воспитательная практика
материал (старшая группа)
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: детский сад, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.
В дошкольный период закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения. Старший дошкольный возраст является важным этапом в развитии нравственного облика ребенка, когда он входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. На этом этапе возраста формируются дружеские отношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Нравственное воспитание – это основа знакомства ребенка с культурой, с помощью которого обеспечивается овладение норм и правил взаимодействия с природой и окружающими людьми.
Русские народные сказки отражают исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности. Опора на эти образы помогает формировать лучшие аспекты личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает в жизни, в общении друг с другом. Сказка - неотъемлемая часть фольклора. По словам К.Д. Ушинского, «Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности отношений между людьми.
Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка…».
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений на материале русских народных сказок ".
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале народной сказки.
Объектом исследования является процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русских народных сказок в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание понятия «нравственные представления».
- Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
- Раскрыть возможности русских народных сказок в формировании нравственных представлений у детей
- Провести диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы
- Разработать на материале сказки комплекс занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений, и подтвердить его эффективность в опытно-поисковой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитательная практика | 151.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Петушок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением направлений (интеллектуального, физического, экологического) с.Сукпак муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва
Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений
на материале русских народных сказок
год реализации: 1 год
Воспитатель старшей группы:
Имбуу Аржаана Кан-ооловна
с.Сукпак-2022г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК…5
- Характеристика понятия «нравственные представления» 5
- Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 10
- Возможности русских народных сказок в формировании нравственных представлений у детей 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК 17
Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений на материале русских народных сказок 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: детский сад, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.
В дошкольный период закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения. Старший дошкольный возраст является важным этапом в развитии нравственного облика ребенка, когда он входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. На этом этапе возраста формируются дружеские отношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Нравственное воспитание – это основа знакомства ребенка с культурой, с помощью которого обеспечивается овладение норм и правил взаимодействия с природой и окружающими людьми.
Русские народные сказки отражают исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности. Опора на эти образы помогает формировать лучшие аспекты личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает в жизни, в общении друг с другом. Сказка - неотъемлемая часть фольклора. По словам К.Д. Ушинского, «Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности отношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка…».
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений на материале русских народных сказок ".
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале народной сказки.
Объектом исследования является процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русских народных сказок в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание понятия «нравственные представления».
- Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
- Раскрыть возможности русских народных сказок в формировании нравственных представлений у детей
- Провести диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы
- Разработать на материале сказки комплекс занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений, и подтвердить его эффективность в опытно-поисковой работе.
Методологическая основа.
В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г.Белинский, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А.Амонашвили, О.С.Богданова, Н.А.Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А.Матвеева, А.М. Прихожан, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В трудах Л.С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности. Важное значение для определения концептуальных основ исследуемой проблемы имеет теория о деятельности и общении как факторах социально- нравственного развития личности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы; диагностики уровня сформированности нравственных представлений, качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение.
База исследования: дети подготовительной группы МБДОУ детский сад "Петушок" с.Сукпак.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА МАТЕРИАЛЕ
РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
- Характеристика понятия «нравственные представления»
Нравственное воспитание - один из важнейших аспектов многогранного процесса становления личности, овладения нравственными ценностями индивидом, развитие нравственных качеств, способность сосредоточиться на идеале, жить в соответствии с принципами, нормами и правилами мораль, когда убеждения и представления о том, что правильно воплощено в реальных действиях и поведении.
Цель нравственного воспитания - формирование нравственной культуры личности. Нравственный опыт общества, овладеваемый индивидом, выраженный в уровне развития нравственных концепций, суждений, моральных чувств, ценностей, оценок, формирования ведущих нравственных качеств и культуры поведения, а также способность к нравственному выбору – это нравственная культура личности. Реализация нравственного воспитания предполагает знание содержания тех личных отношений, которые лежат в основе ее моральных качеств:
- отношение к родине, стране, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
- отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.);
- отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);
- отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);
- отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).
Понятие «нравственное воспитание» широко, которое пронизывает все аспекты жизнедеятельности людей. В связи с этим замечательный педагог современности В.А. Сухомлинский, разработал воспитательную систему о всестороннем развитии личности и вполне обосновано считал, что ее система образующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».
У А.С. Макаренко находим определение нравственности, которая характеризуется как результат умственного развития, выраженного в способности воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки. Также нравственность – это результат эмоционального развития, то есть способность к сопереживанию. В нравственность включены накопленный личный опыт, самостоятельные моральные поступки и последующая их самооценка.
Вопросы нравственности волновали представителей философской мысли в разных странах. Нравственность, согласно С.И. Ожегову, выражается в соблюдении этических норм, правил поведения. Аристотель называл нравственным человека, наделенного такими качествами, как справедливость, мужественность, благоразумность.
Можно сделать вывод, что основу нравственности составляют сформированные нравственные представления и усвоенные принципы нравственного поведения. Сформированность представлений о таких понятиях как совесть, сопереживание, добро и зло - является ядром нравственности.
Педагоги всегда обращали внимание на формирование нравственных представлений. В.А. Сухомлинский, ссылаясь на нравственное воспитание, имел в виду формирование у детей представлений о доброте, сочувственном отношении к другому человеку: «чем раньше начнется нравственное воспитание, тем сильнее будут нравственные убеждения, яснее будут усвоены представления о добре и зле, чести и бесчестье, справедливости и несправедливости».
