Воспитательная практика.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Данная практика направлена на особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу своего Отечества, воспитания патриотов Родины, развития познавательных интересов и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_praktika.docx | 88.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ДЕТСКИЙ САД № 509
Воспитательная практика
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Автор воспитательной практики:
воспитатель
МАДОУ-детский сад №509
Пехтелева Анна Михайловна
г. Екатеринбург
2021-2023 уч.года
Полное название воспитательной практики | Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников |
ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики | Пехтелева А.М., воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ-детский сад №509, г.Екатеринбург |
Аннотация воспитательной практики | Данная практика направлена на особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу своего Отечества, воспитания патриотов Родины, развития познавательных интересов и способностей. |
Ключевые слова воспитательной практики | Патриотизм, патриотическое воспитание, историческая память, семья, Родина, малая Родина, культура страны, традиции. |
Актуальность внедрения воспитательной практики | Проблема нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах барби и вымышленных персонажах, таких как человек-паук, бетман и др. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. |
Цель и задачи воспитательной практики | Цель: формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста . Задачи: 1.Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; 2.Формирование бережного отношения к природе и всему живому; 3.Воспитание уважения к труду; 4.Развитие интереса к русским традициям и промыслам; 5.Знакомство детей с символами государства; 6.Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. |
Целевая аудитория воспитательной практики | 1.Дети старшего дошкольного возраста. 2.Законные представители детей. 3.Социум. |
Краткий анализ воспитательной практики | Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики |
Технологии и методы реализации воспитательной практики | Технологии: здоровье сберегающие, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, игровые. Методы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, стимулирования, методы воздействия на мотивационную и эмоциональную сферу (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, диспут, доклад) |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | Кадровые (человеческие): педагоги, родители (законные представители); специалисты учреждений культуры. Психолого-педагогические: поддержка инициативы детей, возможность выбора видов активности, участников совместной деятельности и общения. Материально-технические: ноутбук, оргтехника, материалы для творческих работ; аудиозаписи, методическая/художественная литература. Информационные: информирование общественности о ходе реализации воспитательной практики через социальные сети и официальный сайт образовательного Учреждения. |
Период реализации воспитательной практики | Период: сентябрь-май 2021-2022 у.г., сентябрь-май 2023у.г. В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта |
Ожидаемые результаты воспитательной практики | 1. Повышение нравственного уровня воспитанников; 2. Расширение кругозора детей, их интереса к истории родных города и страны; 3. Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности.. |
Описание воспитательной практики |
Работа по данной воспитательной практике была разделена на блоки:
- Блок «Я и моя семья»
- Блок «Мой детский сад»
- Блок «Мой город»
- Блок «Моя страна»
- Блок «Родная природа»
- Блок «Культура и традиции»
Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении я считаю чтение рассказов и сказок, так как сказка и учит, и лечит, и воспитывает.
Ещё одной интересной формой являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы, в ходе которых мы обсуждаем с детьми поступки. Эти беседы побуждают их думать, принимать верные решения. Темы я подбираю в соответствии с возрастом детей, они разнообразны и доступны
для понимания детьми .
Экскурсии в природу, по городу и в краеведческий музей очень нравятся детям. Это возможность увидеть красоту природы, познать историю родного края и возможность расширения кругозора.
Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников имеют русские обрядовые праздники. В старшем дошкольном возрасте традиционно организуется праздник «Масленица». В преддверии Пасхи дети с удовольствием принимают участие в раскрашивании и украшении бумажных силуэтов яиц. Знакомя детей с русскими традициями, я организовываю познавательные мероприятия о русском гостеприимстве, формировала знания о декоративно-прикладном творчестве русского народа.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Ежегодно в детском саду отмечается День матери, День пожилого человека, празднуются День защитника отечества, День победы, День дружбы, День России, календарные праздники Осенины и Веснянка.
За последнее время в детском саду мною вместе с детьми и родителями были разработаны и реализованы проекты духовно-нравственной направленности в ходе которых дети старшего дошкольного возраста глубоко погрузились в особенности декоративно-прикладного искусства, узнали об исчезающих видах животных Урала и способов их охраны и сохранения, об истории возникновения и развития родного города.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и
нравственности.
