Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Бабочка в ладошке»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Светлана Олеговна

В теплый период дети проявляют активный интерес к тому, что они видят на прогулке  в траве - насекомым. Они наблюдают, делают домики для муравьев, божьих коровок, слушают стрекотание кузнечиков и, конечно, восторг и радость у детей вызывают порхающие бабочки. Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые — это бабочки. Как только пригреет солнышко, и распустятся цветы, бабочки начинают порхать с цветка на цветок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babochka_v_ladoshke.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 23»

Структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

Познавательно-исследовательский проект 

для детей старшего дошкольного возраста

«Бабочка в ладошке»

Разработала

Воспитатель 1 кв.категории:

Сорокина Светлана Олеговна

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители.

Актуальность темы:

В теплый период дети проявляют активный интерес к тому, что они видят на прогулке  в траве - насекомым. Они наблюдают, делают домики для муравьев, божьих коровок, слушают стрекотание кузнечиков и, конечно, восторг и радость у детей вызывают порхающие бабочки. Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые — это бабочки. Как только пригреет солнышко, и распустятся цветы, бабочки начинают порхать с цветка на цветок.

К сожалению, в современном темпе жизни, детям дается совсем не много времени на общение с природой, в городской среде редко можно увидеть представителей мира насекомых и уж тем более отслеживать цикл их жизни.

У детей возникает много вопросов, о том как же их гусеницы в мир приходит бабочка, сколько времени занимает процесс перерождения и как именно живёт бабочка.

Для того чтобы поддержать инициативу детей в заданной теме и ответить на многие вопросы, мною был составлен проект «Бабочка в ладошке».

Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках (строение, жизненный цикл, особенности внешнего вида и поведение в природе, польза и вред бабочек); развитие духовно-нравственных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе; учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности.

Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.

Планируемый результат

Для детей:

Имеют элементарные представления:

О бабочках, их цикле жизни, их строении и видовом многообразии.

О пользе и вреде в природе.

Для родителей:

Установление партнерских отношений родителей, педагогов и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.

Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.

Развитие творческих способностей родителей.

Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Педагогическое просвещение родителей.

Для педагога:

Повышение уровня педагогической компетентности.

Профессиональный рост.

Повышение качества работы с детьми и родителями.

Пополнение наглядно – дидактического материала группы

Перспективный план реализации проекта «Бабочка в ладошке» 

1 неделя

Цель:

Работа с детьми

▪ Познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки.

 ▪ Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе,

▪ Активизировать словарь новыми словами: («Капустница», «Крапивница», «Лимонница»).

Рассматривание:

иллюстрации альбома «Бабочки - России».

▪ Продолжать знакомить детей с видами бабочек России.

▪ Продолжать формировать элементарные представления детей о строении тела бабочки (имеет усики, шесть ног, три части тела).

▪ Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе.

Рассказ воспитателя:

«Дружная семья бабочек».

▪ Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе.

Чтение стихотворений:

«Малютка бабочка» (Людмила Мелехова),

«Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк).

▪ Учить определять темп и характер музыки, предложить детям угадать, какое насекомое летает по цветочной поляне.

Прослушивание:

музыкальная композиция Э. Грига «Бабочка».

 ▪ Развитие физиологического дыхания.

Дыхательное упражнение:

«Танец бабочек».

▪ Учить передавать в лепке характерные признаки строения насекомого.

Пластилинография «Бабочки – красавицы».

Перспективный план реализации проекта «Бабочка в ладошке»

2 неделя

Цель:

Работа с детьми

Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя «бабочкарий».

Воспитывать бережное отношение к куколкам бабочек, дать представления о том, что куколки живые и нуждаются в уходе.

 Беседа «Чудесные превращения».

Представление «Бабочкария» с куколками тропических бабочек.

Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек.

Дидактическая игра

«Угадай по описанию»

«Повтори по образцу»

«Продолжи цепочку»

Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных.

Словесная игра

«Один - много»

Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями.

учить работать в технике монотипия, продолжать учить рисовать мелкие детали и элементы узора тонкой кистью;

Просмотр мультфильмов:

«Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».

Рисование в технике монотипия «Наши разные бабочки»

Перспективный план реализации проекта «Бабочка в ладошке»

3 неделя

Цель:

Работа с детьми

Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду,

правильно называть.

Наблюдение за вылуплением бабочек в бабочкарии.  

Сравнивать внешний вид тропических бабочек и бабочек средней полосы.

Развивать координацию

движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам.

Подвижная игра

«Бабочки и цветы».

Предложить детям сделать бабочку путем сгибания ажурной салфетки методом «гармошка»

представления о строении тела бабочек, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к бабочкам.

Ручной труд «Ажурная бабочка» (из салфетки)

Перспективный план реализации проекта «Бабочка в ладошке»

4 неделя

Цель:

Работа с детьми

Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе.

Беседа «Для чего нужны бабочки?»

Развивать зрительное восприятие и внимание детей.

Развивающая игра «Внимательная бабочка»

Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы подсказки.

Загадки про насекомых.

Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе.

Игра «Кто назовет больше действий?»

Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек, их разнообразии. Роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе

Продолжать учить работать в коллективе, воспитывать эстетические чувства.

Коллективная работа «На лугу» (аппликация)

Взаимодействие с семьей

1неделя: Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочки России».

2 неделя: Привлечение родителей к созданию лепбука «Бабочки»

3 неделя: Совместная творческая работа родителей и детей

«Придумай наряд для бабочки - красавицы» (оформление детских поделок)

4 неделя: помощь родителей в организации выставки детских творческих работ «Бабочка красавица».

Продукт проектной деятельности: создание проекта; приобретение «Бабочкария» создание домика для бабочек, подбор питания для родившихся бабочек,  создание каталога тропических бабочек из бабочкария, создание каталога бабочек изучаемой местности; создание лепбука «Бабочки»,  выставка детских работ на тему «Бабочки – красавицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...