Воспитательная практика.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Пехтелева Анна Михайловна

Данная практика направлена на особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу своего Отечества, воспитания патриотов Родины, развития познавательных интересов и способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_praktika.docx88.61 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ДЕТСКИЙ САД № 509

Воспитательная практика

«Формирование        нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Автор воспитательной практики:

воспитатель

МАДОУ-детский сад №509

Пехтелева Анна Михайловна

г. Екатеринбург

2021-2023 уч.года

Полное название воспитательной практики

Формирование        нравственно-патриотических чувств у дошкольников

ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики

Пехтелева А.М., воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ-детский сад №509, г.Екатеринбург

Аннотация воспитательной практики

Данная практика направлена на особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу своего Отечества, воспитания патриотов Родины, развития познавательных интересов и способностей. 

Ключевые слова воспитательной практики

Патриотизм, патриотическое воспитание, историческая память, семья, Родина, малая Родина, культура страны, традиции.

Актуальность внедрения воспитательной практики

          Проблема нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах барби и вымышленных персонажах, таких как человек-паук, бетман и др. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Цель и задачи воспитательной практики

         Цель: формирование духовности, нравственно –  патриотических чувств у детей дошкольного возраста .

Задачи: 

1.Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей  семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

2.Формирование бережного отношения к природе и всему  живому;

3.Воспитание уважения к труду;

4.Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

5.Знакомство детей с символами государства;

6.Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Целевая аудитория воспитательной практики

1.Дети старшего дошкольного возраста.

2.Законные представители детей.

3.Социум.

Краткий анализ воспитательной практики

          Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики

Технологии и методы реализации воспитательной практики

Технологии: здоровье сберегающие, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, игровые.

           Методы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, стимулирования, методы воздействия на мотивационную и эмоциональную сферу (рассказ, объяснение, разъяснение,  этическая беседа, диспут, доклад)

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

            Кадровые (человеческие): педагоги, родители (законные представители); специалисты учреждений культуры.

            Психолого-педагогические: поддержка инициативы детей, возможность выбора видов активности, участников совместной деятельности и общения.

             Материально-технические: ноутбук, оргтехника, материалы для творческих работ;  аудиозаписи, методическая/художественная литература.

             Информационные: информирование общественности о ходе реализации воспитательной практики через социальные сети и официальный сайт образовательного Учреждения.

Период реализации воспитательной практики

            Период: сентябрь-май 2021-2022 у.г., сентябрь-май 2023у.г.

            В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта

Ожидаемые результаты воспитательной практики

1. Повышение нравственного уровня воспитанников;

2. Расширение кругозора детей, их интереса к истории родных города и страны;

3. Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности..

Описание воспитательной практики

Работа по   данной воспитательной практике была разделена на блоки:

  1. Блок «Я и моя семья»
  2. Блок «Мой детский сад»
  3. Блок «Мой город»
  4. Блок «Моя страна»
  5. Блок «Родная природа»
  6. Блок «Культура и традиции»

 Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении я считаю чтение рассказов и сказок, так как сказка и учит, и лечит, и воспитывает.

Ещё одной интересной формой являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы, в ходе которых мы обсуждаем с детьми поступки.  Эти беседы побуждают их думать, принимать верные решения. Темы я подбираю  в соответствии с возрастом детей, они разнообразны и доступны

для понимания детьми .

Экскурсии в природу, по городу и в краеведческий музей очень нравятся детям. Это возможность увидеть красоту природы, познать историю родного края и возможность расширения кругозора.

Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников имеют русские обрядовые праздники. В старшем дошкольном возрасте традиционно организуется праздник «Масленица». В преддверии Пасхи дети с удовольствием принимают участие в раскрашивании и украшении бумажных силуэтов яиц. Знакомя детей с русскими традициями, я  организовываю познавательные мероприятия о русском гостеприимстве, формировала знания о декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.

Ежегодно в детском саду отмечается День матери, День пожилого человека, празднуются День защитника отечества, День победы, День дружбы, День России, календарные праздники Осенины и Веснянка.

