тепловоз», который представили младшим сверстникам;

 - оформили выставку рисунков  «Все про уголь».

     У ребят появился интерес к людям данных профессий и это находило отражение в сюжетно – ролевых играх. Совместно с родителями изготовлен макет «Угольный карьер», подобраны атрибуты, необходимые для игры (каски, фонарики, спецодежда (жилетка, брюки), наушники, машины (экскаватор, большегрузный автомобиль), строительный материал и т.п.

     Совместная системная и целенаправленная работа с менторами отражена в разделе «Трудовое направление воспитания и ранняя профориентация» Программы воспитания МБДОУ № 3 «Чебурашка».

     И. как отмечают менторы, для них - это возможность структурировать собственный опыт и знания и передать их ребятам, и уже в дошкольном возрасте заинтересовать на определение выбора именно шахтерских профессий. Для нас – большая польза и выгода: нам легче познакомиться с особенностями профессий, получить у профессионалов информацию и ответы на возникающие вопросы, вовлечь родителей - партнеров в образовательный процесс, получить опыт менторского сопровождения в профориентационной работе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны все профессии важны".

Задачи: 1. Расширять представления детей о профессиях взрослых.2. Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии»3. Развивать диалогическую и монологическую речь.4. Воспитывать уваж...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны"

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" (в рамках тематической недели "Профессии"). Подго...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" в подготовительной группе.

Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" в подготовительной группе....

Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....

Проект по патриотическому воспитанию, для подготовительной и средней группы Тема «Военные профессии». Номинация: «Лучшие практики по пропаганде профессии защитника Отечества»

Проект по патриотическому воспитанию«Военные профессии».Актуальность: Дошкольное детство - важный этап вхождения ребенка в общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к различ...