По мнению ученых, формирование нравственных представлений связано со способностью человека к моральным суждениям. Ребенок на доморальном уровне удовлетворяет требования из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюдение морали определяется желанием принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения, получения признания и выгоды. Третий уровень нравственного развития является автономным: человек добровольно выбирает нравственное поведение, потому что он убежден, что человек должен жить в соответствии с принятыми им нормами, он своей свободной волей выбирает добро, справедливость, основываясь на своей совести.
Движение человека к высшей ступени развитие способности к моральному суждению определяется формированием познавательных структур, построений в области нравственных принципов, содержания морали, которое автор считает вечным для всех времен и обществ. Другими словами, в формировании нравственности акцент делается на формировании представлений о нормах морали и нравственности.
Формирование нравственных представлений как определенного процесса включает в свое содержание, прежде всего, сообщение воспитуемым определенной информации о правильном поведении. Ответственность за поведение разрабатывается на основе знания того, как человек должен действовать при определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется спонтанно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание дает этому процессу целенаправленную ориентацию, систематичность с помощью этического воспитания. Независимо от того, как его формы различны, принципиально важно, чтобы этот способ нравственного воспитания нуждался в развитии и совершенствовании, а его эффективность зависит, по крайней мере, от двух условий. Во-первых, этическое воспитание должно проводиться квалифицированно, умело и гибко, исходя из высокой культуры общения с теми, кому оно адресовано. Во-вторых, этическое воспитание становится действенным только в сочетании с другими средствами воспитательного воздействия: лекции, беседы на «моральные темы» эффективны, когда они сопровождаются одобрением надлежащего морального поведения и осуждением любых отклонений от принятых моральных норм, существующих в семье.
В.А. Сухомлинский считал, что «непоколебимая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем подростковом возрасте, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны для понимания ребенка только при условии яркой наглядности, явного морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
В.А. Сухомлинский сказал, что нужно учить «умению чувствовать человека»: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Если учат злу (очень редко, но иногда бывает и так), в результате будет зло. А если не учат ни добру, ни злу – это всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Важным средством формирования нравственных представлений является такая организация повседневной деятельности людей, которая ведёт к сознательно-эмоциональному восприятию нравственных норм, к переживанию событий, участниками которых они являются. Нравственная идея, которая коснулась человеческого сердца, уже не может оставить равнодушными к ней тех, кто обращается к ней.
Самым важным средством формирования нравственных представлений является использование нравственных идеалов, созданных в культуре на разных этапах исторического развития, т.е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек. Как правило, нравственные представления и идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. В то же время отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку его места в окружающей действительности, связей с другими людьми.
Формирование нравственных представлений ребенка связано с развитием его эмоциональной сферы. Нетрудно дать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение детьми моральных правил. Гораздо труднее выработать определенное отношение к моральной норме, стремление следовать добру и противостоять плохому.
Основу нравственного воспитания ребенка должны составлять нравственные представления, понятные и доступные его возрасту.
- доброта, доброжелательное отношение к окружающим;
- сочувствие, забота о близких;
- трудолюбие, уважение к труду старших;
- дружба, честность, правдивость
По нашему мнению, нравственные представления, которые мы определили, являются основными для ребенка, они понятны ему. Приобщая ребенка к ним, мы готовим его к жизни в обществе.
- Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Нравственные представления формируются на протяжении всей жизни, но наиболее важным для развития нравственных ценностей является возраст 5-6 лет, в котором формируются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
В процессе формирования нравственных представлений необходимо учитывать особенности возрастного развития детей. Каждый возрастной период развития дошкольника имеет свои особенности. Нравственное развитие тесно связано с различными психическими процессами.
В раннем возрасте происходит формирование нравственных представлений о явлениях социальной жизни, уважительном отношении к взрослым, о труде людей и его значении в воспитании коллективизма, патриотизме, правильном поведении в обществе сверстников (почему необходимо делиться игрушками, как заботиться о младших и договариваться друг с другом по разным вопросам).
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется стабильная структура мотивов; появляются новые социальные потребности. Ребенок учится определенной системе социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и действовать не так как хотел бы в данный момент, а потому что он "должен".
Для старших дошкольников характерен большой интерес к окружающей жизни, жажде ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно благодаря этим чувствам, родители и педагоги могут более успешно пробуждать в них желание «делать хорошо и не делать плохо».
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Другими словами, формируются все аспекты личности ребенка: интеллектуальные, нравственные, эмоциональные и волевые действенно–практические. В этот период вместо познавательного типа общения между ребенком и взрослым на первом плане выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном правильно понимает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих действий и индивидуальные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Её содержание - это состояние практических навыков и нравственных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В общем самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему овладеть новыми видами деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т.д.
В старшем дошкольном возрасте ребенок всё более и более смело бросает взгляд на открывшуюся перспективу знания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший ребёнок дошкольного возраста с таким же рвением пытается освоить, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не способен глубоко и правильно понять.
Уровень развития умственных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.д.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и понимать существующую и поступающую информацию о нашем мире и разбираться в нем.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно это очень благоприятно для формирования морального облика ребенка, особенности которого часто проявляются в течение всей последующей жизни.
Их отношения со сверстниками и взрослыми становятся более сложными и содержательными. У детей есть необходимый словарный запас для свободного общения, формируются все аспекты личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др.
Таким образом, зная о психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста, мы можем решать более сложные воспитательные задачи с точки зрения нравственного развития ребенка-дошкольника.
На развитие у ребенка нравственных представлений влияет одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Влияние бывает как положительным, так и отрицательным.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Дети часто смеются без причины. Никогда не надо прекращать детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах.