Подробнее календарно-тематическое планирование отражено в приложении № 3, 4.
Приложение № 1
(к Паспорту воспитательной практики)
Анализ воспитательной практики
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
Целесообразность использования практики для изучении нравственных понятий Качественные используемые материалы (медиаресурсы) Высококвалифицированный педагогический коллектив | Внедрение информационных технологий в педагогический процесс Привлечение экспертов в сфере воспитания Трансляция опыта педагогической практики на муниципальном уровне |
Слабые стороны | Угрозы (риски) |
Отсутствие последовательности действий в практике воспитания Организация информационного сопровождения реализуемой воспитательной практики | Занятость родителей на работе. Нежелание некоторых родителей заниматься воспитанием своих детей. |
Приложение № 2
(к Паспорту воспитательной практики)
План- график реализации воспитательной практики
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
(2021-2022 учебный год, старшая группа)
(Диаграмма Ганта)
Наименование этапа | Длительность | |||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
Подготовительный этап | 2 недели | |||||||||
1. Диагностика детей | 1 неделя | |||||||||
2.Составление примерного календарно- тематического плана реализации воспитательной практики. Подготовка материала . | 2 неделя | |||||||||
Основной этап | 31 неделя | |||||||||
Проект «Веселое лето в России» | 3-4 недели | |||||||||
«Я и моё имя». Составление | 1 неделя | |||||||||
«Мой детский сад» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» | 3 неделя | |||||||||
Осенняя ярмарка | 4неделя | |||||||||
«Золотая осень». Игры, беседы, рассматривание картин. Аппликация «Соберём урожай» | 1неделя | |||||||||
Проект «Красивые места Урала осенью» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Красная книга» | 3 неделя | |||||||||
«Лес в жизни человека» Экскурсия в лес. | 4 неделя | |||||||||
«История возникновения родного города» | 1 неделя | |||||||||
«Зачем нужна деревня?» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Огни города» | 3 неделя | |||||||||
«Новый год у ворот». Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями) | 4 неделя | |||||||||
Развлечение «Рождественские посиделки» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Как велика моя земля, как широки ее просторы» | 3 неделя | |||||||||
«Наша Родина-Россия!» | 4 неделя | |||||||||
«Государственные символы России: | 1 неделя | |||||||||
«Герб города Екатеринбург» | 2 неделя | |||||||||
«Защитники отечества». Спортивные состязания. | 3 неделя | |||||||||
«Выдающие защитники Родины» | 4 неделя | |||||||||
«Широкая Масленица». Развлечение «Приди, Весна, с милостью…» | 1 неделя | |||||||||
«Мама- первое слово» Развлечение с мамами. | 2 неделя | |||||||||
«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» Беседы. | 3 неделя | |||||||||
«Хозяйкины помощники» | 4 неделя | |||||||||
«Шутку шутить – людей насмешить» | 1 неделя | |||||||||
«Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли» | 2 неделя | |||||||||
«Ордена и медали» | 3 неделя | |||||||||
«Этот День Победы» Проект «Рода войск» | 4 неделя | |||||||||
Итоговая викторина «Мы –Россияне» | 1-2 неделя | |||||||||
Заключительный этап | 2 недели | |||||||||
1.Диагностика.Определение результативности проведенных мероприятий | 3-4 недели |
План- график реализации воспитательной практики
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
(2022-2023 учебный год, подготовительная к школе группа)
(Диаграмма Ганта)
Наименование этапа | Длительность | |||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
Подготовительный этап | 2 недели | |||||||||
1. Диагностика детей | 1 неделя | |||||||||
2.Составление примерного календарно- тематического плана реализации воспитательной практики. Подготовка материала . | 2 неделя | |||||||||
Основной этап | 30 недель | |||||||||
« Я и мое имя». «Мужчины и женщины в семье» | 3-4 недели | |||||||||
« Моя семья, моя родословная». Беседы, игры. | 1 неделя | |||||||||
Итоговое занятие «Мой родной дом». Выставка семейных фотографий. | 2 неделя | |||||||||
«Город наш родной». Игра-путешествие | 3 неделя | |||||||||
«России малый уголок» | 4неделя | |||||||||
«Отдых в родном городе» | 1неделя | |||||||||
Проект «Путешествие на трамвае по городу» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Вид из окна» | 3 неделя | |||||||||
Игра-путешествие «Берёза- символ России» | 4 неделя | |||||||||
«Хлеб - всему голова». Беседы | 1 неделя | |||||||||
«Как в старину к зиме готовились». Показ педагогом технологии засолки капусты. | 2 неделя | |||||||||
Проект «Зимние явления . Животные и птицы Урала, работа фермера зимой» | 3 неделя | |||||||||
«Новогодние традиции». Беседы, рисование. | 4 неделя | |||||||||
