ПРОЕКТ "Мой город-Новосибирск"
проект (старшая, подготовительная группа)

Барышева Диана Владимировна

Патриотическое воспитание важно начинать в дошкольном детстве, важнейшем этапе становления личности. Ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой родине». Если мы хотим, чтобы ребенок полюбил свою страну, он вначале должен полюбить то место, где он родился и растет. Не имея достаточных знаний, трудно сформировать у ребенка уважительное отношение к «малой родине». Чем больше маленький человек будет знать о родных местах, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Впечатления детства станут истоками любви к родному городу и людям, которые в нем живут.      

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Мой город-Новосибирск"279.13 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение    

 «Детский сад №163 ОАО «РЖД»»

 

ПРОЕКТ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ НОВОСИБИРСКУ»

                                       Разработала: Барышева Д.В., воспитатель высшей категории         

                                                      гНовосибирск

                                                               2022        

Актуальность проекта

         Патриотическое воспитание важно начинать в дошкольном детстве, важнейшем этапе становления личности. Ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой родине». Если мы хотим, чтобы ребенок полюбил свою страну, он вначале должен полюбить то место, где он родился и растет. Не имея достаточных знаний, трудно сформировать у ребенка уважительное отношение к «малой родине». Чем больше маленький человек будет знать о родных местах, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Впечатления детства станут истоками любви к родному городу и людям, которые в нем живут.       

Проблема

         Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города.

      Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.

      Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

  Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

           Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине.

         Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.

         Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом. 
       Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.  

       Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.        

        Для успешной  работы с детьми  по ознакомлению с городом, где они  живут,  необходимо применить проектный метод. 

       

Тема проекта: "Путешествие по городу Новосибирску»

Тип  проекта:  открытый, долгосрочный, исследовательский. 
Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта: педагоги, старшего дошкольного возраста, родители.
 Цель проекта: 
Приобщить воспитанников и членов их семей к изучению истории и культуры родного города как основе воспитания патриотических чувств будущих граждан города и страны.

Задачи проекта:        

- заинтересовать детей и взрослых изучением родного края, города;

- сплотить родителей и детей в процессе ознакомления с его историей, объектами культуры, именами знаменитых новосибирцев;

- расширить и систематизировать представления детей об истории и культуре родного города, его достопримечательностях, о названиях улиц и площадей;

- формировать положительный образ своего города, начальное представление о значении нашего города для страны;

- воспитывать уважение и привязанность к своей «малой родине», умение видеть красоту родного города; формировать представление о необходимости бережного отношения к культурным и историческим ценностям;

- развивать связную речь, обогащать и активизировать тематический словарь.

                                                   

                                                           

                    Перспективное планирование по ознакомлению с родным  

                               городом детей старшего дошкольного возраста.

                                                            План

                 

Деятельность педагогов

  1. Разработать цикл занятий по теме проекта.
  2. Подобрать художественную литературу.
  3. Подобрать тематику бесед.
  4. Подготовить картотеку игр и игровых упражнений.
  5. Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
  6. Познакомить с историей возникновения родного города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история родного города.
  7. Рассказать об исторических памятниках.
  8. Организация и проведение экскурсий согласно тематическому плану

Деятельность

детей

  1. Слушание рассказов, стихов о жизни города.
  2.  Участие в беседах, познавательных занятиях о родном городе.
  3. Рисование рисунков, выполнение работ по аппликации и лепке по теме проекта.
  4. Конструирование и ручной труд по теме проекта.
  5. Игры: сюжетно - ролевые, дидактические, настольные, подвижные.
  6. Словотворчество: составление рассказов на тему «Мой любимый уголок Новосибирска»
  7. Разучивание стихов и песен о Новосибирске.
  8. Словотворчество :совместное составление с детьми рассказа: «Профессия моих родителей».