Литература играет важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей. Ребенок не удовлетворён неопределенной ситуацией, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети немедленно стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение.
Таким образом, процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста включает:
- формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
- ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
- превращение нравственных знаний и представлений в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
- формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
- формирование нравственных привычек на основе усвоенных норм и правил поведения.
В процессе формирования нравственных представлений у детей необходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Важной составляющей процесса формирования нравственных представлений является развитие у детей способности правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других.
Возможности русских народных сказок в формировании нравственных представлений у детей. Нравственное воспитание детей – основа основ. То, что педагог вложил в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть то, чего он достигнет в будущем, как он будет строить отношения с окружающим миром.
По мнению ученых и педагогов, основой формирования нравственных представлений является родная культура. Плодотворное обращение к народной педагогике. Детям необходимо знать образ жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Уникальными памятниками народной педагогики являются произведения устного народного творчества, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предшествующих поколений.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создать народную педагогику». «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Сегодня национальное обучение и воспитание возможно только при взаимодействии с народной педагогикой, поскольку в формировании личности ребенка она играет решающую роль, как совокупность накопленных и доказанных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, переданных от поколения к поколению.
Источники педагогической культуры - не только в процессе воспитания, но и во всем образе жизни людей. Народное воспитание - это богатый коллективный опыт народа, «педагогика общества».
Конечной целью народного воспитания и самовоспитания личности – является народный идеал совершенного человека. Способность к самосовершенствованию является самой высокой ценностью человеческой природы. Совершенствование индивида обусловлено наследственностью и культурой – материальной и духовной. Идея совершенства человеческой личности, ее идеала, который является образцом для подражания, занимает одно из главных мест среди сокровищ народной мудрости.
Народная педагогика – это наши истоки, это желание использовать жизнь с её трудовыми буднями, праздниками, природой, живым миром, песнями, сказками, былинами, легендами. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передаются из поколения в поколение основные, нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
В преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, его быт, нравственные обычаи, характер образного мышления. Фольклор является основным средством для воспитания молодого поколения в духе лучших народных традиций. Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки - важный воспитательный инструмент, выработанным на протяжении веков проверенным народом.
Материалом для народных сказок была жизнь народа: борьба за счастье, верования, обычаи – и окружающая природа. Большинство сказок отражает лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Народные сказки поглощали в себя самые высокие национальные ценности, ориентированные только на добро и счастье человека. Основная цель сказки – привить любовь к прекрасному в слове, выработать эстетические взгляды и вкусы, т.е. эстетическое воспитание. В сказке были и другие аспекты формирования личности, сказки - комплексное средство воздействия на личность ребенка.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость, к человеческому несчастью, горю, состраданию; что благодаря сказке ребенок изучает мир не только умом, но и сердцем; и что он не только познаёт, но и реагирует на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказках – образы, высшая поэзия, картины родной природы, тонкие нравственные движения души, вековые традиции, сберегающие народ - все находит в народной сказке поэтическую, высокохудожественную форму.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
сказка обладает колоссальными педагогическими возможностями в воспитании детей. Она учит детей добру, но делает это в ненавязчивой форме.
Народные сказки воплощают в образной форме эталоны нравственного поведения, помогая ребенку четко и предельно понятно различать добро и зло, учат быть добрым и великодушным.
Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит особая ценность сказочного вымысла. Через сказки ребёнок получает не только знания о мире, о взаимоотношении людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
- Диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад
"Петушок" с.Сукпак.
Списочный состав: 16 детей. В исследовании приняли участие 16 детей в возрасте 5-6 лет, наиболее часто посещающих детский сад. Социальная ситуация детей группы: 16 детей из благополучных (полных семей).
Опытно-поисковая работа включала в себя следующие этапы:
- Констатирующий (выявление уровня сформированности нравственных представлений);
- Формирующий (практическая деятельность по формированию нравственных представлений);
Каждый этап имел свои цель и задачи, которые являлись промежуточными на пути достижения основной цели работы.
Цель констатирующего этапа: выявление начального уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью констатирующего этапа, мы выделили следующие задачи:
- Определение основных критериев и показателей сформированности нравственных представлений.
- Подбор диагностических методик и заданий.
- Проведение диагностических заданий с детьми старшего дошкольного возраста.
- Обработка информации, полученной в ходе исследования.
На основе анализа трудов И.А. Каирова, О.С. Богдановой и А.С. Метелягина были выявлены следующие показатели, позволяющие оценить уровень сформированности нравственных представлений у детей, а именно:
- когнитивный (знание нравственных норм и эталонов, их полнота);
- ценностно-мотивационный (оценочные суждения, формулирующие отношение к поведению героев волшебных сказок; сочувствие героям волшебной сказки как двигатель к формированию нравственности и глубина переживаний как основа мотивации для нравственных действий);
- поведенческий (поступки в ситуации выбора, когда ребенок самостоятельно принимает решение и действует, придерживаясь известной ему нормы (или вопреки ей); степень устойчивости нравственного поведения в различных ситуациях и «круг» распространения нравственного поведения).
Уровень сформированности у детей нравственных представлений определяли суммарным баллом.
Выделили 3 уровня:
низкий – 1
средний – 2
высокий – 3
В соответствии с выделенными нами показателями были отобраны диагностические задания для выявления уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, задания приведены ниже.
По когнитивному показателю для диагностирования были предложены следующие задания.
Диагностическое задание №1. Разговор о дружбе.
Цель: выявить уровень знаний о содержании понятия дружбы у детей. Метод: беседа.
Были созданы вопросы для данного диагностического задания: 1.С кем из ребят в группе ты дружишь?