«Пришла коляда накануне Рождества» | 3 неделя | |||||||||
Литературная викторина по русским народным сказкам | 4 неделя | |||||||||
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» | 1 неделя | |||||||||
«Защитникам Родины славу поем». | 2 неделя | |||||||||
Спортивный праздник | 3 неделя | |||||||||
«Мы -Россияне» | 4 неделя | |||||||||
«Памятники Москвы» | 1 неделя | |||||||||
«Моя мама лучше всех» | 2 неделя | |||||||||
«Города старинные, мастерами славные» | 3 неделя | |||||||||
«Коса – девичья краса» | 4 неделя | |||||||||
«История русского костюма» | 1 неделя | |||||||||
«Наши космонавты» | 2 неделя | |||||||||
«Дело мастера боится» | 3 неделя | |||||||||
«Путешествие в деревню Дымково» | 4 неделя | |||||||||
«Мы этой памяти верны». Встреча с ветеранами и детьми войны | 1-2 неделя | |||||||||
Заключительный этап | 2 недели | |||||||||
1.Диагностика.Определение результативности проведенных мероприятий | 3-4 недели |
Приложение № 3
(к Паспорту воспитательной практики)
Форма работы педагога по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Содержание | Возраст | Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие педагогов с родителями |
-Я моя семья, - Мой детский сад, - Мой город, -Моя страна, Родная природа, - Культура и традиции. | От 5 до 7 лет | - Занятия по ООД: Познание, Музыка, Изодеятельность, Чтение художественной литературы -Праздники, развлечения -Театрализованная деятельность -Слушание сказок, - Беседы с детьми о музыке; -Просмотр мультфильмов, фрагментов художественных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Празднование дней рождения - создание мини- музеев -проведение акций - беседы о Родине, и делах народа, о природе, о хороших людях; - чтение детских книг на патриотические темы, о знаменитых Красных командирах, героях Великой Отечественной, о детях – героях войны, -разучивание песен и стихов, - выставки картин, стендов и материалов по защитникам Родины – о жителях города Гая, об участниках Чеченской и Афганской войн, -рассматриванием фотографий о строительстве нашего города, - инсценирование песен военных лет, - встречи с ветеранами войны, - Физкультура и здоровье: Дни здоровья; экологические походы; спортивные эстафеты. Праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». - Акции: 1. «Покормите птиц зимой»; 2. «Зеленый патруль»; 3. «Памятник»; 4. «Озеленение территории детского сада». - Оформление «Экологической галереи», «Маршрута безопасности движения», «Центра народного творчества» - Создание условий для самостоятельной деятельности в группе: подбор альбомов с иллюстрациями, художественной литературы, видеоматериалов, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. - ТСО - Инсценирование содержания песен, хороводов - Дидактические игры - Игры-драматизации - Творческие игры, изготовление атрибутов для творческих игр: «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели» , «Инопланетяне», «Пешеходы и пассажиры» и т.д. - самостоятельное художественное творчество - изготовление атрибутики государственных символов России, города, области; оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Любимое место отдыха», «В гостях в экологическом центре»; - оформление «Экологической галереи», «Маршрута безопасности движения», «Центра народного творчества» | - Консультации для родителей - Родительские собрания - Индивидуальные беседы - Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) - Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) - Посещения музеев, выставок, библиотек, -Привлечение к участию в конкурсах, выставках, экскурсиях, - Создание проектов: «Семейный альбом», «Родной город», «Древо моей семьи», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Жить - Родине служить», «Наши деды надевают ордена», «Сказки из бабушкиного сундука», «Кто на Урале живет?», « С них берем пример» ( почетные люди города), «Область, в которой я живу», «Россия – Родина моя», «Земля – планета, на которой мы живем», Ознакомление детей с семейными реликвиями; Анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»; Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи; Помощь в снятии видеофильмов; «Трудовой десант» родителей с детьми (посадка деревьев, обрезка кустов, уборка мусора на участках и т.д.); Создание мини – музеев - боевой и трудовой славы, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма. уголков Родного края. Создание фонотеки с записями гимна России, патриотических песен - Создание семейных газет: «Моя спортивная семья», «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет». |
Приложение № 4
(к Паспорту воспитательной практики)
Календарно-тематическое планирование по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников
на 2021-2022 учебный год.
