Проект "Волшебный мир электричества"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

топанова лариса евгеньевна

Проект "Волшебный мир электричества" может использоваться воспитателями ДОУ для работы с детьми 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_elektrichestva.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Дружба»

                      «Волшебный мир электричества»

познавательно-исследовательский проект

Направление проекта:

Научно - техническое творчество

Автор проекта:

Топанова Лариса Евгеньевна

воспитатель

                                                Качканарский городской округ

Информационная карта проекта «Волшебный мир электричества»  

Автор проекта:

Топанова Лариса Евгеньевна, воспитатель

Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный 12.02.2024. – 16.02.2024.

Участники проекта: педагоги, дети комбинированной группы 5-7 лет, родители.

Актуальность исследовательского проекта  заключается в том, что
в современных условиях человек всё время сталкивается с электричеством
и электрическими приборами. Без электричества жизнь стала бы невозможной и человек должен знать, как безопасно использовать электричество. Так как родители в основном мало уделяют внимания обучению детей, наш проект поможет в интересной и увлекательной форме сформировать у дошкольников простейшие представления об электричестве, электрической цепи на основе конструктора «Знаток». 

        От современного образования в контексте ФГОС ДО требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение воспитанников умениям и навыкам исследовательского поиска. 

Цель проекта: Формирование у дошкольников простейших представлений  об электричестве, электрической цепи.

    Задачи проекта для детей: 

  1. Расширить представления детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, как оно попадает в каждый дом.
  2.  Познакомить с электрической лампочкой и ее устройством, с причиной появления статического электричества, с батарейкой – хранителем электричества посредством детского экспериментирования.
  3. Способствовать развитию интереса воспитанников к исследованиям
    и экспериментам.
  4. Учить с помощью электронного конструктора «Знаток»  понимать
    и читать электрическую схему,  уметь  соединять звенья цепи.

Задачи проекта для родителей: 

  1. Способствовать проявлению интереса к участию в совместных мероприятиях.
  2. Повышать педагогическую компетентность родителей, обогащать
    их воспитательный опыт, способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Ожидаемый результат: дети узнают, что такое электричество, где «живёт» статическое электричество. 

          Внедрение   электронного конструктора «Знаток» в образовательный процесс с детьми позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, формированию первоначальных технических навыков, развитию предпосылок инженерного мышления.

          Ребенок опытным путем поймет принципы работы электричества.    

Проблемная ситуация: Беседуя с детьми на темы об электричестве: откуда берётся свет, почему нагревается утюг, включается телевизор, почему работает холодильник и т.д., некоторые дети ответили, что это электричество, но что такое электричество и откуда оно берётся, они не могли сказать. Мы решили через наш проект расширить знания детей об электричестве, электрической цепи.
          Виды деятельности дошкольников: беседа, рассматривание, обсуждение, деятельность по экспериментированию, сборке электрической цепи.

Этапы проекта

  1. Подготовительный.

Подготовительная работа для педагога. 

– Анализ методической литературы, подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Электричество, экспериментирование для дошкольников»

– Разработка перспективного тематического плана работы с детьми
и родителями.

–  Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

– Оформление информационно-просветительского материала для родителей по теме «Волшебный мир электричества».

– Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов
в домашних условиях.

Подготовительная работа с детьми 

– Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: что такое электричество; что такое лаборатория, её назначение.

–  Проведение опытов с объектами неживой природы. 

Основной этап

Период

Совместная и самостоятельная деятельность воспитанников

Взаимодействие с родителями

12.02.2024.

ООД «Что такое электричество. Электроприборы»

Эксперимент «Волшебный шарик»

 –  установить причину возникновения статического электричества

Эксперимент «Волшебники» – установить причину возникновения статического электричества

Предложить родителям провести с детьми дома опыт с воздушным шариком и волосами

Провести опыт с расческой и кусочками бумаги

13.02.2024.

Эксперимент «Что такое молния?»

– познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии

Эксперимент «Почему горит фонарик?»

 – уточнить представления людей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки

Консультации для родителей: 

«Электричество – это опасно!», «Электричество и безопасность детей»

14.02.2024.

ООД «Использование альтернативной энергии»

Рисование «Разные фонарики»

Изготовление буклетов для родителей «Когда опасно электричество?»

15.02.2024.

Загадывание загадок об электроприборах

Знакомство с   электронным конструктором «Знаток»

– познакомить с элементами электронного конструктора «Знаток», сборка электрических цепей

Опытно-экспериментальная деятельность «Как услышать и увидеть электричество»

Оформление информационно-просветительского материала в виде папки – передвижки «Электронный конструктор «Знаток»

16.02.2024.

ООД «На помощь Дим Димычу» с использованием электронного конструктора «Знаток»

Рисование «Придумай и нарисуй электроприбор, которого ещё нет»

Презентация проекта «Электрическая цепь в электронном конструкторе «Знаток»

Мультфильм из серии «Фиксики» об электричестве

Фотоотчет «Первые шаги в электронику»

План проектной деятельности

Посмотрев с детьми развивающие фильмы об электричестве, прочитав детскую литературу по теме «Электричество», дошкольники узнали много интересного о природном электричестве (молнии), о том, как люди используют природу для выработки электричества (ветер, вода, солнце). Дети получили ответы на такие вопросы: «Где живет электричество?», «Почему электричество кусается?», «Как увидеть молнию?», «Почему наэлектризованные предметы могут двигаться?», «Почему лампочка светит?», «Что такое электрическая цепь?» и «Как звучит электричество?», «Сколько весит электричество?»

