План экскурсии в осенний парк с детьми подготовительной к школе группе (6-7).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

На экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений, животных непосредственно в местах их обитания, в естественной среде, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях явлений в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Красота природы вызывает глубокие эстетические переживания, способствуют развитию эстетических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»

План экскурсии

Тема: «Осенний парк».

Возрастная группа  подготовительная к школе (6-7)

Образовательная область:  «Познавательное развитие»

Составитель:

Воспитатель:  Жардан Ольга Константиновна

ЦЕЛЬ – Расширить и закрепить знания детей о особенностях жизни деревьев осенью.

Задачи:

  • формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе;
  • учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года;
  • развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.     

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, берёзовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.   

Предварительная работа: беседа о деревьях, о правилах поведения в природе,  исследование материала - дерево, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписей.

Формы и методы организации совместной деятельности

Наглядные

Наблюдение за внешним видом деревьев; рассматривание листьев, веток, коры; рассматривание фотографий, картинок этих же деревьев, но в летнее время

Практические

Сравнение листьев и коры разных деревьев.

 Хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Выкладывание коврового орнамента из листьев.

        Игровые

Создание игровых ситуаций.

Д/и «С какого дерева лист?»,  Д/и «Осенние слова»

П/и «К названному дереву беги»

    Словесные

Художественное слово, вопросы, сопровождающая беседа, рассказ, отгадывание загадок, поощрения, пояснения, напоминания.

                                         План экскурсии:

I-  Подготовительный этап: выбрана тема, проверен маршрут экскурсии, розданы стихи о деревьях некоторым детям, подготовлены фотографии и иллюстрации деревьев в осенний и летний период.

II – Ход экскурсии:

1. Наблюдение за внешним видом деревьев парка.

Воспитатель: - Посмотрите, в парке много старых, высоких деревьев.

- Кто скажет: - «Какие деревья растут в парке?»
(Дети: тополь, береза, ель, рябина, клён.)

1-й  ребёнок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева):      

«Дерево могучее, дерево сильное,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:

Ствол - дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твёрдую древесную кору

Надежно защищает она дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

Воспитатель:   -А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении?   (у дерева есть корни, ствол, ветки, листья)      

- Чем покрыт ствол дерева?  (ствол покрыт корой)

- Для чего нужны дереву корни, кора? (через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).    

- Молодцы! Правильно назвали строение дерева.

- Посмотрите! А что это за дерево? (рябина)

2-й ребёнок:

«Осень в город к нам пришла,

 Огоньки вокруг зажгла.

Ярко- красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

 Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться!»

(С.А. Васильева)       

Воспитатель:  - Ребята! А кому и какую пользу она приносит?  (Ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остаётся.)         

 - А это что за дерево?     

  3-й ребёнок:

«Листву  рассыпает  метель  золотая,         

  Я  в  парке сижу и о чем-то мечтаю.  

  Над лавочкой старой лист клёна кружится           

  И медленно мне на ладошку ложится.         

  Осенние клёны - цветов хороводы,

  И желтый, и красный среди непогоды.   

  Найду я зелёного капельку цвета

  Как отблеск последний ушедшего лета».

                                                (С.А. Васильева)     

Воспитатель:  - Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев.   Какие они?    (это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью ...)

- Какого цвета бывают кленовые листья осенью? (жёлтые, красные)

- А если лист двух цветов, то какой он может быть? (жёлто-красный,  жёлто-зелёный лист)

- А теперь к какому дереву мы подошли?        

  Выходит четвертый ребёнок:

«Под окошком вырос тополь вековой,        

 Летом он зеленой шелестит листвой.        

  По городу гуляя, встретишь его пух             

  Над улицей несутся сотни белых мух».

                                        (С.А. Васильева.)

-Тополь, это дерево, которое растёт как деревне, так и в городе.

- Как мы о нём можем сказать, если оно растёт в городе - какое это дерево?