Деятельность родителей

  1. Сочинение стихотворений и составление с детьми   рассказов о любимом городе. «О городе своем веду я свой рассказ».
  2. Чтение детям художественных произведений, беседа о прочитанном.
  3. Совместные рисунки детей и родителей на тему: «Город, в котором Я живу».
  4. Совместные рисунки детей и родителей на тему: «Семья. Родословное древо моей семьи».
  5. Составление карты – схемы: «Дорога в детский сад».
  6. Составление коллажа « Здоровье города – в здоровом
  7. Оказание помощи в проведении экскурсий по городу Новосибирску

Результат

  1. Фотоэкспозиция: «Моя семья – частичка родного города».
  2. Фотоподборка  достопримечательностей родного города: «Достопримечательности родного города».
  3. Фотоподборка: «Ново - Николаевскъ – Новосибирск 120 лет»
  4. Фотоподборка: «Знаменитые земляки»
  5. Подборка сочинений и  рассказов о любимом городе. «О городе своем веду я свой рассказ»
  6. Создание фотогазеты : «Путешествие по городу Новосибирску»
  7. Выставка совместных поделок«Семейные умельцы» .

Ресурсы

Дети, воспитатели, родители.

Книги, журналы, открытки, иллюстрации,

бумага, карандаши, краски; конструктор и строительный материал, художественные произведения, фотографии

Ожидаемые

результаты

Знания детей о историко-культурных, национальных, географических, природных особенностями Новосибирска.

Сформировать у детей такие  черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Дети должны знать и называть свой город; символику города, достопримечательности.

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Тематическое планирование занятий в рамках проекта «Путешествие по городу Новосибирску» в подготовительной группе

  1. Первоначальные сведения об истории возникновения города Новониколаевска, строителях-основателях и увековечивании их имен на карте города (Гарин-Михайловский, Крячков), истории названия города. Рассматривание исторических фотографий. Работа с картой города.
  2. Беседа с детьми о традициях, существующих в их семьях. Рассматривание фотографий.  Выставка прикладного творчества «Золотые руки наших бабушек и мам».
  3. «Памятники архитектуры Новосибирска» Рассказ воспитателя, рассматривание фотографий известных зданий Новосибирска, являющихся памятниками архитектуры. Работа с картой. Экскурсия в кукольный театр.
  4. «День Победы» «Наш Бессмертный полк»
  5. новосибирцев в годы Отечественной войны, соотнесение их имен с названиями объектов на карте города. Рассказы детей о членах их семей – участниках фронта и тыла, создание фотовыставки. Рассказ воспитателя о   новосибирцах, носящих звание Герой России, соотнесение их имен с названиями объектов на карте города. Работа с картой города. Рассказ воспитателя о подвигах. Экскурсия на Монумент Славы.
  6. «Животные нашего края». Заочная экскурсия в Новосибирский зоопарк Рассказ воспитателя о истории и создателях зоопарка, его научно просветительской  работе. Доклады детей об их посещении зоопарка, о животных, которых они наблюдали. Чтение избранных глав книги «Новосибирский зоопарк», фотовыставка. Викторина. Экскурсия в дельфинарий
  7. «Птицы нашего края» Экскурсия в Музей природы г. Новосибирска. Доклады детей об их посещении зоопарка, о птицах, которых они наблюдали. Чтение избранных глав книги «Новосибирский зоопарк», фотовыставка. Викторина.
  8. «Растения нашего края» Экскурсия в Сады Шубиной. Рассказ воспитателя о многообразии растений, представленных в Ботаническом саду. Рассматривание фотографий, викторина о растениях.
  9. «Эволюция привычных вещей». Заочная экскурсия в краеведческий музей Рассказ воспитателя о работе краеведческого музея, его экспонатах. Рассматривание фотографий. Доклады детей об их посещении музея. Дидактическая игра «Эволюция привычных вещей». Работа с картой города.
  10. «Мои родители приносят пользу горожанам» Рассказы детей о профессиях своих родителей. Встреча с родителями представителями разных профессий.
  11. «Наш друг книга» Посещение детской библиотеки им. А.П. Чехова. Беседа с детьми об их впечатлениях от посещения детской библиотеки. Развертывание сюжетно ролевой игры «Библиотека».
  12. «Здравствуй, осень золотая!» «Прогулки в Нарымский сквер». Беседа с детьми. Рассматривание фотографий. Работа с картой города. Составление коллективного творческого рассказа «Парк будущего», рисование.
  13. Беседа с детьми «Улица, на которой я живу». Закрепление знания своего домашнего адреса. Работа с картой города. Составление коллективного творческого рассказа «Моя улица в будущем», рисование.

Беседа с детьми на тему: «Дом, в котором ты живешь»

     Цель: Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом). Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живешь.

