Положение о смотре-конкурсе "Лучшая экологическая тропа в ДОУ"
методическая разработка по окружающему миру
Положение о смотре-конкурсе "Лучшая экологическая тропа в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение
смотра – конкурса «Лучшая экологическая тропа в ДОУ»
в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«»
…. муниципального района … области/ города…
1.Общие положения.
1.1 Смотр-конкурс «Лучшая экологическая тропа в ДОУ» (Далее - смотр-конкурс) проводится в соответствии с планом работы МАДОУ «» на 2023-2024 учебный год.
1.2. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения смотра-конкурса «Лучшая экологическая тропа в ДОУ».
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Цель смотра-конкурса: создание экологической тропы на территории ДОУ как средства воспитания экологической культуры дошкольников.
2.2. Задачи:
- создать условия для экологического образования детей, развития экологической культуры детей дошкольного возраста через формирование практического опыта природопользования;
- углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей естественных природных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
- вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в процесс создания экологической тропы.
3. Участники смотра-конкурса.
3.1. Участниками смотра-конкурса являются педагоги и воспитанники всех возрастных групп, специалисты и сотрудники ДОУ, родители МАДОУ «»
4. Порядок проведения смотра-конкурса.
4.1. Ответственный за проведение конкурса – ФИО - старший воспитатель.
Председатель жюри – ФИО, заведующий ДОУ.
Члены жюри:
- ФИО – старший воспитатель;
- ФИО – заместитель заведующего;
- ФИО – председатель родительского комитета ДОУ;
- ФИО – председатель ПК.
4.2. Сроки проведения конкурса поэтапны, с 15.04.2024 г. по 24.05.2024 г.
I этап с 15.04.2024 г. до 27.04.2024 г.
Создание и утверждение проекта экологической тропы в объединениях: или от возрастной группы; или от группы педагогов (подразделение: младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст); или в соответствии с расположением групповых участков (1-я подгруппа - группы 2, 11, 8, 9, 3,5; 2-я подгруппа – группы 12, 10, 4, 6, 7, 1); или в любом другом объединении по предложению участников конкурса. Приветствуется привлечение к участию в конкурсе в объединении специалистов ДОУ.
При создании проекта определяются точки (объекты) экологической тропы, далее составляется карта-схема с изображением данных точек (объектов). Проект представляется в письменном варианте от каждого из объединений.
II этап с 02.05.2024 г. по 24.05.2024 г.
Создание экологической тропы согласно представленным проектам в соответствии с критериями оценки и требования к оформлению точек (объктов):
- эстетичность, оригинальность оформления точек экологической тропы;
- рациональность расположения;
- доступность для воспитанников;
- креативность (творчество) педагогов в дизайне объекта;
- соответствие санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности.
5. Критерии оценки
5.1. Оценка объектов экологической тропы проводится членами жюри смотра-конкурса в соответствии с основными показателями. Критерии оценки вносятся в протокол оценивания смотра-конкурса. Каждый критерий конкурса оценивается по 5-и балльной системе: 0 - не соответствие; 1 балл – недостаточно материала; 2 балла – материал подобран, но эстетически не оформлен; 3 балла – материал подобран разнообразно и эстетически оформлен; 4 балла – инновация, новизна, оригинальность.
5.2. Критерии оценки смотра-конкурса:
- дизайн экологической тропы (доступность, привлекательность, информативность);
- оформление карты-схемы экологической тропы;
- главный персонаж экологической тропы (из различных материалов: дерево, пластик, бросовый материал и т.д., высотой от 50 см.);
- эскиз знаков или указателей экологической тропы.
5.2. Оснащение точки (объекта) экологической тропы в соответствии с рекомендациями (Приложение 1).
5.3. Методические материалы по работе с объектами экологической тропы.
5.4. Представление экологической тропы (в свободной форме).
Протокол оценивания смотра - конкурса
Критерии оценки/ объединение | Группа № 1 | Группа № 2 | Группа № 3, 5 | Группа № 4 | Группа № 6 | Группа №7 | Группа № 8 | Группа № 9 | Группа № 10 | Группа № 11 | Группа № 12 | |
1.Требования к оформлению точек (объектов) экологической тропы: | ||||||||||||
- эстетичность, оригинальность оформления точек экологической тропы | ||||||||||||
- рациональность расположения | ||||||||||||
- доступность для воспитанников | ||||||||||||
- соответствие возрасту детей | ||||||||||||
- креативность (творчество) педагогов в дизайне | ||||||||||||
-соответствие санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности | ||||||||||||
2. Дизайн экологической тропы (доступность, привлекательность, информативность) | ||||||||||||
3. Оформление карты-схемы экологической тропы | ||||||||||||
4. Главный персонаж экологической тропы | ||||||||||||
5. Эскиз знаков или указателей экологической тропы | ||||||||||||
6. Оснащение точек (объектов) экологической тропы: | ||||||||||||
Количество точек | ||||||||||||
Разнообразие | ||||||||||||
Оснащение оборудованием и материалами по проведению работы на видовой точке | ||||||||||||
7. Методические материалы по работе с объектами экологической тропы | ||||||||||||
8. Представление экологической тропы (в свободной форме) | ||||||||||||
Итого: |
Член жюри:__________/______________________
6. Подведение итогов смотра-конкурса.
