В мире металла
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchshchiy_mir.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В мире металла».

Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Задачи.

Обучающие.
Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла: гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук.
Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Развивающие.
Упражнять детей в отгадывании загадок.
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитывающие.
Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.

Материал. Картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д.), металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т.д.), изображения персонажей из м/ф «Фиксики» (Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта).

Структура НОД.

I.Мотивационно-побудительный этап.

Сюрпризный момент.

До прихода детей организую выставку «Мир металла» (изображения предметов из металла) и кладу рядом большой конверт с заданиями от Фиксиков с их изображением и письменным обращением к детям.

- Ребята, что это? Вам знакомы эти предметы? Откуда они здесь? А это что? (Обращаю внимание детей на большой конверт). Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно? Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске и называем их имена. Читаю письмо-обращение к детям:

"Здравствуйте, ребятишки старшей группы детского сада "Карапузики". Вы нас узнали? Ну, конечно, мы – роботы Фиксики: Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!"

II.Организационно-поисковый.

- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки.

1.Загадки:

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Бьют Ермилку

По затылку,

А он не плачет,

Только ножку прячет.

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.

(Гвоздь)

Полежит он без вниманья

Целый день в твоем кармане.

Без него домой придешь -

В дом не попадешь.

(Ключ от замка)

Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Всех на свете обшивает

Что сошьет - не надевает.

(игла)

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик.

(ножницы)

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот—нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз.

(Чайник).

- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы? (Из металла).

- Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические).

- Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).

2. Рассказ о металлах от Маси и Папуса:

- Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны.  Фиксики предлагают нам определить эти свойства.

3.Опытно-экспериментальная деятельность.

  • Дети кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Значит, металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.

  • Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.
  • Определение веса: предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.
  • Звук металла: предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.
  • Ржавчина: предлагаю рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой?

Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет.

(Дети дают ответы, которые дополняю, обобщаю: металл гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и т.д.).

  1. Игра «Отгадай, чей звук». 

- Симка и Нолик предлагают вам игру. (Дети встают на ковре полукругом, отвернувшись, слушают звук и угадывают, какой предмет звенит: металл, дерево, стаканчики из хрусталя, колокольчик, камни, ракушки).

  1. Игра «Определи на ощупь».

- Шпуля и Файер подготовили для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Они просят вас, закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).

6Игра «Кто больше».

- Верта просит вас найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии), чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т.д.).

III. Рефлексивно-корригирующий этап.

- Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.).

- Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут), если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью), с помощью какого металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом), что происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют).


Игра «Правда – неправда»

Игра проводится для рефлексии знаний о свойствах и качествах металла. Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т.е. неправильно, то дети сидят тихо.

- Не нагревается на солнце.
- В воде не тонет.
- На огне нагревается!
- Тонет в воде!
- Намагничивает деревянные предметы.
- Под воздействием влаги ржавеют.
- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия!).
- Блестящие!
- Металлы звонкие!

- Ребята, я думаю, что Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Мы сегодня после сна напишем и нарисуем им ответ! Согласны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "В мире металла"

Цель проекта: помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека....

В мире металла и дерева

В мире металла и дерева...

Конспект ООД по познавательному развитию "В мире металла"

Цель:  Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении;  уточнить и обобщить представления детей ...

"В мире металла"

Методическая разработка по ознакомлению с предметным окружением "В мире металла" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить н...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «В мире металла»

Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.Задачи....

Познавательное развитие (предметное окружение) «В мире металла»

Задачи:Образовательные:Расширять знания детей о металле, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими с...