2.Почему ты дружишь именно с этими детьми? 3.Для чего нужны друзья?
4.С каким человеком ты не стал бы дружить? 5.Что такое дружба?
Для обработки результатов диагностики, были определены уровни сформированности понятия дружбы у детей:
Высокий уровень: дети перечисляют друзей, обосновывая свой выбор; дают развернутые ответы на вопросы; определяют те качества, которыми обладают их друзья; описывают нравственные качества человека, с которым не стали бы дружить; ценят дружбу и осознают ее важность, значимость в жизни; дают свое определение дружбе.
Средний уровень: дети отвечают на вопросы неполно, иногда затрудняются ответить; не могут объяснить своего выбора друзей; затрудняются дать определение дружбе;
Низкий уровень: дети не отвечают на большинство вопросов; не дают определение дружбе; не могут обосновать выбор друзей; не могут назвать нравственные качества друзей, отделить "плохих" от "хороших".
Диагностическое задание №2. Чтение и беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди», разработанная В.И. Петровой и Н.М. Трофимовой.
Цель: выявить уровень знаний о содержании понятий доброта, взаимопомощь, трудолюбие.
Метод: беседа.
Для проведения беседы после прочтения русской народной сказки "Гуси-лебеди", были разработаны следующие вопросы:
- Назови положительных и отрицательных героев сказки.
- Почему гуси-лебеди украли мальчика?
- Почему печка, яблоня и река сначала не стали помогать девочке?
- Как яблоня, река и печка помогли девочке на обратном пути?
- Какие хорошие и плохие поступки совершила девочка?
Так же были подготовлены портреты главной героини, совершающей тот или иной поступок. Под портретами положены два подноса. На одном расположены леденцы (главная героиня отказывается помогать печке), а на втором положены красные звездочки (главная героиня поедает пирожки). Выберите сами себе подарок, но у того поступка, который вам больше понравился, который вам больше "приятен".
Для обработки результатов диагностики, были определены уровни сформированности понятий о доброте и взаимопомощи.
Высокий уровень: дети активно отвечают на вопросы; различают положительных и отрицательных героев сказки, а также положительные и отрицательные поступки; определяют мотивацию поступков героев; подробно объясняют их действия.
Средний уровень: дети отвечают на вопросы, различая положительных и отрицательных героев сказки; разграничивают плохие и хорошие поступки; частично объясняют мотивацию поступков героев, не могут подробно и развернуто объяснить их действия.
Низкий уровень: дети стараются отвечать на большинство вопросов; могут различать положительных и отрицательных героев, не отличают плохие поступки и действия героев от хороших, не могут объяснить мотивацию их действий.
По ценностно-мотивационному показателю детям были предложены следующие задания.
Диагностическое задание №1. «Сюжетные картинки» (диагностическая методика И.Б. Дермановой).
Цель: определить эмоциональное отношение к нравственным нормам. Оборудование: сюжетные иллюстрации.
Методика проведения: данное тестирование проводилось индивидуально, показания фиксировались. Ученикам была дана следующая инструкция: «разложи картинки на две группы так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывая, объясняй, в какой стороне должна лежать каждая картинка и почему».
Ребенок должен дать нравственную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Критерии оценивания:
- правильная нравственная оценка;
- аргументация позиции;
- адекватная эмоциональная реакция.
За наличие каждого критерия начислялся 1 балл, соответственно конечный балл по заданию соответствовал набранным баллам по выделенным критериям.
Диагностическая методика №2. Игра «Цветик-семицветик», разработанная Л.В. Ладыгиной.
Цель: выявить уровень сформированности нравственных мотивов. Метод: игра.
В ходе игры ребенку дается цветок с отрывными разноцветными лепестками и предлагается, сорвав лепесток, задумать и озвучить одно желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка - он получает жёлтую фишку, если желание имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры фишки и подсчитав их количество, можно определить наличие нравственных мотивов, их преобладание над другими мотивами.
Для обработки результатов диагностики были определены уровни сформированности нравственных мотивов:
Высокий уровень: дети активно включаются в игру, загадывают разнообразные желания; несколько желаний (3 и более) общественно значимы, важны для семьи, группы, друзей…
Средний уровень: дети активно загадывают и озвучивают желания; преобладают желания личного характера "для себя", 2 и менее желаний общественно значимы.
Низкий уровень: дети загадывают желания, имеющие личную значимость - о материальных благах, игрушках, сладостях и развлечениях для себя, общественно значимые желания отсутствуют.
По деятельностному показателю была выбрана методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Незаконченный рассказ».
Цель: изучение стремления и готовности детей к нравственному поведению, определения круга распространения нравственного поведения и степень его устойчивости.
Методика проведения: в беседе детям предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй. Инструкция: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди истории. Все ответы ребенка фиксируются в протоколе.
Примечание: ситуации были отобраны так, чтобы оценить круг распространения нравственного поведения, т.е. герои ситуации родные, друзья, чужие.
Обработка результатов:
- балл – ребенок в основном принимает решения вопреки нравственной норме; показывает неготовность к постоянному и устойчивому нравственному поведению; круг распространения нравственного поведения – только близкие родственники.
- балла – ребенок в основном принимает решения соответственно нравственной норме, но встречаются ответы и вопреки нормам; неустойчивая готовность к нравственному поведению; круг распространения нравственного поведения – родственники и друзья.
- балла – ребенок принимает решения соответственно нравственной норме; показывает готовность к постоянному и устойчивому нравственному поведению; круг распространения нравственного поведения – все живые существа.