Первым этапом нашей работы с детьми было – знакомство
со статическим электричеством. Благодаря опытам «Волшебный шарик», «Волшебники», «Что такое молния», «Почему горит фонарик?» дети сделали вывод, что есть вид электричества, которое не протекает по проводам. Его называют статическим, то есть «неподвижным».

Следующим этапом было знакомство детей с электронным конструктором «Знаток» Набор С (34 схемы).  Прежде, чем начать работу
с конструктором, мы с детьми изучили инструкцию, в которой представлены названия всех составляющих конструктора. Конструктор “Знаток” состоит из следующих элементов: монтажная плата, провода (пластины), кнопка – выключатель, красный светодиод, ламповый патрон, батарейный отсек, динамик, электродвигатель, усилитель мощности, радиоприемник FM, пропеллер, лампа 2,5 V.

       Изучив информацию на схемах – инструкциях конструктора «Знаток», дети увидели, что электрическая цепь состоит из трех частей:

– источник энергии (батарейки)

– соединительные цепи (проводники, провода, выключатели) 

– потребители электрической энергии (лампочки, радиоприемник, вентилятор). Выяснили, что электрический ток может протекать только по замкнутой цепи. 

Рассматривая электрические цепи, воспитанники смогли собрать следующие схемы:    

     – Фонарик с лампочкой.  Необходимые элементы: монтажная плата, соединительный провод, выключатель, светодиод, батарейный отсек.

Воспитанники убедились в том, что электрическая цепь – это обязательно замкнутый путь, по которому течет ток. Размыкая выключатель, лампочка гаснет, то же самое произойдет, если отсоединить какой-либо элемент от схемы. Это говорит о том, что ток не протекает. Когда все элементы находятся на своих местах и выключатель замкнут – лампочка загорается, а значит, ток протекает по цепи.

      – Вентилятор, управляемый кнопкой. Необходимые элементы: монтажная плата, пропеллер, электродвигатель с насадкой для пропеллера, выключатель, кнопка, провода, батарейный отсек. Дошкольники познакомились с элементами и схемой сборки простых вентиляторов, которые можно увидеть в магазине.

       – Односторонняя проводимость светодиода. Необходимые элементы: батарейный отсек, провода, светодиод, выключатель. Дошкольники сделали вывод, что светодиод обладает односторонней проводимостью. Он позволяет течь току только от положительного полюса к отрицательному. Поэтому важно соблюдать полярность при подключении светодиода.

       – Проводниковый зонд. Необходимые элементы: монтажная плата, батарейный отсек, провода, ламповый патрон, красный светодиод. С помощью проводникового зонда дошкольники выяснили, какие используемые в повседневной жизни предметы являются проводниками, а какие нет. 

– Простейший телеграфный тренажер.  Необходимые элементы: монтажная плата, провода, красный светодиод, кнопка, батарейный отсек. Благодаря телеграфному тренажеру у дошкольников появилась возможность упражняться в передаче телеграмм при помощи Азбуки Морзе.

– FM – Радиоприемник. Необходимые элементы: монтажная плата, батарейные отсеки, провода, усилитель мощности, динамик, выключатель, радиоприемник FM-диапазона. Дошкольникам удалось настроить приемник и перенастроить на разные радиостанции в диапазоне 88-108 МНz.

– Радиоприемник с индикатором уровня громкости. Необходимые элементы: монтажная плата, батарейные отсеки, провода, усилитель мощности, динамик, выключатель, радиоприемник FM-диапазона, светодиод. Дошкольники выяснили, что при настройке на радиостанцию – светодиод загорается. Своим мерцанием показывает уровень громкости звука – чем громче звук, тем ярче свет.

В ходе реализации проекта:

  1. Воспитанники были увлечены различными видами деятельности по теме, развивали свои творческие способности.
  2. Усовершенствовали умения осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
  3. Расширили и активизировали словарный запас.
  4. Дети научились читать и собирать электрические цепи с использованием конструктора «Знаток». 
  5. Закрепили знания по безопасному использованию электрических приборов.
  6. Умеют работать в команде: работу обычно делают вдвоем.              

Проводимая работа объединила детей, родителей и педагогов.

Заключительный этап:

  • Презентация «Электрическая цепь в электронном конструкторе «Знаток»
  • Фотоотчет «Первые шаги в электронику»

Впервые обучение физике становится реально интересным. Вместо скучных    абстрактных рассказов ребенок может воочию увидеть, как работает тот или иной механизм, и даже собрать действующую модель того или иного электроприбора, что станет настоящим поводом для гордости. 

Конструктор «Знаток» открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Конструктор «Знаток» позволяет получить первые сведения о мире электричества и электроники. Простота в построении модели в сочетании
с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям
в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений, развивают элементарное конструкторское мышление, изучают принципы работы многих механизмов).

                                    

                                           Использованная литература

  1. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. М.: Скрипторий, 2013.
  2. Дыбина О.Б. Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов. М.: Сфера, 2010.
  3. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. М.: Учитель, 2011.
  4. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо — всюду. Ярославль: Академия развития, 1998.
  5. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Составитель Нищева Н.В. СПб.: Детство – Пресс, 2017.
  6. Тугушева Г. П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство – Пресс, 2008.
  7. Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. М.: Ювента, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебное электричество

обобщать знания детей об электричестве...

Конспект комплексного занятия по ОБЖ "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию для детей 6-7лет....

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк     ...