Старшая группа
|
Тема |
|
|
|
СЕНТЯБРЬ | 3-я неделя Проект «Веселое лето в России» | Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений. | Ознакомление с художественной литературой и | Зеленова Н.Г. |
4-я неделя Беседа «На кого я похож» | Формировать интерес к своей семье. Желание узнать больше о своих родственниках. | Рассматривание фотоальбомов. Беседа о профессиях своих родных. Игра «Найди свою семью» | ||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя «Я и моё имя» | Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников. | Игра «Давайте познакомимся»
Составление | Кондрыкинская Л.А. |
2-я неделя «Мой детский сад» | Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитание доброжелательных отношений между детьми. | Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена». Сюжетно ролевая игра «Путешествие на теплоходе»
| Масалова Л.Л. «Я и мир» | |
3-я неделя Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» | Уточнить и расширить знания детей о том, где и кем работают взрослые, воспитание чувства уважения к труду взрослых.
| Чтение произведения С..Михалкова «Все профессии важны все профессии нужны». Встреча с интересными людьми. Рисование «Кем я хочу стать» Лото «Профессии» Сюжетные игры. | Арапова-Пискарева Н.А. «Мой родной дом» | |
4-я неделя Осенняя ярмарка | Закрепление знаний детей о характерных для октября явлениях природы. Воспитывать бережное отношение к родной природе города. | Использование пословиц и поговорок об октябре. Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень». | Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | |
НОЯБРЬ | 1- я неделя «Золотая осень» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте; | Занятие-беседа об осенних приметах, И.Соколов-Микитов «С какого дерева лист», | «Планирование занятий по экологии» |
2-я неделя Проект «Красивые места Урала осенью» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы. | Коллективные наблюдения за признаками осени. Сбор природного материала. | Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»; Т.И.Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе» | |
3-я неделя Проект «Красная книга» | Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения | Беседы о животных родного края. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых. Загадывание загадок. Дидактические игры. Совместно с родителями создание коллекции «Наши любимые животные» | ||
4-я неделя «Лес в жизни человека» | Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. | Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека». | ||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя «История возникновения родного города» | Познакомить с историей возникновения города. Подвести детей к пониманию того, что все мы живём в одном городе. | Экскурсия по городу, Екатеринбург | |
2-я неделя «Зачем нужна деревня?» | Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревнях, характером их занятий. | Беседы о жизни людей в деревнях. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений и произведений о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры. | ||
3-я неделя Проект «Огни города» | Закрепить представление о городе в котором мы живем, дать понятие «екатеринбуржцы», указывающее на принадлежность человека к городу. У каждого есть родной дом и город в котором он родился и живет. | Показ слайд шоу Чтение стихотворений Волчихина Рисование «Мой любимый уголок» Оформление альбома «Природа моего края». | ||
4-я неделя «Новый год у ворот» | Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Пополнять словарь названиями стран. | Рассказ о разных национальностей живущих в нашем городе. Рассматривание иллюстраций с празднованием Нового года. Чтение стихотворений про Новый год, о зиме. Рисование «Новый год» Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями) | ||
ЯНВАРЬ | 2-я неделя Развлечение «Рождест - | . Знакомить детей с историей возникновения и Воспитывать желание дарить подарки своим близким. | Пение русских народных песен, частушек, колядок. Изготовление открытки | Гаврилова И.Г. |
3-я неделя Проект «Как велика моя земля, как широки ее просторы» | Закрепить знания детей о названии страны, о ее природе. | Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор. | Смирнова Т.В. | |
4-я неделя «Наша Родина-Россия!» | Расширять знания детей | Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. | Смирнова Т.В. | |
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя «Государственные | Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России | Использование макетов герба и флага России. | Зеленова Н.Г., |
2-я неделя «Герб города Екатеринбург» | Продолжить знакомить детей с историей родного города. Познакомить с гербом города Екатеринбург | Использование фотографий города. Рассматривание герба г. Екатеринбург | ||
3-я неделя «Защитники отечества» | Формировать чувство уважения к защитникам Отечества. Развивать патриотические чувства | Беседа «Что такое героизм?» | Зеленова Н.Г., | |
4-я неделя «Выдающие защитники Родины» | Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию. | Рассказ воспитателя. | Антонов Ю.Е. | |
МАРТ | 1-я неделя
«Широкая Масленица» | Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами. | Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов | Гаврилова И.Г. |
2-я неделя «Мама- первое слово» | Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. | Развлечение с мамами. Разучивание стихотворений, рисование портретов мамы, чтение произведений о маме. Дидактические игры. | ||
3-я неделя «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» | Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны). | Просмотр видеофильма «Москва-столица России». | Смирнова Т.В. | |
4-я неделя «Хозяйкины помощники» | Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр. | Рассматривание иллюстраций. Исполнение русских народных песен | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
АПРЕЛЬ | 1-я неделя «Шутку шутить – людей насмешить» | Познакомить детей с потешным фольклором. | Составление детьми потешного рассказа. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
2-я неделя «Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли» | Повторение песен, закличек, пословиц о весне. | Использование пословиц и поговорок, загадок. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
3-я неделя «Ордена и медали» | Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. | Использование фотографий орденов и медалей. | ||
4-я неделя «Этот День Победы» Проект «Рода войск» | Формировать чувство уважения к защитникам | Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. | Антонов Ю.Е. | |
Итоговое ООД Викторина «Мы –Россияне» | Обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. | Атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор, магнитофон; сундучок | 1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. 2.Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!) Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ 3.«Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014 |
Календарно-тематическое планирование по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников
на 2022-2023 учебный год.
Подготовительная к школе группа
|
|
|
|
|
СЕНТЯБРЬ | 3-я неделя « Я и мое имя» | Познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека. Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка. | Чтение А.Линдгрен «Три повести о малыше и Карлсоне» (глава «Красивый, умный и в меру упитанный»). | |
4-я неделя «Мужчины и женщины в семье» | Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины. | Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать как настоящие мужчины. | ||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя « Моя семья, моя родословная» | Продолжать формировать представление о мире, семье; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи. | Сюжетно-ролевая игра «Моя семья». Беседа «Как мы весело проводим время дома с семьей». Чтение: Л. Успенский «Ты и твое имя». Дидактические игры: «Измени имя», «Назови ласково», «Образуй фамилию, имя, отчество». Сюжетно-ролевые игры «Семья». Продуктивная деятельность: «Мой дом», «Мои родные». | |
2-я неделя Итоговое занятие «Мой родной дом» | Прививать духовно-нравственные ценности. | . Выставка семейных фотографий. | Н.А.Арапова-Пискарева | |
3-я неделя «Город наш родной» | Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, улицами, | Игра-путешествие | ||
4-я неделя «России малый уголок» | Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада. | Рассматривание репродукции картин русских художников-пейзажистов. | Кондракинская Л.А. | |
НОЯБРЬ | 1-я неделя «Отдых в родном городе» | Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением. | Использование фотографий с изображением зданий культуры и досуга. | Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. |
2-я неделя Проект «Путешествие на трамвае по городу» | Закреплять знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности; продолжать развивать интерес к родному городу. | Прогулка на трамвае с Хозяйкой медной горы. Беседа « Золотая осень к нам пришла». Чтение стихотворений: С. Есенин « Береза», А. Пушкин « Унылая пора…». Дидактические игры и упражнения: « Я живу на улице…», « Мой адрес...». Сюжетно-ролевая игра « Путешествие по улице». | Экскурсии, наблюдения в выходной день в парках, беседы с детьми. Конкурс фото « Как наша семья проводит выходной день». | |
3-я неделя Проект «Вид из окна» | Поддерживать познавательный интерес к истории родного города, своей малой родине. | Рассматривание иллюстраций с видами родного города. | Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране». | |
4-я неделя Игра- путешествие | Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Создать в воображении детей образ Родины. | Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги» | Пугачёва Н.В, Есаулова Н.А. | |
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя «Хлеб - всему голова» | Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба. | Использование пословиц о хлебе, загадок. | Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. |