(тополь- это городское дерево) Если растёт в деревне?  (деревенское)

- Для чего в городе нужны деревья?  (листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух)

-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на берёзку)

Пятый ребенок:

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

 На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

(С.А. Васильева)                    

-Какого цвета листья на березе?  ( золотисто-жёлтые)

-У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (у берёзы)

-У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( у берёзы)

-Какое значение имеет  листопад?   (приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

-А сейчас, отгадайте загадки:

В тишине осенних рощ
Золотистый льётся дождь. (Листопад)

    Весной вырастают,

               А осенью опадают.       (Листья)

          Падают с ветки

          Золотые монетки.           (Листочки)

-Если в роще растут берёзы, как называется эта роща?  (берёзовая роща.)

- А если в роще, растут дубы?   (дубовая роща)

-Какие ещё бывают рощи? (осиновая роща, липовая роща)

Предложить детям поводить хоровод «Во поле берёзонька стояла».

- Как называются деревья, на которых растут иголки?    (хвойные деревья.)

-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)

Выходит  пятый  ребёнок:

Стоят дома высокие,

Этажи несчётные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

Воспитатель: - А что говорят в народе о сосне?

6й ребёнок: «Сосна там красна, где взросла»,

7й ребёнок: «Всякая сосна своему бору шумит»

Воспитатель:  -Как выглядит сосна? (Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна, размножается семенами из шишек.)

 - Молодцы! Очень много рассказали о сосне.                                                 

  2. Сравнение внешнего вида хвойных и лиственных деревьев в летний и осенний период (по фотографиям, картинкам).

- Ребята, вспомните, какого цвета листья были на деревьях летом? (на хвойных и лиственных зелёного цвета)

- А сейчас – в осенний период? (на лиственных деревьях листья изменили цвет, а на хвойных – остались зелёными).

- Давайте сравним фотографии деревьев нашего парка, сделанные летом и осенью, с тем , что мы видим сейчас. (листья на деревьях изменили цвет)

3.  Д/и «Осенние слова». Соревнование команд.

Дети делятся на две команды. Выигрывает команда, назвавшая большее количество «осенних» слов.

 4. П/и «К названному дереву беги».

Цель: закрепление знания названий деревьев и кустарников, растущих в парке.

Выбирается водящий, который называет какое-нибудь дерево, растущее в парке. Остальные игроки бегут к названному дереву.

 5. Сбор красивых осенних листьев для букета и сосновых шишек для конструирования из природного материала.  Выкладывание коврового орнамента на тропинке.

- А сейчас, давайте соберём красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья)

-Как много красивых листьев собрали! Давайте попробуем выложить из листьев ковровый орнамент на тропинке

-Какая красивая тропинка получилась!  Вам нравится ребята? (ответы детей)

6. Завершение экскурсии. Подведение итогов.

- Ребята, вам понравилось в осеннем парке?  (да)

- Пришла пора возвращаться нам в детский сад.

-Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»

-До новых встреч! До свидания!

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

III – Послеэкскурсионная работа:

1. Коллективная аппликация из осенних листьев «Осенний ковёр».

2. Рисование «Осенние листья».

3. Конструирование из природного материала «Удивительные животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть  и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

КОНСПЕКТ ОСЕННЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В ГОРОДСКОЙ ПАРК с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект экскурсии в осенний парк для подготовительной к школе группы....

Конспект осеннего праздника с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Осенние картинки»

Закрепление и расширение знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе....

Конспект экскурсии в весенний парк с детьми подготовительной к школе группы

ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной.Задачи:• закрепить представления у детей, что всё в природе взаимосвязано;• формировать знания детей о временах года, о деревья...

Конспект осенней познавательной экскурсии в городской парк с детьми подготовительной к школе группы

обобщить и систематизировать знания детей об осенизакрепить знания детей о деревьях, умение узнавать их по листьям и другим отличительным признакам...