"Экологический туризм - эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи" - опыт работы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Литвиненко Ольга Юрьевна

Хочу поделиться своим опытом работы с родителями, сформировать интерес к изучению окружающего мира с их детьми, разрешить проблемы с экологией через организацию туристических походов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_ekologicheskiy_turizm_litvinenko_o_yu_.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологический туризм - эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи».

Литвиненко Ольга Юрьевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 40

Я хочу поделиться своим опытом работы с родителями по развитию  интереса дошкольников к изучению окружающего мира, проблемам экологии,  привлечению  родителей в совместную проектную деятельность детей через организацию экологических туристических походов.

Расскажу о различных формах работы с родителями,   на примере реализации  долгосрочного проекта «Хлеб всему голова».

На первом этапе организации проекта с родителями было проведено родительское собрание на тему «Воспитание экологической культуры у дошкольников». Собрание было проведено в нетрадиционной форме, в виде  игры – соревнования между командами детей и родителей. В ходе игры родители проверили знания в области экологии, задумались об уровне своих знаний по этой теме.  В итоге собрания  решили активизировать совместную работу педагогов и родителей по экологическому воспитанию детей, пополнить свои знания в данном направлении,  запланировать и осуществить походы и экскурсии для наблюдения за природой в разное время года.

В ходе разработки проекта «Хлеб всему голова»  мною был подготовлен материал для бесед и консультации: «Мы рядом с природой»,  «Как заставить маленького человека-дошкольника уважать труд других людей?»   Они  проводились  индивидуально или по подгруппам, через группу в соц. сети телеграмм.  В своей работе столкнулась с тем, что все родители реагируют на взаимодействие по-разному: одним родителям достаточно было доступно изложить информацию, других нужно  сначала заинтересовать, а затем приобщать. Одни боялись открыться и задать вопрос, другие с легкостью шли на контакт.   Дифференцированная система взаимодействия, индивидуальный подход к каждому родителю позволили мне  получить положительный  результат.

Первый наш поход состоялся весной на поляну, где уже появилась сочная зелень. Рядом с поляной простиралось пшеничное поле. Дети определили, что растет на поле пшеница, вспомнили, что в нашем саду,  есть грядка с ростками такой же злаковой культуры. Дети рассмотрели растения лужайки и поля, сравнили их. Ребята заметили, что пшеничные всходы темно зеленого цвета, они одинакового размера, посажены в рядах, они уже начали куститься, появилось около 8 листочков. Обратили внимание, что на краю поля пшеничные всходы меньше, чем на всем поле, сделали выводы, что в этом месте не внесли удобрение и в утреннее время деревья, растущие рядом, дают тень, значит, солнце тоже помогает пшенице расти. Дети увидели, что на поле нет дорог, значит,  по нему не ездит транспорт и сделали  вывод, что люди берегут «Будущий хлеб».

Следующий поход был организован во время уборочной кампании. Всем родителям и детям пришло видеообращение от главы агрофирмы «АГАТ» с приглашением на уборку урожая. В выходной день родители, дети, воспитатели отправились уже на знакомое поле. Всех детей поразила красота золотистой нивы. Ребята сразу же определили, где растет пшеница, а где поспела рожь. Эти знания дети получили из личных наблюдений с родителями, виртуальных экскурсий в детском саду. Ребята заметили, что на одном поле колосья стояли ровные, они смотрели вверх на солнышко, а на другом поникли и прижались к земле. Дети были обеспокоены. Что могло произойти?  Кто- то решил, что это с неба упал метеорит, низко пролетел самолет, на поле сидела стая птиц. Но следов не оказалось.   Глава  агрофирмы Александр Владимирович объяснил детям, что это случилось после сильного ливня, показал обломившийся колосок и стебелек, дал детям возможность поучаствовать в эксперименте, и узнать, что легче колосок или соломинка. Дети сделали вывод, что под тяжестью колоска стебелек уже не может подняться, что ветер может сделать не только пользу, но и вред для урожая. Тем временем к нам подъехал комбайн. Дети с восторгом наблюдали, как он просто заглатывал колоски жаткой. Были видны любопытные взгляды детей. А куда исчезают колоски? Долгожданные минуты…  Комбайнер заглушил мотор и, приветствуя детей, пригласил рассмотреть мощную машину. Сергей Георгиевич объяснил детям, что колоски срезаются и обмолачиваются жаткой, попадают в бункер, когда он заполняется, подъезжает автомобиль и по шнеку зерно попадает в кузов машины. На вопрос: «Кто хочет стать комбайнером?» все громко согласились. Не испугались даже наши девчонки. Всем удалось побывать комбайнерами, стать участниками такого великого дела.  Во время наблюдения за выгрузкой зерна дети сделали выводы, что зерно, как вода на водопаде стекает в кузов. Эмоции  захлестнули и детей и взрослых, все стали аплодировать.  Родители заметили вдалеке  трактора. Один трактор собирал солому в тюки, а другие два дисковали убранное поле.  Наблюдая за трудом механизаторов,  дети увидели, их слаженную работу, их бережное отношение и любовь к земле. Некоторые воспитанники впервые увидели, откуда появляется солома, они  вспомнили, что на выставке народных умельцев во дворце культуры показывали красивые картины из соломы. На вопрос, а что можно еще сделать из соломы? Дети ответили, что соломинки похожи на пластиковые трубочки, они внутри пустые, через них можно пропускать воздух в воде, рисовать цветными мыльными пузырями, раздувать шарик.  Из соломы можно научиться делать куколок, поделки. Ребята взяли немного скошенной соломы в группу для экспериментальной и творческой деятельности.  А кому еще нужна солома? Конечно, животным на корм, на подстилку в холодное время года.

