Проект "Синичкин день"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sinichkin_den.docx | 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30»
Челябинская обл, г.Коркино
старшая группа № 6 компенсирующей направленности
Всероссийский конкурс экологических проектов
«Волонтёры могут все»
«Зооволонтёрство».
Проект
«Синичкин день.»
Паспорт проекта
«Синичкин день.»
Участники:
Дети группы «Солнышко»;
• педагоги группы;
• учитель-логопед;
• музыкальный руководитель;
• инструктор по физической культуре;
• родители.
Тип проекта: познавательно-продуктивный
Актуальность проекта. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края.
Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
С нами остаются зимующие птицы.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Продолжительность проекта: краткосрочный (одну неделю, итоговое мероприятие - 10 ноября 2023 г.)
Цель: Познакомить детей с экологическим праздником - Синичкин день. Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц
Задачи :
- Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Интеграция образовательных направлений:
Познавательное развитие.
Задачи:
- формировать у детей представления о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях проживания зимой;
- развивать наблюдательность, внимание, любознательность;
- воспитывать интерес к птицам, желание помогать им в зимнее время.
Социально – коммуникативное развитие:
Задачи:
- развивать инициативность;
-обогащать способы сотрудничества каждого ребёнка, опираясь на интеграцию разных видов деятельности;
- учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний;
-формировать безопасное поведение и бережное отношение к природе;
-учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться
впечатлениями.
Речевое развитие:
Задачи:
- продолжать расширять и пополнять у детей словарный запас;
- развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра;
- учить подбирать слова, обозначающие названия в уменьшительно ласкательной форме;
- умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.
Художественно – эстетическое развитие:
Задачи:
-упражнять в создании коллективной аппликации; учить рисовать синичку, используя нетрадиционные материалы (салфетки).
Физическое развитие:
Задачи:
- формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении
и образном перевоплощении; развивать двигательное творчество детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
Предварительная работа с детьми:
- - чтение произведения В.Бианки «Синичкин календарь»
- - рассматривание иллюстраций зимующих птиц;
- - беседа на тему: «Зимующие птицы»;
- - дидактическая игра «Собери картинку»;
- - чтение произведений о зимующих птицах.
Предварительная работа с родителями:
Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Изготовить дома кормушки для птиц.
Методы и приёмы работы:
- коллективное рассматривание;
- словесные: беседа, чтение загадок, стихотворений, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- прослушивание аудиозаписи.
Материалы:
- иллюстрации с изображением зимующих птиц; картинок с видами синиц
- загадки о зимующих птицах;
- аудиозапись «Звуки леса»;
- изготовленные детьми с помощью родителей кормушки;
- материалы для рисования, конструирования из бумаги.
2 этап - практический (реализация проекта):
(приложение №1):
Социально - коммуникативное развитие
- - Беседа «Как живут синички»
- -Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком?» и «Чем питаются птицы зимой?»
- - Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же»
- - Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса (голоса птиц)»
Познавательное развитие (приложение №2):
- Просмотр презентации «Виды синиц»
- Отгадывание загадок о зимующих птицах
- Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Речевое развитие (приложение №3):
- Н.Лучинина «Синичкин день»,
- И.Сельвинский «О синицах»
- Е.Евсеева «Синица синица»,
- С.Михалков «Птичья столовая»,
- А.Яшин «Покормите птиц зимой»,
- В.Бианки «Синичкин календарь».
Художественно- эстетическое развитие
- Аппликация «Синички на ветке»,
- Конструирование из картона и бумажных салфеток «Кормушка для птиц»,
- Рисование «Птичка-невеличка – синичка».
Физическое развитие (приложение №4):
- Игра- имитация движений птиц,
- Подвижные игры «Совушка», «Птицы и кошка», «Перелет птиц».
3 этап - заключительный - представляется результат выполнения проекта:
- оформление выставки «Птичка синичка»,
- ООД «День рождения синички – 12 ноября»
Рекомендации родителям «Наблюдаем с детьми 5-6 лет зимой за природой. Тема «Зимующие птицы»» (Приложение №5)
Приложение №1
Реализация проекта осуществлялась в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по пяти образовательным областям.
Образовательные области | Содержание работы | Задачи |
Познавательное развитие. | Беседы с детьми о прелетных и зимующих птицах. Беседа “Что мы знаем о синичке”. Занятие по теме “Перелетные и зимующие птицы”. Занятие по развитию математических представлений “Зимовье птиц”. Наблюдения за птицами на участке. Просмотр презентаций, мультфильмов о птицах. Конструирование из бумаги птички. | Расширить и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни. |
Речевое развитие. | Беседы о птицах. Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением птиц. Отгадывание загадок оптицах.
| Продолжать работу по развитию связной речи, памяти, внимания. Уточнить знания детей о птицах. Воспитывать желание детей помогать птицам втрудное для них время. |
Художественно-эстетическое развитие. Изодеятельность. | Аппликация “Синички на ветках”. Рисование “Птицы у кормушки”. Лепка “Птичка-невеличка”. | Формировать умение передавать внешний вид птиц. Развивать воображение, мелкую моторику рук. |
Художественно-эстетическое развитие. Музыка. | Прослушивание записи голосов птиц, песен о птицах. Разучивание музыкальных игр. Развлечение “Синичкин праздник” (итоговое мероприятие). | Развивать музыкальный слух, эмоции. |
Физическое развитие. | Подвижные игры: Воробушки и кот”, Гуси-лебеди”, “Улетают - не улетают”, “Совушка”, “Воробушки и автомобиль”. | Разивать общую моторику, координацию движений. |
Социально-коммуникативное развитие. | Игры: “Посчитай”, “Четвертый лишний”, “Узнай по описанию”, “Зимующие-перелётные”, “Один-много”. “Разрезные картинки”, “Найди пару”, “Чей домик?”. Беседы о птицах (зимующие, перелётные). Изготовление кормушек для птиц. | Расширить знания детей о птицах. |
Взаимодействие с родителями. | Изготовление кормушек с родителями. Беседы с детьми о птицах. Составление рассказов о синицах. Оформление презентации к занятию “Синичкин праздник”. Оформить родительский уголок (“Добрые советы”, “Синица пищит – зиму вещит, холод накликает”). | Способствовать осознанию родителями важности экологического воспитания детей. |
Приложение №2
Игра « Угадай птицу по словесному описанию»
На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.
- Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей).
- На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица).
- У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел).
- У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь).
- Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст).
- Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока).
- У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона).
Загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
а зовут её …(синичка)
Эта птица так болтлива,
воровата, суетлива,
стрекотунья, белобока,
а зовут её …(сорока).
Красногрудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять (снегирь)
Чернокрылый, красногрудый
зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
ведь это … (снегири)
На ветвях украшенных снежной бахромой,
яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоне весело снуют,
гусениц мороженых яблоки клюют (снегири)
В тёплый край не улетают,
на морозе распевают,
Эти птички-невелички
называются … (синички)
В серой шубке перовой
и в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
под карнизом обитает. (Воробей)
Что за стол среди берез
под открытым небом?
Угощает он в мороз
птиц зерном и хлебом (Кормушка)
Пословицы о синицах
- Не много зинька ест - пьет, а весело живет.
- Не велика птичка - синичка, а и та свой праздник помнит.
- Синичка – воробью сестричка.
- Хвалилась синица хвостом море зажечь.
- Невелика синица, голосок востёр.
Приложение №3:
Н. Лучинина
Синичкин день
Кто вы, птички-невелички?
Ровно в полдень за окном,
Раз-зинь-зинькались синички,
Расцветили всё кругом.
Только солнышко пригрело,
Дружной стайкой собрались,
И летят за кормом смело –
Вон порхают вверх и вниз.
Приглашают всех подружек,
От неслыханных щедрот,
Отобедать у кормушек,
Что развесил им народ.
То-то будет праздник, право,
К вам в мороз, среди зимы,
Прилетят большой оравой,
Щебетуньи, свистуны.
Слышно будет за оградой:
«Зинь-зинь-зинь».
Да: «Тень-тень-тень».
Наслаждайтесь сей отрадой –
Песнь поёт Синичкин день!
И. Сельвинский
О синицах
Вот вы говорите — синица,
Синицу любой назовет.
Но вам, друзья, и не снится,
Какой это пестрый народ:
Синица с хохлатой головкой
Ее «гренадеркой» зовут,
Черная с ней «московка»
У гнездышка тут как тут.
«Пухляк» — у него привычка
В дудочку во весь дух!
«Лазоревка», дивная птичка,
Нежно-небесный пух.
Вглядитесь в их милые лица:
Различны они? Вот-вот.
А вы говорите: синица.
Синицу любой назовет.
Е.Евсеева
«Что снится синице?»
- Синица, синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.
Арчвадзе Ю.Д. «Столовая для птиц» (презентация)
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- В.Бианки «Синичкин календарь» (аудизапись)
Приложение №4.
«Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.
«Совушка»
Цель: развивать у детей ловкость, решительность. Упражнять в прыжках в длину с места
Описание игры: на площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном углу площадки – круг «Гнездо совушки». Выбирается «совушка», а остальные дети изображают насекомых, разбегаются по площадке. «Ночь» – «совушка» гуляет, «насекомые» спят. И «совушка» смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто шевелится «совушка» отводит к себе в гнездо. Продолжительность 5-7 минут
Подвижная игра «Птички и кошка».
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Ход игры:
В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.
Приложение №5
Рекомендация для родителей
«Наблюдаем с детьми 5-7 лет зимой за природой. Тема «Зимующие птицы»»
Многие из вас, родителей, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь, как ваш ребёнок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребёнка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.
Дети 5-6 лет должны:
Знать и называть не менее 7-10 зимующих птиц.
Уметь называть части птиц: голова, клюв, глаза, туловище, лапы, хвост, перья.
Знать, чем питаются птицы зимой.
Составлять описательный рассказ.
Отгадывать загадки.
Родителям рекомендуется:
1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдать за птицами, а дома рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост). Показать на улице зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, ворону, воробья, снегиря, свиристеля. Показать на картинке клеста и кедровку. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.
2. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице или в саду.
3. Обратить внимание ребёнка на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица), на кормушку.
4. Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой
5. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Задайте ребенку вопросы:
Каких зимующих птиц ты знаешь?
Почему они называются зимующими?
Чем птицы питаются зимой?
Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
Как можно помочь птицам?
Памятка "Как подкармливать птиц"
1. Кормушки должны быть удобными.
Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Корма в кормушках должно быть немного, но следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
И помните - кормить птиц надо регулярно!
Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)
8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с Днем с емьи, любви и верности. Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...
15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.
Многие из нас, взрослых, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...
Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"
Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...
"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"
Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...
Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему: "Неделя искусств: 1-ый – день поэзии; 2-ой – день литературы; 3-ий – день живописи; 4-ый – день музыки; 5-ый – день театра".
Календарно-тематическое планирование в средней группе...
День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)
На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....
11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...