Конспект по окружающему миру "День птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 16.94 КБ |
prezentatsiya-dlya-detey-starshey-gruppy-ptitsy2.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект нод по окружающему миру «День птиц»
Цель: Закрепить представления о перелетных птицах. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Задачи: воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам, развивать любознательность, мышление, расширять кругозор,
- воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнении заданий, стимулировать и поощрять творческие проявления детей.
- научить выделять признаки сходства и различия у птиц
- уточнить и расширить представления о перелётных птицах; активизировать и расширять словарь детей.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы.
- Беседы с детьми
- Наблюдения на прогулке.
- Разучивание стихов, пословиц, считалок. - Отгадывание и загадывание загадок.
Оборудование:
Картинки и книги о птицах.
Шаблон птицы, ножницы, клей.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.
Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах. Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.
Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
– Синь-синь! – посвистывает синица.
– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
– Гра-гра! – представляется грач.
– Сквор-сквор! – поют скворцы.
– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
1. Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.
Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?
Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод. - Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст. Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы - в декабре месяце.
- Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.
Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.
- Одной из перелетных птиц является кукушка. Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят приемные родители. Но это не значит, что кукушка вредная птица.
Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.
- Птицы бывают домашними и дикими.
- Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.
- Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.
2. Физкультминутка.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
3. Отдохнули? А сейчас проведем викторину по знанию птиц.
– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)
– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)
– Какая птица выше всех летает? (Орел.)
–Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (Снегирь.)
– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)
– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)
4. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)
Воспитатель: Что неправильно, почему?
Дети: Мухи – это насекомые.
Воспитатель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)
Воспитатель. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают.)
Воспитатель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают.)
Воспитатель. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
– Все вы молодцы!
5. Правила обращения с птицами.
– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)
– А наносит ли вред птицам человек, какой?
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
● Не разорять гнезда.
● Не ловить и не убивать.
● Не трогать яйца и птенцов.
● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.
● Делать кормушки.
● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серой вороны и т. д.)
● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
6. Давайте мы с вами сделаем птичек. Дети вырезают птичек ,наклеивают крылья, приклеивают глазки.
Давайте на прощание послушаем стихотворение «Давайте сохраним».
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весной все оживает, птицы радуются теплу и солнечным лучам, повсюду слышны трели, песни, чириканья, мелодичный свист. Вот возвращаются с теплых краев перелетные птицы - грач, жаворонок, скворец, зяблик, ласточка... Они весной строят гнёзда и откладывают в них яйца. Некоторые птицы уже в конце весны успевают вывести птенцов.
Грач Переносье с белым кругом, Важно я хожу за плугом, Огороду, полю – врач Глянцевитый чёрный …
Длина 45—47 см, масса тела 310—490 г. Грач похож на ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. Птицы семейства вороновых. Прекрасно приручаются, могут имитировать человеческую речь. Покидают наши края поздно осенью, исчезая в конце октября или начале ноября . Грачи
Мы спешили к вам, ребята. Весна идет. Пара браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов Скворец скворец
Загадка Я проворна, легкокрыла, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит, дождик где-то близко. (Ласточка)
Свои гнёзда они лепят из глины, грязи и илистого песка, смачивая комочки своей необычайно липкой слюной, а внутреннюю часть своего слепленного гнезда устилают мягкой и тёплой подстилкой. Ласточки откладывают 4-6 яиц и самка с самцом по очереди высиживают свою кладку в течении 15 дней, вылупившихся птенцов выкармливают так же оба родителя порядка 20-25 дней, после чего те готовы отправиться в самостоятельный полёт Гнездование
1. У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? Синица
Сова Каких только небылиц про меня не рассказывают! Даже считают, что я накликаю беду. А на самом деле я очень полезная птица. Я съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и таким образом спасает 20 т зерна.
Кукушка Многие не любят нас, потому что мы губим чужих птенцов. И всё-таки мы очень полезны: уничтожаем множество опасных гусениц, даже таких которых не едят другие птицы.
Меня называют «смотритель леса». Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Поползень
Птичьи разговоры
Крякают Утки
Каркают Вороны
Гогочут Гуси
Ухают Совы
Пищат Синицы
Свистят Соловьи
Птичьи профессии
Птица-плотник Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел»
Лесная кошка Иволга действительно умеет кричать кошкой в момент опасности. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени и издает звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель Самым искусным строителем гнёзд считают ласточку.
Птица-акробат Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Ночной хищник Совы выходят на охоту ночью и глотают мышей целиком.
Пернатый солист Соловей. О нем говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая.
Водоплавающие
Правила друзей птиц 1.Не разорять гнёзда птиц. 2.Не стрелять в птиц из рогаток. 3.Мастерить скворечники и кормушки для птиц. 4.Подкармливать их зимой.
Будь другом птиц! Пусть под окном, Поёт весною соловей. И над просторами земли Летают стаи голубей! Берегите птиц!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как птицы весну встречают"(образовательная область "Познание")
Итоговое занятие посвящено систематизации знаний у детей о перелетных птицах...
Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром «Птицы» с детьми подготовительной группы.
наблюдение за птицами во время прогулок. - чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда». - загадывание загадок. - рассматривание дидактические материалы, книжны...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Зимующие птицы"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Зимующие птицы"...
Конспект НОД по окружающему миру "Птицы зимой"
Программное содержание: уточнить представление детей о непростой жизни зимующих птиц; подвести к пониманию того, что птицам нужна помощь человека; закрепить названия зимующих птиц; учить распознавать ...
Конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме: «Зимующие птицы»
Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Птицы"
Закреплять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Узнавать звуки издаваемые птицами...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы прилетели»
Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литератур...