За последнее время в детском саду мною вместе с детьми и родителями были разработаны и реализованы проекты духовно-нравственной направленности в ходе которых дети старшего дошкольного возраста глубоко погрузились в особенности декоративно-прикладного искусства, узнали об исчезающих видах животных Урала и способов их охраны и сохранения, об истории возникновения и развития родного города.

            Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и

нравственности.

        Подробнее календарно-тематическое планирование отражено в приложении № 3, 4.

Приложение № 1

(к Паспорту воспитательной практики)

Анализ воспитательной практики

«Формирование        нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

Целесообразность использования практики для изучении нравственных понятий

Качественные используемые материалы (медиаресурсы)

Высококвалифицированный педагогический коллектив

Внедрение информационных технологий в педагогический процесс

Привлечение экспертов в сфере воспитания

Трансляция опыта педагогической практики на муниципальном уровне

Слабые стороны

Угрозы (риски)

Отсутствие последовательности действий в практике воспитания

Организация информационного сопровождения реализуемой воспитательной практики

  Занятость родителей на работе. Нежелание некоторых родителей заниматься воспитанием своих детей.

Приложение № 2

(к Паспорту воспитательной практики)

План- график реализации воспитательной практики

«Формирование        нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

(2021-2022 учебный год, старшая группа)

(Диаграмма Ганта)

Наименование этапа

Длительность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Подготовительный этап

2 недели

1. Диагностика детей

1 неделя

2.Составление примерного календарно- тематического плана реализации воспитательной практики. Подготовка материала .

2 неделя

Основной этап

31 неделя

Проект «Веселое лето в России»

3-4 недели

«Я и моё имя». Составление
генеалогического древа семьи
(2-3поколения) совместно с
родителями.

1 неделя

«Мой детский сад»

2 неделя

Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»

3 неделя

Осенняя ярмарка
«Что нам осень принесла»

4неделя

«Золотая осень». Игры, беседы, рассматривание картин. Аппликация «Соберём урожай»

1неделя

Проект «Красивые места Урала осенью»

2 неделя

Проект «Красная книга»

3 неделя

«Лес в жизни человека» Экскурсия в лес.

4 неделя

«История возникновения родного города»

1 неделя

«Зачем нужна деревня?»

2 неделя

Проект «Огни города»

3 неделя

«Новый год у ворот». Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями)

4 неделя

Развлечение «Рождественские  посиделки»

2 неделя

Проект «Как велика моя земля, как широки ее просторы»

3 неделя

«Наша Родина-Россия!»

4 неделя

«Государственные символы России:
герб, флаг, гимн»

1 неделя

«Герб города Екатеринбург»

2 неделя

«Защитники отечества». Спортивные состязания.

3 неделя

«Выдающие защитники Родины»

4 неделя

«Широкая Масленица». Развлечение «Приди, Весна, с милостью…»

1 неделя

«Мама- первое слово» Развлечение с мамами.

2 неделя

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» Беседы.

3 неделя

«Хозяйкины помощники»

4 неделя

«Шутку шутить – людей насмешить»

1 неделя

«Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли»

2 неделя

«Ордена и медали»

3 неделя

«Этот День Победы» Проект «Рода войск»

4 неделя

Итоговая викторина  «Мы –Россияне»

1-2 неделя

Заключительный этап

2 недели

1.Диагностика.Определение результативности проведенных мероприятий

3-4 недели

План- график реализации воспитательной практики

«Формирование        нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

(2022-2023 учебный год, подготовительная к школе группа)

(Диаграмма Ганта)

Наименование этапа

Длительность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Подготовительный этап

2 недели

1. Диагностика детей

1 неделя

2.Составление примерного календарно- тематического плана реализации воспитательной практики. Подготовка материала .

2 неделя

Основной этап

30 недель

« Я и мое имя». «Мужчины и женщины в семье»

3-4 недели

«  Моя семья, моя родословная». Беседы, игры.

1 неделя

Итоговое занятие «Мой родной дом». Выставка семейных фотографий.

2 неделя

«Город наш родной». Игра-путешествие
«Город Екатеринбург» (по карте города).

