Воздушный океан
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление детей со свойствами воздуха и его значимости для всего живого мира на земле
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdushnyy_okean.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе №2
Образовательная область «Познание»
Тема: «Воздушный океан»
Выполнила — воспитатель
старшей группы №2
Лобанова Е.Г.
Старший воспитатель Иванова М.М.
Цель: Продолжать формировать представление о роли воздуха для всего живого, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Дать представление о ветре как о движении воздуха. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, воображение. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру, природе.
Предварительная работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое – неживое». Беседы из цикла «Земля – наш общий дом». Чтение познавательной литературы, знакомство с глобусом.
Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, картонная коробка, воздушный шар, таз с водой, одноразовые стаканы, салфетки, чашечные весы, глобус.
Словарная работа: лаборатория, эксперименты, ученые, воздушный.
Ход занятия.
Дети входят в лабораторию.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня я снова хочу пригласить вас в нашу научную лабораторию, в которой вы опять будете учеными, а я — вашим научным руководителем. В прошлый раз мы с вами изучали свойства воды, а в этот раз мы будем изучать воздух.
Посмотрите, что я вам принесла. Кто помнит, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это модель нашей планеты земля.
Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего.
Воспитатель: Что обозначает синий цвет на глобусе?
Дети: Моря, реки, озёра, океаны.
Воспитатель: Кто живёт в океане?
Дети: Рыбы, киты, дельфины…
Воспитатель: Скажите, а где живут люди?
Дети: На земле, на суше.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу открыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живём на дне очень большого океана. Только нас окружает не вода, а что – то другое. Послушайте загадку.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
- Как вы думаете, что это за невидимка?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух. А океан, который нас окружает, называется «ВОЗДУШНЫЙ». Повторите, пожалуйста, за мной «Воздушный».
-Ребята, а нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте убедимся, что нам нужен воздух. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете?
Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.
Воспитатель: Правильно. Обычный человек может задержать дыхание на 2 минуты, а опытные ныряльщики могут не дышать 5 минут – не больше.
Кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, растениям, деревьям…(называют объекты живой природы)
Воспитатель: А кому воздух не нужен?
Дети: Камни, вода, горы, песок, солнце…(называют объекты неживой природы)
Воспитатель: Правильно, воздух нужен для объектов живой природы, и совсем не нужен объектам неживой природы.
Игра на внимание «Живое – неживое»
Воспитатель: Давайте поиграем.
Правила игры такие: воздух нужен – подняли руки вверх, не нужен - спрятали за спину. (Птицы, камни, заяц, песок, гора, дерево, цветок, вода, железо и т.д.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимый)
Поиграем? Давайте попробуем поймать воздух ладонями. Получается? Как вы думаете, почему?
Дети: Не получается. Он невидим, не чувствуется.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
Опыт «Что в пакете»
Воспитатель: Возьмите мешочки. (Раздаёт пустые полиэтиленовые пакеты). Посмотрите, что там?
Дети: Там ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Ребята, а теперь поднимите мешочки над головой и опустите их резко вниз. Закрутите мешочки. (Дети закручивают мешочки). Что внутри мешочков? Вы что-нибудь видите? (Нет). Почему пакет стал упругим, а мы по-прежнему ничего не видим?
(В пакете воздух, но он невидимый, прозрачный, бесцветный)
А теперь давайте откроем пакеты. Что произошло? Почему пакет перестал быть упругим? (в пакете был воздух, а когда его открыли, воздух вышел, и пакет перестал быть упругим).
Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух? (Нет, он невидимый). Правильно, воздух прозрачный, лёгкий, бесцветный, он – невидим.
Заносим результаты опыта в научный журнал и переходим к следующему опыту.
Опыт «Сухой из воды»
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «выйти сухим из воды»? Как вы считаете, это возможно? Можно ли опустить стакан в воду, и не намочить салфетку? (Опускают стаканы с приклеенной к дну салфеткой в воду). Убеждаются, что салфетка на дне сухая. Почему вода не намочила салфетку? Что ей помешало? И что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет)
Вывод: Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку. Заносим результаты опыта в журнал.
Воспитатель: Ребята, а ещё, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте отгадать.
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток он сбивает,
Сосны с корнем вырывает
Так порою, он сердит.
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде!
(ветер)
Правильно, это – ветер. Давайте разберёмся, что же такое – ветер. Как вы думаете? А мы сейчас проверим.
Опыт.
Ход опыта: Взять коробку, положить туда кусочки разорванных салфеток, надуть воздушный шар и выпустить воздух прямо в коробку. Сначала медленно, потом быстрее.
Вывод: Воздух из воздушного шара, попадая в коробку, с силой поднимает салфетки. Мы увидели, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит свойство воздуха – его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остаётся невидимым. Ребята, а каким бывает ветер?
(Ветер бывает ласковым, лёгким, тёплым, освежающим, порывистым, сильным, холодным, ураганным и т.д.) Заносим результаты опыта в журнал.
Физкультминутка. Игра «Мыльный пузырь».
Воспитатель: А теперь, мои уважаемые ученые, я предлагаю вам снова пройти в нашу лабораторию и провести еще один очень интересный эксперимент.
Опыт «Воздух имеет вес»
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят чашечные весы. Еще у меня есть сдутый шарик и точно такой же, только надутый. На одну чашу весов я положу сдутый шар, а на другую — надутый. Как вы думаете, какой шар окажется тяжелее? Проводим опыт и видим, что надутый шар оказался тяжелее сдутого. Вывод: воздух, хоть и легкий, но все же имеет вес.
Заносим результаты опыта в журнал.
Воспитатель: Итак. Ребята, с каким океаном мы сегодня познакомились?
Дети: С «Воздушным».
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы узнали, что нас окружает - ? (воздух).
Что воздух – лёгкий, прозрачный, невидимый. А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать). Ещё мы узнали, что воздух занимает место, имеет вес, что ветер – это движение воздуха.
Ребята, что вам особенно понравилось на нашем занятии? Выслушиваются ответы.
До свидания, юные исследователи. Мне было очень приятно работать вместе с вами. С нетерпением жду нашей следующей встречи в нашей волшебной лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Воздушный океан"
Проект "Воздушный океан" познавательно --исследовательский предназначен для детей старшей группы детского сада....
Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»
Цель занятия: Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...
презентация по ОО Познание "Воздушный океан"
Презентация для старшего дошкольного возраста по ОО Познание "Ознакомление с окружающим" по теме "Воздушный океан"...
Воздушный океан
уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес у экспериментальной работе...
Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...
Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Воздушный океан».
ННОД позволяет уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе, об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения....
Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности «Воздушный океан».
ННОД позволяет уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения....