Конспект ООД "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Буюклы
муниципального образования городской округ "Смирныховский"
Сахалинской области
КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «Волшебница вода»
смешанная группа «Почемучки»
Выполнила: воспитатель
Князева Е.А.
Буюклы
Вид: Интегрированное занятие.
Цель: продолжать знакомить с водой и ее свойствами.
Задачи:
- Образовательная - Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
- Развивающая - Развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной, закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности);
- Воспитательная – Воспитывать инициативность, интерес к предмету
Предварительная работа - Беседы о воде, её роли в жизни человека, проведение занятий - экспериментирований с водой, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы, наблюдение за водой во время прогулок.
Интеграция образовательных областей – речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Материал и оборудование: прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, фильтровальная бумага, предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка, иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ..
Ход образовательной деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводный этап | Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Воспитатель: Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его. Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане? Дети: Вода. Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет. | Дети отвечают на поставленные вопросы, входят в проблему. |
Основной этап | Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она? Дети: Стеклянная. Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться? Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить. Воспитатель:Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку. Дети: Вода жидкая. Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую. Воспитатель:Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется. Воспитатель:А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ. Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? Дети: Форму баночки. Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? Дети: Вода приняла форму этих предметов. Воспитатель:Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?».Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?». Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?». Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома. ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ. Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? Дети: Когда её нагревают. Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает? Дети: Огонь, газ, электронагреватель. Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар. Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? Дети: Она кипит, булькает, бурлит. Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься? Дети: Да, она очень горячая. Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая. Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, В батареях. Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей. «ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА» Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? Высказывания детей. Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. ( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая». А паром можно обжечься? Дети: Да. Нужно быть осторожным. ОПЫТ «ОЧИСТКА ВОДЫ» Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус. Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? Дети: Её нужно очистить от масла. Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр.Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ. Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. ИДЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ. Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? Дети: Вода стала чистой. Воспитатель: Куда же делось масло? Дети: Все масло осталось на фильтре. Воспитатель:Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. 3 ЧАСТЬ. Воспитатель:Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?» ИГРА: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая). После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану. Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии. Дети: Вода это жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода может нагреваться, быть горячей. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.Воду можно очистить с помощью фильтра. | Дают ответы на поставленные вопросы, делают выводы. Ведут диалог с воспитателем. Выполняют физкультминутки Решают задачи на сложение и вычитание. Размышляют, выказывают предположения, отбирают способы проверки. Размышляют, выказывают предположения, отбирают способы проверки. |
Заключительный этап | Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем. Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить! Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. | Обсуждение с детьми результатов деятельности. подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"
Конспект занятия в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....
Конспект занятия " Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды."
Занятия с экспериментами....
Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»
Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...
Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."
Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......
Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»
Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...