Проект " Мой город - Новосибирск! "
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Игоревна Байдакова

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 100 "Капитошка"

 

 

 

 

 

 

 

 

   ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД – НОВОСИБИРСК!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Воспитатель Байдакова Елена Игоревна

 

 

 

 

 

Новосибирск 2023 год

 

   ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД – НОВОСИБИРСК!»

 

Данный проект может быть реализован в любых детских дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста – 5-6 лет. Проект рассчитан на три месяца работы с детьми и является долгосрочным.

Название проекта: «Мой город – Новосибирск!»

Актуальность проекта:

Актуальность темы определена запросами общества и конкретизирована в Стратегических ориентирах воспитания, сформулированных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным  в проекте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности,  инициативу, творчество, поиск форм и методов работы всех участников образовательных отношений по решению одной из наиболее важных и глобальных проблем современного общества, направленную на:… «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». 

Поэтому предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление о Родном крае. Он должен способствовать самообразованию родителей и быть стимулом к взаимодействию всех участников образовательных отношений, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.

В своей группе мы столкнулись с проблемой, что дети с родителями проводят время в торговых центрах и кафе. Они не знают достопримечательностей Новосибирска. Многие не были даже в зоопарке. Поэтому мы решили познакомить детей с родным городом.

В нашем проекте затронута проблема сохранения и изучения культурно исторического наследия города Новосибирска и области, патриотического воспитания через знакомство с малой Родиной, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Наш город уникален в своей акселерации – молодой, но бурно растущий, с развивающейся культурой и наукой.  Для детей слово «Новосибирск» долгое время будет означать целую вселенную, безграничную и наполненную самыми замечательными предметами и событиями: запах ванили из соседней булочной, цветомузыкальный фонтан, куда так весело приходить с мамой и папой по выходным, добрый пони, что прокатит по таинственному и заснеженному парк - все это в книгах для взрослых называется «малая Родина», но для ребенка – это огромный Мир!

Тип проекта:

По виду деятельности: творческий, информационный.

По числу участников: групповой.

По форме: интегративный (речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие).

Состав учатников: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Цель: углубление и обобщение знаний детей и родителей о родном городе, повышение интереса к родному городу, к прошлому и настоящему родного края.

Задачи:

  • Способствовать развитию бережного отношения к городу, его природе, достопримечательностям, культурным ценностям; воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
  • Формировать целостную картину мира, давая представление о связи времен, поколений и культур; развивать связную речь детей; обогащать словарь детей, учить независимо мыслить, фантазировать.
  • Создавать условия, культурно-образовательной среды для объединения усилий ДОУ и семьи в направлении эффективного нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Повышать компетентность, психолого-педагогической культуры родителей в решении задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.
  • Неформальное вовлечение и привлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.

Условием качественной реализации данного проекта являются следующие принципы:

  • личностно-ориентированные - обеспечивают становление личности, обретение им своего образа, неповторимой индивидуальности; обеспечение личной значимости образования для каждого ребенка;
  • культурно-ориентированные принципы – обеспечивают принятие ребенком обобщенных, целостных представлений о мире, о месте в нем человека;
  • деятельностно-ориентированные принципы – обеспечивают личностно-деятельностный подход к дошкольному образованию.

Методы и средства реализации проекта:

1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, имеющегося опыта ДОУ.

2. Проведение опроса с целью выявления представлений детей о родном крае; компетентности родителей в области краеведения.

3. Построение образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей воспитанников в педагогический процесс.

4. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.

Ожидаемый результат:

- будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием нашего города;

- будет создана комфортная обстановка при совместном решении поставленных исследовательских и творческих задач в союзе «ребенок-взрослый»;

- у детей будет сформировано представление целостной картины мира, пополнится словарный запас воспитанников, будет развиваться связная речь;

-повысится компетентность родителей в вопросах краеведения и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками.

В соответствии с поставленной целью был разработан поэтапный план реализации проекта:

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

На данном этапе использовались следующие методы исследования:

-  наблюдения  за играми детей;

- диагностика представлений и отношения детей к родному городу (приложение № 1)

- беседы с родителями и детьми.

Способ введения детей в тему проекта – использование модели трёх вопросов:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как и где нам найти ответы на вопросы?

 

Получили следующие результаты:

1.  Смогли составить рассказ о городе в  группе 65 % детей

2. Имеют представление, что  город со временем меняется, рассказывают, каким образом 34 % детей

3. Имеют представление, как люди заботятся о  городе, 70 % детей (не сорят; сажают деревья; красят дома, скамейки, детские дворики; высаживают цветы; выходят на субботники; украшают к праздникам и др.)

4. Знают,  как дети могут заботиться о городе 48 % детей (подметают; убирают снег; помогают взрослым; кормят зимой птиц; не сорят).

Кроме того, на данном этапе мы изучали методическую литературу;  и занимались организацией предметно-развивающей среды.

