Занятие по экологии в старшей группе: «Вода — символ жизни на Земле!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии в старшей группе: «Вода — символ жизни на Земле!»

Попова Оксана Викторовна
Занятие по экологии в старшей группе

Тема: «Вода — символ жизни на Земле!»

Цель: Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи:

развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы;

развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность;

уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого;

воспитывать бережное отношение к воде.

Планируемые результаты: навык в экспериментально – опытной деятельности (установление причинно – следственные связи)

Ход НОД:

- Ребята я предлагаю вам провести влажную уборку в группе, что нам потребуется для этого? Но воды в тазу нет, значит мы не сможем этого сделать. Тогда постираем кукольную одежду что нам для этого потребуется? Воды нет. Польем цветы. Воды нет. Приготовим салат из моркови и яблок, но для того чтобы приготовить салат, что нам нужно сначала сделать (помыть руки, морковь и яблоки), но воды нет. Ну что же нам делать? Получается, что без воды не покушать, не приготовить, не постирать, не убрать. Что же получается вода нам необходима.

- А представьте, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды? Что тогда произойдет? Почему? (Все живое на земле погибнет, планета останется без живых существ).    

- Факт, человек на 80% состоит из воды.

- Ребята, а какую воду можно пить, какую нельзя (пресную можно, морскую нельзя).

- А ведь было время, когда на земле не было воды. Много миллионов лет назад наша планета была раскаленным шаром. Земля была безжизненной пустыней. Прошли миллионы лет, прежде чем земля стала остывать. Из плотных облаков полил дождь. Он лил, долгие годы и планета покрылась водой. В этой воде и зародилась жизнь. Сначала бактерии, водоросли, потом рыбы и других животных.

- Посмотрите, что у меня на столе (глобус). Что такое глобус? (это модель земли).  Каким цветом видят космонавты нашу планету из космоса? (голубой)

Почему? (Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет.)

- Я вас просила дома вместе с родителями подготовить интересные факты о воде, кто из вас поделится информацией?

- Я тоже для вас приготовила один интересный факт: около 80% поверхности земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья. Посмотрите, на примере счетных палочек, это 80%, а вот это 1%. Что вы можете об этом сказать?

- Молодцы!

- Вы очень много знаете о воде, а хотите узнать еще больше?

- Тогда я вас приглашаю в научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- В лабораторию нельзя входить без специальной одежды.

Одеть детям халаты и бейджики с надписями младший научный сотрудник.

– Вы будете младшими научными сотрудника, а я буду старшим научным сотрудником.

- Я вас приглашаю в первую лабораторию.

- Но перед тем как мы приступим к исследованиям хочу вам напомнить правила поведения в лаборатории: нельзя без разрешения старшего научного сотрудника  пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться; нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.   Занимайте свои рабочие места.

 - Давайте вспомним свойства воды, которые вы знаете:( у каждого ребенка прозрачные пластиковые стаканчики с водой и по трубочке, стаканчики с соком и счетная палочка)

Прозрачная -Приложите счетную палочку с другой стороны стакана с водой, затем к соку, что вы можете сказать?

Безвкусная - Какая на вкус вода? Попробуйте воду, а потом сок что вы можете сказать?

Без запаха - Возьмите стакан с водой понюхайте, что вы можете сказать? А теперь возьмите стакан с соком и тоже понюхайте, что вы можете сказать про сок?

Вывод: вода прозрачная, без вкуса, без запаха.

Предлагаю пройти во вторую лабораторию.

- Посмотрите на столе много различных веществ. И сейчас мы свами проведем эксперимент, что же произойдет с этими веществами при взаимодействии с водой. Добавить в воду немного соли и размешать. Что произошло с водой после смешивания, какая на вкус стала вода, цвет? Добавить в другой стакан с чистой питьевой водой немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая стала на вкус вода, цвет? (Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной) Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Растворяем пищевой краситель, произошло с водой? Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)

Вода растворитель (соль, сахар, пищевой краситель)

Вывод: в воде растворяются различные вещества, и она принимает вкус и цвет растворенного вещества.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём на ковер сделаем большой круг представьте, что вы берегу реки, слушайте и повторяйте за мной.

 Физминутка

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз-два-три-четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно.

Вместе-раз-это брасс,

Одной-другой - это кроль!

Все как один плывем,

Как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

Проходим в третью лабораторию.

- Я вам принесла лед таким образом превратила воду  в твердое состояние. А сейчас мы с вами посмотрим, что с ним произойдет, если мы на него воздействуем теплом… (Включить фен)

- Что же произойдет со льдом? (Он растает). Вода из твердого состояния перешла в жидкое.

- В природе вода под действием тепла испаряется и превращается в пар.

Подвести детей к мольберту, рассказ по картинке.

- Когда солнышко соприкасается с землей, вода испаряется, в свою очередь собирается в тучи. Тучи, соприкасаясь с холодным воздухом, выпадают на землю в виде дождя, а при низкой температуре в виде снега и града( показ схемы).

Проходим в четвертую лабораторию в этой лаборатории может работать только старший сотрудник, а младшие сидят и наблюдают.

Наливаем в чайник холодную воду, что-нибудь происходит? (нет). Включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем.

-Что вы слышите?

-Что видим – из чайника идет дымок пар. Это одно из состояний воды (жидкая, пар).

-Как называется дымок из чайника? Где образуется пар? В чайнике при нагревании вода превращается в пар.

- А теперь поднесем прозрачное стекло к носику чайника от куда выходит пар и немного подержим, затем стекло убрать и наблюдать, как стекло остывает, и капают капли (как дождь). И так как вы думаете если мы оставим эти капельки, что с ними произойдет? Они испарятся. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова в виде облаков и туч.

Итог:

- Молодцы, сегодня вы очень хорошо потрудились. Нам пора возвращаться в детский сад.  Давайте снимем специальную одежду, и вернемся в детский сад.  Можем ли мы воду назвать волшебницей?

-Как человек использует воду?

-Как нужно относиться к воде?

-Какими свойствами обладает вода?

Что мы можем сказать про воду? (Она жизненно необходима людям, животным, растениям.)

- Я хочу закончить наше посещение лаборатории следующими словами:

Человек запомни навсегда!                                                                                          Символ жизни на Земле вода!                                                                            Экономь ее и береги –                                                                                                         Мы ведь на планете не одни!

Предлагаю детям сделать напоминалки о бережном отношении к воде и рациональном ее использовании и наклеить в тех местах где используем воду.

Интересные факты о воде:

1 Горячая вода эффективнее тушит пожары, чем холодная.

2 Без воды человек сможет прожить лишь 2-3 дня, а без еды можно прожить 5-6 недель.

3 Горячая вода помещенная в холодильник, замерзает быстрее холодной. Ученым так и не удалось до конца разгадать эту загадку. Есть мнение, что кипяченая вода содержит меньшее количество солей, так как они оседают при кипячении, поэтому она быстрее превратится в лед.

4 Около 80% поверхности земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по Экологии в старшей группе «Вода – это жизнь».

Занятия по Экологии в старшей группе«Вода – это жизнь».Задача:Познакомить с тем, в каком виде существует вода в природе, с различными явлениями (роса, дождь, пар, снег и т.д.)Познакомить с состоянием ...

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Вода в жизни людей»

Конспект  НОД по экологии в старшей группе «Вода в жизни людей» Цели:Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента...