Воздушный океан
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лобанова Елена Геннадьевна

Ознакомление детей со свойствами воздуха и его значимости для всего живого мира на земле

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdushnyy_okean.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе №2

Образовательная область «Познание»

Тема: «Воздушный океан»

Выполнила — воспитатель

старшей группы №2

Лобанова Е.Г.

Старший воспитатель Иванова М.М.

Цель:  Продолжать формировать представление о роли воздуха для всего живого, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Дать представление о ветре как о движении воздуха. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, воображение. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру, природе.

Предварительная работа:  Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое – неживое». Беседы из цикла «Земля – наш общий дом». Чтение познавательной литературы, знакомство с глобусом.

Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, картонная коробка, воздушный шар, таз с водой, одноразовые стаканы, салфетки, чашечные весы, глобус.

Словарная работа: лаборатория, эксперименты, ученые, воздушный.

Ход занятия.

Дети входят в лабораторию.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня я снова хочу пригласить вас в нашу научную лабораторию, в которой вы опять будете учеными, а я — вашим научным руководителем. В прошлый раз мы с вами изучали свойства воды, а в этот раз мы будем изучать воздух.

Посмотрите, что я вам принесла. Кто помнит, что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель нашей планеты земля.

Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего.

Воспитатель: Что обозначает синий цвет на глобусе?

Дети: Моря, реки, озёра, океаны.

Воспитатель:  Кто живёт в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины…

Воспитатель: Скажите, а где живут люди?

Дети: На земле, на суше.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу открыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живём на дне очень большого океана. Только нас окружает не вода, а что – то другое. Послушайте загадку.

 

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

- Как вы думаете, что это за невидимка?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, это воздух. А океан, который нас окружает, называется «ВОЗДУШНЫЙ». Повторите, пожалуйста, за мной «Воздушный».

-Ребята, а нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте убедимся, что нам нужен воздух. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете?

Дети:  Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.

Воспитатель: Правильно. Обычный человек может задержать дыхание на 2 минуты, а опытные ныряльщики могут не дышать 5 минут – не больше.

 Кому ещё нужен воздух?

Дети: Животным, растениям, деревьям…(называют объекты живой природы)

Воспитатель: А кому воздух не нужен?

Дети: Камни, вода, горы, песок, солнце…(называют объекты неживой природы)

Воспитатель: Правильно, воздух нужен для объектов живой природы, и совсем не нужен объектам неживой природы.

Игра на внимание «Живое – неживое»

Воспитатель:   Давайте поиграем.

Правила игры такие: воздух нужен – подняли руки вверх, не нужен  - спрятали за спину.  (Птицы,  камни, заяц, песок, гора, дерево, цветок, вода, железо и т.д.)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух?  (Нет, не видим, он невидимый)

Поиграем? Давайте попробуем поймать воздух ладонями. Получается? Как вы думаете, почему?

Дети: Не получается. Он невидим, не чувствуется.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.

Опыт «Что в пакете»

Воспитатель:  Возьмите мешочки. (Раздаёт пустые полиэтиленовые пакеты). Посмотрите, что там?

Дети: Там ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Ребята, а теперь поднимите мешочки над головой и опустите их резко вниз. Закрутите мешочки. (Дети закручивают мешочки). Что внутри мешочков? Вы что-нибудь видите? (Нет).  Почему пакет стал упругим, а мы по-прежнему ничего не видим?

 (В пакете воздух, но он невидимый, прозрачный, бесцветный)

А теперь давайте откроем пакеты. Что произошло? Почему пакет перестал быть упругим?  (в пакете был воздух, а когда его открыли, воздух вышел, и пакет перестал быть упругим).

Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух?  (Нет, он невидимый). Правильно, воздух прозрачный, лёгкий, бесцветный, он – невидим.

Заносим результаты опыта в научный журнал и переходим к следующему опыту.

Опыт «Сухой из воды»

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «выйти сухим из воды»? Как вы считаете, это возможно? Можно ли опустить стакан в воду, и не намочить салфетку?  (Опускают стаканы с приклеенной к дну салфеткой в воду). Убеждаются, что салфетка на дне сухая. Почему вода не намочила салфетку? Что ей помешало? И что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет)

Вывод: Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку. Заносим результаты опыта в журнал.

Воспитатель: Ребята, а ещё, я хочу загадать вам  загадку. Попробуйте отгадать.

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток он сбивает,

Сосны с корнем вырывает

Так порою, он сердит.

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде!

(ветер)

Правильно, это – ветер. Давайте разберёмся, что же такое – ветер. Как вы думаете? А мы сейчас проверим.

Опыт.

Ход опыта: Взять коробку, положить туда кусочки разорванных салфеток, надуть воздушный шар и выпустить воздух прямо в коробку. Сначала медленно, потом быстрее.

Вывод: Воздух из воздушного шара, попадая в коробку, с силой поднимает салфетки. Мы увидели, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит свойство воздуха – его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остаётся невидимым. Ребята, а каким бывает ветер?

(Ветер бывает ласковым, лёгким, тёплым, освежающим, порывистым, сильным, холодным, ураганным и т.д.) Заносим результаты опыта в журнал.

Физкультминутка. Игра «Мыльный пузырь».

Воспитатель: А теперь, мои уважаемые ученые, я предлагаю вам снова пройти в нашу лабораторию и провести еще один очень интересный эксперимент.

Опыт «Воздух имеет вес»

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят чашечные весы. Еще у меня есть сдутый шарик и точно такой же, только надутый. На одну чашу весов я положу сдутый шар, а на другую — надутый. Как вы думаете, какой шар окажется тяжелее? Проводим опыт и видим, что надутый шар оказался тяжелее сдутого. Вывод: воздух, хоть и легкий, но все же имеет вес.

Заносим результаты опыта в журнал.

Воспитатель: Итак. Ребята, с каким океаном мы сегодня познакомились?

Дети: С «Воздушным».

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы узнали, что нас окружает - ?  (воздух).

Что воздух – лёгкий, прозрачный, невидимый. А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать). Ещё мы узнали, что воздух занимает место, имеет вес, что ветер – это движение воздуха.

  Ребята, что вам особенно понравилось на нашем занятии? Выслушиваются ответы.

  До свидания, юные исследователи. Мне было очень приятно работать вместе с вами. С нетерпением жду нашей следующей встречи в нашей волшебной лаборатории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воздушный океан"

Проект "Воздушный океан" познавательно --исследовательский предназначен для детей старшей группы детского сада....

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

презентация по ОО Познание "Воздушный океан"

Презентация для старшего дошкольного возраста по ОО Познание "Ознакомление с окружающим" по теме "Воздушный океан"...

Воздушный океан

уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес у экспериментальной работе...

Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...

Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Воздушный океан».

ННОД позволяет уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе, об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях  по защите его от загрязнения....

Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности «Воздушный океан».

ННОД позволяет уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях  по защите его от загрязнения....