3 неделя

«России малый уголок»

4неделя

«Отдых в родном городе»

1неделя

Проект «Путешествие на трамвае по городу»

2 неделя

Проект «Вид из окна»

3 неделя

Игра-путешествие «Берёза- символ России»

4 неделя

«Хлеб - всему голова». Беседы

1 неделя

«Как в старину к зиме готовились». Показ педагогом технологии засолки капусты.

2 неделя

Проект «Зимние явления . Животные и птицы Урала, работа фермера зимой»

3 неделя

«Новогодние традиции». Беседы, рисование.

4 неделя

«Пришла коляда накануне Рождества»

3 неделя

Литературная викторина по русским народным сказкам

4 неделя

«Сильны и могучи богатыри славной Руси»

1 неделя

«Защитникам Родины славу поем».

2 неделя

Спортивный праздник
«Будущие защитники»

3 неделя

«Мы -Россияне»

4 неделя

«Памятники Москвы»

1 неделя

«Моя мама лучше всех»

2 неделя

«Города старинные, мастерами славные»

3 неделя

«Коса – девичья краса»

4 неделя

«История русского костюма»

1 неделя

«Наши космонавты»

2 неделя

«Дело мастера  боится»

3 неделя

«Путешествие в деревню Дымково»

4 неделя

«Мы этой памяти верны». Встреча с ветеранами и детьми войны

1-2 неделя

Заключительный этап

2 недели

1.Диагностика.Определение результативности проведенных мероприятий

3-4 недели

Приложение № 3

(к Паспорту воспитательной практики)

Форма работы педагога по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Содержание

Возраст

Совместная деятельность педагогов с детьми

 Самостоятельная деятельность

Взаимодействие  педагогов с родителями

-Я моя семья,

- Мой детский сад,

- Мой город,

-Моя страна,

Родная природа,

- Культура и традиции.

От 5 до 7 лет

- Занятия по ООД: Познание, Музыка, Изодеятельность, Чтение художественной литературы

-Праздники, развлечения

-Театрализованная деятельность

-Слушание сказок,

- Беседы с детьми о музыке;

-Просмотр мультфильмов, фрагментов художественных фильмов

- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

- Празднование дней рождения

- создание мини- музеев

-проведение акций

- беседы о Родине, и делах народа, о природе, о хороших людях;  

- чтение детских книг на патриотические темы, о знаменитых Красных командирах, героях Великой Отечественной, о детях – героях войны,  

-разучивание песен и стихов,  

- выставки картин, стендов и материалов по защитникам Родины – о жителях города Гая, об участниках Чеченской и Афганской войн,

-рассматриванием фотографий о строительстве нашего города,  

- инсценирование песен военных лет,

- встречи с ветеранами войны,

- Физкультура и здоровье:       Дни здоровья; экологические походы; спортивные эстафеты. Праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».

- Акции: 

1. «Покормите птиц зимой»;

2. «Зеленый патруль»;

3. «Памятник»;

4. «Озеленение территории детского сада».

- Оформление  «Экологической галереи», «Маршрута безопасности движения», «Центра народного творчества»

- Создание условий для самостоятельной деятельности в группе: подбор альбомов с иллюстрациями, художественной литературы, видеоматериалов,  атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности.

- ТСО

- Инсценирование содержания песен, хороводов

- Дидактические игры

- Игры-драматизации

- Творческие игры, изготовление атрибутов для  творческих игр: «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели» , «Инопланетяне», «Пешеходы и пассажиры» и т.д.

-  самостоятельное художественное творчество

- изготовление атрибутики государственных символов России, города, области; оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Любимое место отдыха», «В гостях в экологическом центре»;                                          - оформление  «Экологической галереи», «Маршрута безопасности движения», «Центра народного творчества»

- Консультации для родителей

- Родительские собрания

- Индивидуальные беседы

- Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

- Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

- Посещения музеев, выставок, библиотек,

-Привлечение к участию в конкурсах, выставках, экскурсиях,                                - Создание проектов:        «Семейный альбом»,

«Родной город»,  

«Древо моей семьи»,

«Бабушка рядышком с дедушкой»,

«Жить - Родине служить»,

«Наши деды надевают ордена»,

«Сказки из бабушкиного сундука»,

«Кто на Урале живет?»,

« С них берем пример» ( почетные люди города), «Область, в которой я живу»,

«Россия – Родина моя»,

«Земля – планета, на которой мы живем», Ознакомление детей с семейными реликвиями;

Анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»;

Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи;

Помощь в снятии видеофильмов;

«Трудовой десант» родителей с детьми (посадка деревьев, обрезка кустов, уборка мусора на участках и т.д.);

Создание мини – музеев - боевой и трудовой славы, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма.

