"В мире металла"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка по ознакомлению с предметным окружением "В мире металла" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_metalla.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с предметным окружением
«В мире металла»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила: воспитатель
Сливень О. Н.
Санкт-Петербург
2021
Цель: знакомство со свойствами и качествами металла (холодный, прочный, тяжелый, блестящий, водонепроницаемый, гладкий).
Задачи:
- Обучающие:
- Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла.
- Уточнить представления детей о предметах из металла.
- Закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира.
- Закрепить знания детей о названиях материалов, из которых сделаны предметы.
- Показать детям, как свойства этих предметов используют при изготовлении предметов.
2. Развивающие:
- Развивать любознательность, тактильную память, внимание.
- Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
3. Воспитывающие:
- Воспитывать уважение к людям труда и бережное отношение к предметам их труда.
- Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
- Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
Материалы и оборудование: посылка - коробка, письмо, изображения Фиксиков, металлические предметы: гвозди, шурупы, отвертка, ключи, ложки, вилки, ножницы, кружка стеклянная и металлическая, емкость с водой, кубик деревянный, шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы.
Ход НОД:
- Мотивационно-побудительный этап.
Сюрпризный момент.
- Ребята, сегодня утром под дверью нашей группы я нашла посылку.
Воспитатель ставит посылку на стол, читает: «Детский сад №36, группа "Лучики" — правильно, это нам.
- Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно?
Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске и называем их имена. Читаю письмо-обращение к детям:
"Здравствуйте, ребятишки старшей группы "Лучики". Вы нас узнали? Ну, конечно, мы – Фиксики: Симка, Нолик, Шпуля, Файер. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!"
- Организационно-поисковый.
- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки.
1.Загадки:
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
Бьют Ермилку
По затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)
Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь -
В дом не попадешь. (Ключ от замка)
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Всех на свете обшивает
Что сошьет - не надевает. (Игла)
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот—нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз. (Чайник).
2.Воспитатель трясет коробку - посылка гремит. Открывает посылку и достает по одному предмету, показывая детям. Дети называют предмет, если затрудняются, воспитатель сам называет. Когда все предметы выложены на стол, воспитатель спрашивает:
— А как вы думаете, из какого материала эти предметы? (ответы детей)
— Правильно, они из металла.
— Значит предметы какие? (металлические).
3.Рассказ о металлах от Симки и Нолика:
- Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку.
Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства.
- Но прежде немного отдохнем.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
4. Опытно-экспериментальная деятельность.
1) — Предлагаю взять по одному предмету и зажать его в кулачке.
— Какой предмет на ощупь? (холодный, гладкий)
— Если попробовать нарисовать на нем карандашом? (не рисуется)
— Значит металл какой? (твердый)
— Мы узнали, что металл холодный, гладкий и твердый.
2) Наливаем воду в две кружки — стеклянную и металлическую.
— Вам видно воду в кружках? В какой видно? (в стеклянной). Почему? (прозрачная)
— А почему в металлической не видно? (она не прозрачная)
— Вода пролилась из кружек? (нет)
— Почему? (потому что они водонепроницаемые)
3) На столе стоит прозрачная емкость с водой. Воспитатель предлагает детям опустить металлические предметы в воду. Сначала подошли девочки, потом мальчики.
— Что произошла с вашими предметами? (они утонули)
— Почему? (они тяжелые)
Воспитатель опускает в воду деревянный кубик и он плавает.
— Почему кубик плавает? (он легкий)
— Значит дерево какое? (легкое, оно не тонет)
— А металл? (тяжелый, он тонет)
— Мы сейчас с вами узнали, что металлический материал не прозрачный, водонепроницаемый, тяжелый.
5. Д/игра «Что лишнее?»
На столе стоят три деревянных предмета и один металлический.
На столе стоят три металлических предмета и один стеклянный.
На столе стоят три стеклянных предмета и один деревянный.
- Какой предмет лишний, почему?
После игры воспитатель напоминает детям, что все эти предметы сделаны руками людей. Люди знают свойства разных материалов и учитывают их при изготовлении предметов.
Чтобы сделать все эти предметы и игрушки люди затратили много труда, поэтому ко всему нужно относиться бережно.
6. Игра «Определи на ощупь».
- Шпуля и Файер подготовили для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Они просят вас, закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).
7. Игра «Кто больше».
- Нолик просит вас найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы, батареи, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).
8. Д/игра «Для чего нужен..?»
— Любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию, свое назначение.
Нож — резать ... Замок — закрывать ...
Молоток — забивать ... Коньки — скользить ...
Вилка — накалывать ... Ложка — черпать ...
Сковородка — жарить ... и т.д.
III. Рефлексивно-корригирующий этап.
— Все эти предметы сделаны человеком из чего? (из металла)
— Металл какой? (ответы детей)
— Правильно, металл - твердый, гладкий, блестящий, прочный, холодный, тяжелый, непрозрачный, не пахнет, водонепроницаемый, стойкий к высоким температурам.
- Без металлов не было бы железных дорог и самолётов, сложных машин и приборов.
Игра «Правда – неправда»
Игра проводится для рефлексии знаний о свойствах и качествах металла. Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.
- Не нагревается на солнце.
- В воде не тонет.
- На огне нагревается!
- Тонет в воде!
- Намагничивает деревянные предметы.
- Под воздействием влаги ржавеют.
- Блестящие!
- Металлы звонкие!
- Ребята, я думаю, что Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "В мире металла"
Цель проекта: помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека....
В мире металла и дерева
В мире металла и дерева...
Конспект ООД по познавательному развитию "В мире металла"
Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении; уточнить и обобщить представления детей ...
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить н...
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «В мире металла»
Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.Задачи....
Познавательное развитие (предметное окружение) «В мире металла»
Задачи:Образовательные:Расширять знания детей о металле, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими с...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».
Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...