Проект " Мой город - Новосибирск! "
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 100 "Капитошка"
ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД – НОВОСИБИРСК!»
Выполнила:
Воспитатель Байдакова Елена Игоревна
Новосибирск 2023 год
ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД – НОВОСИБИРСК!»
Данный проект может быть реализован в любых детских дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида.
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста – 5-6 лет. Проект рассчитан на три месяца работы с детьми и является долгосрочным.
Название проекта: «Мой город – Новосибирск!»
Актуальность проекта:
Актуальность темы определена запросами общества и конкретизирована в Стратегических ориентирах воспитания, сформулированных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в проекте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск форм и методов работы всех участников образовательных отношений по решению одной из наиболее важных и глобальных проблем современного общества, направленную на:… «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Поэтому предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление о Родном крае. Он должен способствовать самообразованию родителей и быть стимулом к взаимодействию всех участников образовательных отношений, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.
В своей группе мы столкнулись с проблемой, что дети с родителями проводят время в торговых центрах и кафе. Они не знают достопримечательностей Новосибирска. Многие не были даже в зоопарке. Поэтому мы решили познакомить детей с родным городом.
В нашем проекте затронута проблема сохранения и изучения культурно исторического наследия города Новосибирска и области, патриотического воспитания через знакомство с малой Родиной, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Наш город уникален в своей акселерации – молодой, но бурно растущий, с развивающейся культурой и наукой. Для детей слово «Новосибирск» долгое время будет означать целую вселенную, безграничную и наполненную самыми замечательными предметами и событиями: запах ванили из соседней булочной, цветомузыкальный фонтан, куда так весело приходить с мамой и папой по выходным, добрый пони, что прокатит по таинственному и заснеженному парк - все это в книгах для взрослых называется «малая Родина», но для ребенка – это огромный Мир!
Тип проекта:
По виду деятельности: творческий, информационный.
По числу участников: групповой.
По форме: интегративный (речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие).
Состав учатников: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Цель: углубление и обобщение знаний детей и родителей о родном городе, повышение интереса к родному городу, к прошлому и настоящему родного края.
Задачи:
- Способствовать развитию бережного отношения к городу, его природе, достопримечательностям, культурным ценностям; воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Формировать целостную картину мира, давая представление о связи времен, поколений и культур; развивать связную речь детей; обогащать словарь детей, учить независимо мыслить, фантазировать.
- Создавать условия, культурно-образовательной среды для объединения усилий ДОУ и семьи в направлении эффективного нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Повышать компетентность, психолого-педагогической культуры родителей в решении задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.
- Неформальное вовлечение и привлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.
Условием качественной реализации данного проекта являются следующие принципы:
- личностно-ориентированные - обеспечивают становление личности, обретение им своего образа, неповторимой индивидуальности; обеспечение личной значимости образования для каждого ребенка;
- культурно-ориентированные принципы – обеспечивают принятие ребенком обобщенных, целостных представлений о мире, о месте в нем человека;
- деятельностно-ориентированные принципы – обеспечивают личностно-деятельностный подход к дошкольному образованию.
Методы и средства реализации проекта:
1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, имеющегося опыта ДОУ.
2. Проведение опроса с целью выявления представлений детей о родном крае; компетентности родителей в области краеведения.
3. Построение образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей воспитанников в педагогический процесс.
4. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.
Ожидаемый результат:
- будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием нашего города;
- будет создана комфортная обстановка при совместном решении поставленных исследовательских и творческих задач в союзе «ребенок-взрослый»;
- у детей будет сформировано представление целостной картины мира, пополнится словарный запас воспитанников, будет развиваться связная речь;
-повысится компетентность родителей в вопросах краеведения и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками.
В соответствии с поставленной целью был разработан поэтапный план реализации проекта:
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
На данном этапе использовались следующие методы исследования:
- наблюдения за играми детей;
- диагностика представлений и отношения детей к родному городу (приложение № 1)
- беседы с родителями и детьми.
Способ введения детей в тему проекта – использование модели трёх вопросов:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Как и где нам найти ответы на вопросы?
Получили следующие результаты:
1. Смогли составить рассказ о городе в группе 65 % детей
2. Имеют представление, что город со временем меняется, рассказывают, каким образом 34 % детей
3. Имеют представление, как люди заботятся о городе, 70 % детей (не сорят; сажают деревья; красят дома, скамейки, детские дворики; высаживают цветы; выходят на субботники; украшают к праздникам и др.)
4. Знают, как дети могут заботиться о городе 48 % детей (подметают; убирают снег; помогают взрослым; кормят зимой птиц; не сорят).
Кроме того, на данном этапе мы изучали методическую литературу; и занимались организацией предметно-развивающей среды.
ВТОРОЙ ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Области программы | Формы и методы работы с детьми | Формы и методы работы с родителями |
|
Речевое развитие |
|
|
|
Познавательное развитие |
|
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
|
Физическое развитие |
|
|
|
Взаимодействие с семьями воспитанников |
|
На этом этапе мы создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Что позволяло осуществлять интеграцию образовательных областей, взаимопроникновение. Дети рисовали на темы: «Оперный театр», «Новосибирский цирк», «Городовичок – символ Новосибирска», «День города», «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере, по улице», «Как мы гуляем в детском саду» и др.
Делали аппликации «Герб и флаг Новосибирска», «Дома на нашей улице», «Город ночью», «Бугринский мост». Вместе с родителями изготовили книги «Мой Новосибирск» и «Город, в который мы все влюблены». Оформили мини-альбомы о достопримечательностях Новосибирска и «Фотоальбом нашей группы».
ТРЕТИЙ ЭТАП – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В ходе нашей работы мы испытали следующие трудности: при составлении конспектов приходилось составлять рассказы из литературы, адресованной взрослым, перефразировав для восприятия детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- В дошкольном учреждении ведется работа по ознакомлению детей с родным городом, ведь наш проект является составляющей частью большого внутрисадовского проекта «Инновационный подход в консолидации усилий ДОУ и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания личности дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО».
- Программное содержание занятий соответствует возрасту детей.
- Педагогами ставятся задачи по привитию чувства любви и интереса к своему городу.
- Родители знакомят детей с родным городом и хотят, чтобы дети знали о нем больше, но у них не всегда хватает времени, а также знаний о том, какую информацию давать детям, как правильно воспитывать патриотические чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой город - Новосибирск"
Проект "Мой город - Новосибирск"Данный проект был реализован в МАДОУ № 373 с детьми средней группы № 10 "Огонёк "воспитателями Панковой О.А., Морковиной Е.И.Цель проекта: Формирование у детей чувства ...
Проект «Мой город – Новосибирск»
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И е...
Проект "Мой город-Новосибирск"
Проект «Мой город - Новосибирск» был разработан к 125-летию города Новосибирска. Новосибирск - город с трудной судьбой, суровыми климатическими условиями, хрупкой северной природой, достопримечательно...
Проект "Театры города Новосибирска"
Проект "Театры города Новосибирска"...
Проект "Достопримечательности города Новосибирска"
Способствовать формированию у детей дошкольного возраста основ патриотического воспитания в процессе знакомства с родным городом....
Проект "Мой город-Новосибирск"
Актуальность Большое значение для познавательно, социально-личностного и нрав...
ПРОЕКТ "Мой город-Новосибирск"
Патриотическое воспитание важно начинать в дошкольном детстве, важнейшем этапе становления личности. Ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой родине». Если мы х...