 уголков Родного края.

Создание фонотеки с записями гимна России, патриотических песен

- Создание семейных газет: «Моя спортивная семья», «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет».                                                                          

Приложение № 4

(к Паспорту воспитательной практики)

Календарно-тематическое планирование по формированию        нравственно-патриотических чувств у дошкольников

 на 2021-2022 учебный год.

Старшая группа


Месяц


Название раздела

Тема


Цель


Связь с другими видами деятельности


Используемая литература

СЕНТЯБРЬ

3-я неделя

Проект «Веселое лето в России»

Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений.

Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.

Воспитывать у ребёнка привязанность к семье.

Ознакомление с художественной литературой и
развитие речи.
Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Работа над понятием
родня (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»)

С/р. игра «Семья».

Рисование «Моя семья»

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в
России»

4-я неделя

Беседа «На кого я похож»

Формировать интерес к своей семье. Желание узнать больше о своих родственниках.

Рассматривание фотоальбомов.

Беседа о профессиях своих родных.

Игра «Найди

свою семью»

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

«Я и моё имя»

Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников.
Дать представление о родословной.

Познакомить детей со значением их имён,
имён их родителей.

Игра «Давайте познакомимся»


Чтение Я.Аким
«Кто кому кто»,

Л.Короткова «Висляткин ключ».

Д/игра «Назови ласково»

Составление
генеалогического древа семьи
(2-3поколения) совместно с
родителями.

Кондрыкинская Л.А.
«С чего
начинается
Родина?»

Короткова Л.Д.
«Сказкотерапия для дошкольников
и младшего школьного возраста»

2-я неделя

«Мой детский сад»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Расширять представления о детском садике.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена».

Сюжетно ролевая игра «Путешествие на теплоходе»


Беседа «Что такое дружба».

Исполнение песен о дружбе.

Масалова Л.Л.

 «Я и мир»

3-я неделя

Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»

Уточнить и расширить знания детей о том, где и кем работают взрослые, воспитание чувства уважения к труду взрослых.


Развитие положительных эмоций и впечатлений.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Чтение произведения С..Михалкова «Все профессии важны все профессии нужны».

Встреча с интересными людьми.

Рисование «Кем я хочу стать»

Лото «Профессии»

Сюжетные игры.

Выставка детских работ.

Арапова-Пискарева Н.А. «Мой родной дом»

4-я неделя

Осенняя ярмарка
«Что нам осень принесла»

Закрепление знаний детей о характерных для октября явлениях природы.

Воспитывать бережное отношение к родной природе города.

Использование пословиц и поговорок об октябре.

Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень».

Рисование на тему «Наш город в октябре».

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

НОЯБРЬ

1- я неделя

«Золотая осень»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте;

Пробуждать эстетические чувства;

Воспитывать умение наблюдать явление природы и восстанавливать связь между ними;

Побуждать детей любоваться красотой
осенних деревьев;

Обогащать словарь детей: рябиновый,
берёзовый, липовый
кленовый.

Познакомить детей с поэтическими
представлениями русского народа об осени.

Занятие-беседа об осенних приметах,

Рассматривание осенних пейзажей.

Чтение А.С.Пушкин
« Уж небо осенью
дышало…»

И.Соколов-Микитов
«Осень в лесу»

Народные приметы об
осенних месяцах, пословицы о приметах
погоды.

Д/игры: «Овощи и
фрукты»,

«С какого дерева лист»,

Народная игра «Царь-картошка»,

Аппликация «Соберём
урожай»

 «Планирование занятий по экологии»

2-я неделя

Проект «Красивые места Урала осенью»

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.

Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы.

Коллективные наблюдения за признаками осени.

Сбор природного материала.

Выставка «Дары земли русской».

Л.Пантелеева «Играем в камешки».

Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»;

Т.И.Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

3-я неделя

Проект «Красная книга»

Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения

Беседы о животных родного края.

 Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых.

 Загадывание загадок.

Дидактические игры.

Совместно с родителями создание коллекции «Наши любимые животные»

4-я неделя

«Лес в жизни человека»

Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Уточнить представления о правилах поведения в лесу.

Воспитывать желание бережно относиться к лесу.

Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека».

Пословицы о лесе.

Обсуждение правил поведения в лесу.

Рисование на тему «Самый красивый лес»

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«История возникновения родного города»

Познакомить с историей возникновения города.

Воспитывать интерес к истории родного города.

Подвести детей к пониманию того, что все мы живём в одном городе.


Обогащать речь детей
новыми словами: газон тротуар, проезжая часть, пешеходный переход.

Экскурсия по городу,
совместно с родителями.

Рассматривание фотоматериала
с изображением
памятных мест г.

Екатеринбург

Конкурс рисунков
«Наш город глазами детей»

2-я неделя

«Зачем нужна деревня?»

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревнях, характером их занятий.

Беседы о жизни людей в деревнях.

Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений и произведений о жизни в деревне, красоте русской природы.

Дидактические игры.

3-я неделя 

Проект «Огни города»

Закрепить представление о городе в котором мы живем, дать понятие «екатеринбуржцы», указывающее на принадлежность человека к городу. У каждого есть родной дом и город в котором он родился и живет.

Показ слайд шоу

Чтение стихотворений Волчихина

Рисование «Мой любимый уголок»

Оформление альбома «Природа моего края».

4-я неделя

«Новый год у ворот»

Формировать первоначальные

представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Пополнять словарь названиями стран.

Рассказ о  разных национальностей живущих в нашем городе.

 Рассматривание иллюстраций с празднованием Нового года.

 Чтение стихотворений про Новый год, о зиме.

Рисование «Новый год»

Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями)

ЯНВАРЬ

2-я неделя

Развлечение «Рождест -
венские посиделки»

. Знакомить детей с историей возникновения и
традициями празднования христианского праздника-Рождества.

Развивать речевые,
музыкальные, коммуникативные способности
детей.

Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.

Воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Народные игры

Изготовление открытки

Гаврилова И.Г.
«Истоки русской народной культуры в детском саду»

3-я неделя

Проект

«Как велика моя земля, как широки ее просторы»

Закрепить знания детей о названии страны, о ее природе.

Дать детям знания о богатствах России.

Воспитывать стремление беречь и приумножать их.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор.

Чтение стихотворения Н.Забила «Наша Родина».

Прослушивание русской народной песни «Березонька»

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране».

4-я неделя

«Наша Родина-Россия!»

Расширять знания детей
о Родине.

Вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Чтение стихотворение М.Матусовского «С
чего начинается
Родина?».

Чтение и объяснение значения пословиц о
Родине.

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране».

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Государственные
символы
России:
герб, флаг,
и гимн»

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России
гербе, флаге.

Сформировать уважительное отношение к государственным символам.

Познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Использование макетов герба и флага России.

Прослушивание фонограммы гимна России



Зеленова Н.Г.,
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

2-я неделя

«Герб города Екатеринбург»

Продолжить знакомить детей с историей родного города.

Познакомить с гербом города Екатеринбург
Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него.

Использование фотографий  города.

Рассматривание герба г. Екатеринбург

Рисование герба на фоне музыкального сопровождения

3-я неделя

«Защитники отечества»

Формировать чувство уважения к защитникам Отечества.

 Развивать патриотические чувства

Беседа «Что такое героизм?»

Чтение С.Маршак «Наша армия»,

Я.Аким «Земля».

Конкурс рисунков «Мой папа-солдат»

Спортивные состязания

Зеленова Н.Г.,
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

4-я неделя

«Выдающие защитники Родины»

Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию.