2-неделя «Как в старину к зиме готовились» | Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов: можно сушить, солить, варить и т.д., хранением и размещением заготовок в избе. | Загадывание загадок об овощах. | Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. | |
3-я неделя Проект «Зимние явления . Животные и птицы Урала, работа фермера зимой» | Продолжать знакомить с характерными особенностями зимы. | Беседа о характерных особенностях зимы. Вырезание детьми снежинок из бумаги. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
4-я неделя «Новогодние традиции» | Познакомить с новогодними традициями России. | Рисование на тему «Подарки на Новый год». | Зеленова Н.Г. | |
ЯНВАРЬ | 3-я неделя «Пришла коляда накануне Рождества» | Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа. | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
4-я неделя Литературная викторина по русским народным сказкам | Закрепить знания детей о русских народных сказках. | Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок. | Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». | |
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя «Сильны и могучи богатыри славной Руси» | Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй | Рассказ о русских богатырях. | Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников». |
2-я неделя «Защитникам Родины славу поем». | Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. | Беседа: «Есть такая профессия - Родину защищать». Рассматривание иллюстраций наглядно – тематического пособия «Защитники Отечества». Чтение: Е. Благина «На заставе», «Шинель». Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Разведчики». Продуктивная деятельность: «Военная техника (танки, пушки из спичечных коробков)», | ||
3-я неделя Спортивный праздник | Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, | Рассматривание иллюстраций о родах войск. Чтение: | Зацепина М.В.
| |
4-я неделя «Мы -Россияне» | Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество. | Чтение стихотворения о Родине Т. Коти «Моя первая книга о России». Рисование на тему «Моя Родина» | Зеленова Н.Г. | |
МАРТ | 1-я неделя «Памятники Москвы» | Познакомить детей с выдающимися людьми Отечества. | Использование иллюстраций с изображением памятников известным людям. | Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране» |
2-я неделя «Моя мама лучше всех» | Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. | Рассматривание репродукции | Кондрыкинская Л.А. | |
3-я неделя
старинные, мастерами славные» |
|
|
| |
4-я неделя «Коса – девичья краса» | Расширять знания детей о народных традициях и обычаях, связанных с волосом.
| Оформление картинной галереи с репродукциями с картин русских художников. | Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. | |
АПРЕЛЬ | 1-я неделя «История русского костюма» | Познакомить детей с историей русского национального костюма. | Беседа «Праздничная русская народная одежда». | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
2-я неделя «Наши космонавты» | Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле. | Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма). Пословицы и поговорки о космонавтах. Конструирование космического корабля. | Интернет ресурсы | |
3-я неделя «Дело мастер а боится» | Познакомить детей с основными занятиями русских людей. | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
4-я неделя «Путешествие в деревню Дымково» | Закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи. | Использование иллюстраций дымковских игрушек. | ||
| «Мы этой памяти верны» | Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. | Исполнение детьми танцев, песен. | Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор социальных воспитательных практик в субъектах Российской Федерации.
Природоохранный социально-образовательный проект«Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия....
"Новые формы воспитательных практик. Мероприятия. Воспитать человека 2021/2022"
Описание формы воспитательной практики в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья....
воспитательная практика
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: детский сад, кино, интернет. Вс...
Описание воспитательной практики Рождественская сказка «Елочка» в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Цель:- Приобщение дошкольников к народным традициям России. - Закрепить знания о празднике Рождество Христово.- Познакомить с историей возникновения традиц...
Описание воспитательной практики «Рождественский Ангел»
Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы....
Описание воспитательной практики «Рождественские колокольчики»
Рождество - прекрасный праздник, который ассоциируется у многих с временем волшебства и милых подарков. Сделанныесвоими руками подарки впитывают энергетику своего творца и такой подар...
Воспитательная практика "Сложи Узор"Б.П."Никитина"
quot;Сложи узор"...