"Перелетные птицы" (старшая группа)
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)
Занятия про птиц помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе. Раскажут, насколько мир разнообразен и интересен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy_st.gr_.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОО «Познавательное развитие»
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
«Перелетные птицы»
Цель – Расширение представления детей о характерных признаках весны, знаний детей о перелетных птицах родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде;
- Продолжать учить детей различать голоса перелетных птиц.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес; развивать интеллектуально-познавательное мышление, память, зрительное и слуховое восприятие;
- Развивать способность замечать новое, необычное в привычных явлениях;
- Развивать связную речь детей с помощью мнемотаблицы, активизировать словарь, обогащать речь детей пословицами и поговорками о птицах;
- закрепить умение зарисовывать стихотворение с использованием мнемотаблицы.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, чувство ответственности, вызвать желание заботиться о них;
- Воспитывать умение слушать педагога, работать в коллективе сверстников.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на участке и за приметами наступающей весны в природе;
- беседа о птицах;
- слушание голосов птиц;
- рассматривание картин о весне (“Грачи прилетели”, В. Саврасов) и иллюстраций с изображением птиц.
- разучивание логоритмических, подвижных и пальчиковых игр;
- дидактические игры: «Кто лишний», «Найди птице гнездо», «Улетают – не улетают», «Один-много»;
- чтение художественной литературы;
- просмотр видео роликов;
- прослушивание аудио (голоса птиц)
Материалы и оборудование:
- демонстрационный материал «перелетные птицы»;
- модели «глаза», «ухо», «карандаш»;
- мольберт;
- магнитная доска;
- звуковая фонограмма явление природы, пение птиц;
- перышко птицы;
- коллаж «Птицы»;
- мнемотаблица «Грачи»;
- листы бумаги;
- простые карандаши
Методы и приемы:
- игровая
- коммуникативная
- восприятие художественной литературы
- двигательная
Ход занятия:
Дети входят в группу, встают полукругом.
- Ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим свои улыбки. Как хорошо, что сегодня мы собрались вместе. Я вижу настроение у вас замечательное.
- Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам тоже нужно.
Ритмическая игр-приветствие.
«Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки возьмемся,
И гостям мы улыбнемся»
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение. Послушайте его внимательно.
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
- Ребята, скажите пожалуйста про какое время года это стихотворение? (Про весну)
- После какого времени года наступает весна? (После зимы)
- Ребята, скажите, как называются весенние месяцы?
- Сейчас какой месяц наступил? Какой по счету апрель?
- Как вы узнали, что наступила весна? (Дети перечисляют приметы весны)
- Ребята, я сегодня по дороге в детский сад получила письмо, но не успела еще открыть и прочитать (воспитатель открывает конверт, достает перышко птицы). Что это такое? Кому оно принадлежит? (Перо птицы)
(Звучат голоса птиц)
-Послушайте, как красиво они поют. А вы знаете, что 1 апреля у всех птиц был «День рождения». Этот день называется «Международный день птиц». С давних времен люди с уважением и восхищением относились к птицам. Ведь птица может парить в небе, а люди всегда мечтали летать как птицы. Поэтому, сегодня наше занятие будет посвящено птицам.
- Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают с юга. Как они называются? (Перелетные)
- В какой стране мы живем? (В России) Раньше на Руси дети выходили на улицу, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.
Закличка:
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам,
Принесите нам
Весну красную, весну ясную!
Я вас приглашаю в путешествие, чтобы мы с вами лучше узнали наших пернатых друзей. (вместе с детьми под музыку подходим к мольберту с коллажом и моделью «глаза»).
-Здесь будет наша первая остановка. Присаживайтесь на стульчики, выпрямите свои спинки. Здесь вы видите картинку- модель «глаза», значит вам надо быть очень наблюдательными.
- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (Перелетные)
- Каких перелетных птиц вы знаете? (Дети называют).
- А почему они улетают так далеко? (Потому что нет насекомых для еды)
- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети называют)
- Эта картинка поможет нам справиться с заданием. Мы сейчас с вами будем внимательно рассматривать и рассказывать о птицах с помощью коллажа.
(Педагог, указывая на картинки спрашивает почему это относится к птицам)
- Ой, смотрите, ветер налетел и все картинки унес. Надо вернуть их обратно. (Дети по памяти воспроизводят коллаж, берут элемент коллажа и вешают на магнитную доску.)
Гимнастика для глаз.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Чтобы глазки зорче были, (Дети выполняют движения глазами
И в очках чтобы не ходить, в соответствии с текстом)
Эти нужные движения предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ножки.
Влево-вправо побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей, открываем поскорей.
А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов,
Закрывай глаза, открывай глаза.
И снова, к путешествию готов!
-Наше путешествие продолжается.
(дети под музыку переходят на следующую остановку. На мольберте вывешаны картинки птиц и модель «ухо».)