Развивать интерес к прошлому своей страны.

Воспитывать уважение к выдающимся людям и желание быть полезным своей Родине.

Рассказ воспитателя.

Использование репродукций портретов А.В.Суворова.

Антонов Ю.Е.
«Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

МАРТ

1-я неделя

 

«Широкая Масленица»

Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами.

Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками

Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов
Разучивание малых фольклорных форм:
пословиц, загадок о весне.

Разучивание русских народных игр:
«Колышки», «Удочка»

Развлечение «Приди, Весна, с милостью…»

Гаврилова И.Г.

«Истоки русской народной культуры в детском саду»

2-я неделя

«Мама- первое слово»

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Развлечение с мамами. Разучивание стихотворений, рисование  портретов мамы, чтение произведений о маме.

Дидактические игры.

3-я неделя

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!»

Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны).

Дать представление о том, что Москва-
главный город России.

Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране.

Просмотр видеофильма «Москва-столица России».

Чтение стихов о Москве.

Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Оформление стенда «Москва-главный город страны» (вместе с родителями).

С/Р. игра «Экскурсия по Москве».

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране»

4-я неделя

«Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр.

Воспитывать интерес к прошлому нашей страны.

Рассматривание иллюстраций.

Имитация детьми стирки белья.

Исполнение русских народных песен

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Шутку шутить – людей насмешить»

Познакомить детей с потешным фольклором.

Воспитывать интерес к истории свой страны.

Составление детьми потешного рассказа.

Использование скороговорок, небылиц, потешек.

Загадывание загадок о весенних явлениях

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2-я неделя

«Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли»

Повторение песен, закличек, пословиц о весне.

Использование пословиц и поговорок, загадок.
Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».
Чтение сказки.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

3-я неделя

«Ордена и медали»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.

Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Использование фотографий орденов и медалей.

Изготовление муляжей орденов и медалей.

Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны

4-я неделя

«Этот День Победы»

Проект «Рода войск»

Формировать чувство уважения к защитникам
Родины.

Воспитывать уважение к пожилым людям,
ветеранам Великой Отечественной войны;

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Слушание и пение фронтовых песен.

Рисование на тему «Праздничный салют»

Утренник «День Победы»

Антонов Ю.Е.
«Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

Итоговое ООД  

Викторина «Мы –Россияне»

Обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор,  магнитофон; сундучок

1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. 

2.Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!)

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ

3.«Моя Родина  - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного  возраста.  Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014

Календарно-тематическое планирование по формированию        нравственно-патриотических чувств у дошкольников

 на 2022-2023 учебный год.

Подготовительная к школе группа


Месяц


Название занятия


Задачи


Связь с другими видами деятельности


Используемая литература

СЕНТЯБРЬ

3-я неделя

« Я и мое имя»

Познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека.

Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка.
Научить оценивать и ценить себя.
Дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть.

Чтение А.Линдгрен «Три повести о малыше и Карлсоне» (глава «Красивый, умный и в меру упитанный»).

Игра «Фоторобот».

Исполнение песни В.Шаинского «Песенка друзей».

4-я неделя

«Мужчины и женщины в семье»

Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

Создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли.

Формировать адекватную полу модель поведения

Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать как настоящие мужчины.

Беседа с девочками о том, как они помогают маме.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

«  Моя семья, моя родословная»

Продолжать формировать представление о мире, семье; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

Беседа «Как мы весело проводим  время дома с семьей».

Чтение: Л. Успенский «Ты и твое имя».

Дидактические игры: «Измени имя», «Назови ласково», «Образуй фамилию, имя, отчество».

Сюжетно-ролевые игры «Семья».

Продуктивная деятельность: «Мой дом», «Мои родные».

2-я неделя

Итоговое занятие «Мой родной дом»

Прививать духовно-нравственные ценности.

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким.

.

Выставка семейных фотографий.

Рисование на тему «Самая дружная семья».

Н.А.Арапова-Пискарева
«Мой родной дом»

3-я неделя

«Город наш родной»

Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, улицами,
жилыми домами и общественными зданиями, их назначением.
Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.