Анализ проведения диагностики
Выполнение диагностических заданий по когнитивному показателю.
В ходе бесед дети проявляли различную активность. Пятеро детей проявили наибольшую активность из всех детей, старательно отвечали на вопросы, ответы были конкретные и чёткие.
Примеры ответов детей с высоким уровнем:
Ангелина:
- Я дружу с Алисой, Мирославом, Ангелиной. Они мои лучшие друзья.
- С ними я дружу, потому что они всегда мне помогают, не дерутся, с ними весело и интересно. Мы всегда придумываем что-то интересное.
- С друзьями весело, и если у тебя случится беда, они всегда помогут. Всем нужны друзья.
- Мне не нравится, когда кто-то обманывает и обзывается, дерётся. Наверное, с таким я не стал бы дружить.
- Дружба – это хорошо. Дружба, это когда мы всё делаем вместе. Это когда дружные друзья. Без друзей будет скучно.
Самуэль:
- В группе я дружу с Сайын-Белеком, Тариной. А ещё у меня есть друзья во дворе.
- Я дружу с ними давно. Мне с ними весело. Мы вместе играем, делимся друг с другом игрушками и конфетами. Они хорошо себя ведут на занятиях, всегда слушаются воспитателей.
- Друзья нужны, чтобы вместе играть, помогать и поддерживать друг друга.
- Я не дружу с Сашей, потому что он дерётся и обзывается, а ещё он не делится игрушками.
- Дружба это когда мы делаем что-то вместе, играем или гуляем, рассказываем секреты. Я всегда помогаю своим друзьям.
Четверо детей были менее активны, не редко прежде чем ответить долго размышляли над ответом, иногда молчали.
Пример ответов со средним уровнем:
Тумэр:
- Я дружу со всеми.
- Потому что с ними весело.
- С друзьями можно играть и веселиться. Друзья помогают.
- С плохим.
- Дружба это когда ты помогаешь, играешь вместе
Пятый вопрос вызвал у Найдана затруднения. Он долго думала, с помощью наводящих вопросов он смог ответить на вопрос.
У четверых не получилось дать определение и объяснить, зачем им друзья нужны. Объясняя дружбу только лишь как интерес в совместной игре и время провождении.
Пример ответов с низким уровнем:
Илья:
- Мансур, Ай-Херел, Саин.
- Мы вместе играем.
- Не знаю.
- Плохим.
- Вопрос «Что такое дружба?» вызвал сложности, ребёнок не смог самостоятельно ответить на этот вопрос.
Своих друзей из группы с радостью называли все, но некоторые не смогли разъяснить, почему кто-то считается их другом. Однако пятеро с этим вопросом справились. Свой выбор друзей дети разъяснили схожими интересами игровыми, а так же их положительными моральными качествами: помощью друг другу, щедростью и хорошим поведением на прогулке и на занятиях.
«С каким человеком ты не будешь дружить?» на этот вопрос большинство детей ответили банально: "с плохим и злым". Но несколько выделили такие качества как жадина, врун, драчун.
Последний вопрос о понятие дружба, взаимопомощь, трудолюбие большинство детей не смогло ясно и чётко сформулировать свой ответ.
Среди детских ответов, в итоге, мало ясности и конкретики, некоторые ребята не справляются с заданием назвать нравственные качества, принадлежащие друзьям. У многих ребят результаты данного задания не высок.
Во время беседы по сказке дети проявляли разную активность, но все хорошо запомнили персонажей сказки и сюжет. Большинство воспитанников давали ответы на вопросы охотно, развернуто. Многие дети смогли поделить героев на отрицательных и положительных, а также их поступки.
Пятеро правильно ответили на вопрос о том, почему мальчик попал в такую ситуацию, почему гуси-лебеди унесли его к Бабе Яге. Дети правильно заметили, как девочка безответственно поступила, она заигралась, загулялась и забыла про брата, по этой причине беда и произошла. А некоторые не увидели причину событий.
Большинство детей заметили, так как девочка была грубая, невежливая и отказалась помочь яблоньке, печке и речке, то они тоже отказались ей помогать. Однако девочка "исправилась" на обратном пути, помогла реке, яблоне и печи, они тоже помогли ей и спрятали братца.
Шестеро с последним вопросом не справились. Разграничить и выбрать поступки девочки, описать ее хорошие дела, доброту, отзывчивость, желание помочь брату в беде они не смогли.
Пятеро детей сразу же подошли к звёздочкам. Пять детей сразу подошли к конфетам. Шестеро детей посовещавшись, нерешительно подошли к звездочкам.
Таким образом уровень сформированности нравственных представлений по когнитивному показателю: высокий – 31,25%, средний – 43,75%, низкий – 25%.
Рис. 1. «Уровень сформированности нравственных представлений по когнитивному уровню»
Выполнение диагностических заданий по ценностно-мотивационному показателю.
Игра "Цветик-семицветик" произвела оживление и огромный интерес у ребят. Они быстро включились в игру, прослушав правила. Детям был розданы цветочки с семью лепестками.
Большинство желаний были для удовлетворения потребностей личного характера. Таких как, получение игрушек, сладостей, поездки в путешествие и на отдых, посещение развлекательных мест (кино, парк, аквапарк, зоопарк, цирк). Ребята загадывали и желания, которым не суждено сбыться, фантастического характера: уметь летать, быть невидимым, суперсила, быть как Человек-Паук, Халк, Бэтмен. Так же были желания, чтобы их никогда не ругали. Однако среди всех желаний были и социального характера желания. Выгодны они не только для детей, а ещё и для родителей, друзей, животных и всех окружающих. Чтобы в семье появилась сестрёнка, здоровья бабуле, замечательный подарок маме, новых интересных игрушек и игр в группу, чтобы у каждого был друг, чтобы люди не ругались, чтобы у каждого животного был дом.
Во время диагностики «Сюжетные картинки» дети положительно отреагировали, услышав задание. Каждый ребенок старательно раскладывал картинки по стопкам. Но лишь не многим удалось правильно разложить картинки по стопкам и аргументировать свой выбор: Савелий, рассматривая рисунок с изображением мальчиков, ругающихся из-за игрушки, уверенно кладет его к рисункам с изображениями негативных поступков: «Это плохой поступок, они злые, не умеют делиться и уступать другу. Так нельзя поступать». Рассмотрев другой рисунок, без сомнения кладет его к рисункам с изображениями положительных поступков, объясняя своё решение: «А этот
- хороший, он открыл девочке дверь. Это добрый мальчик. Я всегда помогаю девочкам».
Лишь троё детей правильно разложили картинки по стопкам и самостоятельно аргументировали своё решение, давая адекватную эмоциональную реакцию, на положительные рисунки улыбаясь, а на отрицательные хмурясь.
Восемь детей смогли разложить картинки правильно по стопкам, но не смогли самостоятельно аргументировать свой выбор. При помощи наводящих вопросов от педагога дети объясняли своё решение.
Пятеро детей разложили правильно картинки, но не захотели объяснять своё решение. Варя, смотря на рисунки с изображениями ситуаций щедрости и жадности, правильно распределяет их в стопки, но не аргументирует выбор. На уточнение воспитателя девочка пожимает плечами и не может сказать ничего конкретного. Самуэль разложил картинки правильно тоже, но на вопросы «Почему он так решил?» отвечал «Не знаю» или отворачивался.
Таким образом, анализ диагностических заданий по ценностно- мотивационному показателю показал следующие результаты: высокий уровень - 18,75%, средний - 50%, низкий – 31,25%.
Рис. 2. «Уровень сформированности нравственных представлений по ценностно-мотивационному показателю»
Выполнение диагностических заданий по деятельностному показателю.
Детям были предложены истории:
История 1. Дети строили город. Игорь не строил, а смотрел, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Игоря помочь вам». Тогда Игорь ответил…
Что ответил Игорь? Почему? Как он поступил? Почему?
История 2. Любе на праздник папа подарил очень красивую куклу. Люба начала играть с ней. Тут подошла ее младшая сестрёнка Нина и сказала: «Я тоже хочу играть с этой куклой». Тогда Люба ответила…
Что ответила Люба? Почему? Как она поступила? Почему?
История 3. Ира и Коля рисовали. Ира рисовала желтым карандашом, а Коля синим. Но тут, Ирин карандаш сломался. «Коля, - сказала Люба, - а можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?». Коля ответил…
Что ответил Коля? Почему? Как он поступил? Почему?
Дошкольники с низким уровнем представления о нравственных качествах личности частично продолжали и иногда могли закончить рассказ, предложенный экспериментатором. С точки зрения оценки нравственных норм и ценностей, нравственных качеств личности, моделей нравственного поведения в обществе, могли оценить поведение детей, описанное в рассказах как правильное или неправильное, но не могли объяснить, почему они так думают.
Дошкольники со средним уровнем могли продолжить и закончить рассказ, предложенный экспериментатором. С точки зрения оценки нравственных норм и ценностей, нравственных качеств личности, моделей нравственного поведения в обществе, могли оценить поведение детей, описанное в рассказах как правильное или неправильное, но не могли мотивировать свою оценку.
Дошкольники с высоким уровнем могли с легкостью закончить рассказ, предложенный экспериментатором, с точки зрения оценки нравственных норм и ценностей, нравственных качеств личности, моделей нравственного поведения в обществе, могли оценить поведение детей, описанное в рассказах как правильное или неправильное, плохое или хорошее, а также могли мотивировать свою оценку, подробно объясняли почему так думают и почему поступили бы так или иначе, включались в обсуждение рассказов.
Несколько ответов детей приведены ниже в таблице 1.
Таблица 1
Ответы детей диагностики по деятельностному показателю
«Незаконченный рассказ»
Истории | ||||||
Заданные вопросы | №1 | №2 | №3 | |||
Савелий | ||||||
Что …? | ответила | Хорошо, мне не сложно, я помогу. | Возьми, но только не сломай. | Пожалуйста. Конечно, бери мне не жалко | ||
Почему? | Потому что надо помогать другим. | Она маленькая, ей тоже хочется поиграть. | Люба вежливой. | была | ||
Как поступила…? | Правильно | Правильно | Правильно | |||
Почему? | Так поступают добрые люди, если ты помог, тебе тоже помогут | Младших любить помогать им. | надо и | Мальчики должны уступать девочкам |
Продолжение таблицы 1
Маша | |||||
Что …? | ответила | Давайте вместе. | Не дам. | Держи. | |
Почему? | Оля поможет ребятам, а потом ребята помогут Оле. | Не знаю. | Люба хорошо попросила. | ||
Как поступила…? | Хорошо. | Не правильно | Хорошо | ||
Почему? | Помогать другим это хорошо. | Я бы поделилась с младшей сестрой, потому что младшим надо уступать. | Потому что так правильно. | ||
Саша | |||||
Что …? | ответила | нет | возьми, но сломай | не | я докрашу и дам |
Почему? | Оля не играла | у меня есть сестра, я всегда с ней делюсь | у Саши рисунок не докрашен, сначала он раскрасить, он первый взял карандаш | ||
Как поступила…? | не знаю | хорошо | хорошо | ||
Почему? | не знаю | всегда нужно делиться. | не знаю |
Из всего сказанного делаем вывод, высоким уровнем сформированности нравственных представлений по деятельностному показателю обладают высоким – 31,25%, средним – 37,50%, низким – 31,25 %.