- А сейчас мы с вами оказались на лесной полянке. Берите пенечки и садитесь на них. Садитесь удобно, спинки прямые. Кого вы видите здесь? Как эти птицы красивы. Скажите, каких птиц вы узнали? (ласточка, кукушка, грач, скворец, соловей, журавль, аист, иволга). - Ребята, какую пользу приносят птицы? (Уничтожают насекомых – вредителей, радуют нас своим пением...)
- Правильно. Они очень на нужны, и поэтому существуют правила защиты птиц. Расскажите пожалуйста про эти правила. (Дети рассказывают)
- Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы выводят в них птенцов.
- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
- Нельзя громко в лесу слушать музыку, можно их испугать.
-Молодцы, ребята! Чем птицы похожи, вы мне сказали, а чем птицы отличаются друг от друга?
(Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев, местом, где строят гнезда).
-Правильно. А еще они отличаются своим пением. В народе говорят: «Всякая птица своим пером гордится и по-своему поет».
- (Показать модель «ухо») Вы догадались, что вам предстоит сделать. (Слушать пение птиц и отгадать, какая птица поет). Чтобы у нас все получилось, вы должны быть внимательны и помнить, что в лесу громко кричать нельзя. Надо дождаться пока птица споет свою песню и только потом отвечать, но не перебивая друг друга. (Звучат голоса птиц, дети отгадывают. Убирают картинку птицы с мольберта)
- Молодцы! Хорошо знаете голоса птиц нашего края. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях? (Рассуждение детей: О том, как птицы любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.)
Мы отправляемся дальше, и я приглашаю вас на веселую птичью разминку.
Физкультминутка:
Стая птиц летит к нам с юга,
Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Птички начали спускаться, на поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птицам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
Вот и Родина. Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети выполняют движения, в соответствии с текстом).
- Мы снова оправляемся дальше. (Звучит музыка. Дети подходят к столам и садятся.)
- Сейчас я вас познакомлю со стихотворением, которое посвящено одной птице. Давайте его выучим. И не только выучим. Видите, на подсказке нарисован карандаш. Что это может означать?(Высказывание детей) Да, вы его еще и зарисуете. А поможет нам в этом мнемотаблица. (Показать пустую мнемотаблицу).
-А мнемотаблица пустая, на ней ничего нет. Но ничего страшного, я вам загадаю загадку, вы мне скажите, о какой птице мы будем запоминать и зарисовывать стихотворение и мнемотаблица откроется.
Загадка:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по полю вскачь,
А зовется птица…..(ГРАЧ)
(Показать мнемотаблицу со стихотворением)
- Вы поняли, как называется стихотворение, про какую оно птицу?
- Приготовьте свои ушки. Слушайте внимательно. (Педагог читает стихотворение)
- Ребята, о ком это стихотворение?
- А теперь, я снова прочитаю стихотворение, а вы внимательно смотрите на мнемотаблицу. (Прочитать еще раз стихотворение с опорой на картинки в мнемотаблице. Вместе с детьми прочитать стихотворение еще раз).
- А теперь, я снова закрываю табличку, а вы вспоминайте стихотворение и зарисуйте его. (Дети выполняют задание)
- Посмотрите, ребята, какие вы молодцы, вспомнили стихотворение от начала до конца. Свои мнемотаблички вы унесите домой и расскажете стихотворение своим маме и папе.
Подведение итогов.
Наше с вами путешествие подошло к концу. Вам понравилось оно? Что нового вы сегодня узнали? (Высказывание детей) Что вам больше всего понравилось? Спасибо вам большое, вы большие молодцы. Я вижу, как вы много знаете о птицах. Нам пора возвращаться в обратный путь, но перед этим давайте перелетных птиц посадим на наше дерево, пусть они нас радуют своим присутствием и звонкими голосами. (Дети берут картинки птиц и вешают на березу). Прощаются с гостями и выходят из группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа
Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
календарный план "Перелетные птицы" старшая группа
Календарно-тематический план психолого-педагогической работы в старшей группе на тему недели "Перелетные птицы" по ФГОС. Программа "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильев...
конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/
конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/...
Конспект занятия по рисованию «Перелетные птицы» (старшая группа)
Конспект занятия по рисованию«Перелетные птицы»(старшая группа) ...
Проект "Перелетные птицы"- старшая группа
Образовательный проект«Перелетные птицы»для детей старшей группы Савенкова Наталья Валентиновна,воспитатель,МКДОУ № 17 «Земляничка»с.Коменки Сроки проведения: 15.03.2016 – 31.03.2016 года.Ти...
Конспект НОД "Перелетные птицы" старшая группа
Конспект НОД "Перелетные птицы" старшая группа...
Коспект Нод "Перелетные птицы" старшая группа
Учимся делать набросок птицы карандашом, с последующим раскрашиванием акварелью....