Воспитывать чувство ответственности за свой город.

Игра-путешествие
«Город Екатеринбург»
(по карте города).

Рисование герба
города Екатеринбург
д./ игра «Кто больше улиц назовёт».

«Мой адрес»

Спортивный праздник «Правила
дорожные знать каждому положено»

4-я неделя

«России малый уголок»

Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривание репродукции картин русских художников-пейзажистов.

Беседа «Природа России»

Чтение Н.Сладков «Осень на пороге»

Д/игра «С какого дерева лист», «Кто где живёт»
Рисование «Осенний хоровод деревьев.»

Кондракинская Л.А.
«С чего начинается Родина»

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Отдых в родном городе»

Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением.

Продолжить формировать у детей интерес к своей малой родине.

Закрепить названия жилых и нежилых зданий.

Использование

фотографий с изображением зданий культуры и досуга.

Рисование на тему «Любимое место в родном городе»

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.
«Мы живем в России»

2-я неделя

Проект «Путешествие на трамвае по городу»

Закреплять знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности; продолжать развивать интерес к родному городу.

Прогулка на трамвае с Хозяйкой медной горы.

Беседа « Золотая осень к нам пришла».

Чтение стихотворений: С. Есенин « Береза», А. Пушкин « Унылая пора…».

Дидактические игры и упражнения: « Я живу на улице…», « Мой адрес...».

Сюжетно-ролевая игра « Путешествие по улице».

Экскурсии, наблюдения в выходной день в парках, беседы с детьми. Конкурс фото « Как наша семья проводит выходной день».

3-я неделя

Проект «Вид из окна»

Поддерживать познавательный интерес к истории родного города, своей малой родине.
Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города, страны.

Рассматривание иллюстраций с видами родного города.

Изображение гербов России, Москвы, Екатеринбурга

Чтение стихов о городе.

Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране».

4-я неделя

Игра- путешествие

«Берёза- символ России»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

Создать в воображении детей образ Родины.

Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Раскрыть значение дерева в жизни человека.

Дать представление о неразрывной связи человека и природы. Продолжать учить бережному отношению к природе.

Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги»
(о народных приметах). Чтение стихов о берёзке.

Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла».

Д/игра «С какого дерева лист».

Конкурс рисунков «Люблю берёзку русскую…»

Пугачёва Н.В, Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в детском саду».

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«Хлеб - всему голова»

Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба.

Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи.

Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба.

Использование пословиц о хлебе, загадок.

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ».

2-неделя

«Как в старину к зиме готовились»

Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов: можно сушить, солить, варить и т.д., хранением и размещением заготовок в избе.

Загадывание загадок об овощах.

Показ педагогом способов заготовки капусты.

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»

3-я неделя

Проект «Зимние явления . Животные и птицы Урала, работа фермера зимой»

Продолжать знакомить с характерными особенностями зимы.

Воспитывать интерес к родной природе, работе фермера зимой.

Беседа о характерных особенностях зимы.

Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

Использование пословиц и поговорок о зиме, народных примет.

Вырезание детьми снежинок из бумаги.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

4-я неделя

«Новогодние традиции»

Познакомить с новогодними традициями России.

Формировать гражданско-патриотические чувства.

Рисование на

тему «Подарки на Новый год».

Рассказ воспитателя о новогодних традициях.

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

ЯНВАРЬ

3-я неделя

«Пришла коляда накануне Рождества»

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
Пение песенок.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

4-я неделя

Литературная викторина по русским народным сказкам

Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок.

Показ драматизации отрывка любимой сказки.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Сильны и могучи богатыри славной Руси»

Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй
Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.

Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.

Рассказ о русских богатырях.
Использование различных сюжетов былин о подвигах русских богатырей.

Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «Богатыри».

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников».

2-я неделя

«Защитникам Родины славу поем».

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.

Беседа: «Есть такая профессия -  Родину защищать».

Рассматривание иллюстраций  наглядно – тематического пособия «Защитники Отечества».

Чтение: Е. Благина «На заставе», «Шинель».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Разведчики».