    Осенью был организован поход родителей с детьми на ферму. Хозяйка фермы познакомила гостей со своими коровами и их телятами. Каждому ребенку выдалась возможность покормить домашних питомцев соломой и сеном. Дети увидели, что животные с удовольствием едят угощения. Также заметили,  разницу между сеном и соломой, сравнили их запах. Хозяин фермы показал детям,  как зерна пшеницы перемалывают на мельнице и получают корм для животных. Дальше воспитанники с родителями подошли к тракторам и обрабатывающим устройствам. Там стояли диски, бороны, плуги, сеялки. Ребята взяли интервью у механизатора Александра Ивановича. Он  рассказал о работе каждого оборудования. Дети увидели в больших пакетах  удобрение, рассмотрели его и узнали, что эта селитра, ее вносят в землю, для подкормки урожая. Если удобрение внесут в почву во время, тогда урожай получится хорошим. Объемы поразили детей. Рома Ч. рассказал  нам о том,  как он дома с мамой использовал маленькие пакетики с удобрением для подкормки огурцов в теплице. Дети заметили натруженные руки пожилого Александра Ивановича. Он рассказал детям, что когда был  маленьким, его отец брал в поле на работу. Обрабатывали полеводы поля в то время с помощь лошадей. Тракторов было мало. Очень трудное было время, но люди старались, не ленились. Их работа была почетной. Каждый ценил то, что давала природа. Детям стало интересно, как это лошади могли делать такую тяжелую работу. Любопытство ребят побудило родителей вместе с детьми посмотреть презентации, видеофильмы, книги, энциклопедии, картинки о лошадях,  узнать о породах животных. В беседах с прабабушками и прадедушками узнали об использовании лошадей в хозяйстве. Было решено  посетить и  конно- спортивную школу, которая находится у нас в станице.

          Перед походом наметили маршрут. Оказавшись на месте, взрослые и дети были очарованы красотой и грацией животных. Лошади на тренировочной площадке показали свое мастерство, силу, выносливость.   Самые смелые ребята прокатились на лошадях верхом. Светлана Николаевна провела нас на конюшню, показала и рассказала, как живут их питомцы, кто ухаживает за ними. Ребята увидели, что лошади питаются зерном - овсом, в кормушках лежало сено, на полу постелена солома. На дворе стояла бричка, на которой потом дети покатались и сделали вывод, что лошади могут перевозить людей и грузы.

        Реализация проектов, совместные экскурсии в поле, парк, работа на огороде, игры - соревнования, домашние задания, развлечения, семинары – практикумы, круглые столы,  совместная с детьми творческая деятельность все эти, использованные мною формы работы с родителями по  развитию у дошкольников познавательного интереса, воспитанию экологической культуры очень эффективны.   Считаю, что проделанная работа была познавательной, интересной для детей и родителей. Родители повысили свою компетентность по вопросам познавательного развития своих детей, с удовольствием откликаются на предложения поучаствовать в мероприятиях ДОУ, группы. Самое главное, что проведенная работа смогла сблизить наш коллектив взрослых и детей, научить их любить природу, беречь и ценить труд сельского жителя: механизатора, хлебороба, животновода и т.п.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...

«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ».

Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Дети-инвалиды испытывают повышенную...

консультация "Деловая игра как эффективная форма взаимодействия дс и семьи"

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и св...

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...

Презентация опыта работы "Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие создания социальной ситуации развития детей"

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на социальный опыт, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих инст...

Опыт работы по теме «Экологическая газета в детском саду как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

Экологическое воспитание - одно из важных составляющих в воспитании человека, который является  частью природы и неразрывно с ней связанного. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только...

Эффективные формы взаимодействия с семьёй Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы).

Эффективные формы взаимодействия с семьёй Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы).Очень сложно найти подход к членам семьи ребенка, практически, это сделать невозможно, если воспит...