ВТОРОЙ ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Области программы

Формы и методы работы с детьми

Формы и методы работы с родителями

 

Речевое развитие

  • Беседы «Мы гуляем по Новосибирску», «Вдоль по улицам Новосибирска», «Символы нашего города», «Какие разные театры», «Памятники города», «Где мы любим гулять?», «Интересные места Новосибирска», «Достопримечательности Новосибирска» и др.
  • Творческие рассказы: «Город, в котором я живу», «Моя улица», «Достопримечательности моего города»
  • Чтение произведений Ю.М. Магалифа "Типтик», «Приключения Городовичка", «Кот Котькин»
  • Чтение стихов о Новосибирске
  • Заучивание стихов
  • Составление описательных рассказов «Памятники Новосибирска», «Мой любимый театр», «Достопримечательности нашего города» (одна на выбор), «Любимое место отдыха в городе»
  • Составление кроссвордов по теме «Новосибирск»
  • Разучивание стихотворений новосибирских авторов

 

 

Познавательное развитие

  1. НОД «Путешествие по Новосибирску с Городовичком»
  2. НОД «Мой родной край»
  3. НОД «Государственные символы нашего города»
  4. НОД «Мой город вчера, сегодня, завтра»
  • Рассматривание карты г.Новосибирска
  • Рассматривание открыток и иллюстраций с видами города
  • Подготовка информации для составления буклетов
  • Оформление мини-альбомов о достопримечательностях Новосибирска
  • Подготовка информации для оформления книги «Мой Новосибирск»
  • Пополнение патриотического уголка

 

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Семья», «Пожарные», «Экскурсия в музей».
  • Дидактические игры (приложение)
  • Игра-ходилка «Мой Новосибирск»
  • Строительная игра «Улицы Новосибирска», «Дома на нашей улице».
  • Изготовление атрибутики для игры «Экскурсия в музей»
  • Изготовление дидактических игр
  • Пополнение уголка краеведения в группе.

 

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование «Оперный театр», «Новосибирский цирк», «Городовичок – символ Новосибирска», «День города», «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере, по улице», «Как мы гуляем в детском саду» и др.
  • Лепка «Разные человечки» (по замыслу), «Фигуры людей в движении», «Машины на улицах города» и др.
  • Аппликация «Часовня на Красном проспекте», «Герб и флаг Новосибирска», «Дома на нашей улице», «Город ночью», «Бугринский мост»
  • Изготовление книги «Мой Новосибирск»
  • Изготовление книги «Город, в который мы все влюблены»

 

 

Физическое развитие

  • Подвижные игры
  • Пальчиковая гимнастика
  • Прогулки по любимым местам

 

Взаимодействие с семьями воспитанников

  • Консультация для родителей «О достопримечательностях Новосибирска», «Куда сходить с ребенком в выходные», «Знаменитые люди Новосибирска», «Памятники Новосибирска»
  • Совместные праздники и мероприятия
  • Совместный проект «Фотоальбом нашей группы»

 

На этом этапе мы создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.   Что позволяло осуществлять интеграцию образовательных областей, взаимопроникновение. Дети рисовали на темы: «Оперный театр», «Новосибирский цирк», «Городовичок – символ Новосибирска», «День города», «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере, по улице», «Как мы гуляем в детском саду» и др.

Делали аппликации «Герб и флаг Новосибирска», «Дома на нашей улице», «Город ночью», «Бугринский мост». Вместе с родителями изготовили книги «Мой Новосибирск» и  «Город, в который мы все влюблены».  Оформили  мини-альбомы о достопримечательностях Новосибирска и «Фотоальбом нашей группы».

ТРЕТИЙ ЭТАП – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В ходе нашей работы мы испытали следующие трудности: при составлении конспектов приходилось составлять рассказы из литературы, адресованной взрослым, перефразировав для восприятия   детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • В дошкольном учреждении ведется работа по ознакомлению детей с родным городом, ведь наш проект является составляющей частью большого внутрисадовского проекта «Инновационный подход в консолидации усилий ДОУ и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания личности дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО». 
  • Программное содержание занятий соответствует возрасту детей.
  • Педагогами  ставятся задачи по привитию чувства любви и интереса к своему городу.
  • Родители знакомят детей с родным городом и хотят, чтобы дети знали о нем больше, но у них не всегда хватает времени, а также знаний о том, какую информацию давать детям, как правильно воспитывать патриотические чувства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой город - Новосибирск"

Проект "Мой город - Новосибирск"Данный проект был реализован в МАДОУ № 373 с детьми средней группы № 10 "Огонёк "воспитателями Панковой О.А., Морковиной Е.И.Цель проекта: Формирование у детей чувства ...

Проект «Мой город – Новосибирск»

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И е...

Проект "Мой город-Новосибирск"

Проект «Мой город - Новосибирск» был разработан к 125-летию города Новосибирска. Новосибирск - город с трудной судьбой, суровыми климатическими условиями, хрупкой северной природой, достопримечательно...

Проект "Театры города Новосибирска"

Проект "Театры города Новосибирска"...

Проект "Достопримечательности города Новосибирска"

Способствовать формированию у детей дошкольного возраста основ патриотического воспитания в процессе знакомства с родным городом....

Проект "Мой город-Новосибирск"

                  Актуальность             Большое значение для познавательно, социально-личностного и нрав...

ПРОЕКТ "Мой город-Новосибирск"

Патриотическое воспитание важно начинать в дошкольном детстве, важнейшем этапе становления личности. Ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой родине». Если мы х...