Продуктивная деятельность: «Военная техника (танки, пушки из спичечных коробков)»,

3-я неделя

Спортивный праздник

«Будущие защитники»

Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины,

Развивать физические способности детей.

Рассматривание иллюстраций о родах войск.

Чтение:
Л.Кассиль
«Твои защитники»,

В. Косовицкий
«Будущий мужчина»

Зацепина М.В.
«Дни воинской славы.


Патриотическое воспитание дошкольников».

4-я неделя

«Мы -Россияне»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

Формировать у детей представление
 о России как родной стране, чувство любви к своей родной стране.

Чтение стихотворения о Родине Т. Коти «Моя первая книга о России».

Использование пословиц и поговорок о Родине.

Рисование на тему «Моя Родина»

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

МАРТ

1-я неделя

«Памятники Москвы»

Познакомить детей с выдающимися людьми Отечества.

Воспитывать чувство уважения к людям, прославившим Россию.

Использование иллюстраций с изображением памятников известным людям.

Прослушивание записи произведений П.И.Чайковского «Неаполитанская песенка», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

2-я неделя

«Моя мама лучше всех»

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

Рассматривание репродукции

« Мать и дитя».
Рассказы детей о своих мамах.

Чтение стихов и пение песен о маме.

Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается Родина?»

3-я неделя


«Города

старинные, мастерами славные»


Продолжать знакомить детей с народными промыслами разных городов.

Воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости за сохранение традиций предков.


Рассказ воспитателя о народных промыслах.

Чтение рассказа А.Митяева «Свистулька».

Прослушивание мелодии песни «Незабудковая гжель» (музыка Ю.Чичкова)

Чтение рассказа Е.Каменевой «Золотые ложки»


Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

4-я неделя

«Коса – девичья краса»

Расширять знания детей о народных традициях и обычаях, связанных с волосом.

Развивать желание участвовать в общих делах.


Воспитывать понимание красоты женственности, гордость за русскую народную культуру.

Оформление картинной галереи с репродукциями с картин русских художников.

Исполнение хоровода под музыку.

Исполнение частушек.

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«История русского костюма»

Познакомить детей с историей русского национального костюма.

Учить называть части мужской и женской одежды.

Воспитывать интерес к русской культуре.

Пополнить словарь детей -
 картуз, косоворотка, кокошник.

Беседа «Праздничная русская народная одежда».

Рассматривание репродукции В.Васнецова

«Три богатыря».

Д/игра
«Сложи узор».

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2-я неделя

«Наши космонавты»

Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле. 

Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Конструирование космического корабля.

Интернет ресурсы

3-я неделя

«Дело мастер

а боится»

Познакомить детей с основными занятиями русских людей.

Воспитывать интерес к истории нашей страны.

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

Повторение пословиц о труде и мастерстве.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

4-я неделя

«Путешествие в деревню Дымково»

Закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи.

Дать представление о русской традиции проведения ярмарки.

Развивать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать уважительное отношение к игрушкам, сделанным мастерами.

Использование иллюстраций дымковских игрушек.

Физкультминутка «Катание на карусели».

Роспись дымковских игрушек.

Пляска под русскую народную мелодию.


МАЙ

«Мы этой памяти верны»

Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

Закреплять представления детей о празднике День Победы.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Исполнение детьми танцев, песен.

Чтение стихотворений о войне.

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор социальных воспитательных практик в субъектах Российской Федерации.

Природоохранный социально-образовательный проект«Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия....

"Новые формы воспитательных практик. Мероприятия. Воспитать человека 2021/2022"

Описание формы воспитательной практики в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья....

воспитательная практика

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: детский сад, кино, интернет. Вс...

Описание воспитательной практики Рождественская сказка «Елочка» в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

       Цель:- Приобщение дошкольников к народным традициям России. - Закрепить знания о празднике Рождество Христово.-  Познакомить с историей возникновения традиц...

Описание воспитательной практики «Рождественский Ангел»

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы....

Описание воспитательной практики «Рождественские колокольчики»

Рождество - прекрасный праздник, который ассоциируется у многих с временем волшебства и милых подарков.  Сделанныесвоими руками подарки  впитывают энергетику своего творца и такой подар...