                                                            «Дом»

Вот какой красивый дом,

в этом доме мы живём.

1, 2, 3, 4 – в новой мы живём квартире.

     Воспитатель: Дети, а вы видели, как строят настоящие дома? А кто их строит? (Строители)

     Воспитатель: Какие дома есть в нашем городе? (бетонные, из кирпича, многоэтажные, деревянные).

Дома бывают разные
Высокие и низкие,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Домашние, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые –
Красивые такие –
Полезные, прекрасные
Дома бывают разные.

                                        Беседа по картине «Семья дома»

      Цель:  Поощрять детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картине. развивать компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) Вовлекать детей в разговор во время рассматривания.

                  Беседа с детьми « Моя семья» Рассказы детей о членах семьи

       Цель: активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье; воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

                                                       

     Семья – это громкое слово!

     Семья – это звонкое слово!

     Семья – это слово важное,

      Об этом вам скажет каждый.

     Рассказ детей о моей семье. Мою маму зовут.., папу …, бабушку зовут …, а дедушку... ,брата…, сестру…Наша семья дружная. Я их очень люблю.

                                                   Мама

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, 
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме)

                                                     Папа

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

(Рассказ 2-3 детей о папе).

                                               

                                                     Бабушка

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке).

                                         

                                                Дедушка

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке).

                                         Младший брат

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!

Мне во всём он подражает

И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате).

Познание. Рассматривание: картин, иллюстраций, демонстрационного материала «Мой город»

         Цель: Воспитывать любовь, чувство патриотизма, уважение к городу, в котором  живут дети. Участие в беседах о родном городе. Поощрять детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картине. Развивать компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) Вовлекать детей в разговор во время рассматривания.

Познание. Разгадывание загадок о семье, дидактические игры.

     Загадки о семье.

 Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

 

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

                                                   

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

 

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (мамочки)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

                                                 

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка).

Познакомить детей с поговорками и пословицами о Родине, семье.

      Цель: Выяснить их значение, смысл.  Развивать мыслительные способности, а стараясь объяснить значение, совершенствовать навыки связной устной речи.

-Где родился, там и пригодился

-Всюду хорошо, а дома лучше.

-Родина — мать, умей за нее постоять.

-Родина начинается с семьи.

-Человек без родины, что семья без земли.

Беседа с детьми об истории возникновения города Новосибирска и его культурном наследии.

        Цель: Рассказать детям в доступной форме об истории возникновения города. Расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; людях, прославивших его; активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к истории родного города, чувство уважения к тем, кто прославил его.

    Методика проведения: Диалогическая, монологическая. Наводящие вопросы по теме и наглядный материал (подборка фотографий культурного наследия, буклетов).

                                                 

Беседа с детьми о геральдике города Новосибирска.

        Цель: Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Познакомить со значением геральдики в современной жизни. Воспитывать уважительное отношение к символам города.

       Методика проведения: Диалогическая, монологическая. Наводящие вопросы по теме и наглядный материал (подборка фотографий)

Беседа  с детьми о георгафических и природных особенностях города.

       Цель: Обогатить знания детей о реке Оби, ее географическом положении (протяженности).Развивать логическое мышление, внимание, речь Познакомить  с особенностями  животного и растительного мира родных мест. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

    Методика проведения: Диалогическая, монологическая. Наводящие вопросы по теме и наглядный материал (карта города, подборка фотографий, наглядных пособий  животного и растительного мира родного города).

Рассматривание: картин, иллюстраций,

демонстрационного материала «Мой город».

        Цель: Воспитывать любовь, чувство патриотизма, уважение к городу, в котором  живут дети. Участие в беседах о родном городе. Поощрять детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картине. Развивать компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) Вовлекать детей в разговор во время рассматривания.

Разгадывание загадок о городе, Родине, профессиях.

                                     

    Родина

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? Это-(Родина)

О ней все знают,

Любят, уважают,

А солдат на посту

Бережет, охраняет.

Кто она, все знают! (Родина)

Город.

Вот жилище горожан:

В кухне есть плита и кран,

Ванна есть и туалет,

Мебель в комнате, паркет.

Заходи в нее, живи,

Только слово назови. (Квартира)

                                         

Вот проснулись утром рано

Два больших подъемных крана,

Чтобы собирать высотку,

Настоящую красотку.