Рис. 3. «Уровень сформированности нравственных представлений по деятельностному показателю»
В процессе работы с детьми по вышеуказанным методикам, мы выявили:
Четыре ребенка из шестнадцати - 25% находятся на высоком уровне сформированности нравственных представлений. Средний уровень у семерых детей- 43,75%. Низкий уровень имеют пять детей – 31,25%.
Рис. 4. «Уровень сформированности нравственных представлений»
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что с детьми необходимо проводить целенаправленную работу по формированию, развитию и закреплению нравственных представлений. Необходимо проводить работу по разъяснению дошкольниками значения пословиц, по определению у сказочных героев положительных и отрицательных черт, учить оценивать поступки героев народных сказок. Для этого целесообразно внести в практику чтение и анализ народных сказок, давать детям возможность подбирать пословицы для определения характеристики героя, давать оценку героям.
- Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений на материале русских народных сказок
На основе полученных результатов констатирующего этапа опытно- поисковой работы были поставлены следующие задачи:
- Разработать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русских народных сказок.
- Провести разработанный комплекс занятий, определить его эффективность в формировании нравственных представлений у детей.
Используются разнообразные приемы, чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки:
- показ кукольного театра;
- рисование отдельных элементов сказок.
- драматизация сказки
Лучшему усвоению содержания сказки способствуют приемы: демонстрация изображений, где показаны сказочные герои с явно отображенными моральными качествами; зарисовки словесные .
Ребятам было предложено представить, что они являются художниками и должны рассказать, какие рисунки они изобразили бы к данной сказке и почему. Предлагалось песенку из сказки пропеть, прослушать сказку в грамзаписи, а так же проговорить фразу. Дети понимают и переживают содержание произведения, дают правильную оценку его героям, в процессе слушания его. Появляются яркие, конкретные образы: они представляют в своем воображении, как надо действовать в той или иной ситуации.
Огромный интерес у детей вызывает работа у зеркала, такие задания детям очень нравятся. Например, предлагалось показать «сердитого дедушку», «расстроенного заюшку»; игры: «Что хорошо, что плохо», «Кто говорит». В процессе работы над формированием нравственных представлений средствами сказок детям предлагалось придумать свою концовку сказки.
Наиболее распространенный способ ознакомления со сказкой является чтение, т.е. буквальная передача текста. Обязательное условие для рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Способы нравственного воспитания детей дошкольного возраста применяются взаимосвязано, в комплексе, а не изолированно друг от друга [43].
Этапы работы со сказкой:
Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Наиболее эффективным путем использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков.
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
В процессе слушания сказки, дети понимают и переживают его
содержание, дают правильную оценку его героям. У них возникают ясные, конкретные образы: в своем воображении они представляют себе, как надо действовать в данной ситуации. Дети подробно описывают, как падчерица из сказки «Морозко» отвечает на просьбы старших, с уважением и почтением, как она усердно работает, дают ей точную характеристику, называя доброй, отзывчивой, трудолюбивой, уважающей старших.
С помощью разработанного перспективно-тематического плана занятий по развитию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на материале русских народных сказок у дошкольников развивается умение вежливо общаться друг с другом и окружающими их людьми. Дети начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки.
К концу проекта у детей были сформированы навыки культурного поведения и общения; уважительного отношения к окружающим взрослым и детям. Повысилась самооценка; снизилась агрессивность.
После проведённого комплекса занятий у детей произошли значительные изменения в уровне сформированности нравственных представлений. Было замечено обогащение содержания дружеских взаимоотношений, изменения их мотивов.
Использование русской народной сказки оказало большое влияние на нравственную сторону личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость - все это на наш взгляд будет способствовать более радостному проживанию ребенком периода детства и успешной подготовки его к будущей жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале нами были поставлены пять задач:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовано содержание понятия «нравственные представления».
Вопросы нравственности волновали представителей философской мысли в разных странах. Аристотель называл нравственным человека, наделенного такими качествами, как справедливость, мужественность, благоразумность. Нравственность, как указывает Э.В. Ильенков, выражается в реальном способе отношений людей друг к другу и самому себе, проявляясь в осознанном следовании принципам нравственности и нравственном поведении.
Можно сделать вывод, что основу нравственности составляют сформированные нравственные представления и усвоенные принципы нравственного поведения. Сформированность представлений о таких понятиях как совесть, сопереживание, добро и зло - является ядром нравственности.
- Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажде ее познания. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно влияя на эти чувства, родители и воспитатели могут успешнее вызвать у них желание «поступать хорошо и не делать плохо».
В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. В этом возрасте формируется интерес к традициям
- Раскрыты возможности русских народных сказок в формировании нравственных представлений у детей:
Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Она учит детей добру, но делает это в ненавязчивой форме.
Народные сказки впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро и счастье человека. Главное назначение сказки – привить любовь к прекрасному в слове, выработать эстетические взгляды и вкусы, т.е. эстетическое воспитание. Сказка осуществляла и другие стороны формирования личности, сказки - комплексное средство воздействия на личность ребенка.
Народные сказки воплощают в образной форме эталоны нравственного поведения, помогая ребенку четко и предельно понятно различать добро и зло, учат быть добрым и великодушным.
Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит особая ценность сказочного вымысла. Через сказки ребёнок получает не только знания о мире, о взаимоотношении людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.
- Проведено диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы. По когнитивному показателю для диагностирования были предложены: беседа о дружбе; чтение и беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди», разработанная В. И. Петровой и Н.М. Трофимовой. По ценностно-мотивационному показателю детям были предложены следующие задания: «Сюжетные картинки» (диагностическая методика И.Б. Дермановой); игра «Цветик-семицветик», разработанная Л.В. Ладыгиной. По деятельностному показателю была выбрана методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Незаконченный рассказ».
В результате проведенной работы с детьми по вышеуказанным методикам, мы выявили следующие результаты: четыре ребенка из шестнадцати - 25% находятся на высоком уровне сформированности нравственных представлений. Средний уровень у семерых детей – 43,75%. Низкий уровень имеют пять детей – 31,25%.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что с детьми необходимо проводить целенаправленную работу по формированию, развитию и закреплению нравственных представлений. Необходимо проводить работу по разъяснению дошкольниками значения пословиц, по определению у сказочных героев положительных и отрицательных черт, учить оценивать поступки героев народных сказок.
Темы занятий: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»; «Заюшкина избушка»; «Хозяйкины помощники»; «Сказочная путаница»; «Чудесный сундучок»; «Как у нашего кота»; «Котик, котик, поиграй»; «Колобок»; «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»; «Морозко»; ««Сундучок Деда Мороза»». Использовались такие методы и приёмы как беседа, пересказ, разыгрывание и драматизация сказки, кукольный театр, разучивание потешек, дидактические и подвижные игры, художественная деятельность,
Таким образом, под влиянием созданных педагогических условий, у детей были сформированы навыки культурного поведения и общения; уважительного отношения к окружающим взрослым и детям. Повысилась самооценка; снизилась агрессивность. После проведённого комплекса занятий у детей произошли значительные изменения в уровне сформированности нравственных представлений. Было замечено обогащение содержания дружеских взаимоотношений, изменения их мотивов.
Цель нашего исследования была достигнута, задачи, выполнены. Педагогические исследования по этой теме подтверждают гипотезу: процесс формирования нравственных представлений должен носить комплексный характер, присутствовать во всех видах деятельности дошкольника, осуществляться на специально организованных занятиях. Наличие таких занятий является эффективным условием формирования правильных нравственных представлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Азбука нравственного воспитания [Текст] : пособие для учите- ля / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М. : Просвещение, 1979. – 318 с.
- Александрова, О. Разыгрываем сказку [Текст] / О. Александро- ва // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. – С. 44-51.
- Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 80-89.
- Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С Выготский,. – М. : Апрель-Пресс ; Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
- Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] : психодиагностич. метод. / И.Б. Дерманова – М. : Речь, 2002. – 90-91 с.
- Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры [Текст] / С. Ю. Дивногор- цева. – М. : Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-т, 2007. – 239 с.
- Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1986. – 416 с.
- Измайлов, А. Э. Народная педагогика [Текст] : пед. воззрения народов Ср. Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
- Ильин, И. А. Духовный смысл сказки [Текст] / И. А. Ильин // Литература в школе. – 1992. – № 1. – С. 3-10.
- Каменец, А. В. «Сказка – ложь, да в ней намек…» [Текст] : социал.-пед. анализ рус. сказоч. фольклора / А. В. Каменец. – М. : Квант Медиа, 2016. – 286 с.
- Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего города [Текст] : метод. пособие / Л. В. Кокуева. – М. : Аркти, 2005. – 144 с.
- Колпакова, Н. П. Сокровище народа. Русское народное поэти- ческое творчество [Текст] / Н. П. Колпакова. – М. : Дет. лит., 1957. – 270 с.
- Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок [Текст] : метод. пособие / Л. Д. Короткова. – М. : ЦГЛ, 2006. – 127 с.
18. Куриленко, Г. М. Воспитание нравственности [Текст] : задания и упражнения / Г. М. Куриленко. – Минск : Нар. асвета, 1983. – 144 с.
- Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме [Текст] : метод. Пособие / Л.В. Ладыгина – М. : ГНОМ и Д, 2006 – 73 с.
- Латышина, Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа [Текст] / Д. И. Латышина – М.: Школ. пресса, 2004. – 128 с.
- Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Н. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 415 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Мир и Образование, 2014. – 1376 с.
- Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
- От рождения до школы [Текст] : инновационная программа ДО под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. : М. : Мозаика-Синтез, 2021. – 361 с.
- Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школ. пресса‖, 2001. – 128 с.
- Сидорова, Л. А. Народные сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Сидорова, О. Г. Максимова ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор социальных воспитательных практик в субъектах Российской Федерации.
Природоохранный социально-образовательный проект«Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия....
"Новые формы воспитательных практик. Мероприятия. Воспитать человека 2021/2022"
Описание формы воспитательной практики в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья....
Описание воспитательной практики Рождественская сказка «Елочка» в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Цель:- Приобщение дошкольников к народным традициям России. - Закрепить знания о празднике Рождество Христово.- Познакомить с историей возникновения традиц...
Описание воспитательной практики «Рождественский Ангел»
Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы....
Описание воспитательной практики «Рождественские колокольчики»
Рождество - прекрасный праздник, который ассоциируется у многих с временем волшебства и милых подарков. Сделанныесвоими руками подарки впитывают энергетику своего творца и такой подар...
Воспитательная практика "Сложи Узор"Б.П."Никитина"
quot;Сложи узор"...
Новые формы воспитательных практик
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Она составлена авторским коллективом психологов Смирново...