Жюри, опираясь на заявленные в настоящем Положении критерии оценивания, выявляет победителей и номинантов смотра-конкурса «Лучшая экологическая тропа в ДОУ». Возможно, по решению жюри, выделение дополнительных номинаций конкурса: «Самый лучший персонаж – хозяин экологической тропы и его легенда», «Ландшафтный дизайн участка объекта экологической тропы» и т.п.
Итоги конкурса подводятся на заседании жюри смотра-конкурса 24 мая 2024 года.
Результаты работы жюри смотра-конкурса оформляются в форме протокола.
Победители и номинанты награждаются дипломами, участники – сертификатами конкурса на итоговом педагогическом совете на тему «Итоги работы ДОУ за учебный год» 31 мая 2024 года.
Приложение 1
к Положению о проведении смотра-конкурса
«Лучшая экологическая тропа в ДОУ»
Рекомендации
по организации экологической тропы в ДОУ
Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На маршруте экологической тропы происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому. Также трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку, одни и те же объекты, желательно посещать в разные сезоны года.
Можно выделить следующие функции экологической тропы:
- познавательная,
- оздоровительная,
- развивающая, ознакомительная.
Создавая экологическую тропу на территории ДОУ, нужно помнить о включении в ее состав видовых точек (объектов). Можно и необходимо включить те объекты, которые уже имеются на территории, а в дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропу новыми точками. Основные критерии выбора и объектов экологической тропы - включение в нее как можно больше разнообразных и привлекательных вниманию детей природных, экологических объектов.
Видовыми точками (объектами) тропы могут стать:
- Отдельные растения, старые и молодые деревья, кустарники разных видов;
- Экземпляры с необычной по форме кроной или стволом;
- Мини-водоем с разнообразными растениями;
- Специально оборудованные площадки: метеостанция; поляна сказок (сказочные скульптуры, строения); природный барометр; птичья столовая с кормушками и т.п.;
- Клумбы, для знакомства детей с растениями (цветами) произрастающими на территории климатической зоны;
- Огород с овощными и лекарственными растениями;
- Поляна злаковых растений (ячмень, пшеница, гречка и т.д.).
Следует также отметить, что на территории экологической тропы должны быть:
- Фитонцидные растения (черемуха, хвойники разных пород и т.п.)
- Сад редких растений (редкие в данной местности виды трав, деревьев и кустарников)
- Пень (как жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других)
- Сад камней, где камни служат не только украшением тропы, но и убежищем для различных, насекомых, улиток, мокриц и т. д.
- Муравейник (наземная часть или четко видимые входы и выходы в подземную часть муравейника).
- Уголок нетронутой природы: небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека – нет построек и посадок, не косится и не убирается трава, не убираются листья, не вытаптывается во время прогулок.
Рекомендован следующий план организации экологической тропы в ДОУ:
1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление карты-схемы тропы.
3. Выбор вместе с детьми хозяина тропы.
4. Описание всех видов точек экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками и нахождение точек маршрута.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы, применяемые при работе с видовыми точками или объектами. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога, далее могут самостоятельно продумывать задания друг для друга, работая в подгруппах, либо для воспитанников других групп. Представленные приемы могут стать основой для организации экологической тропы.
В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания могут закрепляться на занятиях в группе. С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы, знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору.
В старшей группе экологическое воспитание постепенно включается в систему образовательной деятельности, организованной в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Дети могут вести и большую пропагандистскую работу: рисовать плакаты о правилах поведения в природе, готовить литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями, гостями детского сада, воспитанниками младших возрастов. В этом возрасте дети уже способны лечить деревья.
Во время походов и экскурсий по экологической тропе можно проводить, и это будет эффективно, различные замеры.
Наличие метеостанции на экологической тропе так же имеет большое значение. Следует отметить, что работа с детьми на ней позволяет:
- углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.
- научится прогнозировать погоду, использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические и длительные, повторные, самостоятельные наблюдения; приобщить детей к народной культуре, к народной мудрости на основе примет;
- испытать радость от открытия, почувствовать вкус исследовательской работы;
- знакомить с живыми «барометрами», тем самым способствуя формированию бережного отношения к природе и умения понимать язык природы
- на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.
- научиться замечать изменения в состоянии объектов природы, способствуя воспитанию чуткости и внимательности к миру.
- разобраться в причинно – следственных связей, что очень важно для понимания экологических закономерностей.
Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек. Необходимо помнить при этом об интегрированном подходе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

Положение о проведение смотра-конкурса «Экологическая тропинка в ДОУ»
Положение о проведении Смотра-конкурса на лучший объект «Экологической тропинки» проводится в рамках работы по экологическому воспитанию дошкольников ДОУ. Настоящее положение определяет це...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....

Положение о проведение смотра-конкурса «Экологическая тропинка в ДОУ»
Активизация экологического образования...
Экологическая тропа " Осеннее путешествие по экологической тропинке"
Цель: закрепить знания детей различать и называть растения, растущие на территории детского сада. Задачи: образовательные: расширять знания детей о растениях детского сада, продолжать знакомить с их...