Близко вы не подходите,

Но объект мне назовите. (Стройка)

                                                       

Он огромный, городской,

Часто он с большой трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют. (Завод)

 

В каждом городе есть место

Сладкое и вкусное.

Там в цехах замесят тесто

Мастера искусные.

И в него добавят дрожжи,

Ванилин, цукаты.

Как приятны всем прохожим

Эти ароматы! (Кондитерская фабрика)

 

Угадай, куда ведут

Малышей с утра.

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

 

Тут на каждом этаже

Побывали мы уже.

Вот внизу - регистратура,

А повыше - логопед.

Врач лечебной физкультуры

И массажный кабинет.

А пройдете коридор -

Там табличка "Доктор ЛОР". (Поликлиника)

 

Вот большой и круглый дом.

Ой, какое место!

Ведь всегда ребятам в нем

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена. (Цирк)

 

Ты иди сюда скорей,

Посмотри-ка на зверей,

На заморских, очень редких,

Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)

                                                 

 Нам вчера в античном зале

Про Афины рассказали.

А потом сказала мама -

В древнем зале есть и мамонт!

Угадайте-ка, ребята,

Где такие экспонаты? (В музее)

 

В городе деревьев мало

И гулять стремятся все,

Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.

       Тут прохладно средь аллей

И зеленых тополей. (Сквер, парк)

 

Коль мигнет зеленый глаз,

Остановится КАМаз,

Через зебру-переход

Первоклассник перейдет.

А когда мигает красный -

Для людей проход опасный!

Кто мигает нам глазами?

Догадайтесь, дети, сами. (Светофор)

Профессии

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

Правила движения

    Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

 

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

 

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (врач)

 

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель)

 

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

                                               

 Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,... (воспитатель)

                                                 

                            Чтение художественной литературы

Чтение стихов про Родину, дом, семью.

      Цель: Учить внимательно, слушать, высказывать, свое отношение к содержанию. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

                                 

                    « Новосибирск-столица Сибири и моей души»

В необъятной стороне сибирской,
В крае, где течет могучая река,
Рос и вырос город богатырский
И прославит он еще века.

На реке Оби его квартира
С видами на Запад и Восток.
Город мой живет лишь ради мира,
Нас уносит жизненный поток.

 И о жизни нашей интересной
Вам расскажет город мой родной,
И о славе, о своей чудесной
Перед всей поведает страной.

Долго жить он будет в мире этом
И от года к году будет красивей.
Наши жители стараются при этом
Сделать город наш стройней и всех милей.

Андрей Зуев
19 апреля 1999 год.

                                     « Новосибирск -  цветущий город»

Новосибирск цветущий город, 
Открытый, добрый и простой 
И пусть немного горделивый, 

Но всё же с доброю душой 

Уходят в даль проспектов ленты 
Теряясь в зелени аллей, 
Сверкают ярко, вторят солнцу, 
Златые купола церквей 

Здесь Обь струится, отражая 
Хитросплетенья облаков, 
Своим теченьем омывая 
Опоры четырех мостов, 
                                                     
Твои фонтаны освежают, 
Журча прозрачною водой, 
Новосибирск цветущий город, 
Цветущий - стало быть, живой.

 Рустам Хаметов

                                           «Мой Новосибирск»

Люди в городе этом добры и светлы,
И старушки красивы и дети милы.
Здесь фонтаны спокойно и нежно шумят,
Парки зелени яркой надели наряд.

Как прекрасны его перекрестки, мосты,
Многолюдных проспектов родные черты!
Разве может к себе этот край не тянуть?
Нашей жизни река, наша Родина тут!

Как же может к себе этот край не тянуть?
Распростерлась Сибирь благодатная тут!
Величавая Обь свои воды несет,
Солнце ярче огня на востоке встает.

Разудалую степь да чарующий лес
Обняла синева бесконечных небес.
Здесь раскинулся город совсем молодой,
Со счастливой, большой и открытой душой.

В нем во славу Отчизны часовня стоит,
Тянет к сердцу Руси дивной силы магнит.

Ирина Быкова

                                     «Мой Новосибирск»

Едва лучем рассветным утро
Сверкнет над Обью голубой,
Ты, с этой солнечной минуты,
Весь предстаешь передо мной!
В строю стоят твои заводы - 
Твоя основа и краса.
И, как венок самой природы,
Вокруг тебя лежат леса.
Ты сам творец крылатых молний,
Плугов, станков, машин, турбин...
Какой могучий и огромный
Ты весь сибирский исполин!
Горжусь своим Новосибирском
И красотой его людей, Улыбкой девушек сибирских
И светлым мужеством парней.
Новосибирск - ты сын России, - 
Открытый солнцу, молодой...
Все величавей, все красивей
Цвети над Обью голубой!

Василий Пухначев

                                            Лексические игры

  1) Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – добрая, заботливая, нежная.. (мама).

2) Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (плотник, врач, музей-).

3) Добавление нужного слова (Улица, дом, площадь-...).

4) Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

1.Труд, работа, профессия.

                             Дидактическая игра «Как зовут членов семьи».

     Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры:

     Дети стоят в кругу и по очереди, передавая мячик, называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

                                 Дидактическая игра «Подбери признаки»

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

 Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

                                  Дидактическая игра «Назови ласково»

       Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

 Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа – папочка.

Настольная дидактическая игра «Путешествие по Новосибирску»

       Цель: Обобщить знания детей о родном городе, в котором они живут, его особенности и достопримечательности. Воспитание любви к родным местам, к малой родине.

                                           Дидактическая игра  «Мой дом»

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре, 

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

                                                     

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Цель: познакомить с частями дома, мебелью, предметами домашнего интерьера.

                                   Дидактическая игра  «Назови правильно»

          Цель: формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук. Учить правильно назвать своих ближайших родственников.

II  Социально - личностное развитие.

Социализация.Безопасность. Труд.

Дежурство по столовой, по занятиям, труд в природном уголке, на участке, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Трудовые поручения в группе и дома. Посильная трудовая деятельность дома. (Заправить постель, протереть пыль, пропылесосить, поддержать порядок в своей комнате).

                            Беседа на тему: «Профессия моих родителей».

        Цель: Воспитание уважения к труду взрослых.  Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

       Методика проведения: Диалогическая, монологическая. Наводящие вопросы по теме и наглядный материал.( стихи, рассказы, демонстрационный материал).

                                           Беседа на тему « Транспорт»

Цель:

  1. Дать детям представления о видах общественного транспорта, его предназначении и значимости в жизни города. Объяснить правила безопасного поведения в общественном транспорте.
  2. Рассказать о том, какие виды транспорта используются для строительства зданий.
  3. Рассказать детям, какие виды транспорта используются для сообщения с другими городами.

       Методика проведения: Диалогическая, монологическая. Наводящие вопросы по теме и наглядный материал (стихи, рассказы, демонстрационный материал).

                         Беседа на тему: « Ядовитые грибы и растения»

        Цель: Дать  детям представления об ядовитых грибах, ягодах и растениях. Объяснить их опасность и последствия после употребления.

      Методика проведения: Диалогическая, монологическая. Наводящие вопросы по теме и наглядный материал.( стихи, рассказы, демонстрационный материал).

                          Беседа с детьми на тему: « Запомни ЭТОТ номер»

         Цель: Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких. Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; Закреплять знания номеров телефонов экстренных служб города  (милиция, скорая, пожарная служба). Закреплять умения грамотно вести себя в сложной  жизненной ситуации. Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи. Закрепить правила речевого этикета при общении по телефону.

    Методика проведения.  Сюжетные картинки, карточки с номерами телефонов экстренных служб « 01» «02» «03» «04».

                                                 Дидактические игры

                                       Дидактическая игра  «Знатоки ПДД»

       Цель: Профилактика дорожно –транспортного травматизма Пропаганда основ безопасного поведения на дороге.

                                           

                                Дидактическая игра  «Скорая помощь»

        Цель: Закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

 Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

                                                           -34-

 Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

                             Дидактическая игра  «Когда грозит опасность»

           Цель: Закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.

 Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.

 Описание: дети получают картинку , называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.

                                Дидактическая игра   «Я не должен»

           Цель: Обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.

 Материал: сюжетные картинки , связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен»(например, изображение знака « — «). Описание: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.

                        Дидактическая игра «Как бы ты поступил»

         Цель: Закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.

 Материал : сюжетные картинки по проблеме, призы.

 Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:

  1. незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
  2. незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
  3.  незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым.

 За каждое правильно принятое решение игрок получает приз.

                                Дидактическая игра    «Телефон»

         Цель: Формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб — спасателей.

 Материал: иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.

 Описание: подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.

       Дидактическая игра  «Что такое хорошо, а что такое плохо»

         Цель: Уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.

 Материал: сюжетные картинки.

 Описание: предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм( в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.)

                                                             

        Дидактическая игра «Составим модель хорошего и злого человека»

          Цель: Развитие умения подбирать детали лица человека, который может представлять опасность ( или наоборот) для окружающих.

 Материал: детали лица ( глаза с разным выражением лица, носы, рты разной формы, различные детали причесок), контуры лица.

 Описание: предложить детям из отдельных деталей составить воображаемое лицо, соответствующее облику доброго и злого человека.

V Взаимодействие с семьей. Работа с родителями.

1.Организована фотоэкспозиция на тему «Моя семья – частичка родного города»

      Цель: Предоставить возможность дошкольникам  и родителям почувствовать себя участниками жизни города. Поощрять любознательность и интерес. Любовь и уважение к своей семье как к неотъемлимой части родного города. Воспитывать гордость за свою семью. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

2.Организована  выставка рисунков о Новосибирске « Путешествие по городу Новосибирску»

       Цель: Развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность, желание демонстрировать свои знания и умения. Воспитывать у детей любовь к  родному городу, вызвать у детей чувство гордости за свою страну. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком .

3.Составление  карты – схемы: «Дорога в детский сад».

Цель: Повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно. Научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях  при движении в детский сад и обратно. Научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.

 

Порядок разработки маршрута:

1. Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места,

2. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают названия улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.

3. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.

4.Организация выставки совместных поделок «Семейные умельцы» .

                                       

       Цель: Заинтересовать родителей в совместной деятельности со своими детьми, и проявление себя в творчестве. Помочь  детям и родителям лучше узнать друг друга.  Расширить кругозор детей и взрослых, наполнить их творческой энергией, способствовать позитивным изменениям в семье, помочь правильно выстраивать  взаимоотношения друг с другом.

5.Организована подборка сочинений, стихотворений и рассказов о родном городе. «О городе своем, веду я свой рассказ»

                                             

        Цель: Формировать любовь и интерес к своему городу, развивать любознательность. Развивать связную речь. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком .

6. Создание фотогазет на тему «Путешествие по городу Новосибирску»

   Цель: Предоставить возможность дошкольникам  и родителям почувствовать себя участниками жизни города. Поощрять любознательность и интерес. Любовь и уважение к своей семье как к неотъемлемой части родного города. Воспитывать гордость за свою семью. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

     

                                                                                                                                     

 

                                                                                       

                                               Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева,Н.Л. Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», СПб, 1997г.
  2. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  3. Виноградова Н. Ф.  Дошкольникам о родной стране. Изд: Просвещение, 2009 .
  4. .Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования» 2004г.
  5. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Изд.: Сфера, 2005.
  6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой./ М; Мозаика – Синтез, 2012.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.

Васильевой и др. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой город - Новосибирск"

Проект "Мой город - Новосибирск"Данный проект был реализован в МАДОУ № 373 с детьми средней группы № 10 "Огонёк "воспитателями Панковой О.А., Морковиной Е.И.Цель проекта: Формирование у детей чувства ...

Беседа "Архитектура театров города Новосибирска"

Беседе "Архитектура театров города Новосибирска" для детей старшей группы...

Конспект НОД по речевому развитию «Мой город Новосибирск» (ФГОС ДО)

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Мой город Новосибирск»...

Изучение родного края. Город Новосибирск.

В данной работе раскрываются цели и задачи изучения родного края.Она включает в себя перспективное планирование по формированию представлений о родном городе,планируемые результаты, формы работы с дет...

Герои Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы города Новосибирска

Великая Отечественная война оставила след в топонимике Новосибирска не только в виде фамилий героев. Напоминают о тех годах названия улиц Боевая, Военная, Военная горка, Воинская, Воинская 2-я, В...

Проект «Мой город – Новосибирск»

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И е...

Книжка "Мой город Новосибирск"

Книжка, где рассказывается история города Новосибирска....